Напоминание

Проект "Перелетные птицы"


Автор: Белопольская Ирина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Очурский детский сад "Колосок"
Населённый пункт: Алтайский район,с.Очуры
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Перелетные птицы"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Т е м а п р о е к т а

« П е р е л е т н ы е п т и ц ы»

Цель проекта:
обобщить знания детей о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, закрепить знания о природе, воспитывать любознательность.
Задачи проекта:

Физическая линия развития
1. Способствовать развитию у детей ритмических двигательных навыков. 2. Развивать мелкую моторику. 3. Совершенствовать координацию движений.
Социально-моральная линия развития

1.
Воспитывать активность, желание участвовать в общей работе, выполнять правила поведения.
2.
Развивать умение осуществлять элементарные действия самоконтроля и взаимооценки.
3.
Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, желание помогать им.
Эмоционально-ценностная линия развития
1. Развивать положительный эмоциональный отклик к различным видам речевой деятельности. 2. Обогащать эмоционально-чувственную сферу. 3. Воспитывать эмоционально-позитивное отношение к окружающей действительности.
Познавательная линия развития
1. Расширять кругозор детей о народных праздниках. 2. Уточнить знания детей о перелетных птицах, их отличительных особенностях. 3. Закрепить умение распознавать птиц по величине, окраске, издаваемым звукам. 4. Способствовать развитию познавательной активности и формированию желания расширять свой кругозор знаниями о птицах.
Речевая линия развития
1. Способствовать активизации словаря ( закрепить названия птиц, их особенности и качественные характеристики; совершенствовать понимание смысловой стороны речи; учить подбирать слова с противоположным и близким значением). 2. Развивать понимание и использование в речи грамматических средств ( учить использовать пространственные предлоги – в, над, под, из; обучать разным способам словообразования с помощью суффиксов, путем слияния двух слов). 3. Развивать связную речь ( формировать навыки составления описательного рассказа; обучать детей разным типам высказывания с компонентами рассуждения; закреплять умение передавать интонационную законченность предложения, правильно передавать интонацию вопроса; совершенствовать выразительность речи)
Художественно- эстетическая линия развития
1. Воспитывать интерес к народному творчеству. 2. Воспитывать интерес к художественным произведениям, формировать желание получать необходимые знания о птицах из книг. 3. Формировать у детей интерес к музыкальному творчеству, развивать положительный эмоциональный отклик к различным видам музыкальной деятельности.
Креативная линия развития
1. Обучать детей элементам словотворчества. 2. С целью развития мыслительных способностей формировать умение задавать вопросы.

Прогнозируемый результат:
этот проект позволит развить у детей познавательный интерес к жизни птиц, воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.
Длительность проекта:
17дней
Участники проекта:
дети старшей группы, воспитатели, родители.
План реализации проекта:
1 этап – мотивационный (2 дня) 2 этап – информационный (4 дня) 3 этап – репродуктивный (4 дня) 4 этап – итоговый (3 дня) 5 этап – творческий (3 дня) 6 этап – рефлексивно-оценивающий (1день)
Содержание проекта

Первый этап ( мотивационный)
Можно все сделать, стоит только захотеть.
Задачи педагога на этапе:

-
Создать мотивацию, способствующую превращению педагогического задания в желание детей исследовать и творить, а также внутренней активности детей. - Конкретизировать свои педагогические задачи на период реализации проекта, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка группы.
Виды деятельности

Цель
Тематическое занятие « 1 апреля – Международный день птиц» Дать знания о том, как в мире отмечается данный праздник. Расширить представление детей о птицах, закрепить характерные особенности зимующих и перелетных птиц. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями происходящими в природе. Способствовать развитию познавательной активности и формированию желания расширять свой кругозор знаниями о птицах. Наблюдения за птицами Учить замечать происходящие изменения в природе, устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой, отмечать какие изменения произошли в жизни птиц. Чтение художественных произведений: - А.Толстой «Сорока» - Н.Сладков «Скворцы- молодцы», «Вежливая галка» Воспитывать интерес к художественным произведениям, формировать умение получать необходимые знания из содержания художественных произведений. Практическая деятельность « Птиц мы встречаем – вкусной едой угощаем». Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, желание помогать им. Совместно с детьми и родителями организовать выставку книг о птицах. Воспитывать интерес к художественным произведениям, формировать желание получать необходимые знания о птицах из книг.

