Автор: Белопольская Ирина Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Очурский детский сад "Колосок" Населённый пункт: Алтайский район,с.Очуры Наименование материала: методическая разработка Тема: Проект "Перелетные птицы" Раздел: дошкольное образование
Цель проекта: обобщить знания детей
о перелетных птицах, их образе
жизни
и
отличительных
особенностях,
закрепить
знания
о
природе,
воспитывать любознательность.
Задачи проекта:
Физическая линия развития
1.
Способствовать развитию у детей ритмических двигательных навыков.
2.
Развивать мелкую моторику.
3.
Совершенствовать координацию движений.
Социально-моральная линия развития
1.
Воспитывать активность, желание участвовать в общей работе, выполнять правила
поведения.
2.
Развивать
умение
осуществлять
элементарные
действия
самоконтроля
и
взаимооценки.
3.
Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, желание помогать им.
Эмоционально-ценностная линия развития
1.
Развивать
положительный
эмоциональный
отклик
к
различным
видам
речевой
деятельности.
2.
Обогащать эмоционально-чувственную сферу.
3.
Воспитывать
эмоционально-позитивное
отношение
к
окружающей
действительности.
Познавательная линия развития
1.
Расширять кругозор детей о народных праздниках.
2.
Уточнить знания детей о перелетных птицах, их отличительных особенностях.
3.
Закрепить умение распознавать птиц по величине, окраске, издаваемым звукам.
4.
Способствовать развитию познавательной активности и формированию желания
расширять свой кругозор знаниями о птицах.
Речевая линия развития
1.
Способствовать активизации словаря ( закрепить названия птиц, их особенности и
качественные характеристики; совершенствовать понимание смысловой стороны
речи; учить подбирать слова с противоположным и близким значением).
2.
Развивать понимание и использование в речи грамматических средств ( учить
использовать
пространственные
предлоги
–
в,
над,
под,
из;
обучать
разным
способам словообразования с помощью суффиксов, путем слияния двух слов).
3.
Развивать
связную
речь
(
формировать
навыки
составления
описательного
рассказа; обучать детей разным типам высказывания с компонентами рассуждения;
закреплять
умение
передавать
интонационную
законченность
предложения,
правильно
передавать
интонацию
вопроса;
совершенствовать
выразительность
речи)
Художественно- эстетическая линия развития
1.
Воспитывать интерес к народному творчеству.
2.
Воспитывать интерес к художественным произведениям, формировать желание
получать необходимые знания о птицах из книг.
3.
Формировать у детей интерес к музыкальному творчеству, развивать
положительный эмоциональный отклик к различным видам музыкальной
деятельности.
Креативная линия развития
1.
Обучать детей элементам словотворчества.
2.
С целью развития мыслительных способностей формировать умение задавать
вопросы.
Прогнозируемый результат:
этот проект позволит развить у детей познавательный
интерес к жизни птиц, воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.
Длительность проекта:
17дней
Участники проекта:
дети
старшей группы, воспитатели, родители.
План реализации проекта:
1 этап – мотивационный (2 дня)
2 этап – информационный (4 дня)
3 этап – репродуктивный (4 дня)
4 этап – итоговый (3 дня)
5 этап – творческий (3 дня)
6 этап – рефлексивно-оценивающий (1день)
Содержание проекта
Первый этап ( мотивационный)
Можно все сделать, стоит только захотеть.
Задачи педагога на этапе:
- Создать мотивацию, способствующую превращению педагогического задания в желание
детей исследовать и творить, а также внутренней активности детей.
- Конкретизировать свои педагогические задачи на период реализации проекта, учитывая
индивидуальные особенности каждого ребенка группы.
Виды деятельности
Цель
Тематическое
занятие « 1 апреля –
Международный день птиц»
Дать знания о том, как в мире отмечается данный праздник.
Расширить представление детей о птицах, закрепить
характерные особенности зимующих и перелетных птиц.
Формировать умение устанавливать причинно-следственные
связи между явлениями происходящими в природе.
Способствовать развитию познавательной активности и
формированию желания расширять свой кругозор знаниями о
птицах.
