Реализация проблемы преемственности на примере предшкольной подготовки в рамках модели " Структурное подразделение детский сад — школа".
Автор: Горшенева Лидия Альбертовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКОУ Хреновская СОШ № 2 Населённый пункт: Воронежская область, Бобровский район Наименование материала: статья Тема: Реализация проблемы преемственности на примере предшкольной подготовки в рамках модели " Структурное подразделение детский сад — школа". Раздел: дошкольное образование
Реализация проблемы преемственности на примере предшкольной
подготовки в рамках модели
« Структурное подразделение детский сад — школа».
Одной из ключевых проблем современного образования является
организация непрерывного образовательного процесса.
Концепция непрерывного образования предполагает осуществление
преемственности всех его ступеней: дошкольного, начального, основного,
среднего образования.. Одним из важнейших условий функционирования
и развития единой непрерывной системы образования является
поддержка преемственности дошкольного и начального обучения.
Внутренней мотивацией поступления детей в школу является наличие
интереса к учению вообще, основанного, вероятно, на потребности в
новых впечатлениях от приобретения знаний, а также желание заслужить
похвалу взрослых, стать отличником. О мотивационной готовности детей
6-7 лет к школе свидетельствуют их отношения к обучению как к
серьёзной, общественно значимой, «взрослой» деятельности, стремление
занять новую для них позицию школьника, эмоциональная
расположенность выполнять требования взрослых, познавательный
интерес к окружающей действительности, стремление овладеть новыми
знаниями и умениями.
Но в современных условиях наметился явный разрыв между
дошкольным и начальным образованием. Проявилась тенденция раннего
изучения и дублирования школьной программы. Содержание дошкольной
программы выстраивается в «школьной логике» - логике будущих
учебных предметов, практикуется раннее обучение детей письму, чтению,
усложнённой для малышей математике и т.д.
Подобные явления в значительной мере объясняются желанием
родителей обеспечить ребёнку успешное школьное обучение. При этом не
учитываются такие негативные последствия, как потеря интереса к учёбе,
переутомление, перегрузка ребёнка, что отрицательно сказывается на
здоровье дошкольника.
Наша программа подготовки детей к вхождению в школьную жизнь
учитывает их возрастные особенности, не дублирует программ
начального образования, помогает сформировать личностную и
социально-психологическую готовность ребёнка к обучению, облегчит
ему в будущем жизнь в школе, так как резкий переход из семьи в учебное
заведение может сильно травмировать ребёнка.
Стремление сохранить самоценность каждого возрастного этапа,
найти пути и средства реализации возможностей ребёнка в ведущей
деятельности, характерной для каждой возрастной группы, не нарушая
психического и физического здоровья детей - главное назначение
специально организованного перехода дошкольников на следующую
ступень образования. На этом этапе нами созданы условия для
оформления образовательного процесса с учётом многообразия детских
возможностей и способностей.
Совместно с педагогами и воспитателями на этапе перехода мы
решаем следующие задачи:
формирование учебной мотивации;
развитие познавательных интересов;
создание условий для проявления инициативности,
самостоятельности, творческих способностей ребёнка в различных
видах деятельности.
Целью нашей образовательной программы является, главным
образом, не только обучение, но скорее воспитание маленького человека
как личности, формирования у него социально-психологических свойств
и качеств, которые являются универсальными для всех возрастов
компетентностями:
уважение к людям;
самоуважение (правильная самооценка);
независимость (самостоятельность, ответственность);
совестливость (сострадание, правдивость);
культура проявления чувств и эмоций;
потребность помогать людям;
личная привлекательность (аккуратность, вежливость,
общительность).
Эти компетентности формируются на различных занятиях, таких
как:
театрализованные игры;
обучение грамоте
весёлый счёт;
художественный труд;
ИЗО;
экология;
физическая культура.
