Напоминание

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредствам использования детского фольклора.


Автор: Холоденко Оксана Владимировна
Должность: муыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 32" с.Стрелецкое, Белгородского р-на, Белгородской обл.
Населённый пункт: с.Стрелецкое, Белгородского р-на, Белгородской обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Духовно-нравственное развитие дошкольников посредствам использования детского фольклора.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Духовно-нравственное развитие дошкольников посредствам

использования детского фольклора.
Крупнейший исследователь детского фольклора Виноградов Г.С. написал: «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это — детский фольклор.» Проблема духовно- нравственного развития детей является ключевой для российской педагогики и культуры в целом. Потеря нравственных ориентиров, таких, как совесть, честь, долг привели к негативным последствиям в обществе: усилению криминогенности, наркомании, безнравственности среди несовершеннолетних, а также к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей, из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей. Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требуют возрождения традиционной духовно-нравственной иерархии ценностей. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Ребёнок, как никогда, нуждается в «защищённом развитии», опеке и наставничестве, вдохновляющем примере, знакомстве с классическими образцами высокой культуры, создании условий для развития уточённых эстетических чувств, воспитании разумных потребностей. Мы, педагоги, должны познакомить детей с историей и культурой России, привить замечательные душевные качества, которыми всегда по праву гордился наш многонациональный народ. Только через приобщение к сокровищам родной культуры, к народному творчеству, к народным праздникам, погружением в «старину», наши дети будут духовно- нравственными и здоровыми людьми.
Духовно-нравственное развитие.
Духовность и нравственность являются базовыми, сущностными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям. Нравственность – совокупность общих принципов поведения людей по отношению к друг другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности. Между этими понятиями тесная связь: нормы и принципы нравственности получают идейное обоснование в идеалах добра и зла, являющимися категориями духовности. Особое значение по духовно-нравственному развитию детей признан дошкольный возраст, потому что является сензитивным для духовно- 2
нравственного воспитания: для формирования нравственных чувств, нравственной позиции, нравственного облика и поведения. Ребенок становиться человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы.
Фольклор.
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость». Фольклор – это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано великой народной заботой о детях - своем будущем. Фольклор "обслуживает" ребенка с самого его рождения. Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим собственным законам и в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют его. Детский фольклор - искусство синкретическое. Слово, музыка, движение, в едином синтезе – усиливает эмоциональное воздействие на ребенка, увлекает его, вызывает интерес к деятельности, что служит базисной почвой для всестороннего развития личности: творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического. Основная цель духовно-нравственной развития дошкольник - содействие обретению им нравственного и духовного опыта, основанного на традициях русской народной культуры. Задачи духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста состоят в: приобщении к традиционным ценностям, формировании качеств, свойственных русскому человеку: высокая духовность, доброта, отзывчивость, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие, бережное отношение к природе, терпение, сострадание, мужество. Приобщать детей к русской культуре в форме беседы, проведении народных праздников, ознакомлении с бытом, обрядами и традициями русского народа; создание игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями Ведущая педагогическая идея – это заинтересованная продуктивная совместная деятельность трех составляющих: детей, родителей, педагогов ДОУ в организации процесса духовно – нравственного развития ребёнка 3
дошкольного возраста. В работе с детьми, родителями, педагогами применяется метод совместных детско-родительских проектов: фольклорные праздники, ярмарки, тематические беседы, детские выставки, открытые занятия, родительские собрания, экскурсии. Помимо этого нами была разработана программа по духовно- нравственному развитию детей дошкольного возраста в кружковой деятельности.
Программа по духовно-нравственному развитию в кружковой

деятельности.
На основе программ: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой, «Оберег» Е.Г. Борониной, «Горенка» М.В. Хазовой, «Теплая избушка» В.В. Маловой, мы составили свою программу по духовно-нравственному развитию детей дошкольного возраста, основанную на датах земледельческого календаря, народных обычаях, фольклорном материале Белгородской области. Работа построена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения. В дошкольном детстве происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому в занятиях использовано самое действенное средство на дошкольника – игра, театрализованное действие, кукла, сказка. Герои просят совета у детей, рассуждают о своих поступках, уважительно относятся к старшим, просят прощения, если провинились, или прощают обидчикам, стремятся быть добрыми. Именно такими мы и хотим видеть наших детей. Отрицательный герой не привлекателен для подражания, совершив недостойный поступок, он оказывался в одиночестве, рассуждая о своем поступке, искал пути исправления.
Формы и методы работы.
Перед нами стояла задача найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно и увлекательно познакомить детей с важнейшими понятиями народной мудрости. Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю, запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания. Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. Это занятия познавательного цикла; театрализованные – инсценировка сказок, обыгрывание обрядов, игровые, наблюдения, экскурсии. Необходимо создать особую атмосферу совместной деятельности детей и взрослых. Мы стараемся создать среду, в которой ребенок почувствовал бы себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности. Решению всех этих задач особенно способствуют празднования по земледельческому календарю. Это праздники, которые дают представления о 4
быте, обычаях народа, и их можно «проиграть» в условиях дошкольного учреждения. Знакомя детей с праздниками, им необходимо объяснить, что народный праздник, это не день безделья, а сочетание труда и веселья. Хотелось бы, чтобы и у современных детей тоже остались на всю жизнь незабываемые, положительные воспоминания о Рождественских огоньках, блинах и чаепитии на Масленицу, Пасхальной весенней радости и плодовом изобилии на Спас. Праздники и развлечения на фольклорном материале несут радость и духовную красоту в жизнь ребенка, воспитывают в нем любовь к родной природе, уважение к культурному наследию народа, формируют гражданские проявления: любовь к родине, к своему народу.
Формы работы с родителями.
Родительские собрания на духовно-нравственные темы; консультации для родителей; анкетирование и тестирование родителей; совместные с родителями праздники, развлечения, спектакли, именины детей; совместное посещение родителями, педагогами, детьми экскурсии; изготовление декораций к праздникам; организация угощения детей во время утренника; открытые занятия для родителей; выставки семейных работ к праздникам; индивидуальное собеседование.
Формы работы с педагогами.
Консультации; педсоветы, семинары-практикумы; круглые столы; встречи с интересными людьми; мастер-классы специалистов; выставки литературы; экскурсии; беседы, беседы-диспуты; анкетирование и тестирование; разучивание материала к праздникам; подготовка и проведение праздников.
Результатом работы по приобщению детей к истокам русской народной

культуры можно считать:
Народные праздники, проводимые в нашем саду; активное участие детей, родителей и педагогов в русских народных праздниках; изготовление стенгазет, папок-передвижек; театрализованные представления русских народных сказок «Репка», «Теремок», «Колобок»; 5
использование детьми закличек, потешек, считалок, загадок, скороговорок, игр; реализация программы в кружковой деятельности по духовно-нравственному развитию. 6


В раздел образования