Формирование экологической культуры в ходе изучения биологии в Астраханском автомобильно-дорожном колледже
Автор: Барышева Наталья Владимировна Должность: преподаватель биологии Учебное заведение: ФГБУОУ АО "АДК" Населённый пункт: г. Астрахань Наименование материала: статья Тема: Формирование экологической культуры в ходе изучения биологии в Астраханском автомобильно-дорожном колледже Раздел: среднее образование
Формирование экологической культуры в ходе изучения биологии
в Астраханском автомобильно-дорожном колледже
В современном обществе антропогенное влияние на окружающую
среду
достигло
небывалой
интенсивности
и
глобальных
масштабов.
Игнорирование
фундаментальных
природных
законов
привело
к
неадекватности принципов и методов вмешательства человека в природу.
Человечество
в
своей
истории
впервые
подошло
к
настоящему
кризису,
углубляющемуся
в
связи
с
возрастающей
потерей
равновесия
между
природными
системами
поддержания
жизни
и
индустриальными,
технологическими
и
демографическими
потребностями
людей.
В
окружающей
среде
наблюдаются
опасные
необратимые
явления,
которые
могут радикально изменить облик планеты и ставят под грозу выживание
самого
человечества.
В
связи
с
этим
одним
из
главных
компонентов
образования в новом столетии становится экология как система научных
знаний
об
окружающем
мире
и
месте
в
нем
человека.
Экологическое
образование рассматривается как системообразующий фактор устойчивого
развития цивилизации. Оно должно формировать у людей представление о
компонентах
окружающей
среды,
способствовать
пониманию
социально-
экономической
обстановки,
культурного
процесса
и
актуальных
проблем
развития общества.
Цели общего экологического образования для устойчивого развития
(ЭОУР)
формулируются
на
метапредметном,
личностном
и
предметном
уровне
в
соответствии
со
стратегической
направленностью
школьного
экологического
образования
как
этапа
непрерывного
экологического
образования личности.
Стратегической направленностью общего экологического образования
является:
• социализация
обучаемых
–
вхождение
в
мир
экологической
культуры; развитие экологической составляющей духовно-нравственной,
эстетической, правовой культуры, культуры учебы и труда; социального
поведения
личности;
культуры
здоровья
и
быта;
оценки
своих
возможностей
и
осознания
своего
места
в
созидании
социальных
отношений общества устойчивого развития;
• ориентация
в
системе
нравственных
категорий
экологической
этики,
признание
ценности
жизни
во
всех
ее
проявлениях,
здоровья
своего
и
других
людей;
приобретение
опыта
решения
нравственных
противоречий экологического сознания в модельных ситуациях;
•
п р и о б щ е н и е
к
п о з н а в ат е л ь н о й
к ул ьт у р е
э к о л о г о -
информационного
общества,
в
котором
информация
становится
новым
экологическим фактором, освоение экосистемной познавательной модели;
•
воспитание
экологической
ответственности,
приверженности
общенациональным
ценностям;
гражданственности;
готовности
к
соблюдению
экологической
законности,
социальному
партнерству,
социальной толерантности, восприятию окружающего мира с разных точек
зрения,
соблюдению
демократических
форм
принятия
согласованных
действий по комплексному решению социальных и экологических проблем;
негативного
отношения
к
любым
формам
неравенства
-
экономического,
расового,
гендерного,
возрастного,
образовательного
–
как
источников
неустойчивого развитии;
•
формирование
готовности
действовать
и
жить
в
быстро
меняющихся
условиях,
неопределенном
будущем
за
счет
развития
способности
к
творчеству,
освоения
способов
познавательной,
коммуникативной,
практической
деятельности,
способности
к
сотрудничеству, совместным действиям в новых ситуациях, необходимых для
участия
в
жизни
гражданского
общества
и
государства;
участвовать
в
планировании
социального
развития
территории
своего
проживания,
предвидеть возможные экологические риски своих действий, действовать
пред осторожно.[ Пленумов Научного совета по проблемам экологического
образования при Президиуме РАО (03.10.2008 г.; 01.07.2009 г. Постановления
Отделения общего среднего образования РАО (18.03.2010 г)]
В
настоящее
время
Россия
нуждается
в
кадрах,
готовых
решать
проблемы связанные с природопользованием и охраной окружающей среды,
осознающих роль и содержание деятельности специалиста в окружающем
мире,
умеющих
жить
и
работать
в
гармонии
с
окружающей
средой,
спо собных
прогнозировать
экологиче ские
по следствия
с в о е й
профессиональной деятельности, управлять сложными научно-техническими
системами.
Экологическое
образование
вновь
выходит
на
ведущие
позиции.
Подтверждением этого является указ. [Указ №7 Президент РФ Владимир
Путин] Путин обозначил 2017 год Годом Экологии. Для проведения Года
экологии
будет
создан
организационный
комитет
под
председательством
Главы Администрации Президента РФ Сергея Иванова. Правительство РФ
утвердит план основных мероприятий.
По словам главы Минприроды России Сергея Донского, объявленный
Президентом РФ Год экологии станет временем диктатуры природоохранного
законодательства
для
значительной
части
бизнеса:
«Для
«экологических
двоечников»
год
станет
временем
диктатуры
природоохранного
законодательства. Для ответственных компаний он принесет дополнительные
возможности
и
стимулы
для
перехода
на
более
эффективную
модель
управления», - отметил С. Донской.
По словам Министра, в информационной повестке 2017 г. обозначено
две главные темы: развитие заповедной системы (2017 г. также объявлен
Годом особо охраняемых природных территорий) и экология в целом. «С
2017 г. вступает в силу большинство экологических норм, заложенных в
принятых поправках в законы. Речь, прежде всего, идет о регулировании
выбросов
и
сбросов
загрязняющих
веществ,
наилучших
доступных
технологиях и революционных нормах закона «Об отходах»», – отметил он.
Год экологии проводится в целях привлечения внимания общества к
вопросам
экологического
развития
Российской
Федерации,
сохранения
биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.
Среди
предметов
естественного
направления
экологическое
образование
традиционно
реализуется
через
следующие
дисциплины:
биология, экология, естествознание.
Выше сказанное изложение позволяет утверждать, что существует
объективная
необходимость
повысить
уровень
экологических
знаний
молодого
поколения
и
степень
их
участия
в
поиске
решений
проблем,
связанных
с
сохранением
окружающей
среды
в
их
профессиональной
деятельности. Поэтому так важно формировать экологическую культуру в
системе среднего профессионального образования.
Анализ
научной
литературы
показал,
что
философские
и
методологические аспекты экологического образования разработаны в трудах
Э.В. Гирусова, А.А. Горелова, В.В. Загладина, И.Д. Лаптева, Н. М. Мамедова,
Н.Ф.
Реймерса,
А.И.
Субетто,
А.Д.
Урсула,
и
др.
Среди
зарубежных
исследователей,
внесших
существенный
вклад
в
разработку
проблемы
экологического образования, следует особо выделить работы И. Агесса, К.
Болдуинга, Б. Коммонера, Б. Уорда и др.
Формирование экологической культуры в образовании как научная
проблема исследовалась многими учеными: В.А. Игнатовой, С.А. Карпеевым,
Т.В. Коростелевои, Т.В. Кузнецовой, Е.М. Макаровой, Б.А. Никитиной, Е.В.
Орловым, и др.
Основными
направлениями
исследований
в
теории
и
методике
обучения
биологии
по
данной
проблеме
являются
формирование
экологической культуры, эмоционально- ценностного отношения к природе,
экологических ценностных ориентации, развитие эколого-гуманистических
понятий
и
научно-методическое
обеспечение
данных
проце ссов
(С.В. Абрамова,
Н.М.
Александрова,
Н.Д.
Андреева,А.П.
Беляева,
Л.П. Викторова,
Н.В.
Добрецова,
А.Н.
Захлебный,
И.Д.
Зверев,
В.В. Пасечник,
И.Н. Пономарева,
О.Н.
Пономарева,
А.П.
Сидельковский,
В.П. Соломон, И.Т. Суравегина, Л.Н. Сухорукова, Д.И. Трайтак, Н.М. Чернова
и др.).
Данные
исследования
в
основном
затрагивают
проблемы
формирования экологической компетенции в системе общего образования и
высшего профессионального образования.
Проблема
формирования
эколого-профессиональной
культуры
на
занятиях естественного цикла в учреждениях среднего профессионального
образования рассмотрена недостаточно. Научное обоснование и разработка
методики формирования эколого-профессиональной культуры на занятиях
биологии
в
средних
специальных
учебных
заведениях
обусловлены
стратегией
устойчивого
развития
общества
и
естественнонаучного
образования;
концепцией
глобального
ориентированного
экологического
образования, тенденцией интеграции социальных, гуманитарных,
Цель
нашего
исследования
заключается
в
научном
обосновании
иразработке методики достижения планируемых результатовформирования
эколого-профессиональной
культуры
на
занятиях
биологии
у
студентов
средних специальных учебных заведений.
Объектом
исследования
является
образовательный
процесс
по
биологии
в
средних
специальных
учебных
заведениях.
Предметом
исследования является методика формирования эколого-профессиональной
культуры студентов на занятиях биологии в средних специальных учебных
заведениях.
Место
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной
образовательной
программы:
базовые
учебные
дисциплины
федерального
компонента СПО.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современных научных понятиях и информации
естественнонаучного содержания;
-работать
с
естественнонаучной
информацией:
владеть
методами
поиска,
выделять
смысловую
основу
и
оценивать
достоверность
информации;
-использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни для
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности,
охраны
здоровья,
окружающей среды, энергосбережения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные науки о природе, их общность и отличия;
- естественнонаучный метод познания и его составляющие, единство
законов природы во Вселенной;
- взаимосвязь между научными открытиями и развитием техники и
технологий;
-
вклад
великих
ученых
в
формирование
с о в р е м е н н о й
естественнонаучной картины мира.
На наш взгляд формирование эколого-профессиональной культуры на
занятиях биологии студентов средних специальных учебных заведений будет
эффективным.
Изучить состояние проблемы данного исследования в педагогической,
психологической,
методической
литературе.
Уточнить
понятие
«эколого-
профессиональная культура», сформулировать его дефиницию, выделить его
структурные компоненты.
Определить
психолого-педагогиче ские
о сновы
м етодики
формирования эколого-профессиональной культуры (подходы, принципы) и с
их
учетом
сформулировать
требования
к
эколого-профессиональному
образованию по биологии, соблюдение которых обеспечивает формирование
эколого-профессиональной
культуры
студентов
средних
специальных
учебных заведений.
Провести
анализ
содержания
программного
учебного
материала
дисциплины «Биология» на примере автомобильно-дорожного колледжа и
выявить
его
возможности
для
формирования
эколого-профессиональной
культуры.
Определить
методические
основы
формирования
эколого-
профессиональной
культуры
на
занятиях
биологии,
выделить
наиболее
эффективные технологии, методы и методические приемы, обеспечивающие
этот процесс.
Сконструировать
модель
методики
формирования
эколо-го-
профессиональной культуры на занятиях биологии в средних специальных
учебных заведениях.
Разработать
методику
формирования
эколого-профессиональной
культуры на занятиях биологии в средних специальных учебных заведениях,
и проверить ее эффективность в условиях педагогического эксперимента.