Напоминание

Возрождение ремесел


Автор: Каменева Лидия Николаевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ Устьянцевская СОШ
Населённый пункт: д.Устьянцево
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: Возрождение ремесел
Раздел: среднее образование





Назад




XII районный конкурс творческих исследовательских работ школьников 5-11 классов Исследовательская работа на тему
«ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕМЁСЕЛ»
Автор: Сухинина Ксенья, 6 класс МКОУ Устьянцевская СОШ Барабинского района Новосибирской области Руководитель: Каменева Л.Н. учитель технологии высшая квалификационная категория д.Устьянцево 2016

Оглавление:
1. Введение. Актуальность темы исследования 2. Основная часть 2.1 Народные промыслы Барабинского района; 3. Возрождение ремёсел (практические исследования). 3.1 У истоков ремёсел. 3.2 Мастера, живущие рядом. 4. Заключение. 5. Список используемых источников и литературы. 6. Приложение

« Не зная прошлого,

невозможно понять подлинный

смысл настоящего и цели будущего»
М. Горький
1.Введение.

Актуальность темы
. Россия издревле славилась своими мастерами. Народные ремесла, наряду с другими видами народного творчества, являются основой национальной культуры и частью духовного наследия нашего народа. Ремесла отражают дух русской культуры, душу народа и, наверное, трудно было бы переоценить их значение. Традиционная национальная культура всегда служила основой стабильности и самодостаточности народа. В последние годы вопросы сохранения и развития традиционных народных ремесел получили особую актуальность в контексте проблемы сохранения национального самосознания и национального своеобразия культуры. Возрождение художественных промыслов неразрывно связано с развитием у подрастающего поколения творческой активности и стимулирования интереса к декоративно-прикладному искусству. Развитие народного прикладного творчества сопровождается положительными эмоциями и осознанием цели деятельности. Народный мастер, обучая технологическим приемам изготовления изделий, учит, прежде всего, нравственным законам поведения, отношению к природе, рациональному мирному сосуществованию всех, любви друг к другу. У многих народных мастеров трагические судьбы, много пережито, перенесено лишений, но в них чувствуется постоянная радость, пронизывающая их душу, никогда их жизнь не была мрачной и унылой. Обладая вечными ценностями, их дух не знает рабства перед всем временным и суетным, а также привязанности к славе. Поэтому и вещи, выполненные ими, несут в себе особый дух, где вечная красота, а не сиюминутная красивость. Именно в этом их духовность, которая молчаливо, но плодотворно влияет на дух и душу зрителя. Вышивка и вязание кружев, плетение из лозы и соломки, резьба по дереву, роспись и гончарное дело… При изготовлении любой вещи народные мастера думали не только о практическом назначении, но и о красоте. Из простых материалов: дерева, металла, камня, глины - создавались произведения искусства. Знать народные ремёсла, имена народных мастеров-умельцев – это значит лучше понимать свой народ. Это и определило выбранную тему моего проекта.
Тема:
Возрождение ремёсел.

Цель работы:
формирование представления о народных ремёслах Барабы, развитие интереса к народным ремеслам Барабинска и Барабинского района
Задачи:
 изучить литературу по теме;  знакомство с основными видами народных ремёсел.  раскрыть значимость народного ремесла;  узнать о народных умельцах нашего района.
Методы исследования:
 чтение различной литературы; работа в интернете;  наблюдение;  опрос; интервью;  сравнение полученных результатов.
Основной вопрос
, который возникает при обсуждении этой темы «Живут ли в наше время ремёсла или они уже давно забыты?» Чтобы ответить на этот вопрос, я провела наблюдения, изучила различную литературу, посетила музей, встретилась с интересными людьми. Я выдвинула
гипотезу:
если в моем районе есть люди, которые владеют секретами традиционных ремёсел Сибири, значит, возможно, возрождение и сохранение этого мастерства в современном мире. В ходе своего исследования я хотела бы убедиться в том, что народное ремесло не забыто.
Литературный обзор.


