Автор: Кузуб Ольга Никитична Должность: учитель технологии Учебное заведение: МБОУ "ООШ с. Середниково" Населённый пункт: Московская область Шатурский район Наименование материала: методическая разработка Тема: Рабочая программа по технологии 6 класс Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа им. Героя
Советского Союза И.И. Борзова села Середниково»
Шатурского муниципального района Московской области
Утверждена
приказом директора от___________
№ _________
Рабочая программа
по технологии
для учащихся 6 класса
(базовый уровень)
Составитель: учитель технологии
Кузуб О.Н.
с. Середниково, 2015 г.
1
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Технология» для 6 класса составлена на основе
Основной общеобразовательной программы основного общего образования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная
общеобразовательная школа села Середниково» Шатурского муниципального района
Московской области, программы по технологии А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
«Технология : программа. 5-8(9) классы / А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. П.С
Самородский - М. : Вента-на-Граф, 2014», учебником «Технологи 5 класс» Н. В.
Синица, П.С Самородский , В. Д. Симоненко,в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта.
Выбор программы обусловлен следующими факторами:
- программа полностью реализует требования, предъявляемые ФГОС к уровню
подготовки обучающихся;
- программа реализует системно-деятельностный подход к изучению предмета
«Технологи», обеспечивает формирование и развитие УУД учащихся;
- направлена на развитие, совершенствование и формирование гармоничное
развитие учащихся средствами художественного творчества, воспитание личности
творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов
декоративно – прикладного искусства.
Основное содержание программы.
Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию авторской
программы по предмету.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Планируемые результаты изучения предмета «Технология» в 6 классе полностью
соответствуют изложенным в авторской программе.
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета «Технология» в 6 классе в соответствии с учебным планом
МБОУ «ООШ с. Середниково» отводится 70 часов в год ( 2 часа в неделю).
Календарно-тематическое планирование
2
№
п/п
Дата
Тема
урока
Характеристики основных видов деятельности учащихся
План.
Факт.
1-2
08.09
Вводный урок
Инструктаж по технике безопасности и охране труда
Требования к творческому проекту
Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета "Технология" в 6 кл.
3
Определять цели и задачи проектной деятельности.
Изучать этапы выполнения проекта.
Знакомство с примерами творческих проектов пятиклассников
Разделы «Интерьер жилого дома», 2ч
«Технологии творческой и опытнической деятельности» 4ч
3
15.09
Планировка жилого дома
Пр.р
Выполнение электронной презентации «Декоративное оформление интерьера»
Находить и предъявлять информацию об устройстве современного жилого дома, квартиры, комнаты. Планировать
комнату подростка с помощью шаблонов и компьютера. Выполнять эскизы в целях подбора материалов и цветового
решения комнаты.
Изучать виды занавесей для окон и выполнять макет.
Выполнять электронную презентацию по одной из тем: «Виды штор», «Стили в оформлении интерьера» и др.
4
15.09
Комнатные растения в интерьере
Перевалка (пересадка) комнатных растений.
Выполнять перевалку (пересадку) комнатных растений.
Находить и предъявлять информацию о приёмах размещения комнатных растений, происхождении и значении слов,
связанным с уходом за растениями.
5-6
22.09
4
Творческий проект
" Растения в интерьере жилого дома"
Знакомиться с профессией фитодизайнер
Выполнять проект по разделу «Интерьер жилого дома»
Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту.
7-8
29.09
Защита творческого проекта " Растения в интерьере жилого дома"
Подготавливать электронную презентацию проекта.
Составлять доклад к защите творческого проекта.
Защищать творческий проект
Раздел "Кулинария"10 ч.
9-10
06.10
Блюда из круп и макаронных изделий.
Приготовление и оформление блюд из круп или макаронных изделий.
Читать маркировку и штриховые коды на упаковках.
Выполнять механическую кулинарную обработку крупы.
Определять экспериментально оптимальное соотношение крупы и жидкости при варке гарнира из крупы.
Готовить рассыпчатую, вязкую и жидкую каши.
Определять консистенцию блюда. Готовить гарнир из макаронных изделий.
Находить и предъявлять информацию о крупах и продуктах их переработки; о блюдах из круп и макаронных изделий.
Дегустировать блюда из круп и макаронных изделий
11-12
5
13.10
Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря.
П.р.
Приготовление блюда из рыбы или морепродуктов.
Определять свежесть рыбы органолептическими методами.
