Напоминание

Экологический кружок "Знакомые незнакомцы"


Автор: Имамалиева Расмия Рамазановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №79 "Голосистое горлышко"
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: программа кружка
Тема: Экологический кружок "Знакомые незнакомцы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 79 «Голосистое горлышко» Программа кружка
«Знакомые незнакомцы»

для детей старшего дошкольного возраста
Руководитель кружка: Имамалиева Р.Р Содержание
1 Список литературы 2 Паспорт программы 3 Учебный план 4 Расписание 5 Календарно-тематическое планирование работы с детьми
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование программы Образовательная программа «Знакомые незнакомцы» для детей старшего дошкольного возраста Авторы-составители Лаишевцева Марина Николаевна з а м е с т и т е л ь заведующего по ВМР МБДОУ ДС № 79 «Голосистое горлышко», во спитатель Имамалиева Ра с м и я Рамазановна Организация исполнитель М у н и ц и п а л ь н о е б ю д ж е т н о е д о ш к о л ь н о е образовательное учреждение детский сад №79 «Голосистое горлышко» Адрес организации Россия. Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нижневартовск, жилищный поселок ННДСР дом 62 Телефон/факс – 49 – 04 -63, 49 – 06 -63, Целевые группы дети дошкольного возраста Срок реализации программы 2015 – 2016гг. Цель программы Развитие потребности у детей к познанию у детей дошкольного возраста представлений о многообразии птиц, о мире птиц, их среде обитания, повышения экологической грамотности дошкольников. Задачи программы Уточнение, систематизация и углубление знаний детей о птицах: о многообразии мира птиц; познакомить с существенными и отличительными признаками. Формирование знаний о жизненных проявлениях птиц (питание, рост, развитие). Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к птицам в процессе общения с ними. Формирование потребности заботиться о птицах. Ожидаемый результат Реализация программы предполагает получение следующих результатов: Дать детям характеристику основных видов птиц. Повысить уровень познавательной и речевой деятельности детей. Расширить знания детей в игровой деятельности. К р а т к о е с о д е р ж а н и е программы В Программе «Знакомые незнакомцы» предполагается комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе реализации программы используется основной принцип образования – принцип триединой задачи: воспитание, развитие, обучение. Детям на протяжении всех занятий будет предложен материал как новый, так и ранее рассмотренный для повторения и закрепления, усвоенных ранее на познавательных занятиях Наименование программы «Знакомые незнакомцы»

Учебно-тематический план кружка

«Знакомые незнакомцы»
Этапы Задачи, содержание деятельности Цель: СЕНТЯБРЬ 1-2
КТО ТАКИЕ ПТИЦЫ
Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания. Дидактическая игра: «Рисуем птиц». ""Четвертый лишний", "Дорисуй птицу 3-4
КАК УЗНАТЬ ПТИЦУ
Сформировать у детей обобщенное представление о птицах как о живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, перья; развивать умение устанавливать причинно - следственные связи различного характера. Дидактические игры: "Что за птица?", "Подбери птичке перышко ОКТЯБРЬ 5
ПТИЦЫ В ЛЕСУ
С ф о р м и р о в а т ь у д е т е й представление о жизни птиц в лесу, их приспособленности к условиям леса, воспитывать познавательный интерес. Дидактические игры: "Что з а птица?", "Подбери птичке перышко". 6
ОСЕНИЕ ЗАБОТЫ ПТИЦ
Уточнить знания об о с енних изменениях в природе, о трудных и важных заботах птиц перед долгой зимой, во спитывать бе р е ж н о е отношение к птицам в осенний период. Дидактические игры: "Кто где з и м у е т ? " , " Р а з д е л и п т и ц н а перелетных и зимующих" 7
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
З а к р е п л я т ь и р а с ш и р я т ь представления о птицах: д ат ь представление о перелетных птицах. - Связь птиц со средой обитания. – Заботливое отношение к птицам Развлечение «День синицы» Дидактические игры: "Кто гд е з и м у е т ? " , " Р а з д е л и п т и ц наперелетных и зимующих" Вечер загадок и отгадок
8
ТАЙНЫ ПТИЧЬЕГО МИРА

Птицы водоемов
Развивать у детей интерес к жизни птиц, познакомить с удивительными загадками и тайнами природы; продолжать активизировать познавательные способности детей. Формировать представление о том, что в водоеме живут птицы, образ жизни которых связан с водой, их приспособленность к условиям обитания. Формировать представление о жизненном круге утки. Дидактические игры: "Назови водоплавающих птиц", "Что сначала, что потом?".Игра малой подвижности «Где спрятался воробей?» НОЯБРЬ 9
ВОРОБЕЙ – САМАЯ

