Автор: Куличева Светлана Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Гимназия 1517 дошкольное отделение Населённый пункт: Москва Наименование материала: конспект Тема: Зимовье зверей Раздел: дошкольное образование
Анализ русской народной сказки «Зимовье зверей»
Вид (тип сюжета) русской народной сказки «Зимовье зверей» - сказка о
животных.
Первостепенным объектом повествования является животное.
Форма вымысла в этой сказке – анимизм, т.к. животные…
способны говорить, (ведут диалоги); способны думать: «Время подходит
холодное, где тепла искать?»; разумно действуют и выполняют работу,
свойственную человеку: «Бык и сказывает:- Ну, давайте избу строить, а то,
чего доброго, и впрямь зимою замёрзнем». «Выстроил себе избушку и живёт
в ней».
Является ли «Зимовье зверей» сказкой с бродячим сюжетом?
Я нашла эстонскую народную сказку «Волк и овца». Она схожа по сюжету и
действиями со сказкой «Зимовье зверей».
Сюжет обеих сказок построен на том, что с приходом холодов, одно
животное из всех строит себе жильё, боясь замёрзнуть. А остальные
животные (животное) ленятся и придумывают отговорки, чтобы не
участвовать в строительстве.
В эстонской сказке дом строит одна овца, а волк ленится ей помогать. В
русской сказке дом строит один бык, а лентяев здесь больше (баран,
свинья, гусь, петух). И в сказках «Зимовье зверей» и «Волк, и овца» много
различий:
В эстонской сказке есть присказка «Жил-был волк, и жила-была овца». А в
русской сказке нет.
В эстонской сказке волк попытался построить хоть какой-нибудь дом:
«Как ни лень, надо строить хоть какой-нибудь дом. Сгрёб волк снег в кучу,
лапами утоптал, хвостом подмёл, кое-как выстроил ледяную избушку. Да
тут, как нарочно, выглянуло солнце, и растаяла над волком ледяная крыша,
развалились снеговые стены. Опять волк без дома». А в русской сказке
звери даже не пытались, сразу на всё готовенькое пришли.
В эстонской сказке волк хитрый, наглый, бессовестный. Волк сначала
выпрашивает у овцы зайти в дом погреться «прикидываясь бедной
овечкой»: « Овечка, овечка, приоткрой двери.; Позволь хоть морду у тебя,
обогреть...» и.т.д пока не оказывается на печи: «Волку только того и надо.
Прыгнул он в избушку, осмотрелся кругом-да скок на печь. Свернулся
калачиком, и уходить не собирается». А ему всё мало в итоге он захотел
съесть саму овечку: «Посмотрела овца на волка. Голос-то ласковый, а
глаза злые, голодные; Ночью проснулся (волк). Ух, до чего есть хочется!
Брюхо так и подвело. Пошарил лапой - нет овцы на печи. Спрыгнул волк
на пол и давай искать овцу. Только и овца хитра: спряталась от волка в
мусорный ящик. Не нашёл её волк». В русской сказке. Финал в животные
«угрожают» быку, чтобы он пустил их в дом: «Баран – «А коли не
пустишь, то я разбегусь и вышибу из твоей избы бревно; Свинья - «А не
пустишь, так я рылом все столбы подрою да твою избу сворочу; Гусь -
«так я весь мох из твоих стен повыщиплю; Петух - «Так я взлечу на чердак
и всю землю с потолка сгребу »».
Финал в эстонской сказке. Овца хитростью выгоняет (хитрого, наглого,
бессовестного) волка из избы: «Всю шерсть вымазала красным соком.
Потом схватила длинный прут и, побежала назад к избушке.
Стала под окошком. Стучит прутом по раме, кричит страшным голосом:
- Нет ли волка в избе, нет ли серого на печи? Я семерых волков
загрызла и до этого доберусь! Волк глянул в окно. Видит-стоит
страшный, лохматый зверь, весь кровью перемазанный, должно быть -
волчьей? Испугался волк, поджал хвост-да скорее вон из избы. Забился
в лесную глушь и носа оттуда не показывает ». Финал в русской сказке.
Животные сплотились и вместе выгнали непрошенного гостя (медведя).
Бык припёр его рогами к стенке, баран сшиб его с ног, свинья рвала и
метала клочья, гусь, глаза щипал, петух
пугал медведя: «Подайте сюда, подайте сюда!».
Также существуют сказки с аналогичными сюжетами:
1.
«Зайкина избушка» (рус. нар. сказка)
2.
«Лиса и заяц» (в пересказе В.И.Даля)
3.
«Волк и лиса» (рус. нар. сказка).
4.
«Рукавичка» (в переводе М.Крупниковой).
5.
«Теремок» (В обработке А.Н. Толстого)
Вывод: «Зимовье зверей» является сказкой с «бродячим сюжетом».
Подтвердить наличие существенных признаков, характеризующих отдельный
тип сюжета: в сказках о животных – кумулятивность, комизм, сюжета,
мораль.
Эта сказка моралистическая:
Бык, который, пустил погреться всех животных в дом, как-то сблизило всех.
Звери стали «совладельцами» этого домика, дружным коллективом, «одним
организмом». Которые, без просьб и указок дали отпор, врагу поочерёдно,
защищая уже свой общий дом, кто как мог.