Подбирать инструменты и приспособления для механической и кулинарной обработки рыбы. Планировать
последовательность технологических операций по приготовлению рыбных блюд. Выполнять механическую обработку
свежемороженой рыбы. Осваивать безопасные приёмы труда.
Выбирать и готовить блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря.
Определять качество термической обработки рыбных блюд. Сервировать стол и дегустировать готовые блюда.
Находить и предъявлять информацию о блюдах из рыбы и морепродуктов
13-14
20.10
Технология приготовления блюд из мяса и птицы.
Приготовление блюда из мяса или птицы.
Определять качество мяса и птицы органолептическими методами. Подбирать инструменты в приспособления для
механической и кулинарной обработки мяса и птицы. Планировать последовательность технологических операций по
приготовлению мясных блюд. Выполнять механическую кулинарную обработку мяса и птицы. Осваивать безопасные
приёмы труда.
Выбирать и готовить блюда из мяса и птицы.
Проводить оценку качества термической обработки мясных блюд. Сервировать стол и дегустировать готовые блюда.
Находить и предъявлять информацию о блюдах из мяса и птицы, соусах и гарнирах к мясным блюдам.
15-16
27.10
Технология приготовления первых блюд
Приготовление супа.
Определять качество продуктов для приготовления супа.
Готовить бульон. Готовить и оформлять заправочный суп.
6
Выбирать оптимальный режим работы нагревательных приборов. Определять консистенцию супа.
Соблюдать безопасные приёмы труда при работе с горячей жидкостью. Осваивать приёмы мытья посуды и кухонного
инвентаря.
Читать технологическую документацию.
Соблюдать последовательность приготовления блюд по технологической карте.
Осуществлять органолептическую оценку готовых блюд.
Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады. Находить и
предъявлять информацию о различных видах супа
17-18
10.11
Приготовление обеда.
Предметы для сервировки стола
Исследование состава обеда. Сервировка стола к обеду.
Подбирать столовое бельё для сервировки стола к обеду.
Подбирать столовые приборы и посуду для обеда.
Составлять меню обеда. Рассчитывать количество и стоимость продуктов для стола.
Выполнять сервировку стада к обеду, овладевая навыками эстетического оформления стола
Раздел Технологии творческой и опытнической деятельности 2 ч.
19-20
17.11
Практическая работа.
Творческий групповой проект
"Приготовление воскресного семейного обеда"
7
Выполнять проект по разделу Кулинария» Оформлять
портфолио и пояснительную записку к творческому проекту.
Подготавливать электронную презентацию проекта.
Составлять доклад к защите творческого проекта
Защищать творческий проект
21-22
24.11
Свойства текстильных материалов
Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон
Составлять коллекции тканей и нетканых материалов из химических волокон.
Исследовать свойства текстильных материалов из химических волокон. Подбирать ткань по волокнистому составу для
различных швейных изделий.
Находить и предъявлять информацию о современных материалах из химических волокон и их применении в текстиле.
Оформлять результаты исследований
Знакомиться с профессией оператор на производстве химических волокон
23-24
01.12
Конструирование швейных изделий
Снятие мерок и построение чертежа швейного изделия с цельнокроеным рукавом в натуральную величину
8
Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений.
Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий.
Строить чертёж основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Находить и предъявлять информацию об
истории швейных изделий
25-26
08.12
Моделирование одежды
Моделирование выкройки проектного изделия.
Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
Выполнять эскиз проектного изделия.
Изучать приёмы моделирования формы выреза горловины, плечевой одежды с застёжкой на пуговицах, отрезной
плечевой одежды.
Моделировать проектное швейное изделие.
Изготавливать выкройки дополнительных деталей изделия: подкройных обтачек и т. д.
Готовить выкройку проектного изделия к раскрою.
Знакомиться с профессией художник по костюму швейного производства
27-28
15.12
Швейная машина
Уход за швейной машиной: чистка и смазка, замена иглы.
Устранение дефектов машинной строчки.
Определять вид дефекта строчки по её виду.
Изучать устройство регулятора натяжения верхней нитки.
Выполнять регулирование качества зигзагообразной и прямой строчек с помощью регулятора натяжения верхней
нитки.
Подготавливать швейную машину к работе.
9
Выполнять обмётывание петли на швейной машине. Пришивать пуговицу с помощью швейной машины. Овладевать
безопасными приёмами труда на швейной машине. Изготовлять образцы машинных работ: притачивание и
обтачивание
29-32
22.12
Технология изготовления швейных изделий
Раскрой швейного изделия.
Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани, обмеловку с учётом припусков на швы.