Наблюдения за птицами
Учить замечать происходящие изменения в природе,
устанавливать взаимосвязи между живой и неживой
природой, отмечать какие изменения произошли в жизни
птиц.
Чтение художественных
произведений:
- А.Толстой «Сорока»
- Н.Сладков
«Скворцы- молодцы»,
«Вежливая галка»
Воспитывать интерес к художественным произведениям,
формировать умение получать необходимые знания из
содержания художественных произведений.
Практическая деятельность
« Птиц мы встречаем –
вкусной едой угощаем».
Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям,
желание помогать им.
Совместно с детьми и
родителями организовать
выставку книг о птицах.
Воспитывать интерес к художественным произведениям,
формировать желание получать необходимые знания о птицах
из книг.
Виды деятельности
Цель
Работа с родителями:
- предварительный совместный
труд по изготовлению кормушек и
скворечников;
- познакомить родителей с
началом новой темы;
- разместить в родительском
уголке информацию « Знакомим
детей с перелетными птицами»
Дать детям знания о том, что в Международный день птиц
взрослые и дети развешивают домики и кормушки для птиц,
которые возвращаются домой из теплых стран;
Развивать интерес к выполнению общего дела с родителями.
Воспитывать экологическое сознание и экологическое
поведение в природе, эмоционально-позитивное отношение
к окружающей действительности.
Второй этап ( информационный)
Не говори «не умею», а говори «научусь».
Задачи педагога на этапе:
- Способствовать развитию у детей желания познавать новое;
- Формировать у детей умение учиться, желание поддерживать все начинания и предложения
воспитателя;
- Развивать познавательный интерес, творческие способности детей.
Виды деятельности
Цель
Тематическое занятие
«Перелетные птицы»
Уточнить и расширить знания детей о перелетных птицах,
об их повадках, образе жизни и отличительных
особенностях, воспитывать любознательность, желание
узнать новое, интересное.
Чтение художественных
произведений:
В.Сухомлинский «Грач прилетел»;
В.Бондаренко «Журавль вернулся»;
Л.Полтава «Где живут наши птицы»
И.Бондарчук «Домик для птиц»;
К. Перелесная « Ласточка»;
Заучивание пословиц, поговорок,
загадок о птицах.
Воспитывать познавательный интерес к художественным
произведениям, закрепить умение внимательно слушать
произведение, анализировать содержание.
Экскурсия-поиск птиц в природе
Изучение условий и образа жизни птиц, наблюдения за
способами передвижения, питания; слушание пения птиц,
формирование умения различать голоса птиц.
Беседа «Встречаем перелетных
птиц»
Углубить знания детей о природе родного края, о
перелетных птицах, познакомить детей с традициями и
обычаями украинского народа, связанных с птицами.
Музыкальные занятия:
-Разучивание укр. Народной песни
«Ой, у вишневому садочку» , песни
« Повертайся, ластівко» ( муз. В
Верменича, слова М.Сигаївського),
песни «Зозуленька» (музыка и слова
Н.Вересокіної );
- Разучивание песни-танца « Ой,
летіла зозуленька», музыкальной
игры « Скворушки»;
- Слушание романса композитора А.
Формировать у детей интерес к музыкальному творчеству,
развивать положительный эмоциональный отклик к
различным видам музыкальной деятельности.
Развивать образность движений.
Алябьева «Жаворонок».
Виды деятельности
Цель
Слушание записи голосов птиц
Познакомить с отличительными особенностями песни следующих птиц (ласточка, грач,
скворец, соловей, кукушка, жаворонок). Формировать желание и умение различать птиц
по голосу.
Дидактические игры:
«Кто где живет?», «Угадай птицу», «Кто что ест?», «Найди птенца», «Чье гнездо?»,
«Угадай по голосу», «Кто требует нашей заботы?».
Закрепить знания о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях,
пояснить их зависимость от природных условий, людей. Воспитывать заботливое
отношение к птицам.
Экскурсия по страницам фотоальбома « Перелетные птицы»
Развивать у детей познавательный интерес к образу жизни перелетных птиц.
Заучивание стихотворений о птицах.
