Напоминание

Реализация проблемы преемственности на примере предшкольной подготовки в рамках модели " Структурное подразделение детский сад — школа".


Автор: Горшенева Лидия Альбертовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ Хреновская СОШ № 2
Населённый пункт: Воронежская область, Бобровский район
Наименование материала: статья
Тема: Реализация проблемы преемственности на примере предшкольной подготовки в рамках модели " Структурное подразделение детский сад — школа".
Раздел: дошкольное образование





Назад





Реализация проблемы преемственности на примере предшкольной

подготовки в рамках модели

« Структурное подразделение детский сад — школа».
Одной из ключевых проблем современного образования является организация непрерывного образовательного процесса. Концепция непрерывного образования предполагает осуществление преемственности всех его ступеней: дошкольного, начального, основного, среднего образования.. Одним из важнейших условий функционирования и развития единой непрерывной системы образования является поддержка преемственности дошкольного и начального обучения. Внутренней мотивацией поступления детей в школу является наличие интереса к учению вообще, основанного, вероятно, на потребности в новых впечатлениях от приобретения знаний, а также желание заслужить похвалу взрослых, стать отличником. О мотивационной готовности детей 6-7 лет к школе свидетельствуют их отношения к обучению как к серьёзной, общественно значимой, «взрослой» деятельности, стремление занять новую для них позицию школьника, эмоциональная расположенность выполнять требования взрослых, познавательный интерес к окружающей действительности, стремление овладеть новыми знаниями и умениями. Но в современных условиях наметился явный разрыв между дошкольным и начальным образованием. Проявилась тенденция раннего изучения и дублирования школьной программы. Содержание дошкольной программы выстраивается в «школьной логике» - логике будущих учебных предметов, практикуется раннее обучение детей письму, чтению, усложнённой для малышей математике и т.д. Подобные явления в значительной мере объясняются желанием родителей обеспечить ребёнку успешное школьное обучение. При этом не учитываются такие негативные последствия, как потеря интереса к учёбе, переутомление, перегрузка ребёнка, что отрицательно сказывается на здоровье дошкольника. Наша программа подготовки детей к вхождению в школьную жизнь учитывает их возрастные особенности, не дублирует программ начального образования, помогает сформировать личностную и социально-психологическую готовность ребёнка к обучению, облегчит ему в будущем жизнь в школе, так как резкий переход из семьи в учебное заведение может сильно травмировать ребёнка.
Стремление сохранить самоценность каждого возрастного этапа, найти пути и средства реализации возможностей ребёнка в ведущей деятельности, характерной для каждой возрастной группы, не нарушая психического и физического здоровья детей - главное назначение специально организованного перехода дошкольников на следующую ступень образования. На этом этапе нами созданы условия для оформления образовательного процесса с учётом многообразия детских возможностей и способностей. Совместно с педагогами и воспитателями на этапе перехода мы решаем следующие задачи:  формирование учебной мотивации;  развитие познавательных интересов;  создание условий для проявления инициативности, самостоятельности, творческих способностей ребёнка в различных видах деятельности. Целью нашей образовательной программы является, главным образом, не только обучение, но скорее воспитание маленького человека как личности, формирования у него социально-психологических свойств и качеств, которые являются универсальными для всех возрастов компетентностями:  уважение к людям;  самоуважение (правильная самооценка);  независимость (самостоятельность, ответственность);  совестливость (сострадание, правдивость);  культура проявления чувств и эмоций;  потребность помогать людям;  личная привлекательность (аккуратность, вежливость, общительность). Эти компетентности формируются на различных занятиях, таких как:  театрализованные игры;  обучение грамоте  весёлый счёт;  художественный труд;  ИЗО;  экология;  физическая культура. А в целом мы готовим дошкольника к новой социальной роли ученика. Возможности нашего образовательного учреждения позволяют
