Автор: Одинцова Татьяна Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Школа №1056 Населённый пункт: Город Москва Наименование материала: статья Тема: Значение пальчиковых игр в развитии ребенка Раздел: дошкольное образование
В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг
запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период в
жизни ребёнка называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожными и деликатными
в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Любящие родители,
наверняка, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает
любые навыки без дополнительной мотивации с легкостью и азартом.
Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают
достаточной точности. Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него
резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и
височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под
влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи
детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик,
два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие
дети…. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и,
следовательно, мышления добиться не удастся.
Это важно и при своевременном речевом развитии, особенно в тех случаях, когда это
развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же
скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев
являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень
развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких
движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев
рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи
утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память
и внимание ребёнка.
Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь смотреть и видеть, слушать и
слышать, то есть перерабатывать, осмыслять информацию, получаемую из окружающего
мира. Малышу необходимо давать вволю пощупать, потрогать, постучать, понюхать, Когда
малыш накопит богатые впечатления и соответственно собственный словарь, тогда и придет
долгожданный момент – ребенок “вдруг” заговорит сам. С этого счастливого дня речь станет
для него полноценным средством общения.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически
рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Развивать малыша с пелёнок - модно. Но педагоги-психологи, сторонники традиционных
методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в
том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними
знаниями. Как же быть? Просто играть с ребёнком. Согласитесь, это самое благодарное время
препровождение.
Известному педагогу В. А .Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка
находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё
Аристотель . «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём
романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «…он хочет
всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело.
Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму
предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит с
ощущениями, которые получает от своих рук…».
Пальчиковые игры для малышей – это не ноу-хау. Их существование было известно еще в
давние времена у разных народов. В Китае, например, пользуются большой популярностью
упражнения с шариками, перекатывание которых помогает улучшить память, укрепить
сердечно сосудистую систему и наладить работу пищеварительного тракта. Они снимают
стресс, развивают ловкость и силу кисти. В Японии вместо шариков использовали грецкие
орехи, а в России детей обучали таким известным играм, как “Коза рогатая”, “Сорока-ворона”
и “Ладушки”. И на сегодняшний день значение пальчиковых игр настолько велико, что они
были взяты на вооружение специалистами.
Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением.
Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при
помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики.
Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой
деятельности. “Пальчиковые игры” как бы отображают реальность окружающего мира —
предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети,
повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым мы вырабатываем
ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде
деятельности.
Таким образом, приведу перечень некоторых игр (для игр со словами даны первые строчки
текста, для игр без слов - краткое описание движений; помимо народных игр включены и
авторские, имеющие широкое распространение).
• Сорока-ворона кашу варила...
• В гости к пальчику большому приходили прямо к дому...
• Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая...
• Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка...
• Мальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил...
• Мы капусту рубим-рубим, мы капусту трём-трём...
• Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл...
• Утро настало, солнышко встало. Эй, братец Федя, разбуди соседей!..
• Засиделись в избушке братцы. Захотел меньшой прогуляться...
• «Мама, мама!» - «Что, что, что?» - «Гости едут!» - «Ну и что?..»
• Стала Маша гостей созывать: «И Иван приди, и Степан приди»...
• У бабы Фроси пять внучат. Все каши просят, все криком кричат...
• «Тук-тук!» - «Кто там?» - «Два солдата пришли переночевать!..»
• У Маланьи у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей...
• Я по лавочке иду, перстенёчек хороню в матушкин теремок...
• Вышел козёл из новых сеней. Наставил рожок: «Дай пирожок!..»
• Маша-хозяйка сметлива была, всем в избе работу нынче задала...
• Бабушка кисель варила на горушечке, в черепушечке...
• «Чья копна на моей копне?» - «Моя!» - «Скинь долой, поезжай домой!..»
• «В баньку впустишь?» - «Водички нет!..»
• Сунь-ка пальчик - выскочит зайчик! (Она же - «Колодчик».)
• «Моя пашет!» - «И моя пашет!» - «Моя сеет!» - «И моя сеет!..»
• На двери висит замок. Кто его открыть бы смог?..
• Мы делили апельсин. Много нас, а он один...
• Две сороконожки бежали по дорожке...
• Прижми большак. Правые руки двоих играющих сцепляются. Большой палец каждого
старается прижать сверху тот же палец соперника.