РАСПРОСТРАНЕННАЯ ПТИЦА

НА ЗЕМЛЕ
Изучить с детьми о собенно сти поведения воробья. Загадки о воробье. Чтение рассказа В. Зотова «Воробей», беседа по прочитанному. Чтение стихотворения В. Рубцовой « В о р о б е й » . Р а б о т а н а д ф разеологизмами. Р абот а н а д народной приметой.Дидактическаяигра:"Узнай птиц по описанию".Подвижная игра с речевым сопровождением «Веселый воробей» 10
ВОРОНА –

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ»

ПТИЦА
. Изучить с детьми особенности поведения вороны. Загадки о вороне. Чтение рассказа В. Зотова «Ворона», беседа по прочитанному. Работа над народными приметами 11
Ворон – УМНАЯ И КРАСИВАЯ

ПТИЦА
Изучить с детьми о собенно сти поведения ворона. Ребус. Чтение рассказа В. Зотова «Ворон», беседа по прочитанному. Рубрика «Подумай!» 12
СОРОКА-БЕЛОБОКА –

«ЛЕСНАЯ СПЛЕТНИЦА»
Изучить с детьми о собенно сти поведения сороки. Загадки о сороке. Ч т е н и е р а с с ка з а А . То л с т о г о «Сорока», беседа по прочитанному. Р а б о т а н а д п о с л о в и ц а м и и поговорками. Рубрика «Почему так говорят?» Стихотворение о сороке. ДЕКАБРЬ 13
«ЛЕСНОЙ ДОКТОР» - ДЯТЕЛ
Изучить с детьми о собенно сти поведения дятла. Загадки о дятле. Чтение рассказа В. Зотова «Дятел», беседа по прочитанному. Разучивание скороговорки.
14
СОЛОВЕЙ – «ВЕЛИКИЙ

МАЭСТРО»
Изучить с детьми о собенно сти поведения соловья. Чтение рассказа В. Зотова «Соловей», беседа по прочитанному. Работа над народными предметами. 15
ГАЛКА – ГОРОДСКАЯ ПТИЦА
Изучить с детьми о собенно сти поведения галки. Отгадывание кроссворда. Чтение рассказа В.Зотова «Галка», беседа по прочитанному. Народная примета. 16
ЗАГАДОЧНАЯ ПТИЦА –

КУКУШКА
Изучить с детьми о собенно сти поведения кукушки. Чтение рассказа В. Зотова «Кукушка», беседа по прочитанному. Народные приметы. ЯНВАРЬ 17
«ПЕРНАТАЯ КОШКА» - СОВА
Изучить с детьми о собенно сти поведения совы. О т г а д ы ва н и е загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Сова», беседа по прочитанному. Народная примета. 18
ЛЮБИМАЯ ПТИЦА – СНЕГИРЬ
Изучить с детьми о собенно сти поведения снегиря. Отгадывание загадок о снегире. Чтение рассказа В. З отова «Сн е г и рь », бе с еда п о прочитанному.П о д в и ж н а я и г р а «Воробышки и кот» 19-20
В гостях у птиц
Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"Беседа о зимующих и перелётных птицах. -Отгадывание загадок -Рассматривание иллюстраций с изображением птиц -Наблюдения за птицами на участке -Дидактические игры: "Кто , где живёт", "Нарисуй птицам дорожку в сказку" -Рассматривание альбома "Пернатые друзья" -Рисование "Чудо- птица" (по мотивам дымковской игрушки) -Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц") -Чтение стих-я "Покормите птиц зимой" -Игра "Птички-невелички"
-Устройство птичьей столовой ФЕВРАЛЬ 21
«СЕСТРИЦЫ-СИНИЦЫ» -

САМЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ПТИЧКИ

РОССИИ
Изучить с детьми о собенно сти поведения синицы. Чтение рассказа А. Барто «Шустрая синица», беседа по прочит анному. Работ а н а д народной приметой. Работ а с пословицей. 22 -23
ПО СТРАНИЦАМ «КРАСНОЙ

КНИГИ ЮГРЫ»
Познакомить детей с птицами Югры, занесенными в «Красную книгу» Рассказать какие птицы, и почему зане сены в «Красную к н и г у » . Воспитывать доброе и бережное отношение к природе.Игра малой подвижности «Гуленьки» 24 25
ВИКТОРИНА «ПТИЦЫ НАШИ

ДРУЗЬЯ»
. Систематизировать представления детей о жизни зимующих птиц: их п р о б л е м а х в з и м н е е в р е м я , особенности питания. МАРТ 26
«ЗОЛОТАЯ ПТИЦА» -

ИВОЛГА
Изучение с детьми особенности поведения иволги. Отгадывание кроссворда. Чтение рассказа В. Зотова «Иволга», беседа по прочитанному. Работа над народной приметой. 27
НАШ ДОБРЫЙ СОСЕД –

