Напоминание

Зимовье зверей


Автор: Куличева Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия 1517 дошкольное отделение
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: конспект
Тема: Зимовье зверей
Раздел: дошкольное образование





Назад





Анализ русской народной сказки «Зимовье зверей»
Вид (тип сюжета) русской народной сказки «Зимовье зверей» - сказка о животных.  Первостепенным объектом повествования является животное.  Форма вымысла в этой сказке – анимизм, т.к. животные… способны говорить, (ведут диалоги); способны думать: «Время подходит холодное, где тепла искать?»; разумно действуют и выполняют работу, свойственную человеку: «Бык и сказывает:- Ну, давайте избу строить, а то, чего доброго, и впрямь зимою замёрзнем». «Выстроил себе избушку и живёт в ней». Является ли «Зимовье зверей» сказкой с бродячим сюжетом? Я нашла эстонскую народную сказку «Волк и овца». Она схожа по сюжету и действиями со сказкой «Зимовье зверей».  Сюжет обеих сказок построен на том, что с приходом холодов, одно животное из всех строит себе жильё, боясь замёрзнуть. А остальные животные (животное) ленятся и придумывают отговорки, чтобы не участвовать в строительстве.  В эстонской сказке дом строит одна овца, а волк ленится ей помогать. В русской сказке дом строит один бык, а лентяев здесь больше (баран, свинья, гусь, петух). И в сказках «Зимовье зверей» и «Волк, и овца» много различий:  В эстонской сказке есть присказка «Жил-был волк, и жила-была овца». А в русской сказке нет.  В эстонской сказке волк попытался построить хоть какой-нибудь дом: «Как ни лень, надо строить хоть какой-нибудь дом. Сгрёб волк снег в кучу, лапами утоптал, хвостом подмёл, кое-как выстроил ледяную избушку. Да тут, как нарочно, выглянуло солнце, и растаяла над волком ледяная крыша, развалились снеговые стены. Опять волк без дома». А в русской сказке звери даже не пытались, сразу на всё готовенькое пришли.  В эстонской сказке волк хитрый, наглый, бессовестный. Волк сначала выпрашивает у овцы зайти в дом погреться «прикидываясь бедной овечкой»: « Овечка, овечка, приоткрой двери.; Позволь хоть морду у тебя, обогреть...» и.т.д пока не оказывается на печи: «Волку только того и надо. Прыгнул он в избушку, осмотрелся кругом-да скок на печь. Свернулся калачиком, и уходить не собирается». А ему всё мало в итоге он захотел съесть саму овечку: «Посмотрела овца на волка. Голос-то ласковый, а глаза злые, голодные; Ночью проснулся (волк). Ух, до чего есть хочется! Брюхо так и подвело. Пошарил лапой - нет овцы на печи. Спрыгнул волк на пол и давай искать овцу. Только и овца хитра: спряталась от волка в мусорный ящик. Не нашёл её волк». В русской сказке. Финал в животные «угрожают» быку, чтобы он пустил их в дом: «Баран – «А коли не пустишь, то я разбегусь и вышибу из твоей избы бревно; Свинья - «А не пустишь, так я рылом все столбы подрою да твою избу сворочу; Гусь -
«так я весь мох из твоих стен повыщиплю; Петух - «Так я взлечу на чердак и всю землю с потолка сгребу »».  Финал в эстонской сказке. Овца хитростью выгоняет (хитрого, наглого, бессовестного) волка из избы: «Всю шерсть вымазала красным соком. Потом схватила длинный прут и, побежала назад к избушке. Стала под окошком. Стучит прутом по раме, кричит страшным голосом: - Нет ли волка в избе, нет ли серого на печи? Я семерых волков загрызла и до этого доберусь! Волк глянул в окно. Видит-стоит страшный, лохматый зверь, весь кровью перемазанный, должно быть - волчьей? Испугался волк, поджал хвост-да скорее вон из избы. Забился в лесную глушь и носа оттуда не показывает ». Финал в русской сказке. Животные сплотились и вместе выгнали непрошенного гостя (медведя). Бык припёр его рогами к стенке, баран сшиб его с ног, свинья рвала и метала клочья, гусь, глаза щипал, петух пугал медведя: «Подайте сюда, подайте сюда!». Также существуют сказки с аналогичными сюжетами: 1. «Зайкина избушка» (рус. нар. сказка) 2. «Лиса и заяц» (в пересказе В.И.Даля) 3. «Волк и лиса» (рус. нар. сказка). 4. «Рукавичка» (в переводе М.Крупниковой). 5. «Теремок» (В обработке А.Н. Толстого) Вывод: «Зимовье зверей» является сказкой с «бродячим сюжетом». Подтвердить наличие существенных признаков, характеризующих отдельный тип сюжета: в сказках о животных – кумулятивность, комизм, сюжета, мораль. Эта сказка моралистическая: Бык, который, пустил погреться всех животных в дом, как-то сблизило всех. Звери стали «совладельцами» этого домика, дружным коллективом, «одним организмом». Которые, без просьб и указок дали отпор, врагу поочерёдно, защищая уже свой общий дом, кто как мог. «Зимовье зверей» входит в группу кумулятивных сказок о животных: Нанизывание одного микросюжета на другой с почти дословным повторением: - Куда, (баран, свинья, гусь, петух) идёшь? - «От зимы лета ищу» - Пойдём со мною!; Иди с нами; Ну, иди за нами!; Иди за нами. - Пусти, брат, погреться; Пусти. Брат, к себе погреться. - Не пущу!; Нет, не пущу! Сказка аллегорична:  Бык, переступивший через себя, даёт второй шанс зверям, которые оступились один раз и в благодарность за это они вместе дают отпор врагу.