Виды деятельности

Цель
Работа с родителями: - предварительный совместный труд по изготовлению кормушек и скворечников; - познакомить родителей с началом новой темы; - разместить в родительском уголке информацию « Знакомим детей с перелетными птицами» Дать детям знания о том, что в Международный день птиц взрослые и дети развешивают домики и кормушки для птиц, которые возвращаются домой из теплых стран; Развивать интерес к выполнению общего дела с родителями. Воспитывать экологическое сознание и экологическое поведение в природе, эмоционально-позитивное отношение к окружающей действительности.
Второй этап ( информационный)
Не говори «не умею», а говори «научусь».
Задачи педагога на этапе:

-
Способствовать развитию у детей желания познавать новое; - Формировать у детей умение учиться, желание поддерживать все начинания и предложения воспитателя; - Развивать познавательный интерес, творческие способности детей.
Виды деятельности

Цель
Тематическое занятие «Перелетные птицы» Уточнить и расширить знания детей о перелетных птицах, об их повадках, образе жизни и отличительных особенностях, воспитывать любознательность, желание узнать новое, интересное. Чтение художественных произведений: В.Сухомлинский «Грач прилетел»; В.Бондаренко «Журавль вернулся»; Л.Полтава «Где живут наши птицы» И.Бондарчук «Домик для птиц»; К. Перелесная « Ласточка»; Заучивание пословиц, поговорок, загадок о птицах. Воспитывать познавательный интерес к художественным произведениям, закрепить умение внимательно слушать произведение, анализировать содержание. Экскурсия-поиск птиц в природе Изучение условий и образа жизни птиц, наблюдения за способами передвижения, питания; слушание пения птиц, формирование умения различать голоса птиц. Беседа «Встречаем перелетных птиц» Углубить знания детей о природе родного края, о перелетных птицах, познакомить детей с традициями и обычаями украинского народа, связанных с птицами. Музыкальные занятия: -Разучивание укр. Народной песни «Ой, у вишневому садочку» , песни « Повертайся, ластівко» ( муз. В Верменича, слова М.Сигаївського), песни «Зозуленька» (музыка и слова Н.Вересокіної ); - Разучивание песни-танца « Ой, летіла зозуленька», музыкальной игры « Скворушки»; - Слушание романса композитора А. Формировать у детей интерес к музыкальному творчеству, развивать положительный эмоциональный отклик к различным видам музыкальной деятельности. Развивать образность движений.
Алябьева «Жаворонок».
Виды деятельности

Цель
Слушание записи голосов птиц Познакомить с отличительными особенностями песни следующих птиц (ласточка, грач, скворец, соловей, кукушка, жаворонок). Формировать желание и умение различать птиц по голосу. Дидактические игры: «Кто где живет?», «Угадай птицу», «Кто что ест?», «Найди птенца», «Чье гнездо?», «Угадай по голосу», «Кто требует нашей заботы?». Закрепить знания о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, пояснить их зависимость от природных условий, людей. Воспитывать заботливое отношение к птицам. Экскурсия по страницам фотоальбома « Перелетные птицы» Развивать у детей познавательный интерес к образу жизни перелетных птиц. Заучивание стихотворений о птицах. Формировать у детей умение передавать характерные особенности птиц в стихотворной форме, воспитывать интерес к художественному слову. Техника безопасности Познакомить детей с правилами поведения с птицами ближайшего окружения, объяснить небезопасность общения с незнакомыми и больными птицами. Работа с родителями : -Предложить родителям информационную консультацию «Встречаем перелетных птиц» Обеспечение преемственности в подаче и закреплении у детей знаний о перелетных птицах.
Третий этап (репродуктивный)
Это же просто, у тебя выйдет! Тот, кто уверен в себе, в своих силах, много чего может сделать для себя и для людей.
Задачи педагога на этапе:
- Помочь каждому ребенку испробовать свои возможности, сопоставив их с желаниями; - Вызвать чувство уверенности в своих силах, умение принимать результаты детской деятельности с радостью и гордостью; - Создать условия, при которых у детей возникает желание проявлять творчество; - Проследить динамику развития каждого ребенка в сравнении с его личными предыдущими достижениями.
Виды деятельности

Цель
Составление описательных рассказов о птицах. Закреплять умение детей составлять описательные рассказы о птицах (внешний вид, отличительные особенности, чем питается, где живет, какие гнезда строит, как заботится о своем потомстве, какую песню поет, особенности взаимодействия с человеком); развивать связную речь, обогащать словарь.
Дидактические игры: -Разложи птиц по месту обитания; - Узнай птицу по описанию; - Назови птенцов. Закрепить знания детей о птицах.
Виды деятельности

Цель
Конструирование из бумаги «Грачи прилетели» -Развивать навыки конструирования из бумаги по схеме. -Учить читать схему, понимать условные обозначения. -Учить придерживаться предложенной в схеме последовательности выполнения поделки. -Учить украшать поделку ,« оживлять» ее с помощью рисования или аппликации. -Развивать интерес к искусству оригами. Изготовление книжек-малюток « Птицы – наши друзья» Учить отражать в содержании книжек-малюток знакомую информацию о перелетных птицах, оформлять ее красочно, в привлекательном виде. Рисование птиц. Учить передавать в рисунке характерные особенности внешнего вида птицы. Лепка жаворонков из соленого теста. Приобщать детей к народным традициям и обычаям.