- работы отечественных ученых, посвященные народному декоративно- прикладному творчеству: Барадулина В.А. и Танкус О.В., Бардиной Р.А., Богуславской И.Я. Дикипова Х.М., Уткина П.И. и Королёва Н.С.; - краеведческие исследования сибирских авторов об истории и культуре Барабинского района Новосибирской области: Бобина А., Гаращук Н. Г., Киселева Ф. Р., Катионова О. Н., Мордкович В. Г., Миненко Н.А., Тюриной З. А.; - интернет-ресурсы; - коллекции и экспозиции музеев, производственных мастерских и различных центров художественных промыслов. Сибирь, в силу специфики своего исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении уже многих столетий элементы традиционной культуры находятся в тесном взаимодействии с элементами культуры народов Сибири.. Наряду с земледелием и скотоводством определенную роль в быту Сибиряков и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка
дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти.
Ремесло
– это изготовление каких- либо изделий ручным способом.
2.1 Народные промыслы Барабинского района
Сегодня культурная сфера деревень и малых городов Новосибирской области переживает кризисную ситуацию. Стремление к насильственному изменению, отрицанию вековых устоев на протяжении многих лет разрушало «старую культуру», нарушало ее естественные закономерности саморазвития. К сожалению, в настоящее время многие из народных промыслов утрачены некоторые находятся на грани исчезновения. Однако в Барабинском районе работает небольшое количество мастеров, часть из которых использует традиционные материалы и технологии. Вопрос сохранения традиционных промыслов стоит чрезвычайно остро, в том числе овладение старинными приемами технологии, декоративного своеобразия местных изделий. Все это может безвозвратно исчезнуть. Есть немало мастеров, которые стараются сохранить и возродить почти утраченные в районе ремесла. Хотелось бы рассказать о некоторых из них. Барабинский район расположен на земле, богатой лесами. Дерево было излюбленным материалом мастеров, с которым они умели работать. Каждый мужик был плотник и столяр, строитель и художник. Дом, мебель, утварь, сани, инструменты для работы, колеса для телеги, бочки, прялки, забавная кукла для дочки - все из дерева и все мог сделать работящий хозяин. Стремление работать с деревом есть и сейчас, но часто нет навыков, знания традиций. В Барабе есть резчики по дереву, блестяще владеющие приемами народной резьбы, которые могли бы заниматься с группой начинающих мастеров.
Орлов Владимир Петрович,
родился в 1931 году. Владимир Петрович – художник, прекрасный резчик по дереву. Свою первую тарелку подарил жене. В газете Керамика Резьба по дереву Вязание Ткачество и вышивка Лоскутное творчество Кузнечное ремесло Лозоплетение Гончарное ремесло
Ремесла

