Напоминание

Детское воображение


Автор: Куличева Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия 1517 дошкольное отделение
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: конспект
Тема: Детское воображение
Раздел: дошкольное образование





Назад




Значение функции воображения в психическом развитии велико, однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грёзами. Для выполнения этой задачи взрослым, необходимо помогать ребёнку, использовать возможности своего воображения в направлении прогрессивного саморазвития.
Джордж Баттерворт

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

:



Воображение
— способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого воображения — Фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В.Г, Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.
Фантазия
(греч. φαντασία — воображение) — ситуация, представляемая индивидуалом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания. Фантазии могут носить любой характер. Фантазия — нереальное сочетание реальных элементов. Является разновидностью творческого воображения.
ВСТУПЛЕНИЕ
Та часть нашей повседневной жизни, где царят физический закон, рациональная мысль, где на всё необычное, волшебное наложен невидимый запрет, - это и есть обыденная реальность. Как правило, мы попадаем в неё со звонком будильника. Вернее было бы сказать, выплываем, иногда с радостью, иногда с сожалением, ибо там, в «глубинах», в которых мы находились до этого, царит совсем иная реальность. Причудливый, хаотичный мир образов 1
сновидения – то смутных, то удивительно ярких. Мир событий, то напоминающих нашу обычную жизнь, то поражающих своей странностью. А мир творческой детской игры? С какой лёгкостью переносит ребёнок в игру сказочные приключения Кота в сапогах! Как ловко сокрушает врагов, развеивает чары злого волшебника! Как по мгновению волшебной палочки прутик превращается в лошадь, дощечка – в меч, а лопухи у забора – в могучих великанов. Конечно, игра детей – это не просто мир фантазии, воображения. Она подчиняется своим внутренним, игровым законам. Но эти законы отнюдь не препятствуют тому, чтобы варежка стала живым щенком, а плюшевый мишка заговорил человеческим голосом. Игрушки и игровые предметы «добры» к ребёнку. Они «знают» и «чувствуют», что нужно маленькому фантазёру, и охотно выполняют его желания.
ВООБРАЖЕНИЕ
Не найдётся более обделённой проблемы в психологической науке, чем воображение. Нет общепринятого понимания сущности процесса, его форм и функций. Не выработаны методы и подходы к исследованию, нет единого мнения о том, какие конкретные проявления отражает данное понятие. Воображение ребёнка, возникнув на границе раннего и дошкольного возраста, претерпевает серьёзные изменения в дошкольном возрасте. Наряду с дальнейшим развитием непроизвольного воображения появляется качественно новый тип воображения – произвольное воображение. Его появление и дальнейшее развитие в дошкольном возрасте психологи связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменением содержания и форм общения ребёнка с окружающими, в первую очередь с взрослыми. Вначале образы произвольного воображения возникают под влиянием словесных воздействий взрослого в сюжетно – ролевой игре. Несколько позже произвольное воображение проявляется и в других видах деятельности, требующих предварительного планирования (рисование, лепка, конструирование, труд учение и др.). Нельзя не обратить внимание на большую эмоциональную окрашенность образов детского воображения. Она особенно заметно проявляется в творческих играх. Дети стремятся к привлекательным, с их точки зрения, эмоционально насыщенным ролям. И огромное значение игры в психическом развитии ребёнка в значительной степени объясняется тем, что чувства, испытываемые играющим ребёнком, - настоящие. Немало искренности вкладывает ребёнок в созданные им образы. Не зря крупнейший советский режиссёр К.С. Станиславский советовал актёрам учиться игре у детей. Высокой эмоциональностью отличаются и рисунки, стихи, сказки детей. Ребёнок создаёт и новые образы, приписывая предметам несвойственные им качества часто «антропоморфические» - перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы, на животных, 2
предметы, а также представление божества в образе человека. (толковый словарь С.И.Ожегова) Наделяя их способностью к превращению в другой предмет, в другое состояние и т. п.