Подвижные игры: « Птицы » - дети ходят вокруг кормушки, а по сигналу разбегаются. « Лягушки и цапли » - прыжки и ходьба с высоко поднятыми коленями. « Воробьи и ястреб » - по типу «Кот и мыши». « Летал, летал воробей » - народная игра. Развивать образность движений, формировать интерес к двигательной активности. Музыкальная игра «Птичья мелодия» Учить детей подбирать звучание разных музыкальных инструментов к образу той или иной птицы. Изготовление стенгазет : -«Международный день птиц», -«Это интересно знать!» (необычные факты из жизни перелетных птиц), -«Как мы птиц встречали» (фоторепортаж) Учить детей применять свои знания при составлении различных видов газет. Экспериментальная деятельность. Собрать коллекцию домиков для птиц. Собрать с детьми материалы, из которых их делают. Формировать у детей познавательную активность.
Прогулка. Развесить кормушки на деревьях, растущих вокруг детского сада. Насыпать в кормушки корм, крошки, зернышки. Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, желание помогать им. Работа с родителями. Предложить совместно с ребенком изготовить буклет или презентацию о перелетных птицах Развивать интерес к выполнению общего дела с родителями. Обеспечение преемственности в закреплении у детей знаний о перелетных птицах.
Четвертый этап (обобщение, анализ и систематизация знаний)
Мудрым никто не родился, а научился.
Задачи педагога на этапе:
- Выяснить, произошли ли изменения в развитии каждого воспитанника; - Обобщить и систематизировать навыки и умения, приобретенные детьми на протяжении предыдущих этапов.
Виды деятельности

Цель
Игра-викторина «Что мы знаем о птицах». Уточнить и обобщить у детей знания о перелетных птиц, их сезонном поведении. Вечер загадок «Наши пернатые друзья». Уточнить и обобщить у детей знания о перелетных птиц, Дидактические игры: « Разбери птиц » « Четвертый лишний » (какая птица лишняя?) « Кто чем питается? » (подобрать корм) «Найди свою группу» Закреплять умение классифицировать птиц на перелетных, зимующих. Учить сравнивать и обобщать. Разгадывание с детьми кроссвордов о перелетных птицах. Закрепить знания у детей названий птиц, особенностей их внешнего вида. Самостоятельная художественная деятельность. Рисование на тему «Моя любимая птица» Закрепить умение передавать в рисунке образ птицы, ее характерные особенности. Музыкальная дидактическая игра «Узнай по голосу». Закрепить умение различать птиц по голосу.
Инсценировка для детей младшей и средней групп « С птицами я дружу, и о них я расскажу». Закрепить умение детей передавать свои знания о перелетных птица в театрализованной деятельности. Дидактическое упражнение «Узнай птицу». Закрепить у детей умение с помощью вопросов угадывать птицу. Игра-путешествие « В гости к птицам» Закрепить знания детей о птицах, их образе жизни и отличительных особенностях,
Пятый этап (творческий)
Не бойтесь мечтать, фантазировать и творить!
Задачи педагога на этапе:
- Верить в творческий потенциал, способности каждого ребенка; - Создать благоприятную атмосферу для их развития; - Наполнить творческий процесс позитивными эмоциями; - Использовать в работе идеи детей, родителей, сотрудников.
Виды деятельности

Цель
«Составление творческих рассказов на темы «Моя любимая птица», « Что интересного я знаю о грачах» «Один день из жизни ласточки…», «Эта удивительная птица - соловей» и др..
Виды деятельности
Учить применять полученные знания о перелетных птицах при составлении творческих рассказов. Развивать речевую активность детей, творческое воображение и фантазию.
Цель
Творческие изображения птиц с использованием нетрадиционных техник(крупы, ткани, ниток, перьев, глины, теста, термомозаики). Развивать творческие изобразительные навыки при передаче образа перелетной птицы. Придумывание сказки на тему « Необычное путешествие ласточки». В работе использовать знакомый детям алгоритм создания сказки – взрослый поэтапно рисует сюжет сказки, придуманной детьми. Развивать у детей творческое воображение. Привлечь детей к оформлению фотоальбома « Птицы - наши друзья». Формировать у детей позитивные эмоции при выполнении творческой деятельности. Совместно с детьми разработать эскизы костюмов птиц к празднику.
Развивать у детей желание проявлять дизайнерские умения в практической деятельности. Изготовление птиц из бумаги в подарок малышам. Развивать творческие навыки по конструированию из бумаги при передаче образа перелетной птицы. Конкурс на лучшего чтеца стихов о птицах. Развивать навыки выразительности речи, формировать положительный эмоциональный настрой. Работа с родителями. Организовать конкурс «Лучший стоп-кадр» (фотография птицы) Развивать интерес к выполнению общего дела с родителями. Создать благоприятную атмосферу для развития творческих способностей детей.
Шестой этап (рефлексивно-оценивающий)
Замечаем и радуемся успехам каждого.
Задачи педагога на этапе:
- Научиться характеризовать как свое личное развитие, так и умственное, моральное развитие воспитанников; - отобрать для дальнейшей работы педагогические методы и приемы, давшие наилучшие результаты. Тематический праздник птиц. Уточнить знания детей о перелетных птицах, их отличительных особенностях. Закрепить умение распознавать птиц по величине, окраске, издаваемым звукам. Расширять кругозор детей о народных праздниках. Развивать связную речь, способствовать активизации словаря. Обучать детей элементам словотворчества. Развивать положительный эмоциональный отклик к различным видам речевой деятельности. Обогащать эмоционально-чувственную сферу.


В раздел образования