Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 79 «Голосистое горлышко»
Программа кружка
«Знакомые незнакомцы»
для детей старшего дошкольного возраста
Руководитель кружка: Имамалиева Р.Р
Содержание
1 Список литературы
2 Паспорт программы
3 Учебный план
4 Расписание
5 Календарно-тематическое планирование работы с детьми
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
Образовательная программа «Знакомые незнакомцы»
для детей старшего дошкольного возраста
Авторы-составители
Лаишевцева
Марина
Николаевна
з а м е с т и т е л ь
заведующего по ВМР МБДОУ ДС № 79 «Голосистое
горлышко»,
во спитатель
Имамалиева
Ра с м и я
Рамазановна
Организация исполнитель
М у н и ц и п а л ь н о е
б ю д ж е т н о е
д о ш к о л ь н о е
образовательное
учреждение
детский
сад
№79
«Голосистое горлышко»
Адрес организации
Россия.
Тюменская
область,
Ханты-Мансийский
автономный
округ
–
Югра,
город
Нижневартовск,
жилищный поселок ННДСР дом 62
Телефон/факс – 49 – 04 -63, 49 – 06 -63,
Целевые группы
дети дошкольного возраста
Срок реализации программы
2015 – 2016гг.
Цель программы
Развитие
потребности
у
детей
к
познанию
у
детей
дошкольного
возраста
представлений
о
многообразии
птиц,
о
мире
птиц,
их
среде
обитания,
повышения
экологической грамотности дошкольников.
Задачи программы
Уточнение, систематизация и углубление знаний детей о
птицах:
о
многообразии
мира
птиц;
познакомить
с
существенными и отличительными признаками.
Формирование знаний о жизненных проявлениях птиц
(питание, рост, развитие).
Развитие эмоционально-доброжелательного отношения
к птицам в процессе общения с ними.
Формирование потребности заботиться о птицах.
Ожидаемый результат
Реализация программы предполагает получение
следующих результатов:
Дать детям характеристику основных видов птиц.
Повысить уровень познавательной и речевой
деятельности детей.
Расширить знания детей в игровой деятельности.
К р а т к о е
с о д е р ж а н и е
программы
В Программе «Знакомые незнакомцы» предполагается
комплексный
подход
в
сочетании
с
наглядными
и
игровыми
приемами.
В
ходе
реализации
программы
используется основной принцип образования – принцип
триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.
Детям
на
протяжении
всех
занятий
будет
предложен
материал
как новый, так и ранее рассмотренный для
повторения
и
закрепления,
усвоенных
ранее
на
познавательных занятиях
Наименование программы
«Знакомые незнакомцы»
Учебно-тематический план кружка
«Знакомые незнакомцы»
Этапы
Задачи, содержание
деятельности
Цель:
СЕНТЯБРЬ
1-2
КТО ТАКИЕ ПТИЦЫ
Дать детям представление о птицах
(внешний вид, среда обитания и т.д.),
их
разнообразии;
учить
делить
на
перелётных
и
зимующих
на
основе
связи
между
характером
корма
и
способом его добывания.
Дидактическая игра: «Рисуем птиц».
""Четвертый
лишний",
"Дорисуй
птицу
3-4
КАК УЗНАТЬ ПТИЦУ
Сформировать у детей обобщенное
представление о птицах как о живых
существах,
живущих
на
земле,
на
воде, которые умеют летать в воздухе
и имеющих типичное строение: две
ноги,
два
крыла,
клюв,
перья;
развивать
умение
устанавливать
причинно
-
следственные
связи
различного характера. Дидактические
игры:
"Что
за
птица?",
"Подбери
птичке перышко
ОКТЯБРЬ
5
ПТИЦЫ В ЛЕСУ
С ф о р м и р о в а т ь
у
д е т е й
представление о жизни птиц в лесу,
их
приспособленности
к
условиям
леса,
воспитывать
познавательный
интерес.
Дидактические
игры:
"Что
з а
птица?", "Подбери птичке перышко".
6
ОСЕНИЕ ЗАБОТЫ ПТИЦ
Уточнить
знания
об
о с енних
изменениях в природе, о трудных и
важных
заботах
птиц
перед
долгой
зимой,
во спитывать
бе р е ж н о е
отношение
к
птицам
в
осенний
период. Дидактические игры: "Кто где
з и м у е т ? " ,
" Р а з д е л и
п т и ц
н а
перелетных и зимующих"
7
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
З а к р е п л я т ь
и
р а с ш и р я т ь
представления
о
птицах:
д ат ь
представление о перелетных птицах.