Выкраивать детали швейного изделия из ткани и прокладки
Обрабатывать проектное изделие по индивидуальному план}
7
. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового
изделия, анализировать ошибки.
Находить и предъявлять информацию об истории швейных изделий, одежды.
Овладевать безопасными приёмами труда.
Знакомиться с профессией технолог-конструктор швейного производства
33-36
29.12
Технология изготовления швейного изделия
Пр.р.
Обработка проектного изделия
Обрабатывать мелкие детали проектного изделия обтачным швом (мягкий пояс, бретели и др.). Выполнять подготовку
проектного изделия к примерке.
Проводить примерку проектного изделия.
Устранять дефекты после примерки
37-38
12.01
Материалы и инструменты для вязания крючком.
Вывязывание полотна из столбиков без накида несколькими способами.
10
Изучать материалы и инструменты для вязания.
Подбирать крючок и нитки для вязания.
Вязать образцы крючком. Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные вязаные изделия.
39-40
19.01
Вязание по кругу.
Выполнение плотного и ажурного вязания по кругу
Изучать способы вязания по кругу. Вязать образцы разными способами. Разбирать схемы вязания крючком.
Раздел Технологии творческой и опытнической деятельности (6 ч.)
41-42
26.01
Творческий
проект по теме
"Создание изделий из и текстильных материалов»"
Разработка конструкторской и технологической документации на проектное изделие
Выполнять проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов»
43-45
02.03-09.09
Изготовление проектного изделия
Изготовление спроектированного изделия по чертежу и технологической карте.
Выявление дефектов.
Пути их устранения.
материальных затрат на выполнение проекта.
11
Работа по изготовлению спроектированного изделия
46
09.03
Защита и оценка творческого проекта
Готовить презентацию, доклад для защиты творческого проекта.
Анализировать ошибки, находить информацию по теме проекта
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» (18 ч)
47-48
16.03
Заготовка древесины, её пороки и выбор для изготовления изделий
Определить виды лесоматериалов по образцам
Определить и характеризовать пороки древесины.
Определять виды лесоматериалов по образцам, плакатам или презентациям.
Определять и характеризовать пороки древесины.
Выбирать заготовки из древесины без пороков для изготовления изделий. В Интернете вести поиск видов и
применения пороков древесины и аналогов своего проектируемого изделия
49-50
01.03
Производство и применение пиломатериалов для
изготовления изделий
Составление схемы раскроя бревна на пиломатериалы.
Составлять схемы выпиливания брусьев и досок на лесопильной раме по заданным размерам. Составлять схемы
раскроя доски на рейки.
51-52
15.03
12
Конструирование и моделирование изделий из древесины
Конструировать изделия из древесины.
Конструировать и моделировать изделия из древесины. Разрабатывать сборочный чертёж со спецификацией для
объёмного изделия из древесины и составлять технологическую карту
53-54
22.03
Устройство и работа токарного станка для обработки древесины
Изучение устройства токарного станка и подготавка его к работе для вытачивания изделий из древесины.
Изучать устройство токарного станка и подготавливать его к работе для вытачивания изделий из древесины.
Отрабатывать приёмы крепления заготовок на станке в патроне, в центрах, на планшайбе. Знакомиться в Интернете с
историей развития токарных станков
55-56
05.04
Технология точения
древесины на токарном станке
Вытачивание деревянной детали по чертежу и технологической карте
Читать чертёж и технологическую карту на изготовление цилиндрической детали (или изделия для своего проекта).
Выбирать заготовки и планировать работы по их точению.
Размечать, подготавливать и устанавливать заготовки на токарном станке.
Выбирать токарные стамески. Выполнять черновое точение заготовки желобчатой стамеской и зачищать
шлифовальной шкуркой. Проверять размеры и шероховатость поверхностей выточенной детали. Искать в Интернете
аналоги своего проектируемого изделия, вытачиваемого на токарном станке. Исследовать точность точения детали из
бруска на токарном станке
57-58
12.04
13
Металлический прокат и его свойства для
изготовления изделий
Ознакомление с видами и свойствами металлического проката.
Изучать виды профильного металлического проката. Знакомиться с видами и свойствами металлического проката.
Находить в Интернете производство проката металлов. Исследовать на изгиб полосу и уголок (или трубу) с одной и
той же площадью поперечного сечения
59-60
19.04
Проектирование изделий из металлического проката
Разработка сборочного чертежа изделия с использованием штангенциркуля
Придумывать несколько вариантов одного и того же изделия или модели. Выполнять эскизы или технические рисунки.