Формировать у детей умение передавать характерные особенности птиц в стихотворной
форме, воспитывать интерес к художественному слову.
Техника безопасности
Познакомить детей с правилами поведения с птицами ближайшего окружения, объяснить
небезопасность общения с незнакомыми и больными птицами.
Работа с родителями :
-Предложить родителям информационную консультацию «Встречаем перелетных птиц»
Обеспечение преемственности в подаче и закреплении у детей знаний о перелетных
птицах.
Третий этап (репродуктивный)
Это же просто, у тебя выйдет! Тот, кто уверен в себе, в своих силах, много чего может
сделать для себя и для людей.
Задачи педагога на этапе:
- Помочь каждому ребенку испробовать свои возможности, сопоставив их с желаниями;
- Вызвать чувство уверенности в своих силах, умение принимать результаты детской
деятельности с радостью и гордостью;
- Создать условия, при которых у детей возникает желание проявлять творчество;
- Проследить динамику развития каждого ребенка в сравнении с его личными
предыдущими достижениями.
Виды деятельности
Цель
Составление описательных рассказов о птицах.
Закреплять умение детей составлять описательные рассказы о птицах (внешний вид,
отличительные особенности, чем питается, где живет, какие гнезда строит, как заботится о
своем потомстве, какую песню поет, особенности взаимодействия с человеком); развивать
связную речь, обогащать словарь.
Дидактические игры:
-Разложи птиц по месту обитания;
- Узнай птицу по описанию;
- Назови птенцов.
Закрепить знания детей о птицах.
Виды деятельности
Цель
Конструирование из бумаги «Грачи прилетели»
-Развивать навыки конструирования из бумаги по схеме.
-Учить читать схему, понимать условные обозначения.
-Учить придерживаться предложенной в схеме последовательности выполнения
поделки.
-Учить украшать поделку ,« оживлять» ее с помощью рисования или аппликации.
-Развивать интерес к искусству оригами.
Изготовление книжек-малюток
« Птицы – наши друзья»
Учить отражать в содержании книжек-малюток знакомую информацию о перелетных
птицах, оформлять ее красочно, в привлекательном виде.
Рисование птиц.
Учить передавать в рисунке характерные особенности внешнего вида птицы.
Лепка жаворонков из соленого теста.
Приобщать детей к народным традициям и обычаям.
Подвижные игры:
« Птицы » - дети ходят вокруг кормушки, а по сигналу разбегаются.
« Лягушки и цапли » - прыжки и ходьба с высоко поднятыми коленями.
« Воробьи и ястреб » - по типу «Кот и мыши».
« Летал, летал воробей » - народная игра.
Развивать образность движений, формировать интерес к двигательной активности.
Музыкальная игра «Птичья мелодия»
Учить детей подбирать звучание разных музыкальных инструментов к образу той или
иной птицы.
Изготовление стенгазет :
-«Международный день птиц»,
-«Это интересно знать!» (необычные факты из жизни перелетных птиц),
-«Как мы птиц встречали» (фоторепортаж)
Учить детей применять свои знания при составлении различных видов газет.
Экспериментальная деятельность.
Собрать коллекцию домиков для птиц. Собрать с детьми материалы, из которых их
делают.
Формировать у детей познавательную активность.
Прогулка.
Развесить кормушки на деревьях, растущих вокруг детского сада. Насыпать в кормушки
корм, крошки, зернышки.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, желание помогать им.
Работа с родителями.
Предложить совместно с ребенком изготовить буклет или презентацию о перелетных
птицах
Развивать интерес к выполнению общего дела с родителями. Обеспечение
преемственности в закреплении у детей знаний о перелетных птицах.
Четвертый этап (обобщение, анализ и систематизация знаний)
Мудрым никто не родился, а научился.
Задачи педагога на этапе:
-
Выяснить, произошли ли изменения в развитии каждого воспитанника;
-
Обобщить и систематизировать навыки и умения, приобретенные детьми на
протяжении предыдущих этапов.
Виды деятельности
Цель
Игра-викторина «Что мы знаем о птицах».