Барабинского

района

«Аспект» за 2009 год было напечатано интервью с мастером, в котором он сказал: «Сидеть на лавочке – не для меня». Произведения Орлова находятся в домах многих барабинцев, в больнице, профилактории, музее. Его квартира – словно терем. Все в ней резное: шкафы, буфеты, кровати, торшеры, рамки для зеркал и картин. «Я не представляю себя без творчества», - говорит художник. В 2011 году мастер отметил свой 80-летний юбилей. (Приложение 2) Резьба по дереву, к сожалению, дошла до нас в очень небольшом количестве памятников, и мастера, занимающиеся сейчас резьбой по дереву, обращаются к стилизациям на общерусские темы. Хотя наш край богат своими глубокими традициями, есть местные орнаменты, сюжеты и работа над ними еще впереди. Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно. В старину для выжигания использовали металлические стержни, концы которых на огне калили до красна или употребляли металлические клейма с выгравированными по мотивом народной резьбы рельефным узором. В наше время применяют электровыжигатель. Для художественного выжигания больше подходят породы лиственных мелкососудестых деревьев, не имеющих ярко выраженных годичных колец и не дающих ясной текстуры. К таким породам относятся липа, осина, клен, тополь, ольха и отчасти береза. Лучше всего если материал заготовки имеет светлую древесину без блеска. Чтобы хорошо владеть всеми приемами выжигания, надо быть хорошим рисовальщиком, иметь широкий кругозор и фантазию. Все вместе взятое объединяет в себе
Ажбаков Самат Сабитович
- уроженец деревни Новокорупкаевка Барабинского района. Двенадцать лет работает учителем технологии (Приложение 4) Среди компонентов традиционной культуры, бытующих в Барабинском районе, отметим
кузнечное дело.
Истоки кузнечного ремесла восходят к глубокой древности. Первое упоминание о кузнецах содержатся в мифах древней Греции со времен, когда божественный кузнец Гефест выковал гвозди для распятия Прометея на кавказской скале. Отсюда и началась легендарная история кузнечного дела. Имя Каина, первого сына Адама и Евы, этимологически значит «кузнец». Среди его потомков был Тувалькаин, который избрал кузнечное ремесло. Библия определяет его как изобретателя разного рода медных и железных орудий, употребляемых как для земледелия, так и для военных действий.
На Руси железо было известно еще ранним славянам. В русской и западнославянской мифологии богом огня был Сварог, покровительствующий кузнецам. Самый старый метод обработки металла – это ковка. Сначала древние люди били колотушками губчатое железо в холодном состоянии, чтобы «выжать из него соки», т.е. удалить примеси. Затем они стали нагревать металл и придавать ему нужную форму. Уже в VII—IX вв. у славян появляются специальные поселки металлургов. Кузницы в славянских поселениях располагались в стороне от жилых домов, возле рек: кузнецу постоянно нужен был огонь в кузнечном горне для размягчения металла и вода для охлаждения готовых изделий. Кузнечное ремесло считалось у славян занятием таинственным и даже колдовским. Недаром само слово «кузнец» родственно слову «козни». Но исследование старинных кованых изделий позволяет историкам говорить о том, что древнерусским кузнецам были известны все важнейшие технические приемы: сварка, пробивание отверстий, кручение, клепка пластин, наваривание стальных лезвий и закалка стали. Фантазия и мастерство кузнецов, изобретательность, виртуозное владение технологией, прекрасное знание особенностей и возможностей металла позволяли и позволяют создавать высокохудожественные произведения кузнечного искусства, безгранично большого и выразительного мира кованого металла. Но в наше время появляются, существуют и развиваются кузни, хранящие за своими дверями Традицию и Историю, воплощенную в металле. Хранителем таких традиций является
Аникеев Алексей Николаевич
. Все свое детство провел с отцом в кузнице. Окончил училище по специальности художник-оформитель и вот уже 20 лет работает кузнецом на железной дороге. Все свои фантазии воплощает в жизнь в виде прекрасных произведений, которые радуют глаз. Его произведения можно встретить на улицах Барабинска в виде украшения фасадов домов, во многих организациях не только города, но и района (Приложение 3).
Вязание

