"Проведение уроков с использованием приема " чтение с остановками" технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"
Автор: Бичурина Юлия Сергеевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ 9 Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск Наименование материала: методическая разработка мастер-класса Тема: "Проведение уроков с использованием приема " чтение с остановками" технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" Раздел: среднее образование
Мастер-класс «Проведение уроков с использованием приема « чтение с остановками»
технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Цель: демонстрация рационального применения приема технологии критического мышления,
который позволяет развивать самостоятельное мышление школьников, использующих собственный
жизненный опыт.
Задачи:
1.Познакомить с приемом технологии критического мышления «чтение с остановками»
2. Пошаговая методическая подготовка к уроку с применением данного приема.
3. Раскрыть преимущество данного приема при изучении некоторых (коротких) произведений.
Технология критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии,
объединяющие приемы учебной деятельности по видам учебной деятельности в пошаговой
реализации каждого этапа занятия. Каждый прием в критическом мышлении помогает раскрыть
творческий потенциал учащихся.
Прием «чтение с остановками» представляет собой своеобразный художественный календарь
текста с обсуждением содержания каждого смыслового фрагмента и прогнозированием
дальнейшего развития сюжета.
Во-первых, использование приема «чтение с остановками» требует от учителя отличного
знания текста.
Во-вторых, учитель должен продумать заранее, где при чтении текста будут делаться
остановки.
В-третьих, готовясь к уроку, учитель читает текст несколько раз. Первый раз, чтобы понять, о
чем этот текст, какие моменты в нем нужно выделить, где следует останавливать чтение и возможно
ли это вообще при работе с данным текстом. То есть учитель определяет для себя, стоит ли этот
текст читать с остановками. Второй раз учитель читает текст, чтобы выделить неизвестные
ученикам слова, фрагменты, которые требуют пояснений. И еще раз учитель читает текст, чтобы
понять, на каких моментах он сосредоточит внимание учащихся.
Основная задача, которая стоит перед учителем, решившим использовать на уроке прием «
чтение с остановками», - это развитие творческого мышления и воображения учащихся, а также
развитие их речи. Суть данного приема как раз и заключается в том, чтобы побудить учащихся
размышлять, фантазировать, высказывать свою точку зрения, свои предположения.
На примере фрагмента урока литературы покажу, как можно применить в своей работе
описанную технологию.
Антон Павлович Чехов — необычный писатель, очень откровенный, прямой.
Он и человек необыкновенный, главными чертами которого являются интеллигентность,
деликатность, умение сильно чувствовать, любить. В чём необычность творчества А.П.Чехова?
( Чехов вошёл в историю русской и мировой литературы как величайший мастер короткого рассказа.
Никто не мог так экономно, как он, использовать выразительные средства и в минимальном объёме
текста вместить глубокое содержание.). Рассказ учит сопереживать, сочувствовать, сострадать –
этих умений нам так часто не хватает в жизни, таит глубокие возможности в плане эмоционально-
нравственного воспитания учащихся.
Разработка урока по рассказу А.П.Чехова «Тоска»
Цель урока : путем замедленного прочтения рассказа А.П.Чехова «Тоска» убедить учащихся в
необходимости доброты, милосердия, сострадания.
Задачи:
1.
Высказать собственные мнения о доброте и милосердии.
2.
Познакомиться с рассказом А.П.Чехова «Тоска», используя прием «чтение с остановками».
3.
Понять авторскую позицию.
4.
Дать собственную оценку решению героев.
5.
Обдумать и оценить собственные поступки и поступки окружающих.
Оборудование:
Учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока:
Вызов:
Чехов в своих небольших рассказах ставил проблемы, актуальные и для нашей современности, он
глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства.
Перед чтением текста проводится беседа, где учащиеся прогнозируют содержание рассказа по его
названию.
- Сейчас мы прочитаем текст под названием «Тоска». Ребята, о чем, по- вашему, этот рассказ?
