Использование традиций чувашского народа в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста
Автор: Григорьева Надежда Рудольфовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 117" Населённый пункт: г. Чебоксары Наименование материала: Статья Тема: Использование традиций чувашского народа в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 117 «Белоснежка» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей»
города Чебоксары Чувашской Республики
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ ЧУВАШСКОГО НАРОДА
В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Подготовила:
воспитатель
Григорьева Н.Р.
Чебоксары 2016
В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации
нашего
многонационального
общества,
необычайно
важное
значение
приобретает
воспитание
и
образование
подрастающего
поколения
на
традициях национальной культуры.
Несмотря на то, что проблем на этнической и межнациональной почве у
детей не возникает, всё равно надо научить ребёнка с детства с уважением
относится к другим народам, как к их истории, особенностям их национальной
культуры, традициям. Необходимо найти разумный баланс между этническим
самосознанием и толерантным отношением дошкольника к обычаям, культуре,
языку
других
народов,
совместить
ценности
своей
культуры
с
общечеловеческими.
Высокая
чувствительность
и
гибкость
природных
механизмов, предрасположенность к анализу и сравнению, отсутствие страха
социальных условностей позволяют выделить именно дошкольный возраст как
наиболее
оптимальный
период
в
жизни
человека
для
определения
своих
нравственных и этических ориентировок.
В дошкольном возрасте ребёнок усваивает первые представления о своей
этнической
принадлежности,
у
него
формируются
основы
национального
самосознания. Это осуществляется в процессе вхождения ребёнка в культуру
родного народа. На этом фундаменте происходит развитие в ребёнке, как
этнического
самосознания,
так
и
толерантности.
Этнокультурологическое
образование дошкольников в детском саду состоит их знакомства с родным
языком (в основном в детском саду присутствуют русскоязычные семьи) и
дополнительное знакомство с языком сверстников ближайшего национального
окружения
(дети,
владеющие
чувашским
языком).
Но
большинству
русскоязычных детей (даже из этнических чувашских семей) очень трудно
воспринимать
национальный
язык,
традиции,
культуру.
Перед
педагогами
встал вопрос – как можно донести до ребёнка многогранность национальной
культуры. Большую роль во взаимоотношениях между детьми - отводится
игре. Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ
переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец,
А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). Игра является средством
самовыражения
и
самореализации
ребенка
–
играя,
дети
знакомятся
с
чувствами,
настроениями
персонажей,
осваивают
способы
внешнего
выражения чувств и эмоций, осознают причины того или иного настроя. Мир
другой культуры, в котором живут, играют, поют дети, говорящие на другом
языке, остается для ребенка ЧУЖЫМ и закрытым. Мост, по которому проходит
кратчайший путь постижения «Чужого» - игра. В игре «чужое» перестает быть
«чужим»
и
становиться
«своим»,
мир
перестает
делиться
на
«своих»
и
«чужих» - он начинает становится единым для играющих, а театрализованные
игры способствуют лучшему восприятию национальной культуры.
Театр – искусство синтетическое. Оно объединяет в себе несколько видов
искусств: слово, музыку, живопись, которые в комплексе служат единой цели –
донести
до
зрителя
смысловую
направленность
художественных
образов.
Ребёнок
с
удовольствием
перевоплощается
в
тех
или
иных
персонажей,
обыгрывает
сценки
из
фольклорных
произведений,
проговаривает
определённые
слова
на
другом
языке,
принимает
участие
в
изготовлении
атрибутов и костюмов для театрализованных постановок.
Знакомство с малыми фольклорными формами начинается уже в младшем
дошкольном
возрасте,
когда
воспитатель,
проводя
режимные
моменты,
проговаривает потешки на чувашском и на русском языке, дублируя свои слова
определёнными
действиями,
движениями;
обыгрываются
с
игрушками
небольшие бытовые сценки, где педагог так же на двух языках озвучивает свои
действия
и
действия
персонажа,
побуждая
ребёнка
повторять
и
слова,
и
действия. Театрализованные развлечения для малышей похожи на развёрнутую
сюжетную игру. Дети не выступают, а включаются в действия с персонажами
знакомых сказок и любимыми игрушками.
Со средней группы детского сада начинается знакомство непосредственно с
чувашским
языком
и
декоративно-прикладным
искусством.
В
данных
возрастных группах, начиная со второго полугодия, проводятся инсценировки
малых фольклорных форм, разучивание песен, небольших и
простых по
содержанию и воспроизведению на чувашском языке сказок, стихов. Все эти
элементы вводятся в традиционные утренники, проводимые в детском саду.
