Инновационные педагогические технологии как фактор обеспечения качества профессионального образования
Автор: Бакаев Анатолий Юрьевич Должность: преподаватель Учебное заведение: Шумерлинский политехнический техникум Населённый пункт: Чувашская Республика г.Шумерля Наименование материала: Статья Тема: Инновационные педагогические технологии как фактор обеспечения качества профессионального образования Раздел: среднее профессиональное
Инновационные педагогические технологии как фактор
обеспечения качества профессионального образования
А.Ю.Бакаев, преподаватель специальных дисциплин
Российская Федерация Шумерлинский политехнический
техникум Минобразования Чувашии
Аннотация.
В данной статье на основе исследования инновационных педагогических технологий
определены факторы обеспечения качества профессионального образования в
Шумерлинском политехническом техникуме . В статье в результате использования
инновационных педагогических технологий указывается на формирование
профессиональных и социальных компетентностей выпускников.
Ключевые слова
:
компетентность,компетенция,
технологии
В условиях реформирования современной образования оказываются
востребованными профессиональная мобильность выпускника среднего
профессионального образования, конкурентоспособность, социальная и
профессиональная подготовка , готовность осваивать новые перспективные
технологии, легко адаптироваться к постоянно меняющемуся социальным
условиям . В настоящее время сильно изменились требования к выпускникам
среднего профессионального образования от работодателей, нужны
специалисты, хорошо подготовленные к различным видами профессиональной
деятельности, способные делать прогноз результатов и анализа работы.
Профессиональную компетентность можно определить как способность и
готовность специалистов к реализации умений, знаний и навыков, в
производственной деятельности. Значение «специалист» представляет собой
систему научных знаний, профессиональных умений , навыков и опыта,
устойчивая потребность в готовым к профессиональному росту. ФГОС в
среднем профессиональном образовании показал необходимость в реализации
компетентностного подхода в подготовки специалистов. На основании ФГОС
получены совершено новые результаты были сформированные у
специалистов общие и профессиональные компетенции, заложенные в ФГОС, в
соответствии с требованиями специальностей с применением инновационных
педагогических технологий . С точки зрения ФГОС под компетенцией
понимается способность применять знания, умения, личностные качества и
опыт для профессиональной деятельности в определенной области
деятельности. Компетенция в законе «Об образовании в Российском
образовании» можно рассматривать как «готовность действовать на основе
имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих
видов деятельности».
Профессиональными компетенциями -это способность
на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта действовать
определенной профессиональной деятельности. В данный период времени
все знать невозможно, так как идет большой поток информации, поэтому
особенно важно не то что студент знает, но и то, как она воспринимается,
каким образом может применить ее на практике. Поэтому быть компетентным
специалистом -это значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить
личные качества в конкретной обстановке производства. Применение
инновационных педагогических технологий в профессиональной подготовке
будущих специалистов связана с тем , что сегодня от работников необходимы
глубокие знания и умение в для профессиональной деятельности . В связи с
этим необходим поиск новых инновационных педагогических технологий
обучения. Под технологией обучения принято понимать определенный
способ обучения, в котором основную функцию выполняет средство обучения.
Основной целью инновационных педагогических технологий образования- это
является подготовка специалистов к деятельности в новых условиях
производства. Смысл обучения состоит в направление образовательного
процесса на возможности человека для их реализацию в практической
деятельности. К таким инновационным педагогическим технологиям в
образовании можно отнести:
личностно-ориентированное обучение;
проблемное обучение;
блочно-модульное обучение;
метод проектов;
дистанционные технологии обучения. Применение новых педагогических
инновационных технологий в системе профессионального образования
приведет к эффективности обучения и воспитания личности, и позволит
подготовить специалистов высокой квалификации для профессиональной
деятельности в производстве. В Шумерлинском политехническом техникуме
Минобразования Чувашии используются в образовательном процессе
следующие инновационные педагогические технологии: личностно-
ориентированное обучение; проблемное обучение; блочно-модульное обучение;
метод проектов; компетентностное обучение, ценностно-деятельностный
подход , технологии развивающего обучения;
интерактивные технологии
обучения,
компьютерные технологии и другие. Внедрение и применение в
образовательном процессе инновационных педагогических технологий
обучения длительный процесс, требуется знание дисциплины, техническое
оснащение кабинетов, интерес преподавателей в воспитании
квалифицированных специалистов. На мой взгляд хороших результатов по
показателю качества обучения можно добиться, совмещая некоторые из
предложенных технологий обучения.
Для подготовке технических специалистов
среднего звена в области автомобильного транспорта изучению дисциплин
технического цикла уделяется большое внимание (в нашем техникумах объем
технических курсов для студентов технических специальностей в среднем
составляет 44-52% от общего объема времени на теоретическую подготовку).
Применение в производстве разных модификаций стендов ,механизмов и
приспособлений которые обеспечивают надежное функционирование
транспортных средств ,а также безопасность жизнедеятельности их
пользователей, повысило требования к уровню качества технической
подготовки специалистов . При подготовке студентов по специальности
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей» мною в учебном
процессе применяются следующие инновационные педагогические технологии
личностно-ориентированное обучение; блочно-модульное обучение; метод
проектов, бинарные уроки, технологии развивающего обучения;
интерактивные
технологии; компьютерные технологии. Изучая и анализируя опыт
использования инновационных педагогических технологий , можно выделить
их следующие достоинства: помогают обучить студентов для получения новых
знаний активными способами; повышают уровень социальной активности
личности; делают предпосылки в обучении, при которых студенты активно
учатся; развивают творческие способности у студентов; приближают учебу к
практике в профессиональной деятельности.
Основой целью
профессионального образования является подготовка квалифицированного
специалиста конкурентного на рынке труда . Достоинства применения -
инновационных педагогических технологий обучения: происходит изменение
функции преподавателя и студентов, преподаватель становится координатором
(а не выполняет контролирующую функцию), студентам предоставляется
самостоятельность в выборе путей изучения учебного материала дисциплины.
Инновационные педагогические технологии дают широкие возможности
дифференциации и индивидуализации по образовательной деятельности. На
современный этап развития в нашей стране в социально-экономических
отношениях оказывают воздействие три фактора: преобразование рыночные в
экономики; внедрением множества различных меняющихся информационных
технологий во все сферы производства; интеграция науки, образования и
производства. Анализируя каждый факторов отметим, что под действием
первого фактора и, специалист техникума на рынке труда будет активным
субъектом. Профессиональная адаптация происходит в условиях реального
производства. На производстве увеличивается потребность в компетентности
специалистах в профессиональной деятельности. Инновационные
педагогические технологии направлены на повышение результативности
обучения и воспитания ,и направлены на конечный результат образовательного
процесса - это подготовка высококвалифицированных компетентных
специалистов востребованных на рынке труда.
Список литературы
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И.
Андреев. – Казань, 2006.
2.Демкин В.Д., Инновационные технологии в образовании, Исследовательский
университет/ под ред. Г.В. Майера.- Томск: Изд-во Том.ун-та, 2007. Вып. 2. С.
22-29
2. Жуков Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие.
-М.: Гардарики, 2005.
3.Молоков
Ю.Г.,
Молокова
А.В.,
Актуальные
вопросы
информатизации
образования,
Образовательные
технологии:
Сборник
научных
трудов.
-
Новосибирск, ИПСО РАО.-1997.- 1. с.77-81
4.Селевко Г.К., Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -
М.: Народное образование, 1998. - 256 с
5 . Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов / М.В.
Буланова-Топоркова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.