Автор: Богачева Наталья Викторовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ СОШ №21 им. И.С. Давыдова с. Обильного Населённый пункт: с. Обильное Наименование материала: методическая разработка Тема: Дефисное написание наречий Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Богачева Наталья Викторовна
Предмет: русский язык
Класс: 7
Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить ранее изученное о наречии, углубить знания о постановке тире в наречиях.
Планирование образовательных результатов:
Предметные: умение находить наречие в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, ставить дефис в наречиях;
Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; использование родного языка как средства
получения знаний по другим учебным предметам;
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа.
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карта-схема путешествия, раздаточный материал, песня
«Неприятность эту мы переживем».
Краткое описание: данный урок построен при помощи методики ФГОС и представлен в виде технологической карты
Тема: Урок-путешествие «Дефисное написание наречий» (7 класс «Школа 2100»)
Этапы урока, цель этапа,
время
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
Мотивация к деятельности
Цель этапа: включение
учащихся в деятельность
Вступительное слово:
- Я уверена, что все вы любите путешествовать.
Сегодня мы с вами отправимся в заочное
путешествие, а вот куда мы с вами отправимся, вы
узнаете после того, как прослушаете песенку кота
Леопольда «Неприятность эту мы переживем»
- Вы внимательно слушали песенку?
- Сейчас проверим. Назовите слова из второго
куплета, обозначающие «признак действия» или
«признак признака».
- Молодцы! О какой же части речи мы будем
Слушают учителя, участвуют в
диалоге, размещают учебные
материалы на рабочем столе.
Отвечают на вопросы (ярко,
высоко, вдруг)
(о наречии)
Самоопределение (Л)
Планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками (К)
говорить? Да, мы с вами отправляемся в город
Наречинск. (слайд)
- А что необходимо сделать, чтобы отправиться в
путешествие?
(на карте-схеме план путешествия)
(составить план путешествия)
Актуализация и пробное
учебное действие.
Цель этапа: подготовка
мышления и организация
осознания ими внутренней
потребности к построению
нового способа мышления
- Сейчас мы с вами находимся на главной аллее
города Наречинска. Дальше мы с вами отправиться
не сможем, пока не вспомним, что же такое наречие.
Возьмите ваш маршрутный лист №1. Вам
необходимо обвести в кружок правильные ответы, а
с помощью полученных результатов, мы с вами
вспомним, что же такое наречие.
- Поработаем в парах. Поменяйтесь листочками,
проверьте и обсудите полученные результаты.
(слайд: ответы на тест)
- Мы свами знаем правильные ответы, можем теперь
сделать вывод, что же такое наречие.
(слайд)
- Следующая наша остановка «Музей неправильных
ответов»
(слайд «Морфологический разбор»)
- Скажите, почему эта схема морфологического
разбора оказалась в Музее неправильных ответов?
(слайд с предложением: Влажный ветер редко
набегает)
- А это предложение почему оказалось в Музее?
Давайте выполним синтаксический разбор
предложения.
- Молодцы!
- Следующая остановка «Галерея подсказок».
Возьмите лист №3 с подсказками. В этих подсказках
уже есть правила, вспомним их и выполним задание
по цепочке или в группах.
- отправляемся дальше. Остановка «Таинственная»
Работают с тестом 2-3 минуты
Работа в парах
Работа у доски
Работа по цепочке или в
группах
Планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками (К)
Выполнение учебно-
познавательного действия в
умственной форме (Р)
Имеют мотивацию к учебной
деятельности (Л)
Постановка учебной
задачи.
Цель этапа: обсуждение
- Наречий, по сравнению с другими частями речи, не
так уж много. А вот попробуй разберись, когда как
писать: то они пишутся слитно, то раздельно, а
Целеполагание (Р)
Постановка вопросов (К)
Самостоятельное
затруднений
Динамическая пауза
некоторые наречия любят писаться по-особому.
(на слайде текст)
Однажды мы гуляли по осеннему лесу. Солнце
светило отнюдь не ярко. Снег недавно выпал, а
елочка еще была одета по-летнему.
- Какое наречие пишется слитно, почему?
- Какое раздельно, почему?
- Какое слово пишется по- особому?
-Как вы думаете, что надо сделать, чтобы выяснить,
почему оно так пишется? (определить часть речи)
- Как это сделать? (задать вопрос)
Выполняют элементарные
упражнения
формулирование проблемы
(П)
Осознание необходимости
заботы о здоровье (Л)
Целеполагание и
построение проекта выхода
из затруднения.
Цель этапа: раскрытие
сущности новых понятий,
усвоение новых способов
учебной и умственной
деятельности учащихся
- Что же мы выясним на станции «Таинственной»?
(слайд) – Посмотрите на слайд и в учебник на
стр….. и определите, когда же пишется дефис в
наречиях.
(слайд) – Раскройте 2-ой секрет.
- Прочитайте правило на стр. 235. Скажите, о каком
секрете мы не сказали?
- Итак, подведите итог, когда же в наречиях ставится
дефис?
Определяют тему и цель урока
Отвечают на вопросы учителя
Формулируют вывод
Нахождение необходимой
информации, систематизация
собственных знаний (П)
Построение небольших
собственных высказываний
(К)
Первичное закрепление
Цель этапа: обобщение и
систематизация знаний и
формирование
рациональных способов
применения из на практике
- Обратите внимание на лист №4.
- Что нужно сделать в упр.№1
-Казалось бы, что все просто, но есть здесь одна
тонкость. Наречия с приставками очень похожи на
сочетания предлогов с прилагательными и
местоимениями.
- Как же их различать? Оказывается, все зависит от
Осуществление поиска
необходимой информации (П)
Самостоятельное
планирование необходимых
действий, операций (Р)
Высказывание и обоснование
главного слова и вопроса.
(слайд)
Упр.2 – по цепочке
- Сделайте вывод, при каких же условиях ставится
дефис между частями слова в наречиях?
Работа по цепочке
своей точки зрения (К)
Творческая практическая
деятельность
Цель этапа: составление
связных рассказов об
изученных нормах
- Последняя наша остановка – «Зал воспоминаний»
(слайд) текст об осени
- Упр.3 на листе №4
- Посмотрите внимательно. Что вам нужно сделать?
Правильно, дописать текст, используя наречия
(можно использовать слова для справок, можно
придумать другие наречия)
Самостоятельная работа
Совершенствование
имеющихся знаний (Л)
Контролирование учебных
действий; осознание правил
контроля и использование его
в решении учебной задачи (Р)
Рефлексия деятельности
Цель этапа: осознание
своей учебной
деятельности, самооценка
результатов своей
деятельности
- Давайте прочитаем несколько работ
-Наше путешествие по городу Наречинску подошло
к концу. (звучит песня….)
- Работу мы с вами писали о елочке. Вот и на доске у
нас тоже есть елочка. Если вы поняли все на уроке,
то повесьте на елочку красный шар, а если что-то
осталось непонятным, повесьте синие шары
- Обсудим, что осталось непонятным?
- Что узнали нового?
- Что повторили?
Д/з дописать текст – 1 группа
2 группа – упр. 235
3 группа – упр.236
Оценивают свои знания,
отвечают на вопросы, уточняют
непонятное
Понимание значения знаний
для человека (Л)
Использование полученных
умений в практической
деятельности и повседневной
жизни (П)