"Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни"
Автор: Иванова Марина Юрьевна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 146" Населённый пункт: Чебоксары Наименование материала: статья Тема: "Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни" Раздел: дошкольное образование
"Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому
образу жизни"
"
Опыт
убедил
нас
,
что
главная
причина
отставания
в
учёбе
-
плохое
состояние
здоровья
,
какое
-
нибудь
заболевание
,
чаще
:
незаметное
и
поддающееся
излечению
только
совместными
усилиями
врача
,
матери
,
учителя
.
Скрытые
недомогания
:
являются
отклонением
от
нормального
развития
,
а
замедленное
мышление
-
во
многих
случаях
следствие
этого
недомогания
".
В
.
А
.
Сухомлинский
.
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребёнка-дошкольника
могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов –
детского
сада
и
семьи.
Современная
деятельность
педагогов
дошкольного
образовательного
учреждения
и
родителей
по
сохранению
и
укреплению
здоровья
ребёнка,
формированию
здорового
образа
жизни,
основ
гигиенической
и
физической
культуры
имеет
не
только
педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа
её национальной безопасности.
Многие родители в силу неопытности, несерьёзности подхода к соблюдению правил гигиены, а
часто из-за низкой культуры и небрежного отношения к здоровью ребёнка не выполняют даже
элементарных гигиенических правил.
Важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Однако многие
исследователи констатируют явно недостаточную активность родителей в физическом воспитании
детей. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и
укреплению
здоровья
детей,
так
и
установлению
благоприятного
семейного
микроклимата.
Следовательно, возрождение традиций семейного физического воспитания в совместных условиях
имеет
значение
не
только
для
улучшения
здоровья
подрастающего
поколения,
но
и
для
укрепления семейных ценностей.
Для успешной и продуктивной работы детского сада по приобщению дошкольников к здоровому
образу жизни педагогам необходимо направлять деятельность родителей и в этом направлении
обеспечивать
взаимосвязь
в
работе
с
родителями
воспитанников.
На
сегодняшний
день
необходимо,
чтобы
каждый
педагог
дошкольного
учреждения
был
грамотен
в
вопросах
сохранения здоровья. Педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, должен иметь так же
специальные знания, касающиеся здоровья детей и практические навыки здорового образа жизни.
Степень грамотности педагога в вопросах здоровья определяет уровень воспитанности детей,
умение адаптироваться к условиям жизни, их стремление к познанию самих себя.
В
любой
комплексной
программе
система
физического
воспитания
дошкольника
является
частью общегосударственной системы физического воспитания, она строится с учётом возрастных,
психологических особенностей детей при обязательном контакте с родителями.
Семья для ребёнка - источник общественного опыта. Здесь он находит пример для подражания
и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое
поколение, то должны решать эту проблему "всем миром": детский сад, семья, общественность.
Физическое воспитание дошкольника базируется на единстве цели, задач, средств, форм и
методов
работы
и
направлено
на
укрепление
здоровья
и
физическое
развитие
детей.
Целью
физического воспитания является формирование потребности у детей в здоровом образе жизни.
Знание
ребёнком
основ
гигиены,
элементарных
медицинских
сведений,
правил
безопасной
жизнедеятельности
составляет
фундамент
здорового
образа
жизни,
способствующий
в
свою
очередь, эффективности оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении
и семье. Всем известно, об одном из педагогических принципов, принципе осознанности.
Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье
ребёнка и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельностью с
детьми,
педагог,
сотрудничая
с
семьёй,
обеспечивает
восхождение
дошкольника
к
культуре
здоровья.
Роль
родителей
в
сбережении
здоровья
ребёнка
при
поддержке
ДОУ
состоит
в
конструировании природо и культурносообразной модели поведения, в готовности принимать
помощь и поддержку от специалистов ДОУ в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребёнка,
активном
участии
в
создании
культурных
традиций
детского
сада.
Это
значит,
что
важным
условием успешной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, по формированию у них
потребности в здоровом образе жизни является и то ,что "здоровый образ жизни" должен стать
стилем жизни окружающих его людей, т.е. педагогов и родителей.
Актуальность
данной
проблемы
состоит
в
том,
что
современная
семья
включается
во
множество
сфер
жизнедеятельности
общества.
При
этом,
сокращение
свободного
времени
родителей
из-за
необходимости
поиска
дополнительных
источников
дохода,
психологическая
перегрузка, стрессы и наличие других патогенных факторов способствуют развитию у родителей
синдрома
хронической
усталости,
что
в
свою
очередь
не
позволяет
им
уделять
необходимое
внимание своему ребёнку.
Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда
удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более, что многие дети
большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому ДОУ должно оказать существенную
помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка.
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает.