с речевыми недостатками
Для
закрепления
результатов
логопедической
работы
ваши
дети
нуждаются в постоянных домашних занятиях, направленных на закрепление
умений и навыков, приобретенных на групповых и индивидуальных занятиях
по развитию речи, обучению грамоте и звукопроизношению.
Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того,
насколько добросовестно родители детей относятся к выполнению домашних
заданий учителя-логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и
родителей может способствовать устранению речевых дефектов в дошколь-
ном возрасте, а значит, дальнейшему полноценному школьному обучению.
Неправильное
произношение,
неразвитый
фонематический
слух
могут
привести к ошибкам на письме (как ребёнок слышит и произносит, так и
будет писать, пропуская гласные буквы в словах, будет писать [С] вместо [Ш],
[Л] вместо [Р], если он заменяет данные звуки в речи). Поэтому наша с вами
первостепенная задача довести звукопроизношение наших детей до нормы
как можно скорее, до начала обучения в школе.
От чего здесь в первую очередь надо предостеречь родителей?
Поскольку родители не владеют техникой постановки звука, единственное,
что они могут предложить — подражание: «Послушай и повтори за мной...»,
Стараясь угодить маме, ребенок пробует сказать, как она. Но не зная, как
правильно это сделать, он может добиться искаженного звучания. Отсюда
возникают межзубные и боковые варианты произношения звуков, горловое
[р] и другие дефекты, которые исправлять затем будет значительно сложнее.
Работа
над
звукопроизношением
сложна
и
требует
определенной
последовательности. Время постановки звука зависит от индивидуальных
особенностей ребенка и может длиться по-разному: от года до 2-х лет, а в
некоторых случаях и более.
В
любом
случае
вам
необходимо
запастись
терпением,
не
ждать
быстрых
результатов
и
обязательно
довести
курс
коррекции
произношения у ребенка до конца.
Научить правильному произношению легче всего в дошкольном возрасте.
Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка
закрепляется и хуже поддается коррекции .
Приступать
к
работе
над
очередным
звуком
можно
лишь
после
прохождения следующих этапов:
—
логопед ставит звук;
—
закрепляет звук изолированно, в слогах, словах и предложениях;
—
а
потом
родители
дома
по
заданию
логопеда
автоматизируют
произношение данного звука в словах и предложениях, заучивают стихи,
следят за правильным звукопроизношением в повседневной жизни (на
прогулке, в игре, при выполнении трудовых поручений);
—
дальше формируем самоконтроль детей за звуком,
—
в
случаях
неправильного
звукопроизношения,
допущения
лексико-
грамматических
ошибок
высказывание
ребенка
не
рекомендуется
прерывать,
но
продолжать
работу
по
совершенствованию
детского
самоконтроля
за
речевой
деятельностью
необходимо.
В
связи
с
этим
взрослый (мама) должен:
—
нацелить
ребенка
перед
ответом
на
правильное
произношение
с
помощью инструкции: например, «Следи за звуками»;
—
постараться предупредить ошибку в произнесении взглядом, жестом
(палец вверх, показ пальцем на губы, зубы и т.д.).
—
не следует все время поправлять ребенка, делать ему замечания по
поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать
отрицательного отношения к занятиям;
—
стараться
отсрочить
контроль
за
звуками,
чтобы
не
нарушать
целостности, непосредственности и эмоциональности общения («Какую
интересную историю ты мне рассказал! Папа тоже хочет ее послушать.
Повтори для него, но помни, что ты должен следить за звуком»);
—
отметить качество произношения во время общей оценки ответа;
—
н
е
фиксируйте
внимание
ребенка
на
том,
что
не
получается,
лучше
подбодрите его;
Советы логопеда родителям ребенка с недостатками речи
1.
Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание;
Время
занятий
(15
—
20
мин)
должно
быть
закреплено
в
режиме
дня.
Постоянное
время
занятий
дисциплинирует
ребенка,
помогает
усвоению
учебного материала. не давайте на одном занятии более 2—3 упражнений;
2.Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка
будет
с
ним
заниматься
по
заданиям
логопеда:
необходимо
выработать
единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
3.При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием,
убедитесь
в
том,
что
оно
вами
понято.
В
случаях
затруднений
проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.
4.
Необходимо
приучать
ребенка
к
самостоятельному
выполнению
заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже
если
ребенок
огорчен
неудачей.
Помощь
ребенку
должна
носить
своевременный и разумный характер.
5.
Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий.
Вы
должны
быть
доброжелательны,
участливы,
но
до ст аточно
требовательны.
Не
забывайте
отмечать
успехи
детей,
хвалить
их
за
достигнутые результаты.
6.
Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои
мысли.
7.
Верьте
в
силы
своего
ребенка,
верой
и
терпением
вселите
в
него
уверенность в исправлении нарушения речи.
Желаем вам успехов в занятиях, радости в общении!