Духовно-нравственное развитие дошкольников посредствам использования детского фольклора.
Автор: Холоденко Оксана Владимировна Должность: муыкальный руководитель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 32" с.Стрелецкое, Белгородского р-на, Белгородской обл. Населённый пункт: с.Стрелецкое, Белгородского р-на, Белгородской обл. Наименование материала: Статья Тема: Духовно-нравственное развитие дошкольников посредствам использования детского фольклора. Раздел: дошкольное образование
Духовно-нравственное развитие дошкольников посредствам
использования детского фольклора.
Крупнейший исследователь детского фольклора Виноградов Г.С. написал:
«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и
потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот,
который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который
возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной
массы. Это — детский фольклор.»
Проблема духовно- нравственного развития детей является ключевой для
российской педагогики и культуры в целом. Потеря нравственных
ориентиров, таких, как совесть, честь, долг привели к негативным
последствиям в обществе: усилению криминогенности, наркомании,
безнравственности среди несовершеннолетних, а также к родительской
безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения
не только у родителей, из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой
и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих
собственных детей.
Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требуют
возрождения традиционной духовно-нравственной иерархии ценностей.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей
искажены представления о доброте, милосердии, великодушии,
справедливости, гражданственности и патриотизме.
Ребёнок, как никогда, нуждается в «защищённом развитии», опеке и
наставничестве, вдохновляющем примере, знакомстве с классическими
образцами высокой культуры, создании условий для развития уточённых
эстетических чувств, воспитании разумных потребностей.
Мы, педагоги, должны познакомить детей с историей и культурой России,
привить замечательные душевные качества, которыми всегда по праву
гордился наш многонациональный народ. Только через приобщение к
сокровищам родной культуры, к народному творчеству, к народным
праздникам, погружением в «старину», наши дети будут духовно-
нравственными и здоровыми людьми.
Духовно-нравственное развитие.
Духовность и нравственность являются базовыми, сущностными
характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность
личности к избранным целям. Нравственность – совокупность общих
принципов поведения людей по отношению к друг другу и обществу. В
сочетании они составляют основу личности.
Между этими понятиями тесная связь: нормы и принципы нравственности
получают идейное обоснование в идеалах добра и зла, являющимися
категориями духовности.
Особое значение по духовно-нравственному развитию детей признан
дошкольный возраст, потому что является сензитивным для духовно-
2
нравственного воспитания: для формирования нравственных чувств,
нравственной позиции, нравственного облика и поведения.
Ребенок становиться человеком не сам по себе, а лишь общаясь со
взрослыми перенимая у них не только умение ходить, разговаривать,
обслуживать себя, но и нравственные нормы.
Фольклор.
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает
«народная мудрость».
Фольклор – это коллективное художественное творчество народа.
Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт,
коллективную мудрость и передавало их младшим поколениям, активно
пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.
Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность.
Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано
великой народной заботой о детях - своем будущем. Фольклор "обслуживает"
ребенка с самого его рождения.
Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического
творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной
силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и
живет по своим собственным законам и в соответствии со своим видением
природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются
в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют его.
Детский фольклор - искусство синкретическое. Слово, музыка, движение,
в едином синтезе – усиливает эмоциональное воздействие на ребенка,
увлекает его, вызывает интерес к деятельности, что служит базисной почвой
для всестороннего развития личности: творческого, духовно-нравственного,
эстетического и физического.
Основная цель духовно-нравственной развития дошкольник - содействие
обретению им нравственного и духовного опыта, основанного на традициях
русской народной культуры.
Задачи духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста
состоят в: приобщении к традиционным ценностям, формировании качеств,
свойственных русскому человеку: высокая духовность, доброта,
отзывчивость, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие, бережное
отношение к природе, терпение, сострадание, мужество.
Приобщать детей к русской культуре в форме беседы, проведении
народных праздников, ознакомлении с бытом, обрядами и традициями
русского народа; создание игрового и образовательного пространства
жизнедеятельности ребенка.
Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через
знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями
Ведущая педагогическая идея – это заинтересованная продуктивная
совместная деятельность трех составляющих: детей, родителей, педагогов
ДОУ в организации процесса духовно – нравственного развития ребёнка
3
дошкольного возраста. В работе с детьми, родителями, педагогами
применяется метод совместных детско-родительских проектов: фольклорные
праздники, ярмарки, тематические беседы, детские выставки, открытые
занятия, родительские собрания, экскурсии.