- Связь птиц со средой обитания.
– Заботливое отношение к птицам
Развлечение «День синицы»
Дидактические
игры:
"Кто
гд е
з и м у е т ? " ,
" Р а з д е л и
п т и ц
наперелетных и зимующих"
Вечер загадок и отгадок
8
ТАЙНЫ ПТИЧЬЕГО МИРА
Птицы водоемов
Развивать у детей интерес к жизни
птиц, познакомить с удивительными
загадками и тайнами природы;
продолжать активизировать
познавательные способности детей.
Формировать представление о том,
что в водоеме живут птицы, образ
жизни которых связан с водой, их
приспособленность к условиям
обитания. Формировать
представление о жизненном круге
утки. Дидактические игры: "Назови
водоплавающих птиц", "Что сначала,
что потом?".Игра малой подвижности
«Где спрятался воробей?»
НОЯБРЬ
9
ВОРОБЕЙ – САМАЯ
РАСПРОСТРАНЕННАЯ ПТИЦА
НА ЗЕМЛЕ
Изучить
с
детьми
о собенно сти
поведения
воробья.
Загадки
о
воробье.
Чтение
рассказа
В.
Зотова
«Воробей», беседа по прочитанному.
Чтение
стихотворения
В.
Рубцовой
« В о р о б е й » .
Р а б о т а
н а д
ф разеологизмами.
Р абот а
н а д
народной
приметой.Дидактическаяигра:"Узнай
птиц по описанию".Подвижная игра с
речевым
сопровождением
«Веселый
воробей»
10
ВОРОНА –
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ»
ПТИЦА
. Изучить с детьми особенности
поведения вороны. Загадки о вороне.
Чтение рассказа В. Зотова «Ворона»,
беседа по прочитанному. Работа над
народными приметами
11
Ворон – УМНАЯ И КРАСИВАЯ
ПТИЦА
Изучить
с
детьми
о собенно сти
поведения
ворона.
Ребус.
Чтение
рассказа В. Зотова «Ворон», беседа по
прочитанному. Рубрика «Подумай!»
12
СОРОКА-БЕЛОБОКА –
«ЛЕСНАЯ СПЛЕТНИЦА»
Изучить
с
детьми
о собенно сти
поведения сороки. Загадки о сороке.
Ч т е н и е
р а с с ка з а
А .
То л с т о г о
«Сорока»,
беседа
по
прочитанному.
Р а б о т а
н а д
п о с л о в и ц а м и
и
поговорками.
Рубрика
«Почему
так
говорят?» Стихотворение о сороке.
ДЕКАБРЬ
13
«ЛЕСНОЙ ДОКТОР» - ДЯТЕЛ
Изучить
с
детьми
о собенно сти
поведения
дятла.
Загадки
о
дятле.
Чтение
рассказа
В.
Зотова
«Дятел»,
беседа по прочитанному. Разучивание
скороговорки.
14
СОЛОВЕЙ – «ВЕЛИКИЙ
МАЭСТРО»
Изучить
с
детьми
о собенно сти
поведения
соловья.
Чтение
рассказа
В.
Зотова
«Соловей»,
беседа
по
прочитанному. Работа над народными
предметами.
15
ГАЛКА – ГОРОДСКАЯ ПТИЦА
Изучить
с
детьми
о собенно сти
поведения
галки.
Отгадывание
кроссворда. Чтение рассказа В.Зотова
«Галка»,
беседа
по
прочитанному.
Народная примета.
16
ЗАГАДОЧНАЯ ПТИЦА –
КУКУШКА
Изучить
с
детьми
о собенно сти
поведения кукушки. Чтение рассказа
В.
Зотова
«Кукушка»,
беседа
по
прочитанному. Народные приметы.
ЯНВАРЬ
17
«ПЕРНАТАЯ КОШКА» - СОВА
Изучить
с
детьми
о собенно сти
поведения
совы.
О т г а д ы ва н и е
загадок.
Чтение
рассказа
В.
Зотова
«Сова»,
беседа
по
прочитанному.
Народная примета.
