"Творим, танцуем, поём…или о мюзикле в детском саду"
Автор: Мандрикова Наталья Львовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МАДОУ "ДС № 52 г. Челябинска" Населённый пункт: Челябинск Наименование материала: Статья Тема: "Творим, танцуем, поём…или о мюзикле в детском саду" Раздел: дошкольное образование
МАДОУ «ДС № 52 г. Челябинска»
«Мюзикл: разговорный жанр для не умеющих петь
и музыкальный - для не умеющих говорить…»
Шарль Азнавур.
«Творим, танцуем, поём…или о мюзикле в детском саду»
Говоря о применении такого жанра как «мюзикл» в детском саду, нельзя
не определиться с понятием мюзикла. Что же такое «Мюзикл»? Мюзикл - одно
из
самых
модных
направлений
современного
музыкального
театра,
музыкально-сценическое
представление,
в
котором
используются
разнообразные
выразительные
средства
эстрадной
и бытовой
музыки,
хореографического,
драматического
и
оперного
искусства.
Наверное,
Вы
можете задаться вопросом, каким образом, мюзикл относится к дошкольному
образованию? И чем форма мюзикла отличается от обычной театрализованной
деятельности, уже не первый год применяемой в дошкольных образовательных
учреждениях?
Действительно, вопросы эти являются для нас уже постоянными.
Федеральный
государственный
стандарт
дошкольного
образования
предполагает наличие способности у педагога модернизировать свою работу
так,
чтобы
ребенок
почувствовал
себя
полноправным
субъектом
образовательной деятельности. Новые подходы к музыкальному воспитанию
требуют
использования
абсолютно
иных,
наиболее
эффективных
педагогических технологий в развитии музыкальности детей.
В
связи
с
этим,
выбирая
формы
и
методы
работы
музыкальной
деятельности, представляется необходимым направлять их на развитие у детей:
способности
к
чувственному
восприятию
мира,
его
наблюдению;
выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической; координации
слуха
–
голоса
–
зрения
–
движения;
чувства
ритма:
временного,
пространственного, пластического, музыкального; палитры звучащих жестов,
звукоподражания,
красок
собственного
голоса,
радостного,
сопричастного,
игрового мироощущения.
Мюзикл
это
синтетический
жанр,
который
может
включать
в
себя
элементы
и
того,
и
другого,
и
третьего,
а
также
хореографии,
вокала,
современной стилистики и что Вам только в голову придет, в отличие от
простой музыкальной театральной постановки, используемой в детском саду.
Он может принять облик символической «рок-оперы», музыкального спектакля
Мандрикова
Н
.
Л
.
Страница
1
или фильма, или существовать в классических традициях. Огромная свобода
выразительных средств влечет за собой огромное разнообразие тематики. В
мюзикле, ребёнку мало просто хорошо спеть песню - нужно и выглядеть, как
персонаж, и обладать соответствующей пластикой, и, в конце концов, просто
играть.
Ни
вокальные,
ни
танцевальные
номера,
ни
музыкальное
сопровождение в мюзикле не являются самодостаточными — они лишь служат
равноправными
средствами
передачи
содержания. Ребенок
раскрепощается,
передает свои творческие замыслы, получает удовольствие от деятельности.
Мюзикл способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности,
творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства,
переживания, эмоции. Поэтому, можно даже сказать, что мюзикл – это больше
чем мюзикл.
В
нашем
детском
саду
к
деятельности
по
постановке
мюзиклов
мы
пришли не сразу. Реализуя годовую задачу дошкольного учреждения в рамках
опытно-экспериментальной работы по теме «Познавательно - речевое развитие
дошкольника через метод проекта», мы обратили внимание на недостаточное
внимание воспитателей к инновационным формам творческого развития детей в
детском саду, и как следствие - недостаточную оснащённость предметной среды
в ДОУ для реализации театрализованной деятельности, поверхностные знания
детей и родителей о разных видах театра, несформированность умений детей в
«актерском»
мастерстве
(выразительность
речи,
дикция,
пантомимика).
Поэтому
жанр
«Мюзикл»
мы
попытались
рассмотреть
и
использовать
как
форму
музыкального
проекта
с
детьми
дошкольного
возраста.
Основная
возрастная категория работы детей в жанре «Мюзикл» - 6-7 лет.
В ходе реализации музыкального проекта (мюзикла) мы использовали
такие в и д ы
д е я т е л ь н о с т и
к а к : б е с е д ы
н а
т е м у
п о с т а н о в к и ,
экскурсии на музыкальные спектакли, за кулисы, игровые виды деятельности,
вокально – хоровую работу, слушание музыкальных произведений и создание
его образа использованием средств изобразительной деятельности: рисование
героев, представления, участие детей в изготовлении эскизов масок, костюмов,
декораций.
Когда дети участвуют
сами
в
создании
мюзикла, они
полноправные участники, актеры, представление превращается в целый мир, в
котором живет ребенок. Это вызвало огромный интерес: дети, не отрываясь,
смотрели
на
профессиональных
артистов,
их
пластику,
мимику,
жесты;
участвовали
в
создании
костюмов,
сценического
антуража.
После
этой
подготовительной
работы
стало
понятно
-
это
будет
интересно
не
только
взрослым, но и детям.
Мандрикова
Н
.
Л
.
