Автор: Куличева Светлана Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Гимназия 1517 дошкольное отделение Населённый пункт: Москва Наименование материала: конспект Тема: Детское воображение Раздел: дошкольное образование
Значение функции воображения в психическом развитии
велико, однако фантазия, как и любая форма психического
отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она
должна способствовать лучшему познанию окружающего мира,
самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не
перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной
жизни грёзами. Для выполнения этой задачи взрослым, необходимо
помогать ребёнку, использовать возможности своего
воображения в направлении прогрессивного саморазвития.
Джордж Баттерворт
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
:
Воображение — способность сознания создавать образы,
представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в
следующих психических процессах: моделирование, планирование,
творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого
воображения — Фантазия. Воображение — одна из форм психического
отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является
определение воображения как процесса (А. В. Петровский и
М. Г. Ярошевский, В.Г, Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно
М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение — психический процесс,
заключающийся в создании новых образов (представлений) путём
переработки материала восприятий и представлений, полученных в
предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также
рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как
специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во
внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал
адекватным применение понятия психологической системы.
Фантазия (греч. φαντασία — воображение) — ситуация, представляемая
индивидуалом или группой, не соответствующая реальности, но
выражающая их желания. Фантазии могут носить любой характер. Фантазия —
нереальное сочетание реальных элементов. Является разновидностью
творческого воображения.
ВСТУПЛЕНИЕ
Та часть нашей повседневной жизни, где царят физический закон,
рациональная мысль, где на всё необычное, волшебное наложен невидимый
запрет, - это и есть обыденная реальность. Как правило, мы попадаем в неё со
звонком будильника. Вернее было бы сказать, выплываем, иногда с радостью,
иногда с сожалением, ибо там, в «глубинах», в которых мы находились до
этого, царит совсем иная реальность. Причудливый, хаотичный мир образов
1
сновидения – то смутных, то удивительно ярких. Мир событий, то
напоминающих нашу обычную жизнь, то поражающих своей странностью.
А мир творческой детской игры? С какой лёгкостью переносит ребёнок
в игру сказочные приключения Кота в сапогах! Как ловко сокрушает врагов,
развеивает чары злого волшебника! Как по мгновению волшебной палочки
прутик превращается в лошадь, дощечка – в меч, а лопухи у забора – в
могучих великанов. Конечно, игра детей – это не просто мир фантазии,
воображения. Она подчиняется своим внутренним, игровым законам. Но эти
законы отнюдь не препятствуют тому, чтобы варежка стала живым щенком, а
плюшевый мишка заговорил человеческим голосом. Игрушки и игровые
предметы «добры» к ребёнку. Они «знают» и «чувствуют», что нужно
маленькому фантазёру, и охотно выполняют его желания.
ВООБРАЖЕНИЕ
Не найдётся более обделённой проблемы в психологической науке, чем
воображение. Нет общепринятого понимания сущности процесса, его форм и
функций. Не выработаны методы и подходы к исследованию, нет единого
мнения о том, какие конкретные проявления отражает данное понятие.
Воображение ребёнка, возникнув на границе раннего и дошкольного
возраста, претерпевает серьёзные изменения в дошкольном возрасте. Наряду
с дальнейшим развитием непроизвольного воображения появляется
качественно новый тип воображения – произвольное воображение. Его
появление и дальнейшее развитие в дошкольном возрасте психологи
связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с
изменением содержания и форм общения ребёнка с окружающими, в первую
очередь с взрослыми.
Вначале образы произвольного воображения возникают под влиянием
словесных воздействий взрослого в сюжетно – ролевой игре.
Несколько позже произвольное воображение проявляется и в других
видах деятельности, требующих предварительного планирования (рисование,
лепка, конструирование, труд учение и др.).
Нельзя не обратить внимание на большую эмоциональную
окрашенность образов детского воображения. Она особенно заметно
проявляется в творческих играх. Дети стремятся к привлекательным, с их
точки зрения, эмоционально насыщенным ролям. И огромное значение игры
в психическом развитии ребёнка в значительной степени объясняется тем,
что чувства, испытываемые играющим ребёнком, - настоящие. Немало
искренности вкладывает ребёнок в созданные им образы. Не зря крупнейший
советский режиссёр К.С. Станиславский советовал актёрам учиться игре у
детей. Высокой эмоциональностью отличаются и рисунки, стихи, сказки
детей.
Ребёнок создаёт и новые образы, приписывая предметам
несвойственные им качества часто «антропоморфические» - перенесение
присущих человеку психических свойств на явления природы, на животных,
2
предметы, а также представление божества в образе человека. (толковый
словарь С.И.Ожегова) Наделяя их способностью к превращению в другой
предмет, в другое состояние и т. п.