А в целом мы готовим дошкольника к новой социальной роли
ученика. Возможности нашего образовательного учреждения позволяют
организовать так процесс перехода, что в «выигрыше» будут все
участники образовательного процесса. Это, в первую очередь, дети,
которые безболезненно перейдут из детского сада в школу. Во-вторых, это
родители, при непосредственном участии которых будет организована
совместная деятельность по дальнейшему проектированию
образовательной среды своего ребёнка. В-третьих, учитель, имеющий
возможность знакомиться с будущими своими воспитанниками, ведущий
с ними занятия в течение нескольких предыдущих лет до начала
школьного обучения.
В предшкольной группе по анологии детского сада сохранена ведущая
роль игровой деятельности. На специально организованных занятиях
широко используются разные виды игр (дидактические, двигательные,
сюжетно-ролевые, игры с правилами и т.д.) Игры основываются на
свободном сотрудничестве воспитателя и самих детей друг с другом,
стали основной формой организации детской жизни, позволяющих
ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать
себя.
Формы работы по предшкольной подготовке:
Проведение индивидуальной работы с каждым ребёнком.
Проведение работы с одарёнными и неорганизованными
детьми.
Проведение беседы с ребёнком с целью создания условий для
выражения своего мнения, доказательства им правильности
своей позиции.
Отказ от жёсткой регламентации деятельности дошкольников.
Построение партнёрских взаимоотношений между педагогами
и детьми.
Положительные стороны новой образовательной программы:
•
Увеличилось количество часов - предметов.
•
Эффективнее решаются воспитательные задачи (дети больше
времени проводят в коллективе).
•
Больше времени отводится решению развивающих задач (развитие
коллективизма, развитие мышления, памяти, речи, мелкой моторики
рук и др.)
Увеличилось число детей – дошкольников, охваченных предшкольной
подготовкой, проживающих в микрорайоне школы.
•
В течение учебного года велись и ведутся занятия детей с логопедом,
созданы диагностические карты наблюдений развития детей. В
начале и конце учебного года проводится диагностика и
тестирование логопеда и психолога.
•
В октябре, в январе и в мае проводится диагностика развития детей.
Для этого воспитатель использует тесты кандидатов педагогических
наук Земцовой О.Н. и Кирьяновой Р.А.
•
Ежегодное обновление банка данных о дошкольниках,
проживающих в микрорайоне школы и не посещающих детский сад,
приводит к тому, что все дети и родители информированы о новой
форме работы и задействованы в программе.
•
Проводится педагогическое консультирование родителей
школьным психологом, педагогом -логопедом, социальным
работником в то время, когда дети находятся на занятиях.
Родители видят перспективы развития своего ребёнка от
дошкольного до среднего образования. Им предлагается возможность
ознакомиться с образовательной программой обучения для своего
малыша, учитывающей состояние здоровья ребёнка, его потребности,
собственные запросы. Ещё до поступления ребенка в школу родитель
может принять участие в родительской гостиной, организованной для
родителей первоклассников, в работе школьной конференции.
У читель будущих первоклассников строит свою работу
нетрадиционно: это не встречи-знакомства накануне школьного
обучения. Учитель ведёт систематические ежедневные занятия у ребят в
течение года, вовлекает родителей в моделирование будущей
образовательной среды согласно их запросам, интересам, потребностям.
У педагога появляется возможность оценить способности и возможности
ребёнка выстраивать отношения со взрослыми и детьми. На этом этапе
важно определить стиль отношений внутри семьи и отношений ребёнка
со взрослыми. Учитель создаёт предпосылки для творчества детей и
оказывает педагогическую поддержку развитию индивидуальности
ребёнка.
Всё перечисленное выше возможно в условиях работы нашей школы,
этому способствует материально-техническая база кабинета
предшкольной подготовки.
В кабинете имеется:
телевизор, видиоплеер, компьютер, мультимедиопроектор, экран,
DWD-диски с разработанными занятиями, раздаточные развивающие
игры, детская литература, тетради на печатной основе по разным видам
деятельности.
Благодаря этому комплексу мероприятий нам удается сгладить кризис
семи лет «гармоничным» вхождением ребёнка в процесс обучения и
дальнейшего его непрерывного развития .