Напоминание

"Поиграем и научим"


Автор: Бугакова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1"
Населённый пункт: Иркутская область, г. Усолье - СибирскоеИ
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Поиграем и научим"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Из опыта работы

«Поиграем и научим»
Сухомлинский В.А. писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». У детей с нарушением речи отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, тесно связанных с речевой функцией. В связи с этим возникает необходимость подготовки руки к письму. Письмо является сложным двигательным навыком, включающим в себя переключение с одной двигательной программы на другую и требующим особой точности, координации пальцев моторики. В нашей группе довольно насыщенная предметно – развивающая среда, где для свободного пользования находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики рук, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними. Кроме традиционных застёжек, шнуровок, конструкторов и мозаик нами сделаны следующие пособия:  верёвки капроновые плетёные – для завязывания узлов и с уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;  «моталки» - верёвки с ручками на концах, привязанные к какому – то центру, - для выработки координации вращательных движений;  кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;  клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон, «пальцеходы» - для развития дифференцированных движений пальцев рук;  кастаньеты – для отстукивания координации движений;  прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;  игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами – пластмассовыми пульками, копейками;  ребристые, неотточенные карандаши – для самомассажа кистей, для развития координации движений пальцев рук;  мячи (каучуковые, колючие, с шипами);  «сухие бассейны» - ёмкость, наполненная горохом – для самомассажа;  ёмкости для гидромассажа, разнообразные массажёры для гидромассажа, которые способствуют развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук,
Подготовительным этапом подготовки руки к письму являются:

1. Массаж
: • сгибание и разгибание пальцев рук; • поглаживание пальцев рук; • раскатывание различных предметов между ладонями; • игры с пластилином, бусинками, бумагой и т. д.
2. Игровые упражнения:

С карандашом:
• «Послушай, как шуршит карандаш». • «Сделай, как я». • «Удержи карандаш».
Цель:
развитие подвижности и гибкости мышц пальцев и кистей рук, ориентация.
В пространстве с мячом:
• «Сожми мяч». • «Удержи мяч».

Цель:
закрепление сгибательных и разгибательных мышц пальцев и кистей рук, хватательных движений, согласованных действий обеих рук.
Игра «Чашки, ложки»

Цель:
развитие координации движений рук, ручной умелости при пересыпании сыпучих веществ. В своей работе широко используем игры со счётными палочками, а также с удовольствием и большим желанием дети обрывают бумагу, вырезают силуэты предметов, букв. Особую роль в подготовке руки к письму мы отводим простым, увлекательным играм – заданиям:
«Раскраски»:
 раскраски по лексическим темам;  раскраски «Наоборот»;  дорисовывание деталей;  раскраски с кодированием цвета;  дорисовывание половинки рисунка.  «обведение контура»: обведение внутреннего, внешнего контура.
«Штриховки»:
 штриховки вертикальные, наклонные, горизонтальные;  штриховки с дорисовыванием;  штриховки по лексическим темам.
«Рисунки по клеточкам»:
 продолжи строку до конца;  продолжи орнамент;  рисунки по клеточкам по лексическим темам;  зеркальное срисовывание по клеточкам по лексическим темам;  дорисовать по клеточкам второй половинки рисунка;  графические диктанты;  кодирование букв.
«Работа над образом буквы»:
 раскрашивание крупно нарисованной буквы;  раскрашивание зашумлённого контура буквы;  заштриховывание контура буквы;  рисование контура буквы по клеткам с образца;  поиск буквы в ряду похожих;  зачёркивание неправильных образцов – перевёрнутых зеркальных букв;  складывание из счётных палочек;  дорисовывание недостающих частей буквы;  превращение одной буквы в другую;  дорисовывание половинок букв, имеющих вертикальную или горизонтальную ось симметрии;  наложение контуров букв и цифр с заданием, например, раскрасить только буквы или только гласные (согласные). Такие игры приносят детям радость, исключены скука и переутомление. Упражнения способствует формированию тонких движений пальцев рук, которые благотворно влияют на улучшение речи ребёнка, что является залогом успеха в подготовке руки к письму и в дальнейшем обучении ребёнка в школе.


В раздел образования