«Зимовье зверей» входит в группу кумулятивных сказок о животных:
Нанизывание одного микросюжета на другой с почти дословным
повторением:
- Куда, (баран, свинья, гусь, петух) идёшь?
- «От зимы лета ищу»
- Пойдём со мною!; Иди с нами; Ну, иди за нами!; Иди за нами.
- Пусти, брат, погреться; Пусти. Брат, к себе погреться.
- Не пущу!; Нет, не пущу!
Сказка аллегорична:
Бык, переступивший через себя, даёт второй шанс зверям, которые
оступились один раз и в благодарность за это они вместе дают отпор
врагу.
Так и люди, которые умеют прощать ошибки других, дают второй шанс на
исправления, надеясь на то, что их добро будет вознаграждено.
(Примером, этому наши родители, бабушки или дедушки.)
Анализ архитектоники сказки
Присказка – отсутствует.
Зачин – «Шёл бык лесом, попадается ему навстречу баран…… ».
Основная часть сказки – представляет собой трёхступенчатое строение
сюжета. Характерным признаком сюжета сказки является поступательное
развитие действия.
Подготовительная цепь действий:
Бык, собрал всех зверей, которые встречались ему по дороге (барана,
свинью, гуся, петуха) и предложил всем строить вместе дом. На что звери,
придумали разные отговорки, чтобы не помогать ему в этом»;
Центральное действие:
Бык выстроил себе избушку и живет, не тужит. И тут один за другим начали к
нему «гости» приходить, вся та же команда «замёрзших лентяев» (баран,
свинья, петух и гусь). «Вот живут они себе в избушке. Отогрелся в тепле
петух и начал песенки распевать».
Развязка:
- «Услыхала лиса, что петух песенки распевает, захотелось ей петушиным
мясом полакомиться, да как достать его? Лиса поднялась на хитрости,
отправилась к медведю да волку и сказала:
Ну, любезные куманьки! Я нашла для всех поживу: для тебя, медведь, - быка,
для тебя, волк, - барана, а для себя - петуха. Хорошо, кумушка! - говорят
медведь и волк. Мы твоих услуг никогда не забудем. Пойдем же приколем да
поедим! Лиса привела их к избушке».
Исход – Животные сплотились и вместе выгнали непрошенного гостя
(медведя). Бык припёр его рогами к стенке, баран сшиб его с ног, свинья
рвала и метала клочья, гусь, глаза щипал, петух пугал медведя: «Подайте
сюда, подайте сюда!».
Художественный мир сказки
Как и все сказки о животных, «Зимовье зверей» имеет простой,
понятный язык. В наличии есть много диалогов, обращений («Куда,
идёшь?; Пусти, брат погреться».), которые создают эффект живой
разговорной речи.
В сказке динамично, быстро разворачиваются события. В ней отсутствует
ретардация.
Время в сказке. Определенно не очень точно (осень-зима). «Время
подходит холодное;
Ну, давайте избу строить, а то, чего
доброго, и впрямь
зимою замерзнем;
Вот пришла зима холодная, стали
пробирать морозы».
Персонажи-животные наделены характерами: Бык - благороден, баран,
свинья, гусь, петух – хвастливы и ленивы. Но в конце сказки звери
исправляются в лучшую сторону.
Постоянные сказочные формулы:
1.
«иди с нами…»
2.
«пусти,... не пущу …».
Нравственная проблематика сказки («урок молодцу»):
Сказка учит дружбе; дружба и взаимопонимание заслуживают бережного
отношения; « Согласного стада волк не берёт».
Какой возрастной группе дошкольников можно читать анализируемую
сказку?
Детям 2-4 лет интересно будет слушать сказку «Зимовье зверей». Повторы
помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить
смысл услышанного. Узнавание знакомых фраз, текстов, событий дают
детям чувство своей осведомлённости, помогают запоминанию (ребёнок с
удовольствием повторяет за мамой знакомые слова).
Психологи отмечают, что для лучшего понимание детям необходимо
опираться не только на словесное описание, но и на изображение.
Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий.
Такими опорами могут быть, как хорошо иллюстрированные детские
книжки, так и действие, разыгранное родителями по сказке с
помощью кукол. Важно помнить о том, что своим обликом рисованные
или кукольные персонажи, люди и звери, должны быть не карикатурны, а
подобны своим реальным сородичам - разумеется, за исключением
размера.
У сказки «Зимовье зверей» есть литературные аналоги:
1.
«Бременские уличные музыканты» (Братья Гримм).
2.
«Сказка про одного однобокого барана» (Нар. рус.сказки
А.Н.Афанасьева)
3. «Медведь и петух» (Нар. рус.сказки А.Н.Афанасьева)
4. « Кот серый лоб, козел да баран» (В обработке А.Н. Толстого.)
5. «Козлёнок, ягненок и телёнок» (Абхазск. сказка)
Авторские произведения для детей, созданные по аналогичному сюжету:
1.
Виталий Лиходед «Три поросёнка» (сказка в стихах)
2.
Иван Крылов «Стрекоза и муравей» (басня)
3.
Шанти Прэм «Бык, баран, гусь, петух и волк» (проза)