18
ЛЮБИМАЯ ПТИЦА – СНЕГИРЬ
Изучить
с
детьми
о собенно сти
поведения
снегиря.
Отгадывание
загадок о снегире. Чтение рассказа В.
З отова
«Сн е г и рь »,
бе с еда
п о
прочитанному.П о д в и ж н а я
и г р а
«Воробышки и кот»
19-20
В гостях у птиц
Продолжать знакомить детей с
зимующими и перелётными птицами
(сорока, ворона, голубь, скворец,
грач). Расширять знания детей о
жизни птиц зимой, об их повадках,
питании. Воспитывать сочувствие,
сопереживание к "братьям нашим
меньшим"Беседа о зимующих и
перелётных птицах.
-Отгадывание загадок
-Рассматривание иллюстраций с
изображением птиц
-Наблюдения за птицами на участке
-Дидактические игры:
"Кто , где живёт",
"Нарисуй птицам дорожку в сказку"
-Рассматривание альбома "Пернатые
друзья"
-Рисование "Чудо- птица" (по
мотивам дымковской игрушки)
-Слушание пения птиц (аудио запись
"Голоса птиц")
-Чтение стих-я "Покормите птиц
зимой"
-Игра "Птички-невелички"
-Устройство птичьей столовой
ФЕВРАЛЬ
21
«СЕСТРИЦЫ-СИНИЦЫ» -
САМЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ПТИЧКИ
РОССИИ
Изучить
с
детьми
о собенно сти
поведения
синицы.
Чтение
рассказа
А. Барто «Шустрая синица», беседа
по
прочит анному.
Работ а
н а д
народной
приметой.
Работ а
с
пословицей.
22 -23
ПО СТРАНИЦАМ «КРАСНОЙ
КНИГИ ЮГРЫ»
Познакомить детей с птицами Югры,
занесенными
в
«Красную
книгу»
Рассказать
какие
птицы,
и
почему
зане сены
в
«Красную
к н и г у » .
Воспитывать
доброе
и
бережное
отношение
к
природе.Игра
малой
подвижности «Гуленьки»
24
25
ВИКТОРИНА «ПТИЦЫ НАШИ
ДРУЗЬЯ»
.
Систематизировать
представления
детей
о
жизни
зимующих
птиц:
их
п р о б л е м а х
в
з и м н е е
в р е м я ,
особенности питания.
МАРТ
26
«ЗОЛОТАЯ ПТИЦА» -
ИВОЛГА
Изучение
с
детьми
особенности
поведения
иволги.
Отгадывание
кроссворда. Чтение рассказа В. Зотова
«Иволга»,
беседа
по
прочитанному.
Работа над народной приметой.
27
НАШ ДОБРЫЙ СОСЕД –
СКВОРЕЦ
Изучить
с
детьми
о собенно сти
поведения
скворца.
Загадки
о
скворце. Чтение рассказа Н. Сладкова
« З н а х а р и » ,
б е с е д а
п о
прочитанному.П о д в и ж н а я
и г р а
«Скворцы и кошка»
28
ВСТРЕЧАЕМ ПТИЦ -
С о в е р ш е н с т в о в а т ь
з н а н и я
о
перелетных птицах;
-
Уточнить
сезонные
изменения
в
ж и з н и
п т и ц
( г н е з д о в а н и е ,
высиживание из яиц птенцов)
А кция
«Домик
для
с к в о р ц а » .
Установка скворечников на деревья.
29
О ЧЕМ ПОЮТ ПТИЦЫ ВЕСНОЙ
Р а с ш и р и т ь
п р е д с т а в л е н и е
о
перелетных
птицах,
об
их
жизни
в
весенний
период,
дать
сведения
о
звуковых
сигналах
птиц,
о
видах
гнезд
и
их
размещении,
развивать
интерес к жизни птиц, воспитывать
доброе,
заботливое
отношение
к
птицам.
Дидактические
игры:
"Чей
это
домик", "Кто чей?".Подвижная игра с
речевым сопровождением «Птички
»
АПРЕЛЬ
30
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК
ПТИЦ
(Интеллектуальная викторина)
Расширять и закреплять знания детей
о
птицах,
используя
игры,
загадки,
п о с л о в и ц ы .
А к т и в и з и р о в а т ь
познавательную
деятельность
детей,
расширять
экологический
кругозор.