Назначать критерии оценки изделия. Отбирать лучший вариант.
Составлять маршрутную или технологическую карту изготовления изделия.
Разрабатывать сборочный чертёж металлического изделия с использованием штангенциркуля
61-62
26.04
Разрезание металлического проката слесарной ножовкой.
Распиливание металлического проката слесарной ножовкой.
Выполнять распиливание металлического проката слесарной ножовкой, опиливание металлических заготовок
напильниками и надфилями
63-64
03.05
Рубка металлических заготовок зубилом. Опиливание металлических заготовок напильниками и надфилями
Рубка металлических заготовок зубилом.
Выполнять рубку металлических заготовок зубилом, опиливание металлических заготовок напильниками и надфилями
14
Раздел Технологии творческой и опытнической деятельности (4 ч.)
65
10.05
Творческий
проект по теме
"Технология обработки конструкционных материалов"
Знакомиться с примерами творческих проектов и изделий шестиклассников.
Определять цель и задачи проектной деятельности.
Изучать этапы выполнения проекта. Выполнять проект по разделу. Оформлять портфолио и пояснительную записку к
творческому проекту.
66-67
10.05-17.05
Изготовление проектного изделия
Работа по изготовлению спроектированного изделия
Экономический расчет материальных затрат на выполнение проекта. .Выполнять проект по разделу. Оформлять
портфолио и пояснительную записку к творческому проекту.
68-
69
17.05
15
24.05
Защита и оценка творческого проекта
Создание портфолио
Тестирование по изученным разделам.
Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту.
70
24.05
Итоговый урок. Обобщение изученного в 6 классе
Всего
70 часов
Материально- техническое и учебно - методическое оснащение
Занятия по технологии проводятся на базе мастерских по соответствующим
направлениям.
В учебно- методический комплект для образовательной области "Технология"
входят: учебники, рабочие тетради для учащихся, методические рекомендации по
организации учебной деятельности для учителя, методические рекомендации по
оборудованию кабинетов и мастерских, таблицы, плакаты, электронные наглядные
16
пособия, оборудование для лабораторно-практических работ, технические средства
обучения.
Большое
внимание
при
работе
в
мастерских
должно
быть
обращено
на
соблюдение
правил
санитарии
и
гигиены,
электро-
и
пожарной
безопасности,
безопасных
приемов
труда
обучающимися
при
выполнении
технологических
операций. Для этого мастерские оборудуются соответствующими приспособлениями
и оснащаются наглядной информацией.
Технические
характеристики
оборудования,
применяемые
в
школьной
мастерской, соответствуют психофизиологическим возможностям школьников 5-8
классов,
состав
оборудования
обеспечивает
выполнение
всех
основных
технологических
операций,
предусмотренных
рабочей
программой,
при
безусловном выполнении требований безопасности труда.
Обозначения в таблице:
У - для каждого учащегося;
М - для учебной мастерской;
Ф - для фронтальной работы ( не менее 1 экземпляры на двух учеников)
П - комплект или оборудование, необходимое для практической работы в
группах, насчитывающих несколько обучающихся (4-5 человек)
№
п/п
Наименование объектов и
средств
материально - технического
обеспечения
Необходимое
количество
Примечание
1
Библиотечный фонд мастерской
1.1
Федеральный
государственный
стандарт
основного
общего
образования по технологии
М
1.2
Примерная программа основного
о б щ е г о
о б р а з о в а н и я
п о
технологии
М
1.3
Рабочие программы
М
1.4
Учебники по технологии
У
1.5
Рабочие тетради
У
1.6
Дидактические
материалы
по
всем
разделам
технологической
подготовки обучающихся
М
С б о р н и к и
у ч е б н ы х
проектов,
п о з н а в а т е л ь н ы х
и
развивающих
заданий,
КИМы
по
отдельным
разделам и темам
1.7
Н а у ч н о - п о п у л я р н а я
и
техническая литература по темам
учебной программы
Научно-популярные,
технические
периодические
издания
и
л и т е р а т у р а ,
17
н е о б х о д и м а я
д л я
подготовки
творческих
проектов
1.8
Методиче ские
по собия
д л я
у ч и т е л я
( р е ко м е н д а ц и и
к
проведению уроков)
М
2
Печатные пособия
2.1
Плакаты
по
безопасности
труда
к о
в с е м
р а з д е л а м
технологической подготовки
М
2.2
Таблицы по основным темам всех
р а зд е л о в
т е х н о л о г и ч е с ко й
подготовки обучающихся
М
2.3
Раздаточные
д и д а кт и ч е с к и е
мат е р и а л ы
п о
т е ма м
в с е х
р а зд е л о в
т е х н о л о г и ч е с ко й
подготовки обучающихся
У,П
Технологические
карты,
схемы, альбомы и другие
м а т е р и а л ы
д л я
индивидуального
или
лабораторно-группового
использования
3
Экранно - звуковые пособия
3.1
К о м п л е к т ы
с л а й д о в
(презентации)
по
различным
темам и разделам программы
М
Могут
использоваться
специальные
подборки
иллюстрированного
материала,
учитывающие
особенности
авторских
программ
4
Технические средства обучения
4.1
Экспозиционный экран
М
4.2
Компьютер
М
Технические
требования: графическая
операционная
система,
п р и в од
д л я
ч т е н и я
-записи компакт дисков,
аудио-видеовыходы.