ФОРМИРУЮЩИЕ И СТИМУЛИРУЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ВООБРАЖЕНИЕ
Здесь важно отметить роль взрослых в развитии воображения ребёнка.
Поскольку образы воображения возникают на основе уже имеющегося у него
опыта и представлений, то деятельность взрослого должна быть направлена
на расширение, уточнение, обогащение опыта ребёнка, побуждение его к
творчеству.
Формирующие воздействия – создание мнимых ситуаций и образов в
совместных действиях взрослого и ребёнка. На уровне эмоционально –
интимного общения это создание ситуаций «как будто»: обманные движения,
шутки, розыгрыши, звукоподражания, изобразительные действия. В
предметно – деловом общении – игровое, занимательное преобразование
предметной среды, неспецифическое использование предмета, придание ему
несвойственных значений, преобразование внешнего облика, моделирование
на игрушках бытовых сюжетов, одушевление предмета путём словесных
обращений к нему и приписывания поступков. В словесном общении это
создание образов путём иллюстраций слова условным действием или
рассказом – интерпретацией, придание образного смысла бесформенным
объектам, привнесение образного смысла в преобразующие и моделирующие
действия ребёнка, или плана в его импульсивные действия.
Стимулирующие воздействия взрослого осуществляются в разных
формах: побуждения повторить образцы игры с предметом или
воспроизвести реальное действие на игрушке, создание развивающей
предметной среды, снятие запретов на перемещение и неспецифическое
использование предметов, терпимость к варьированию ребёнком способов
действий, заинтересованное внимание к детским рассказам и игре,
предложение «Покажи, как», вопросы по поводу его намерений в бытовых
действиях, в игре, а затем и в продуктивной деятельности. Вокруг ребёнка
складывается особая атмосфера доверия к его активности и стимулирования
специфически человеческих её форм.
Среди других приёмов, стимулирующих детское воображение, можно
назвать составление сказок на тему, предложенную взрослым («Про хороших
товарищей», «Маленький и удаленький», «Про самое смешное», «Про самое
интересное» и др.), на самостоятельно выбранную тему, рассказов на основе
литературного образа (в нескольких вариантах: например, заменить сюжет,
сохраняя героев произведения, или заменить героев, сохраняя сюжет),
рассказов по пейзажу и др.
РАЗВИТИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВООБРАЖЕНИЯ
3
Развитие воображения не является результатом прямого обучения.
Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребёнка и
механизмами саморазвития воображения: противоположной
направленностью варьирования и моделирования элементов опыта,
схематизации и детализации образов. Взаимная сменяемость механизмов
создаёт оптимальные условия получения новых впечатлений и способствует
развитию каждого из них и функции воображения в целом. Условные
действия начинаются как схематические, что позволяет выполнять их в
вариативных условиях и разнообразными средствами. Затем происходит
детализация – дорисовывание образа до его конкретной целостности. Но при
освоении новых условий игрового действия снова начинается его
схематизация. Именно эта ситуация происходит при включении ребёнка в
групповую совместную сюжетно – ролевую игру. Стремление действовать
усреднено, как всё, как бывает, воспринимается как снижение уровня
воображения.
Деятельность воображения затрагивает глубинные процессы
формирования личности. Создаётся одно из важнейших новообразований
раннего детства – игровое отношение к действительности: к предметам, к
слову, к бытовым действиям. Ребёнок пытается их варьировать «просто так»,
придавать сюжетное звучание, подмечать необычные особенности. Это
источник его оптимизма и любознательности. Воображение позволяет
«примерить на себя» поступки других, вызывает личностное включение в
сюжет, формирует ценностные ориентации ребёнка и образы идеального.
Фантазирование развивает творческие возможности ребёнка, увлечённость
бескорыстный познавательный интерес, целеустремлённость и
самостоятельность.
ВООБРАЖАЕМЫЕ ДРУЗЬЯ
Часто ребёнок испытывает сильное давление со стороны взрослых.
Причём не всегда это выражается в запретах и наказаниях, часто чрезмерная
опека может почище любого насилия загнать в угол, не оставить места для
собственного «я» ребёнка. И тогда малыш сбегает в мир воображаемых
друзей, который может развиваться по двум сценариям.
Сценарий первый: в сокровенном тайном мире ребёнку можно всё,
чего нельзя с родителями: завести собаку, гулять по крышам, есть варенье
ложками и т.д. Сценарий второй: ребёнок принимает на себя роль взрослого и
ведёт себя аналогичным образом - ограничивает и подавляет своих
фантомных друзей, которые в этом случае будут нелепыми и беспомощными.
