Автор: Бугакова Ольга Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1" Населённый пункт: Иркутская область, г. Усолье - СибирскоеИ Наименование материала: Из опыта работы Тема: "Поиграем и научим" Раздел: дошкольное образование
«Поиграем и научим»
Сухомлинский В.А. писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их
пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли».
У детей с нарушением речи отмечается выраженная в разной степени общая моторная
недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, тесно связанных с
речевой функцией. В связи с этим возникает необходимость подготовки руки к письму.
Письмо является сложным двигательным навыком, включающим в себя переключение с
одной двигательной программы на другую и требующим особой точности, координации
пальцев моторики.
В
нашей
группе
довольно
насыщенная
предметно
–
развивающая
среда,
где
для
свободного
пользования
находится
множество
игр,
пособий
и
игрушек
по
развитию
мелкой моторики рук, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними. Кроме
традиционных застёжек, шнуровок, конструкторов и мозаик нами сделаны следующие
пособия:
верёвки капроновые плетёные – для завязывания узлов и с уже завязанными
узлами – для перебирания узлов пальцами;
«моталки» - верёвки с ручками на концах, привязанные к какому – то центру, -
для выработки координации вращательных движений;
кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;
клавиатура
старого
компьютера,
кнопочный
телефон,
«пальцеходы»
-
для
развития дифференцированных движений пальцев рук;
кастаньеты – для отстукивания координации движений;
прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
игрушки
типа
копилок
для
попадания
в
прорезь
мелкими
предметами
–
пластмассовыми пульками, копейками;
ребристые, неотточенные карандаши – для самомассажа кистей, для развития
координации движений пальцев рук;
мячи (каучуковые, колючие, с шипами);
«сухие бассейны» - ёмкость, наполненная горохом – для самомассажа;
ёмкости
для
гидромассажа,
разнообразные
массажёры
для
гидромассажа,
которые способствуют развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук,
Подготовительным этапом подготовки руки к письму являются:
1. Массаж :
• сгибание и разгибание пальцев рук;
• поглаживание пальцев рук;
• раскатывание различных предметов между ладонями;
• игры с пластилином, бусинками, бумагой и т. д.
2. Игровые упражнения:
С карандашом:
• «Послушай, как шуршит карандаш».
• «Сделай, как я».
• «Удержи карандаш».
Цель: развитие подвижности и гибкости мышц пальцев и кистей рук, ориентация.
В пространстве с мячом:
• «Сожми мяч».
• «Удержи мяч».
Цель:
закрепление
сгибательных
и
разгибательных
мышц
пальцев
и
кистей
рук,
хватательных движений, согласованных действий обеих рук.
Игра «Чашки, ложки»
Цель:
развитие
координации
движений
рук,
ручной
умелости
при
пересыпании
сыпучих веществ.
В
своей
работе
широко
используем
игры
со
счётными
палочками,
а
также
с
удовольствием и большим желанием дети обрывают бумагу, вырезают силуэты предметов,
букв.
Особую роль в подготовке руки к письму мы отводим простым, увлекательным играм –
заданиям:
«Раскраски»:
раскраски по лексическим темам;
раскраски «Наоборот»;
дорисовывание деталей;
раскраски с кодированием цвета;
дорисовывание половинки рисунка.
«обведение контура»: обведение внутреннего, внешнего контура.
«Штриховки»:
штриховки вертикальные, наклонные, горизонтальные;
штриховки с дорисовыванием;
штриховки по лексическим темам.
«Рисунки по клеточкам»:
продолжи строку до конца;
продолжи орнамент;
рисунки по клеточкам по лексическим темам;
зеркальное срисовывание по клеточкам по лексическим темам;
дорисовать по клеточкам второй половинки рисунка;
графические диктанты;
кодирование букв.
«Работа над образом буквы»:
раскрашивание крупно нарисованной буквы;
раскрашивание зашумлённого контура буквы;
заштриховывание контура буквы;
рисование контура буквы по клеткам с образца;
поиск буквы в ряду похожих;
зачёркивание неправильных образцов – перевёрнутых зеркальных букв;
складывание из счётных палочек;
дорисовывание недостающих частей буквы;
превращение одной буквы в другую;
дорисовывание половинок букв, имеющих вертикальную или горизонтальную
ось симметрии;
наложение контуров букв и цифр с заданием, например, раскрасить только буквы
или только гласные (согласные).
Такие игры приносят детям радость, исключены скука и переутомление. Упражнения
способствует формированию тонких движений пальцев рук, которые благотворно влияют
на улучшение речи ребёнка, что является залогом успеха в подготовке руки к письму и в
дальнейшем обучении ребёнка в школе.