С
пакетами
прикладных
программ
(текстовых,
табличных, графических
и презентационных)
4.3
Мультимедийный проектор
М
5
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
5.1
Аптечка
М
Содержание
аптеч ки
обновляется ежегодно
Выдаются обучающимся
18
5.2
Фартуки
У
в
м а с т е р с к и х
п р и
проведении
практических работ
5.3
Очки защитные
У
Выдаются
о б у ч а ю щ и м с я
п р и
п р о в е д е н и и
р а б о т ,
требующих защиты глаз
6.
Специализированная учебная мебель
6.1
Аудиторная
доска
с
магнитной
поверхностью
М
6.2
Компьютерный стол
М
6.3
С т е л л а ж и
д л я
х р а н е н и я
инструментов, приборов, деталей
М
6.4
Укладки
для
аудиовизуальных
средств
М
6.5
Ученические столы двухместные
с комплектом стульев
Ф
7
Модели
7.1
Комплект моделей механизмов и
передач
М
7.2
Раздаточные
модели
деталей
по
различным разделам технологии
8
Натуральные объекты
8.1
Коллекция изучаемых материалов
8.2
Расходные материалы
(пиломатериалы,
фанеры, красители, шкурка,
металлопрокат, ножовочные
полотна, пилки для лобзика,
материалы для ремонтно-
отделочных работ, калька,
миллиметровая бумага, ткань,
швейные нитки, пряжа и т.д.)
Количество
расходных
материалов
определяется
исходя
из
выбранных
объектов
труда школьников
Учебно - методическое обеспечение рабочей программы
Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы -
М. Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения)
Технология:
программа:
5-8(9)
классы/
5
класс :
Н.В.Синица,
П.С.
Самородский.- М.: Вентана -Граф, 2014.
19
Технология:
6
класс :
учебник
для
учащихся
общеобразовательных
учреждений/
Н.В.Синица,
П.С.
Самородский,
В.Д.
Симоненко
и
др.;.-
4-е
изд.,
перераб.- М.: Вентана -Граф, 2014.
Технология: 6 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных
учреждений / Н.В. Синица, П.С. Самородский - М.: Вентана -Граф, 2014.
Технология.
6
класс: методическое пособие/ Н.В.Синица.- М.: Вентана -
Граф, 2014.
Дополнительная литература
Грунд-Торпе. Азбука шитья/ Пер. с нем. - М. Мой Мир ГМБХ&Ко, Кг. 2005.
Еремеко
Т.И.,
Заблуева
Е.С.
Художественная
обработка
материалов:
Технология ручной вышивки: Кн. для учащихся - М.: Просвещение, 2000.
Ковалёв В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи. - М. Сов.
Россия, 1995.
Комнатные растения от А до Я.- М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2008
Комнатные растения. - М: АСТ, 2001.
Кристианини Дж., Страбелло В. Энциклопедия вышивки от А до Я: пер. с
итал., М.: Мой мир, 2008.
Нестерова Д.В. Рукоделие: энцтклопедия. М. АСТ. 2007
Технология.
Экономика.
Сценарии
творческих
уроков/
Под
ред.
В.С.
Кукушкина. - М.: ИКЦ " МарТ", РОстов н/Д: Издательсктй центр "МарТ", 2008.
Энциклопедия вязания крючком от А до Я: пер. с итал., М. Мой мир, 2007.
«Согласовано»
Протокол заседания
ШМО учителей естественно-математического цикла
от ____________ № ____________
Руководитель: ____________ А.О. Огурцова
20
«Согласованно»
Зам. директора по УВР: ______________ Т.В. Жевна
28.08. 2015г.
21