Страница
2
За
период
работы
с
мюзиклом
нам
удалось
реализовать
с
детьми
педагогический
мини-проект
на
тему
«Детский
мюзикл
как
форма
сотрудничества с семьёй в ДОУ», благодаря работе над которым ребята вместе с
родителями оформили выставку детского творчества «Мои друзья - котята»,
презентовали своих домашних питомцев, распределили роли среди детей и
родителей,
упражнения
на
развитие
выразительных
движений,
мимики,
пантомимики, выучивание ролей, разыгрывание сказки на сцене, изготовили
декорации для представления.
В качестве пробной постановки мы выбрали замечательный мюзикл для
детей Е.Теличеевой, М.Ивенсена «Котята- поварята».
Основная
работа
в
ходе
проекта
проходила
в
форме
непрерывной
образовательной
деятельности.
В
рамках
практической
деятельности
мы
познакомились с либретто, определились с характером каждого персонажа,
детям была дана возможность «пофантазировать, поиграть ролями», войти в
образ,
проявить
импровизацию.
На
материале
хора-пролога
«Мы
котята-
поварята, озорные колпаки» мы познакомились с танцем польки. Сравнили ее с
вальсом и полонезом. Включили воображение и «увидели» праздник с полькой
П.И. Чайковского. Выяснили, в каких странах любят и часто танцуют польку.
Обсудили увиденное детально: цвета и фасоны одежды танцующих, время
года…
Посмотрели
мультфильм
«Мой
друг
зонтик».
В
завершении
темы
каждый смог станцевать на таком празднике в своей персональной роли. Не
меньше
внимания,
чем
хореографии,
мы
уделили
жесту.
Очень
удачно
вписалось
в
программное
содержание
образовательной
деятельности
«Мышиное танго». Мы выучили с детьми основной шаг танго, много узнали об
истории
танго
и
значении
жеста
в
этом
«взрослом»
танце.
Ведь
именно
правильный
жест
создает
визуальную
наполненность
действия
и
дополнительную энергию, а также подчеркивает важные акценты. Если танец
можно
«поставить»,
то
выразительный
жест
необходимо
найти
вместе
с
ребенком. Жест может быть связан с динамикой звука, ритмом, взлетом или
падением – он должен быть достаточно лаконичным, играть вспомогательную
роль и не мешать исполнению музыки.
Успешному поиску жеста может способствовать знаковый аксессуар (у
нас, например, это была «печенька» и «хвостик») или анализ направления
мелодии в процессе разучивания. Музыкальный текст постановок, а именно на
нем мы решили выстроить наши методические рекомендации по работе над
спектаклем, динамичен и ярок. Своей разнообразностью он, безусловно, обязан
иногда
встречающимся
интервальным
«скачкам»,
синкопам
и
пунктирному
ритму. Но мы позаботились о детях и выбрали удобную тесситуру, что сделало
возможным
преодоление
этих
трудностей.
Очень
сложно
давалась
партия
Мандрикова
Н
.
Л
.
Страница
3
Мышки, представленная в форме романса «Болезнь мышки». Но мы и с ней
справились.
И вот уже премьера! Сколько волнения, сколько положительных эмоций.
Первый
опыт
общения
со
зрителем,
первые
страницы
«Азбуки»
культуры
поведения
на
сцене,
чувства
партнерства,
отработка
практических
умений
двигаться и ощущать пространство «сцены» (по одному и в коллективе). А,
сколько гордости родителей за своих детей и заслуженных оваций!
Как
же
без
гастролей?
Как
и
у
«взрослых»
артистов
–
у
нас
были
настоящие
гастроли.
Мы
участвовали
в Областном
фестивале
детских
театральных коллективов «Признание» - 2016 (Сертификат участника ГБУ ДПО
«ОЦДОД»).
И
вот
первая
победа
-
Специальный
Диплом
«За
актёрское
мастерство».
Что явилось итогом нашей деятельности? Работа с детскими мюзиклами
заинтересовала
не
только
детей,
но
и
весь
коллектив,
было
предсказуемо:
захватывающая
музыка,
веселые
нетривиальные
текст
и
любимые
всеми
образы.
У
нас
получилось развить
в
детях
«живой»
интерес
к
занятиям
музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление. По
итогам работы созданы условия для развития творческой активности детей в
театрализованной
деятельности.
Родители
получили
необходимые
педагогические знания о театрализованной деятельности детей, её значимости в
развитии
ребенка;
обогатились
содержание
и
диапазон
сюжетов
и
ролей,
расширился их кругозор. Создано единое пространство «семья – детский сад».
Будем
ли
мы
продолжать
работу
в
этом
направлении?
Безусловно.
Творить, танцевать и петь – это наш вектор к самостоятельной и инициативной
творческой личности ребёнка. А ведь именно это направление положено в
основу
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования. Так держать!
1.
Буренина, А.И. «Театр всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля:
Учебно-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Спб., 2002. – 114 с.
2.
Зацепина,
М.Б.
Развитие
ребенка
в
театрализованной
деятельности:
Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128, с. –
(Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ») (6).
3.
Мерзлякова, С.И.«Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет). – 2005.
4.
Музыкальная энциклопедия. Серия «БСЭ». Под ред. Ю.В. Келдыша, 2006.
– Том № 4
5.
Сорокина, Н.А.«Театр,
творчество,
дети».
–
Н.А.
Сорокина,
Л.Г.
Миланович – 2015.
Мандрикова
Н
.
Л
.
Страница
4