на

спицах
– одна из областей традиционного народного искусства, которая исторически приобрела промысловое значение и развивается в наши дни. Это несложный и очень увлекательный вид рукоделия. До нас дошли экземпляры вещей, связанных в IV-V веках нашей эры. В одной из гробниц Древнего Египта был найден детский носок довольно сложного исполнения: большой палец отделён от остальных для того, чтобы было удобно протянуть ремешок сандалии. Вязание на спицах всегда главным образом применялось для изготовления чулок. Вязаные чулки и носки из овечьей шерсти домашнего прядения – непременная принадлежность русской крестьянской одежды. Обычно они бывают одноцветными и художественного значения не имеют. Но в
некоторых районах праздничные вязаные изделия привлекают внимание нарядными орнаментами. Их изготовляли на Севере и в районах Рязанской, Пензенской, Тульской и других губерний. В настоящее время, когда трикотаж во всех его видах, в том числе ручное вязание, получил самое широкое бытование и в городе, и в деревне, традиции народного узорного вязания приобретают особенно актуальное и перспективное значение. В наше время вяжут разнообразные современные предметы модной женской, мужской и спортивной одежды и дополнений к костюму: головные уборы, женские сумки, шарфы и др. Вязаные панно, подушки, скатерти, салфетки, прихватки служат прекрасными деталями, придающими своеобразие интерьеру квартиры. Чем можно объяснить все растущую популярность этого не очень скорого, даже кропотливого дела в наш торопливый век? Наверное, тем, что вязание даёт целительные минуты, часы покоя среди ежедневной суеты, неотложных дел и вместе с тем приучает к сосредоточенности, тщательности выполнения начатого дела. Руководитель программ и ведущая художественного совета мастеров «Ритмы и узоры Барабы» -
Салимзянова Нурия Анасовна
(Приложение 5) – Мы живем в Сибири, в условиях достаточно суровых. И, конечно же, нашу длительную зиму с ее морозами и метелями легче перенести, окружив себя теплыми, приятными изделиями из пуха и шерсти, – говорит Нурия Анасовна. Уж она-то знает толк в этих изделиях, поскольку является руководителем программы «Ритмы и узоры Барабы». В рамках этой программы мастера со всех районов области изготавливают вязаные изделия из натурального козьего пуха и овечьей шерсти. При этом сохраняют и соблюдают самобытный, веками сложившийся стиль и ритм вязания на спицах, прядения пуха и шерсти, то есть весь процесс подготовки пряжи. Мастера вяжут из овечьей шерсти, обладающей целым комплексом ценных качеств: легкостью, прочностью, отличными теплоизоляционными и гигиеническими свойствами, а также из козьего пуха, полученного из наших, адаптированных к сибирскому климату, местных коз. Кстати, козий пух чрезвычайно полезен для человека, изделия из него не только мягкие, эластичные и шелковистые, но и обладают лечебными свойствами: согревают, улучшают кровообращение и микроциркуляцию. Пуховые варежки, носки, шали, шарфы, палантины, косынки, шапочки, свитера, жилеты – вот далеко неполный перечень изделий, изготовленных мастерами в рамках программы. Причем, все они выполнены в соответствии с народными традициями, с учетом правил цветовой гармонии, а также украшены художественно-декоративными
орнаментами традиционной культуры разных народностей, проживающих на территории Новосибирской области. Пушистые изделия мастеров Объединения экспонируются на различных выставках и ярмарках районного, городского, областного значения, а также на «Сибирской ярмарке».
3. Возрождение ремёсел (практические исследования).
Изучив литературу, я задалась целью отыскать в нашей местности мастеров-умельцев.
3.1 У истоков ремёсел.
Богатый материал для изучения народных промыслов в Барабе дает коллекция предметов народного прикладного искусства, собранная в Барабинском краеведческом музее, который открылся весной 1984 г. Среди них старинные вещи: изделия крестьянского ткачества, вышивки, набойки, гончарства, плетения, резьбы и росписи по дереву и т. д. Значение этой коллекции в деле возрождения традиций народного искусства несомненно. Барабинский музей начал собирать также современные изделия народных мастеров. Проводятся постоянные выезды, экспедиции, работа с мастерами, комплектование коллекции, что дает материал для оценки современного состояния традиционных ремесел в нашем крае На сегодняшний день в музее функционируют экспозиции: «История образования города Барабинска», «Барабинцы в Великой Отечественной Войне», «Природа Барабы», выставки: «Орудия труда крестьян конца XIX-начала XX вв.», «Лавка», «Мебель конца ХIХ в.», «Крестьянская изба», «Художники Сибири». Музей организует выставки из фондов краеведческого и художественного музеев города Новосибирска, частных коллекционеров, проводятся экскурсии (обзорные и тематические), встречи с ветеранами войны и труда, интересными людьми. Также в музее разработаны культурно-просветительные программы: «История бытования русского народа в Барабе», «Музейная летопись военных лет», «Музей и дети», «Народные традиции нашего края», «Народная роспись», в рамках которых проводятся музейные уроки, лекции, беседы, ролевые и интеллектуальные игры, фольклорные праздники, мастер – классы. (приложение №1)
Побывав в музее и поговорив с заведующей музея, я сделала вывод. Каждый из