Чаще всего воображаемый друг появляется, когда ребёнок чувствует
себя одиноким. Например, в семье появляется второй ребёнок и всё внимание
родителей сосредоточено на младенце, или когда родители несколько
рассеяны и заняты своими мыслями больше, чем детьми (идеальный
представитель такого типа родителя - мама из мультфильма «Варежка» -
4
добрая, хорошая, но вечно уткнувшаяся в свою книгу и свои мысли). А еще
бывают просто застенчивые дети, которым трудно сходиться со
сверстниками.
Тут рекомендация может быть только одна - больше общения: просто
общения с ребёнком, общения вместе с другими детьми и их родителями,
помощь ребёнку в нахождении общего языка с ровесниками.
Как правило, ребёнок проигрывает со своими воображаемыми
друзьями свои тайные желания. Это самый прозрачный и легко «читаемый»
вариант. Если друг вашего ребёнка приходит, чтобы защищать его (чаще
всего это какой-то аналог Бэтмена, Человека-паука или, на худой конец,
Питера Пена, который заберёт его отсюда немедленно), значит, ребёнку
плохо, он нуждается в защите, в снижении давления. Если же защитник
«обещает» ещё и наказать обидчиков, это вытесненная агрессия и надо
хорошо задуматься - не пора ли обратиться к психологу?
Бывают и более простые и легко решаемые проблемы. Например,
воображаемую собаку весьма просто заменить на реального живого щенка
(если у ребёнка аллергия на шерсть, в конце концов, можно выбрать «лысую»
породу).
Самый плохой вариант - если ребёнок скрывает от вас своих
воображаемых друзей. Это говорит о недоверии и страхе. Хотя бывают
варианты, когда вы просто не заметили воображаемого друга: ну кто бы мог
подумать, что милейший Пашка из детского сада, фигурирующий во всех
рассказах вашего малыша, в реальности пластмассовый крокодил с
оторванной лапой?
Как себя вести с воображаемым другом вашего ребёнка? Самое
главное - ничего не запрещать. В какой-то степени можно даже подыграть
ребёнку: поставить лишний прибор за обедом для его друга, выслушивать все
истории и интересоваться самочувствием и делами очередного «Карлсона».
Однако важно провести границу между фантазией и реальностью - отвечать
за свои поступки должен сам ребёнок, а не сваливать всё на воображаемых
друзей: хорошо, что к тебе в гости пришла «Маша», но уроки делать надо все
равно, люстру, конечно, разбил «Карлсон», но в углу, всё равно, будешь
стоять ты.
Воображаемые друзья ликвидируется сами собой. Если этого не
случилось, то имеет смысл обратиться к психологу. Но не допускайте к
своему ребёнку шарлатанов, которые пытаются поставить диагноз и
прописать тысячу и один психотропный препарат.
Надо понимать, что если вы обращаетесь к психологу с проблемами ребёнка,
то работать, прежде всего, предстоит вам самим, так как источник детских
проблем чаще всего берет начало в родительских промахах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5
В особенностях поведения и мышления детей и учёных можно найти
много общего. Это прежде всего неугасающая любознательность,
увлечённость и разносторонность интересов, необычность, нестандартность,
оригинальность мышления. К сожалению, у многих взрослых эти качества
утрачиваются, и они довольствуются знаниями, полученными ранее. Любой
творческий труд – неважно, учёного рабочего или художника – всегда
сочетает и элементы игры, и воображение и фантазию. Без мечты и
воображения нельзя создать ничего нового, совершить открытие, изобрести
что–либо. Вначале необходимо представить всё это в своём воображении, а
затем стремиться к реализации мечты.
6
Используемая литература:
1.
Н.Н.Палагина «Воображение у
самого истока» Москва. Московский
психолого–социальный институт
1997г.
2.
В.Н.Соколова,Г.Я.Юзефович «Отцы
и дети в меняющемся мире» Москва.
Просвещение 1991г.
3.
Я.Л.Коломинский,Е.А.Панько
«Учителю о психологии детей
шестилетнего возраста» Москва.
Просвещение 1988г.
4.
Общая редакция кандидатов
психологических наук
Г.В.Бурменкой В.М.Слуцкого
«Одарённые дети» Москва. Проресс
1991г.
5.
Е.В.Субботский «Ребёнок открывает
мир» Москва. Просвещение 1991г.
6. Мед.портал.
7
СОДЕРЖАНИЕ:
1 ОПРЕДЕЛЕНИЯ 1 стр.
2 ВСТУПЛЕНИЕ 1 стр.
3 ВООБРАЖЕНИЕ 2 стр.
4 ФОРМИРУЮЩИЕ И
СТИМУЛИРУЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ВООБРАЖЕНИЕ 3 стр.
5 РАЗВИТИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВООБРАЖЕНИЯ
4 стр.
6 ВООБРАЖАЕМЫЕ ДРУЗЬЯ 4 стр.
7 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 6 стр.
8 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
7 стр.
8
9