организовать так процесс перехода, что в «выигрыше» будут все участники образовательного процесса. Это, в первую очередь, дети, которые безболезненно перейдут из детского сада в школу. Во-вторых, это родители, при непосредственном участии которых будет организована совместная деятельность по дальнейшему проектированию образовательной среды своего ребёнка. В-третьих, учитель, имеющий возможность знакомиться с будущими своими воспитанниками, ведущий с ними занятия в течение нескольких предыдущих лет до начала школьного обучения. В предшкольной группе по анологии детского сада сохранена ведущая роль игровой деятельности. На специально организованных занятиях широко используются разные виды игр (дидактические, двигательные, сюжетно-ролевые, игры с правилами и т.д.) Игры основываются на свободном сотрудничестве воспитателя и самих детей друг с другом, стали основной формой организации детской жизни, позволяющих ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Формы работы по предшкольной подготовке:  Проведение индивидуальной работы с каждым ребёнком.  Проведение работы с одарёнными и неорганизованными детьми.  Проведение беседы с ребёнком с целью создания условий для выражения своего мнения, доказательства им правильности своей позиции.  Отказ от жёсткой регламентации деятельности дошкольников.  Построение партнёрских взаимоотношений между педагогами и детьми. Положительные стороны новой образовательной программы: • Увеличилось количество часов - предметов. • Эффективнее решаются воспитательные задачи (дети больше времени проводят в коллективе). • Больше времени отводится решению развивающих задач (развитие коллективизма, развитие мышления, памяти, речи, мелкой моторики рук и др.)‏ Увеличилось число детей – дошкольников, охваченных предшкольной подготовкой, проживающих в микрорайоне школы.
• В течение учебного года велись и ведутся занятия детей с логопедом, созданы диагностические карты наблюдений развития детей. В начале и конце учебного года проводится диагностика и тестирование логопеда и психолога. • В октябре, в январе и в мае проводится диагностика развития детей. Для этого воспитатель использует тесты кандидатов педагогических наук Земцовой О.Н. и Кирьяновой Р.А. • Ежегодное обновление банка данных о дошкольниках, проживающих в микрорайоне школы и не посещающих детский сад, приводит к тому, что все дети и родители информированы о новой форме работы и задействованы в программе. • Проводится педагогическое консультирование родителей школьным психологом, педагогом -логопедом, социальным работником в то время, когда дети находятся на занятиях.
Родители
видят перспективы развития своего ребёнка от дошкольного до среднего образования. Им предлагается возможность ознакомиться с образовательной программой обучения для своего малыша, учитывающей состояние здоровья ребёнка, его потребности, собственные запросы. Ещё до поступления ребенка в школу родитель может принять участие в родительской гостиной, организованной для родителей первоклассников, в работе школьной конференции. У
читель
будущих первоклассников строит свою работу нетрадиционно: это не встречи-знакомства накануне школьного обучения. Учитель ведёт систематические ежедневные занятия у ребят в течение года, вовлекает родителей в моделирование будущей образовательной среды согласно их запросам, интересам, потребностям. У педагога появляется возможность оценить способности и возможности ребёнка выстраивать отношения со взрослыми и детьми. На этом этапе важно определить стиль отношений внутри семьи и отношений ребёнка со взрослыми. Учитель создаёт предпосылки для творчества детей и оказывает педагогическую поддержку развитию индивидуальности ребёнка. Всё перечисленное выше возможно в условиях работы нашей школы, этому способствует материально-техническая база кабинета предшкольной подготовки. В кабинете имеется:
телевизор, видиоплеер, компьютер, мультимедиопроектор, экран, DWD-диски с разработанными занятиями, раздаточные развивающие игры, детская литература, тетради на печатной основе по разным видам деятельности. Благодаря этому комплексу мероприятий нам удается сгладить кризис семи лет «гармоничным» вхождением ребёнка в процесс обучения и дальнейшего его непрерывного развития .


В раздел образования