• Паучок. Указательный палец левой руки смыкается с большим пальцем правой руки,
указательный палец правой руки - с большим пальцем левой руки. Нижняя пара пальцев
размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большим пальцем
поочерёдно проделывают остальные пальцы.
• Моторчик. Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг друг друга, всё
быстрее и быстрее, не задевая ладонь.
• Перетяжечки. Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый
старается перетянуть соперника.
• Камень, ножницы, бумага. Два игрока одновременно выбрасывают вперёд руки, сложенные
в одной из трёх позиций: кулак - камень, ладонь - бумага, разведённый указательный и
средний - ножницы. Камень сильнее ножниц, бумага сильнее камня, ножницы сильнее
бумаги.
• Колечки. Сомкнутые большой и средний палец правой руки - большое кольцо, сомкнутые
мизинец и большой левый пальцы - малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают
движения, поочерёдно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось
малое кольцо, а на левой руке - большое.
Как играть в пальчиковые игры
На сегодняшний день,я в своей работе придерживаюсь следующих методических
рекомендаций к проведению пальчиковых игр.
1) Перед игрой мы с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая
необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать
малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый
эмоциональный настрой.
2) Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до
приятного ощущения тепла.
3) Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой,
затем левой, а потом двумя руками вместе.
4) Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную
увлечённость игрой.
5) При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
6) Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с
одного движения на другое.
7) Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного
напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
8) Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При
необходимости отдельным детям оказывается помощь.
9) В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в
течение дня 2-3 раза.
10) При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично
(особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети
произносят его целиком, соотнося слова с движением.
11) Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее
понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.
12) Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько
сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём
внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
13) Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно,
ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная
связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга.
Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию
правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её
темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в
последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители
меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами
меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле - аудио - видео...) они редко
делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены
максимально удобно.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий,
сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры
разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
МОЯ
СЕМЬЯ
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
ПРЯТКИ
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих
руках.
ПАЛЬЧИК-
МАЛЬЧИК
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их
с остальными пальцами.
УЛЕЙ
Вот маленький улей, где пчелы спрятались,
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять!
Ззззз!
Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять
руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.
ЧЕРЕПАХА
Вот моя черепаха, она живет в панцире.
Она очень любит свой дом.
Когда она хочет есть, то высовывает голову.
Когда хочет спать, то прячет её обратно.
Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их
обратно.
КАПУСТКА
Мы капустку рубим, рубим,
Мы капустку солим, солим,
Мы капустку трем, трем,
Мы капустку жмём, жмём.
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев,
потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.
ПЯТЬ
ПАЛЬЦЕВ
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих
руках.
МЫ
РИСОВАЛИ
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.
ПОВСТРЕЧАЛИСЬ
Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",
Два щенка: "Ав-ав!",
Два жеребенка: Иго-го!",
Два тигренка: "Ррр!"
Два быка: "Муу!".
Смотри, какие рога.
На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На
последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.
ЛОДОЧКА
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения
руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем
имитировать движения волн и рыбок.
РЫБКИ
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.
Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи
в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой»
гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного
мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия,
быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.
Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают
первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания
детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают
уверенность в себе.
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из
вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт
малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку,
поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу
необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Список литературы
1. Агаян, Г. Г. Мы топали, мы топали [Текст] : учеб, пособие для родителей и воспитателей /
Г. Г. Агаян. - Дмитров: Карапуз, 20с, ил.
2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] : практич. пособие / Сост. Л. В.
Белкина. - Воронеж «Учитель», 2с.
3. Александрова, Т. В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных
песен и сказок [Текст] / Т. В. Александрова // Дошкольная педагогика
№
7. - (С. 33-37.)
4. Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. - М.: Росмэн, 199с, ил.
5. Коноваленко, В. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс
упражнений / В. В. Коноваленко, СВ. Коноваленко. - М.: -пресс», 20с, ил.
6. Любина, Г. Как учить стихи... играючи [Текст] / Г. Любина // Дошкольное воспитание
№
1. -
( С. 56-58.)
7. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н.
Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание
№
1. -( С. 60-64.)
8. Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова //
Дошкольное воспитание
№
6. - (С. 34-36.)
9. Соколова, Ю. А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю. А.Соколова. - М.: 2004.-20с.
10. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В. В. Цвынтарный. -
Нижний Новгород: Флокс, 19с