ФОРМИРУЮЩИЕ И СТИМУЛИРУЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

НА ВООБРАЖЕНИЕ
Здесь важно отметить роль взрослых в развитии воображения ребёнка. Поскольку образы воображения возникают на основе уже имеющегося у него опыта и представлений, то деятельность взрослого должна быть направлена на расширение, уточнение, обогащение опыта ребёнка, побуждение его к творчеству. Формирующие воздействия – создание мнимых ситуаций и образов в совместных действиях взрослого и ребёнка. На уровне эмоционально – интимного общения это создание ситуаций «как будто»: обманные движения, шутки, розыгрыши, звукоподражания, изобразительные действия. В предметно – деловом общении – игровое, занимательное преобразование предметной среды, неспецифическое использование предмета, придание ему несвойственных значений, преобразование внешнего облика, моделирование на игрушках бытовых сюжетов, одушевление предмета путём словесных обращений к нему и приписывания поступков. В словесном общении это создание образов путём иллюстраций слова условным действием или рассказом – интерпретацией, придание образного смысла бесформенным объектам, привнесение образного смысла в преобразующие и моделирующие действия ребёнка, или плана в его импульсивные действия. Стимулирующие воздействия взрослого осуществляются в разных формах: побуждения повторить образцы игры с предметом или воспроизвести реальное действие на игрушке, создание развивающей предметной среды, снятие запретов на перемещение и неспецифическое использование предметов, терпимость к варьированию ребёнком способов действий, заинтересованное внимание к детским рассказам и игре, предложение «Покажи, как», вопросы по поводу его намерений в бытовых действиях, в игре, а затем и в продуктивной деятельности. Вокруг ребёнка складывается особая атмосфера доверия к его активности и стимулирования специфически человеческих её форм. Среди других приёмов, стимулирующих детское воображение, можно назвать составление сказок на тему, предложенную взрослым («Про хороших товарищей», «Маленький и удаленький», «Про самое смешное», «Про самое интересное» и др.), на самостоятельно выбранную тему, рассказов на основе литературного образа (в нескольких вариантах: например, заменить сюжет, сохраняя героев произведения, или заменить героев, сохраняя сюжет), рассказов по пейзажу и др.
РАЗВИТИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВООБРАЖЕНИЯ
3
Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребёнка и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и моделирования элементов опыта, схематизации и детализации образов. Взаимная сменяемость механизмов создаёт оптимальные условия получения новых впечатлений и способствует развитию каждого из них и функции воображения в целом. Условные действия начинаются как схематические, что позволяет выполнять их в вариативных условиях и разнообразными средствами. Затем происходит детализация – дорисовывание образа до его конкретной целостности. Но при освоении новых условий игрового действия снова начинается его схематизация. Именно эта ситуация происходит при включении ребёнка в групповую совместную сюжетно – ролевую игру. Стремление действовать усреднено, как всё, как бывает, воспринимается как снижение уровня воображения. Деятельность воображения затрагивает глубинные процессы формирования личности. Создаётся одно из важнейших новообразований раннего детства – игровое отношение к действительности: к предметам, к слову, к бытовым действиям. Ребёнок пытается их варьировать «просто так», придавать сюжетное звучание, подмечать необычные особенности. Это источник его оптимизма и любознательности. Воображение позволяет «примерить на себя» поступки других, вызывает личностное включение в сюжет, формирует ценностные ориентации ребёнка и образы идеального. Фантазирование развивает творческие возможности ребёнка, увлечённость бескорыстный познавательный интерес, целеустремлённость и самостоятельность.
ВООБРАЖАЕМЫЕ ДРУЗЬЯ
Часто ребёнок испытывает сильное давление со стороны взрослых. Причём не всегда это выражается в запретах и наказаниях, часто чрезмерная опека может почище любого насилия загнать в угол, не оставить места для собственного «я» ребёнка. И тогда малыш сбегает в мир воображаемых друзей, который может развиваться по двум сценариям. Сценарий первый: в сокровенном тайном мире ребёнку можно всё, чего нельзя с родителями: завести собаку, гулять по крышам, есть варенье ложками и т.д. Сценарий второй: ребёнок принимает на себя роль взрослого и ведёт себя аналогичным образом - ограничивает и подавляет своих фантомных друзей, которые в этом случае будут нелепыми и беспомощными. Чаще всего воображаемый друг появляется, когда ребёнок чувствует себя одиноким. Например, в семье появляется второй ребёнок и всё внимание родителей сосредоточено на младенце, или когда родители несколько рассеяны и заняты своими мыслями больше, чем детьми (идеальный представитель такого типа родителя - мама из мультфильма «Варежка» - 4
добрая, хорошая, но вечно уткнувшаяся в свою книгу и свои мысли). А еще бывают просто застенчивые дети, которым трудно сходиться со сверстниками. Тут рекомендация может быть только одна - больше общения: просто общения с ребёнком, общения вместе с другими детьми и их родителями, помощь ребёнку в нахождении общего языка с ровесниками. Как правило, ребёнок проигрывает со своими воображаемыми друзьями свои тайные желания. Это самый прозрачный и легко «читаемый» вариант. Если друг вашего ребёнка приходит, чтобы защищать его (чаще всего это какой-то аналог Бэтмена, Человека-паука или, на худой конец, Питера Пена, который заберёт его отсюда немедленно), значит, ребёнку плохо, он нуждается в защите, в снижении давления. Если же защитник «обещает» ещё и наказать обидчиков, это вытесненная агрессия и надо хорошо задуматься - не пора ли обратиться к психологу? Бывают и более простые и легко решаемые проблемы. Например, воображаемую собаку весьма просто заменить на реального живого щенка (если у ребёнка аллергия на шерсть, в конце концов, можно выбрать «лысую» породу). Самый плохой вариант - если ребёнок скрывает от вас своих воображаемых друзей. Это говорит о недоверии и страхе. Хотя бывают варианты, когда вы просто не заметили воображаемого друга: ну кто бы мог подумать, что милейший Пашка из детского сада, фигурирующий во всех рассказах вашего малыша, в реальности пластмассовый крокодил с оторванной лапой? Как себя вести с воображаемым другом вашего ребёнка? Самое главное - ничего не запрещать. В какой-то степени можно даже подыграть ребёнку: поставить лишний прибор за обедом для его друга, выслушивать все истории и интересоваться самочувствием и делами очередного «Карлсона». Однако важно провести границу между фантазией и реальностью - отвечать за свои поступки должен сам ребёнок, а не сваливать всё на воображаемых друзей: хорошо, что к тебе в гости пришла «Маша», но уроки делать надо все равно, люстру, конечно, разбил «Карлсон», но в углу, всё равно, будешь стоять ты. Воображаемые друзья ликвидируется сами собой. Если этого не случилось, то имеет смысл обратиться к психологу. Но не допускайте к своему ребёнку шарлатанов, которые пытаются поставить диагноз и прописать тысячу и один психотропный препарат. Надо понимать, что если вы обращаетесь к психологу с проблемами ребёнка, то работать, прежде всего, предстоит вам самим, так как источник детских проблем чаще всего берет начало в родительских промахах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5
В особенностях поведения и мышления детей и учёных можно найти много общего. Это прежде всего неугасающая любознательность, увлечённость и разносторонность интересов, необычность, нестандартность, оригинальность мышления. К сожалению, у многих взрослых эти качества утрачиваются, и они довольствуются знаниями, полученными ранее. Любой творческий труд – неважно, учёного рабочего или художника – всегда сочетает и элементы игры, и воображение и фантазию. Без мечты и воображения нельзя создать ничего нового, совершить открытие, изобрести что–либо. Вначале необходимо представить всё это в своём воображении, а затем стремиться к реализации мечты. 6
Используемая литература: 1. Н.Н.Палагина «Воображение у самого истока» Москва. Московский психолого–социальный институт 1997г. 2. В.Н.Соколова,Г.Я.Юзефович «Отцы и дети в меняющемся мире» Москва. Просвещение 1991г. 3. Я.Л.Коломинский,Е.А.Панько «Учителю о психологии детей шестилетнего возраста» Москва. Просвещение 1988г. 4. Общая редакция кандидатов психологических наук Г.В.Бурменкой В.М.Слуцкого «Одарённые дети» Москва. Проресс 1991г. 5. Е.В.Субботский «Ребёнок открывает мир» Москва. Просвещение 1991г. 6. Мед.портал. 7
СОДЕРЖАНИЕ: 1 ОПРЕДЕЛЕНИЯ 1 стр. 2 ВСТУПЛЕНИЕ 1 стр. 3 ВООБРАЖЕНИЕ 2 стр. 4 ФОРМИРУЮЩИЕ И СТИМУЛИРУЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ВООБРАЖЕНИЕ 3 стр. 5 РАЗВИТИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВООБРАЖЕНИЯ

4 стр.

6 ВООБРАЖАЕМЫЕ ДРУЗЬЯ 4 стр. 7 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 6 стр. 8 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 7 стр. 8
9


В раздел образования