Помимо этого нами была разработана программа по духовно-
нравственному развитию детей дошкольного возраста в кружковой
деятельности.
Программа по духовно-нравственному развитию в кружковой
деятельности.
На основе программ: «Приобщение детей к истокам русской народной
культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой, «Оберег» Е.Г. Борониной,
«Горенка» М.В. Хазовой, «Теплая избушка» В.В. Маловой, мы составили
свою программу по духовно-нравственному развитию детей дошкольного
возраста, основанную на датах земледельческого календаря, народных
обычаях, фольклорном материале Белгородской области.
Работа построена на основе главных методических принципов:
учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность
его усложнения.
В дошкольном детстве происходит усвоение социальных норм, моральных
требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому в занятиях
использовано
самое
действенное
средство
на
дошкольника
–
игра,
театрализованное
действие,
кукла,
сказка.
Герои
просят
совета
у
детей,
рассуждают о своих поступках, уважительно относятся к старшим, просят
прощения,
если
провинились,
или прощают
обидчикам,
стремятся
быть
добрыми. Именно такими мы и хотим видеть наших детей. Отрицательный
герой не привлекателен для подражания, совершив недостойный поступок,
он
оказывался
в
одиночестве,
рассуждая
о
своем
поступке,
искал
пути
исправления.
Формы и методы работы.
Перед нами стояла задача найти такие формы и методы работы с детьми,
чтобы доступно и увлекательно познакомить детей с важнейшими понятиями
народной мудрости. Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю – узнаю,
когда делаю, запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто
слушателем, но и активным участником процесса познания.
Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми
разнообразными. Это занятия познавательного цикла; театрализованные –
инсценировка сказок, обыгрывание обрядов, игровые, наблюдения,
экскурсии. Необходимо создать особую атмосферу совместной деятельности
детей и взрослых. Мы стараемся создать среду, в которой ребенок
почувствовал бы себя участником событий, используя при этом разные виды
деятельности.
Решению всех этих задач особенно способствуют празднования по
земледельческому календарю. Это праздники, которые дают представления о
4
быте, обычаях народа, и их можно «проиграть» в условиях дошкольного
учреждения.
Знакомя детей с праздниками, им необходимо объяснить, что народный
праздник, это не день безделья, а сочетание труда и веселья.
Хотелось бы, чтобы и у современных детей тоже остались на всю жизнь
незабываемые, положительные воспоминания о Рождественских огоньках,
блинах и чаепитии на Масленицу, Пасхальной весенней радости и плодовом
изобилии на Спас.
Праздники и развлечения на фольклорном материале несут радость и
духовную красоту в жизнь ребенка, воспитывают в нем любовь к родной
природе, уважение к культурному наследию народа, формируют гражданские
проявления: любовь к родине, к своему народу.
Формы работы с родителями.
Родительские собрания на духовно-нравственные темы;
консультации для родителей;
анкетирование и тестирование родителей;
совместные с родителями праздники, развлечения, спектакли, именины
детей;
совместное посещение родителями, педагогами, детьми экскурсии;
изготовление декораций к праздникам;
организация угощения детей во время утренника;
открытые занятия для родителей;
выставки семейных работ к праздникам;
индивидуальное собеседование.
Формы работы с педагогами.
Консультации;
педсоветы, семинары-практикумы;
круглые столы;
встречи с интересными людьми;
мастер-классы специалистов;
выставки литературы;
экскурсии;
беседы, беседы-диспуты;
анкетирование и тестирование;
разучивание материала к праздникам;
подготовка и проведение праздников.
Результатом работы по приобщению детей к истокам русской народной
культуры можно считать:
Народные праздники, проводимые в нашем саду;
активное участие детей, родителей и педагогов в русских народных
праздниках;
изготовление стенгазет, папок-передвижек;
театрализованные представления русских народных сказок «Репка»,
«Теремок», «Колобок»;
5
использование детьми закличек, потешек, считалок, загадок, скороговорок,
игр;
реализация программы в кружковой деятельности по духовно-нравственному
развитию.
6