Напоминание

"Развитие детей через театрализованную деятельность в ДОУ".


Автор: Серова Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 48
Населённый пункт: город Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие детей через театрализованную деятельность в ДОУ".
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие детей через театрализованную деятельность в ДОУ.
Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста от непроизвольной эмоциональной: у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. При развитии ребенка в театрализованной деятельности, педагогу необходимо соблюдать ряд требований в работе: — создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);
— приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров); — обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе; — создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых. При проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать: — индивидуальные социально-психологические особенности ребенка; — особенности его эмоционально-личностного развития; — интересы, склонности, предпочтения и потребности; — любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; — возрастные и полоролевые особенности. Содержание театрализованных занятий включает в себя: — просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; — игры-драматизации; — разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; — упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); — упражнения по социально-эмоциональному развитию детей. Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей. Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. В детском саду рекомендуется: — во 2-й младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных); — в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме); — в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения; — в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий. Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности. Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Например, после прослушивания в грамзаписи русской народной мелодии «Курочка и петушок» воспитатель может спросить детей, подходит ли эта музыка образу смелого петушка из сказки «Лиса, заяц и петух», и попросить показать данный образ в движении. После этого можно предложить детям загадать друг другу загадки, имитируя движения различных животных. Причем, наблюдая с детьми за исполнителями, необходимо учить их подмечать различия в характере одного образа («Чем отличается лиса Таня от лисы Аленки?» и т.д.).
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения). Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения. Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь (русская народная сказка «Теремок»), после чего воспитатель спрашивает, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз можно усложнить задание, предложив одному ребенку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого) и т.д. В старших группах для обучения детей средствам речевой выразительности используются более сложные упражнения. Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» и другие (приветливо, небрежно, просяще, требовательно и т.д.) Занятия в основном строятся по единой схеме: — введение в тему, создание эмоционального настроения; — театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал; — эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности. Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли, для этого необходимо использовать разнообразные приемы: — выбор детьми роли по желанию; — назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; — распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); — проигрывание ролей в парах. Нельзя разделять детей на «артистов» и «зрителей», т.е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. Нельзя допускать в атмосфере занятий страха перед ошибкой, чтобы дети боялись выйти «на сцену». Поэтому, предлагая «сыграть» или «показать» что-либо, педагог должен исходить из реальных возможностей конкретных детей. Необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли. Во время занятий необходимо: — внимательно выслушивать ответы и предложения детей; — если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем; — при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними; — в заключение различными способами вызывать у детей радость. Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная работа, которая требует участия родителей.
Желательно привлечь родителей к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.


В раздел образования