Взаимодействие с социумом как фактор повышения качества дошкольного образования в рамках введения ФГОС ДО
Автор: Котлова Любовь Ивановна Должность: заведующая Учебное заведение: МБДОУ д/с № 14 "Сказка" Населённый пункт: город Петровск Наименование материала: Статья Тема: Взаимодействие с социумом как фактор повышения качества дошкольного образования в рамках введения ФГОС ДО Раздел: дошкольное образование
образования в рамках введения ФГОС ДО
Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать
имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей важно
быть открытой системой.
Наше дошкольное образовательное учреждение , как и любое другое,
является открытой социальной системой , способной реагировать на
изменения внутренней и внешней среды.Оно:
- осуществляет взаимодействие со средой;
гибко реагирует на изменяющиеся потребности и запросы
Связи
с
социумом
в
нашем
коллективе
строятся
на
основе
следующих
принципов
:
1.
Учета
запросов
общественности
,
2.
Принятия
политики
детского
сада
социумом
,
3.
Формирование
содержания
обязанностей
детского
сада
и
социума
.
4.
Сохранение
имиджа
учреждения
в
обществе
.
5.
Установление
коммуникаций
между
детским
садом
и
социумом
Работая в таких условиях, мы создаем возможность расширять культурно —
образовательную среду .Предметом взаимодействия и сотрудничества
является ребенок, его интересы. Взаимоотношения в нашем детском саду
строятся с учетом интересов детей,родителей и педагогов.
Система организации совместной деятельности МБДОУд/с №14 «Сказка» с
социумом:
- заключение договора о совместной работе
-составление плана совместной работы
-информирование родителей о проводимых мероприятиях
-активное участие родителей в запланированных мероприятиях
- проведение встреч с социальными партнерами
- совместные совещания по итогам учебного года.
Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей
позволили спланировать и организовать совместную работу МБДОУ д/с №
14 «Сказка» с социумом.
Социальными партнерами в воспитании и развитии детей стали:
Семья
Образовательные учреждения :МБОУ основная общеобразовательная школа
№ 5,, «Петровский агропромышленный лицей»
Культурно-общественные учреждения: библиотека, Дом культуры,
ДК «Современник», Детский юношеский центр, Студия детских развлечений
«10 королевство»
Сфера услуг : продуктовый магазин, ОАО «Петровскхлеб»
Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с
определением конкретных задач по развитию ребенка и конкретной
деятельности. Организация социокультурной связи между детским садом и
этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для
развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать
многие образовательные задачи .
Педагоги ДОУ, учитывая возрастные особенности развития дошкольников,
стараются максимально стимулировать социальное развитие детей,
формировать навыки поведения в детском саду, на участке, на экскурсии,
при посещении учреждений образования и культуры, воспитывать у детей
уважительное отношение к труду взрослых различных профессий.
Существует определенная дидактическая последовательность ознакомления
дошкольников с социумом в различных сферах :
Социальная сфера - Образование:
Младшие и средние группы: экскурсии по детскому саду (ознакомление с
профессиями воспитатель, музыкальный руководитель и т.п , обобщение и
закрепление)
Старшие и подготовительные к школе группы: Школа № 5 , Петровский
агропромышленный лицей , библиотека. Проводятся экскурсии в школу, в
Петровский агропромышленный лицей, целевые посещения, совместные
мероприятия (конкурсы, проекты). Взаимодействие детского сада и школы №
5 основывается на взаимопонимании , сотрудничестве.
Задачи , решаемые в совместной работе:
- создание условий для возникновения у детей интереса к обучению в школе
-создание условий для успешной адаптации дошкольников к условиям
школьного обучения
-обеспечение сотрудничества педагогов.
Методическую работу координируют совместные педагогические советы,
участниками которых являются воспитатели, учителя, педагог- психолог. На
них рассматриваются проблемы развития связной речи у детей дошкольного
возраста. Серьезное внимание уделяется таким направлениям работы,как
готовность руки дошкольника к письму.
Библиотека: экскурсии в библиотеку, тематические встречи — викторины,
встречи с библиотекарями в детском саду с целью приобщения детей к
культуре чтения художественной литературы. Тесное взаимодействие
работников библиотеки и воспитателей ДОУ позволяет добиться
эффективного педагогического результата.
Социальная сфера - Культура и достопримечательности города:
Младшие и средние группы: Искусство в детском саду целевое посещение
выставок в детском саду, посещение кукольных спектаклей, участие в
досуговых мероприятиях
Старшие и подготовительные к школе группы: экскурсии в Картинную
галерею, Краеведческий музей, ДК «Современник», Детский юношеский
центр: участие в городских конкурсных программах с целью развития и
популяризации русской культуры.
Социальная сфера - Сфера услуг:
Младшие и средние группы: Сфера услуг в детском саду Помещения в
детском саду: пищеблок, прачечная); профессии повара, прачки. Целевые
посещения.
Старшие и подготовительные к школе группы: Экскурсия на пекарню, в
продуктовый магазин
Планируется активизировать работу в социальной сфере - Физическая
культура и спорт:
Таким образом, знакомство с социумом способствует социализации ребенка-
дошкольника, включающей формирование у него навыков поведения и
общения, что, в свою очередь, является основой гармонично развитой
личности.