Музыкальные
игры
и
пляски
даются
детям
с
постепенным
усложнением
содержания, двигательных и певческих навыков.
В старшем дошкольном возрасте (старшие и подготовительные к школе
группы)
ведётся
уже
более
глубокая
работа
по
знакомству
с
языком
и
традициями чувашского народа. В работе с детьми этих возрастных групп
используются
такие
формы
работы
как
посиделки,
знакомство
с
традиционными
чувашскими
календарно-сезонными
праздниками:
Новогодний праздник – Сурхури, Масленица – Ҫаварни, Праздник весны –
Акатуй. Эти праздники известны с языческих времён и приобщение к ним
ребёнка, его активное участие в них совместно со взрослым вызывает яркие
положительные
эмоции,
даёт
заряд
проявлению
творчества
и
оставляет
глубокий след на всю жизнь. Также в детском саду проводится спортивный
праздник
Игры
Батыра
–
Паттар
ваййисем,
построенный
на
народных
подвижных
чувашских
играх.
Все
эти
мероприятия
построены
с
использованием фольклора, народных песен и танцев. Всё это способствует
формированию у ребёнка национального самосознания и интереса к культуре
других народов через интеграцию искусств.
Образовательная работа по приобщению детей к народным традициям
проводится
в
тесной
связи
с
семьёй.
Постановка
спектаклей,
концертов,
национальных праздников, ярмарок происходит при активном участием детей
и родителей в их подготовке и проведении: изготовление костюмов, атрибутов
для народных игр, подарков для победителей, приготовление национальных
кушаний.
Создание
соответствующей
развивающей
среды
способствует
формированию положительного отношения к национальной культуре своего
народа и других национальностей. Существенным компонентом этой работы
является
оформление
помещения
или
площадки
на
улице.
Оно
должно
раскрывать перед детьми значение театрализованного действия или праздника.
Оформление
к
каждому
празднику
и
предварительная
работа
с
детьми
и
родителями тщательно продумывается.
Для более широкого знакомства с культурой и традициями родного края в
детском саду организовываются экскурсии в Краеведческий музей с целью
ознакомления
со
старинной
одеждой,
бытом,
ремёслами
чувашей.
Дети
старшего
дошкольного
возраста
регулярно
посещают
тематические
дни
в
детской
библиотеке
имени
Льва
Кассиля,
где
знакомятся
с
культурным
и
историческим
наследием
Чувашии.
Так
же
у
детского
сада
налажено
сотрудничество с ГУК «Республиканский Театр Кукол», дети неоднократно
посещали
спектакли,
созданные
по
чувашским
сказкам
и
произведениям
чувашских авторов. Всё это способствует более глубокому проникновению в
культуру и народные традиции Чувашии.
В подготовке к праздникам, театрализованным представлениям, досугам
проводится
большая
работа
с
родителями
–
беседы,
консультации,
изготовление родителями совместно с детьми тематических альбомов, поделок.
Родители
принимают
активное
участие
в
организации
и
проведении
мероприятия по знакомству с национальными традициями, так при участии
родителей
в
детском
саду
была
собрана
небольшая
коллекция
старинных
вещей быта и одежды из разных районов Чувашии. Всё это используется в
детском саду для постановки праздничных и театрализованных представлений.
На посиделках и праздниках дети знакомятся с деталями костюма, наряжаются
в
него,
входят
в
определённую
роль.
Национальный
костюм
является
средством духовного единения ребёнка с поколениями, жившими до него. При
знакомстве
с
национальным
костюмом
привлекается
внимание
ребёнка
к
внешнему виду костюма, его форме, расцветке, элементах украшения. Дети
воспроизводят детали костюма в продуктивных видах деятельности (рисунок,
аппликация).
Приобщение
ребёнка
к
традициям
национальной
культуры
должно
начинаться
в
раннем
детстве
с
освоения
родного
языка,
эмоционального
отклика на народные игрушки, иллюстрации, потешки, песенки, постепенно
расширяя
круг
общения
с
людьми,
предметами
национального
искусства,
усвоения норм и правил поведения в семье и обществе по мере роста и
развития ребёнка.
Так национальная культура, традиции и обычаи являются неотъемлемой
частью воспитания у детей любви и уважения к Родине, дают возможность
жить в согласии с самим собой и окружающим миром. Дети должны осознать
необходимость сохранения истории и культуры, традиций и обычаев, только
так можно возродить былое значение и величие национальных культур, их
взаимодействие и обогащение.