 Так и люди, которые умеют прощать ошибки других, дают второй шанс на исправления, надеясь на то, что их добро будет вознаграждено. (Примером, этому наши родители, бабушки или дедушки.) Анализ архитектоники сказки  Присказка – отсутствует.  Зачин – «Шёл бык лесом, попадается ему навстречу баран…… ».  Основная часть сказки – представляет собой трёхступенчатое строение сюжета. Характерным признаком сюжета сказки является поступательное развитие действия.  Подготовительная цепь действий: Бык, собрал всех зверей, которые встречались ему по дороге (барана, свинью, гуся, петуха) и предложил всем строить вместе дом. На что звери, придумали разные отговорки, чтобы не помогать ему в этом»;  Центральное действие: Бык выстроил себе избушку и живет, не тужит. И тут один за другим начали к нему «гости» приходить, вся та же команда «замёрзших лентяев» (баран, свинья, петух и гусь). «Вот живут они себе в избушке. Отогрелся в тепле петух и начал песенки распевать».  Развязка: - «Услыхала лиса, что петух песенки распевает, захотелось ей петушиным мясом полакомиться, да как достать его? Лиса поднялась на хитрости, отправилась к медведю да волку и сказала: Ну, любезные куманьки! Я нашла для всех поживу: для тебя, медведь, - быка, для тебя, волк, - барана, а для себя - петуха. Хорошо, кумушка! - говорят медведь и волк. Мы твоих услуг никогда не забудем. Пойдем же приколем да поедим! Лиса привела их к избушке».  Исход – Животные сплотились и вместе выгнали непрошенного гостя (медведя). Бык припёр его рогами к стенке, баран сшиб его с ног, свинья рвала и метала клочья, гусь, глаза щипал, петух пугал медведя: «Подайте сюда, подайте сюда!». Художественный мир сказки  Как и все сказки о животных, «Зимовье зверей» имеет простой, понятный язык. В наличии есть много диалогов, обращений («Куда, идёшь?; Пусти, брат погреться».), которые создают эффект живой разговорной речи.  В сказке динамично, быстро разворачиваются события. В ней отсутствует ретардация.  Время в сказке. Определенно не очень точно (осень-зима). «Время подходит холодное; Ну, давайте избу строить, а то, чего доброго, и впрямь зимою замерзнем; Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы».  Персонажи-животные наделены характерами: Бык - благороден, баран, свинья, гусь, петух – хвастливы и ленивы. Но в конце сказки звери исправляются в лучшую сторону.
 Постоянные сказочные формулы: 1. «иди с нами…» 2. «пусти,... не пущу …». Нравственная проблематика сказки («урок молодцу»): Сказка учит дружбе; дружба и взаимопонимание заслуживают бережного отношения; « Согласного стада волк не берёт». Какой возрастной группе дошкольников можно читать анализируемую сказку?  Детям 2-4 лет интересно будет слушать сказку «Зимовье зверей». Повторы помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить смысл услышанного. Узнавание знакомых фраз, текстов, событий дают детям чувство своей осведомлённости, помогают запоминанию (ребёнок с удовольствием повторяет за мамой знакомые слова).  Психологи отмечают, что для лучшего понимание детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть, как хорошо иллюстрированные детские книжки, так и действие, разыгранное родителями по сказке с помощью кукол. Важно помнить о том, что своим обликом рисованные или кукольные персонажи, люди и звери, должны быть не карикатурны, а подобны своим реальным сородичам - разумеется, за исключением размера. У сказки «Зимовье зверей» есть литературные аналоги: 1. «Бременские уличные музыканты» (Братья Гримм). 2. «Сказка про одного однобокого барана» (Нар. рус.сказки А.Н.Афанасьева) 3. «Медведь и петух» (Нар. рус.сказки А.Н.Афанасьева) 4. « Кот серый лоб, козел да баран» (В обработке А.Н. Толстого.) 5. «Козлёнок, ягненок и телёнок» (Абхазск. сказка) Авторские произведения для детей, созданные по аналогичному сюжету: 1. Виталий Лиходед «Три поросёнка» (сказка в стихах) 2. Иван Крылов «Стрекоза и муравей» (басня) 3. Шанти Прэм «Бык, баран, гусь, петух и волк» (проза)


В раздел образования