Продолжать
воспитывать
гуманное,
бережное отношение к окружающему
миру.
31
ВОРОНИЙ ДЕНЬ
Знакомить
детей
с
праздником
«Вороний день»; с обычаями народов
Севера.
-Развивать кругозор детей.
-Прививать интерес к национальным
обычаям народа ханты.
-Р а з в и ват ь
культуру свободного
речевого
общения
с
взрослыми
и
детьми.
-Воспитывать
у
детей
бережное
отношение
к
птицам;
уважительное
отношение
к
праздникам коренных
народов
Севера.Подвижная
игра
«Птички в гнездышках»
32
Беседа на тему «Что мы знаем о
птицах?»
Активизировать
знания
детей
о
внешнем
виде
и
повадках
птиц,
об
уходе за птицами в уголке природы;
воспитывать
интерес
и
любовь
к
пернатым, желание заботиться о них,
охранять
33
Беседа на тему «Что мы знаем о
птицах?» (перелетные)
Активизировать
знания
детей
о
внешнем виде и повадках перелетных
п т и ц ,
о б
у ход е
з а
п т и ц а м и ;
воспитывать
интерес
и
любовь
к
пернатым, желание заботиться о них,
охранять
МАЙ
34
Беседа на тему «Что мы знаем о
птицах?» (зимующие)
Активизировать
знания
детей
о
внешнем виде и повадках зимующих
п т и ц ,
о б
у ход е
з а
п т и ц а м и ;
воспитывать
интерес
и
любовь
к
пернатым, желание заботиться о них,
охранять
35
Беседа на тему «Что мы знаем о
птицах?» (водоплавающие)
Активизировать
знания
детей
о
в н е ш н е м
в и д е
и
п о в а д к а х
водоплавающих
птиц,
об
уходе
за
птицами;
воспитывать
интерес
и
любовь
к
пернатым,
ж е л а н и е
заботиться о них, охранять
36-37
ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ О
ПТИЦАХ
Активизировать знания детей о
внешнем виде и повадках
водоплавающих птиц, об уходе за
птицами; воспитывать интерес и
любовь к пернатым, желание
заботиться о них, охранять
Мониторинг освоения детьми программы экологического кружка
Ф.И.
ребенка
Имеет
представление о
птицах, называет
несколько видов
Имеет
представление о
особенностях
поведения
определенного
Имеет
представление о
внешних
признаках
Имеет
представление о
среде обитания
определенного
вида птиц
вида птиц
Н г
К г
Н г
К г
Н г
К г
Н г
К г
Оценка уровня развития:
1 балл – не называет или называет 1 признак, вид
2 балла – называет самостоятельно или с помощью взрослого 1 или 2 вида, признака,
свойства
3 балла называет самостоятельно2-3 вида или явления, свойства
От 10-12 высокий уровень
От 9-11 средний уровень
От 6 до 0-низкий уровень
Литература:
1.
Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
2.
Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
3.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
4.
Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного
возраста. М., 2004.
5.
Акимушкин И.И. Мир животных. Рассказы о птицах. – М.: Мысль, 2011 г.
6.
Акимушкин И.И. Причуды природы. – М.: Мысль, 2009 г.
7.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2011 г. (CD).
8.
Введенская Л.С. Пословицы и поговорки в начальной школе: Пособие для учителя. – М.:
Просвещение, 2010 г.
9.
Строков В.В. Звери и птицы наших лесов. – М.: Просвещение, 2011 г.
10. Строков В.В. Пернатые друзья лесов. – М.: Просвещение, 2012 г.
11. Формозов А.Н. Звери, птицы и их взаимоотношение со средой. – М.: Просвещение, 2011 г.
12. Что такое? Кто такой? – М.: Педагогика-Пресс, 2010 г.
13. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия для детей 5-6 лет».-Воронеж, 2002.
14. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
15. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»
16. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?»
Учебный план
Количество занятий в неделю
1
Количество занятий в месяц
4
Количество занятий в год
36
Расписание работы кружка
День недели
Время
Понедельник
17.20.-17.50
Список детей
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Расписание
Занятие по обучению экологии "Знакомые незнакомцы» проводится один раз
в неделю, в понедельник в 17 часов 20 минут. Продолжительность одного
занятия 30 минут.