СКВОРЕЦ
Изучить с детьми о собенно сти поведения скворца. Загадки о скворце. Чтение рассказа Н. Сладкова « З н а х а р и » , б е с е д а п о прочитанному.П о д в и ж н а я и г р а «Скворцы и кошка» 28
ВСТРЕЧАЕМ ПТИЦ
- С о в е р ш е н с т в о в а т ь з н а н и я о перелетных птицах; - Уточнить сезонные изменения в ж и з н и п т и ц ( г н е з д о в а н и е , высиживание из яиц птенцов) А кция «Домик для с к в о р ц а » . Установка скворечников на деревья. 29
О ЧЕМ ПОЮТ ПТИЦЫ ВЕСНОЙ
Р а с ш и р и т ь п р е д с т а в л е н и е о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении, развивать интерес к жизни птиц, воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам. Дидактические игры: "Чей это домик", "Кто чей?".Подвижная игра с речевым сопровождением «Птички »
АПРЕЛЬ 30
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК

ПТИЦ

(Интеллектуальная викторина)
Расширять и закреплять знания детей о птицах, используя игры, загадки, п о с л о в и ц ы . А к т и в и з и р о в а т ь познавательную деятельность детей, расширять экологический кругозор. Продолжать воспитывать гуманное, бережное отношение к окружающему миру. 31
ВОРОНИЙ ДЕНЬ
Знакомить детей с праздником «Вороний день»; с обычаями народов Севера. -Развивать кругозор детей. -Прививать интерес к национальным обычаям народа ханты. -Р а з в и ват ь культуру свободного речевого общения с взрослыми и детьми. -Воспитывать у детей бережное отношение к птицам; уважительное отношение к праздникам коренных народов Севера.Подвижная игра «Птички в гнездышках» 32
Беседа на тему «Что мы знаем о

птицах?»
Активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц, об уходе за птицами в уголке природы; воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них, охранять 33
Беседа на тему «Что мы знаем о

птицах?» (перелетные)
Активизировать знания детей о внешнем виде и повадках перелетных п т и ц , о б у ход е з а п т и ц а м и ; воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них, охранять МАЙ 34
Беседа на тему «Что мы знаем о

птицах?» (зимующие)
Активизировать знания детей о внешнем виде и повадках зимующих п т и ц , о б у ход е з а п т и ц а м и ; воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них, охранять 35
Беседа на тему «Что мы знаем о

птицах?» (водоплавающие)
Активизировать знания детей о в н е ш н е м в и д е и п о в а д к а х водоплавающих птиц, об уходе за птицами; воспитывать интерес и любовь к пернатым, ж е л а н и е заботиться о них, охранять 36-37
ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ О

ПТИЦАХ
Активизировать знания детей о внешнем виде и повадках водоплавающих птиц, об уходе за
птицами; воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них, охранять Мониторинг освоения детьми программы экологического кружка Ф.И. ребенка Имеет представление о птицах, называет несколько видов Имеет представление о особенностях поведения определенного Имеет представление о внешних признаках Имеет представление о среде обитания определенного вида птиц
вида птиц Н г К г Н г К г Н г К г Н г К г Оценка уровня развития: 1 балл – не называет или называет 1 признак, вид 2 балла – называет самостоятельно или с помощью взрослого 1 или 2 вида, признака, свойства 3 балла называет самостоятельно2-3 вида или явления, свойства
От 10-12 высокий уровень

От 9-11 средний уровень

От 6 до 0-низкий уровень

Литература: 1. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002. 2. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003. 3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. 4. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004. 5. Акимушкин И.И. Мир животных. Рассказы о птицах. – М.: Мысль, 2011 г. 6. Акимушкин И.И. Причуды природы. – М.: Мысль, 2009 г. 7. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2011 г. (CD). 8. Введенская Л.С. Пословицы и поговорки в начальной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г. 9. Строков В.В. Звери и птицы наших лесов. – М.: Просвещение, 2011 г. 10. Строков В.В. Пернатые друзья лесов. – М.: Просвещение, 2012 г. 11. Формозов А.Н. Звери, птицы и их взаимоотношение со средой. – М.: Просвещение, 2011 г. 12. Что такое? Кто такой? – М.: Педагогика-Пресс, 2010 г. 13. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия для детей 5-6 лет».-Воронеж, 2002. 14. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000. 15. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» 16. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?»
Учебный план Количество занятий в неделю 1 Количество занятий в месяц 4 Количество занятий в год 36 Расписание работы кружка День недели Время Понедельник 17.20.-17.50
Список детей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Расписание Занятие по обучению экологии "Знакомые незнакомцы» проводится один раз в неделю, в понедельник в 17 часов 20 минут. Продолжительность одного занятия 30 минут.


В раздел образования