Уточнить и обобщить у детей знания о перелетных птиц, их сезонном поведении.
Вечер загадок «Наши пернатые друзья».
Уточнить и обобщить у детей знания о перелетных птиц,
Дидактические игры:
« Разбери птиц »
« Четвертый лишний » (какая птица лишняя?)
« Кто чем питается? » (подобрать корм)
«Найди свою группу»
Закреплять умение классифицировать птиц на перелетных, зимующих. Учить сравнивать
и обобщать.
Разгадывание с детьми кроссвордов о перелетных птицах.
Закрепить знания у детей названий птиц, особенностей их внешнего вида.
Самостоятельная художественная деятельность. Рисование на тему «Моя любимая птица»
Закрепить умение передавать в рисунке образ птицы, ее характерные особенности.
Музыкальная дидактическая игра
«Узнай по голосу».
Закрепить умение различать птиц по голосу.
Инсценировка для детей младшей и средней групп « С птицами я дружу, и о них я
расскажу».
Закрепить умение детей передавать свои знания о перелетных птица в театрализованной
деятельности.
Дидактическое упражнение «Узнай птицу».
Закрепить у детей умение с помощью вопросов угадывать птицу.
Игра-путешествие « В гости к птицам»
Закрепить знания детей о птицах, их образе жизни и отличительных особенностях,
Пятый этап (творческий)
Не бойтесь мечтать, фантазировать и творить!
Задачи педагога на этапе:
-
Верить в творческий потенциал, способности каждого ребенка;
-
Создать благоприятную атмосферу для их развития;
-
Наполнить творческий процесс позитивными эмоциями;
-
Использовать в работе идеи детей, родителей, сотрудников.
Виды деятельности
Цель
«Составление творческих рассказов на темы «Моя любимая птица»,
« Что интересного я знаю о грачах» «Один день из жизни ласточки…»,
«Эта удивительная птица - соловей» и др..
Виды деятельности
Учить применять полученные знания о перелетных птицах при составлении творческих
рассказов. Развивать речевую активность детей, творческое воображение и фантазию.
Цель
Творческие изображения птиц с использованием нетрадиционных техник(крупы, ткани,
ниток, перьев, глины, теста, термомозаики).
Развивать творческие изобразительные навыки при передаче образа перелетной птицы.
Придумывание сказки на тему
« Необычное путешествие ласточки». В работе использовать знакомый детям алгоритм
создания сказки – взрослый поэтапно рисует сюжет сказки, придуманной детьми.
Развивать у детей творческое воображение.
Привлечь детей к оформлению фотоальбома « Птицы - наши друзья».
Формировать у детей позитивные эмоции при выполнении творческой деятельности.
Совместно с детьми разработать эскизы костюмов птиц к празднику.
Развивать у детей желание проявлять дизайнерские умения в практической деятельности.
Изготовление птиц из бумаги в подарок малышам.
Развивать творческие навыки по конструированию из бумаги при передаче образа
перелетной птицы.
Конкурс на лучшего чтеца стихов о птицах.
Развивать навыки выразительности речи, формировать положительный эмоциональный
настрой.
Работа с родителями.
Организовать конкурс «Лучший стоп-кадр» (фотография птицы)
Развивать интерес к выполнению общего дела с родителями. Создать благоприятную
атмосферу для развития творческих способностей детей.
Шестой этап (рефлексивно-оценивающий)
Замечаем и радуемся успехам каждого.
Задачи педагога на этапе:
- Научиться характеризовать как свое личное развитие, так и умственное, моральное
развитие воспитанников;
- отобрать для дальнейшей работы педагогические методы и приемы, давшие наилучшие
результаты.
Тематический праздник птиц.
Уточнить знания детей о перелетных птицах, их отличительных особенностях.
Закрепить умение распознавать птиц по величине, окраске, издаваемым звукам.
Расширять кругозор детей о народных праздниках.
Развивать связную речь, способствовать активизации словаря.
Обучать детей элементам словотворчества.
Развивать
положительный
эмоциональный
отклик
к
различным
видам
речевой
деятельности.
Обогащать эмоционально-чувственную сферу.