нас должен знать историю своей семьи, своих предков, чем они занимались,

какими были людьми. Иначе мы не сможем понять свой народ и сохранить

традиции своего народа.

3. 2 Мастера, живущие рядом.
Задавшись целью отыскать в нашей местности мастеров-умельцев, я расспросила своих родителей, дедушку и бабушку, учителей, и узнала о некоторых умельцах, жителях Барабинска и Барабинского района. Из рассказов этих людей я узнал много нового и интересного. Своё самое первое обучение они получали в семье, где почитались традиции Сибирского творчества. Навыки
мастерства передавались от одного поколения к другому. От отца-учителя к сыну-ученику, от народного мастера к ученику. Специальные теоретические знания не давали, шло практическое освоение наглядным показом отдельных процессов. Это:


Орлов Владимир Петрович,
родился в 1931 году. Владимир Петрович – художник, прекрасный резчик по дереву.
Ажбаков Самат Сабитович
- уроженец деревни Новокорупкаевка Барабинского района.
Аникеев Алексей Николаевич
Руководитель программ и ведущая художественного совета мастеров «Ритмы и узоры Барабы» -
Салимзянова Нурия Анасовна
Работая над проектом, я узнала, что у нас в школьной мастерской проходят уроки народного декоративно - прикладного искусства, которые ведет учитель технологии Каменева Лидия Николаевна
.
Девочки учатся вязанию, вышиванию. Они тщательно подбирают цвета, как когда то делали мастерицы этого творчества. Мальчики занимаются резьбой по дереву и выжиганием. Я убедилась, что в моей школе не забыты ремёсла и существуют условия для их возрождения.
Проделав эту работу, я сделала вывод: «Наработав личный практический опыт,

освоив в полной мере ремесло, можно стать носителем традиции».

4. Заключение.

Сегодня наша Бараба – это современный край, устремлённый в будущее. Меняется облик городов и сел, но корнями они уходят в далекое прошлое. В результате исследовательской работы мне удалось убедиться в том, что традиционное ремесло Сибири не забыто. Оно живет и радует глаз и душу человека. Я сумела заглянуть вглубь веков и побывать у его истоков. Более того, я познакомилась с умельцами, хранящими секреты и тайны мастерства, которыми они не побоялись со мной поделиться. Гипотеза подтвердилась. Существуют все предпосылки для возрождения ремёсел.
Приложение


Приложение1 Коллекция Барабинского краеведческого музея
«Торговая лавка» Мебель конца XIX века
Экспозиция «Крестьянская изба»
«Музей и дети»
Приложение 2
Орлов Владимир Петрович (резчик по дереву, художник)
«Ковш» Выставка картин в городе Новосибирске
Работа над новой картиной
Приложение 3

Аникеев Алексей Николаевич (кузнец) Композиция «Во саду ли, в огороде»
«Творческая находка» «Цветочная фантазия»

«БАРАБИНЦАМ ЖЕРТВАМ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ»

Приложение 4
Ажбаков Самат Сабитович (художник, мастер по выжиганию) Коллекция картин «Мои фантазии»



Приложение 5
Салимзянова Нурия Анасовна (Руководитель программ и ведущая художественного совета мастеров «Ритмы и узоры Барабы»).

Коллекция «Узоры Барабы»


В раздел образования