Примерные ответы учеников
На этом этапе урока ученики предсказывают содержание, чем больше вариантов предлагают
ученики, тем интереснее.
Что такое, по-вашему, тоска? Каково Лексическое значение этого слова?
Из «Словаря живого великорусского языка В.И.Даля: «ТОСКА (теснить?) стеснение духа, томление
души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука,
горе, печаль, нойка сердца, скорбь.»
-Предлагаю вам прочитать эпиграф к рассказу. Как вы думаете, что заключено в этом эпиграфе?
Почему именно таким эпиграфом начинает свой рассказ АП Чехов?
Осмысление содержания проводится при помощи приема « чтение с остановками».
Начинаем чтение рассказа. Чтение текста до слов «Суматоха становится шумнее».(1-я
остановка)
Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и
тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона
Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу,
сидит на козлах и не шевельнется. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел
нужным стряхивать с себя снег... Его лошаденка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью,
угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа на копеечную
пряничную лошадку. Она, по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от
привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного
треска и бегущих людей, тому нельзя не думать...
Иона и его лошаденка не двигаются с места уже давно. Выехали они со двора еще до обеда, а
почина всё нет и нет. Но вот на город спускается вечерняя мгла. Бледность фонарных огней
уступает свое место живой краске, и уличная суматоха становится шумнее.
- Почему героем рассказа стал извозчик?
- О ком еще идет речь? Почему именно о лошади?
- Какую роль она может сыграть в этом рассказе?
Ученикам нравится читать текст по частям и предсказывать события, самостоятельно выстраивать
свои мысли и подкреплять их доказательствами из текста.
Чтение текста до слов «А у меня, барин, тово... сын на этой неделе помер.» (2-я остановка)
— Извозчик, на Выборгскую! — слышит Иона. — Извозчик!
Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видит военного в шинели с капюшоном.
— На Выборгскую! — повторяет военный. — Да ты спишь, что ли? На Выборгскую!
В знак согласия Иона дергает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега...
Военный садится в сани. Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею,
приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом. Лошаденка тоже вытягивает
шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места...
— Куда прешь, леший! — на первых же порах слышит Иона возгласы из темной, движущейся взад и
вперед массы. — Куда черти несут? Пррава держи!
— Ты ездить не умеешь! Права держи! — сердится военный.
Бранится кучер с кареты, злобно глядит и стряхивает с рукава снег прохожий, перебегавший дорогу
и налетевший плечом на морду лошаденки. Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны
локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.
— Какие все подлецы! — острит военный. — Так и норовят столкнуться с тобой или под лошадь
попасть. Это они сговорились.
Иона оглядывается на седока и шевелит губами... Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла
не выходит ничего, кроме сипенья.
— Что? — спрашивает военный.
Иона кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит:
— А у меня, барин, тово... сын на этой неделе помер.
- Оправдались ли ваши ожидания?
- Как должен отреагировать военный на эту новость?
- Что может унять тоску героя?
Продолжение чтения до слов «...были бы только седоки...» (3-я остановка)
— Гм!.. Отчего же он умер?
Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:
— А кто ж его знает! Должно, от горячки... Три дня полежал в больнице и помер... Божья воля.
— Сворачивай, дьявол! — раздается в потемках. — Повылазило, что ли, старый пес? Гляди глазами!
— Поезжай, поезжай... — говорит седок. — Этак мы и до завтра не доедем. Подгони-ка!
Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжелой грацией взмахивает кнутом.
Несколько раз потом оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен
слушать. Высадив его на Выборгской, он останавливается у трактира, сгибается на козлах и опять
не шевельнется... Мокрый снег опять красит набело его и лошаденку. Проходит час, другой... По
тротуару, громко стуча калошами и перебраниваясь, проходят трое молодых людей: двое из них
высоки и тонки, третий мал и горбат.
— Извозчик, к Полицейскому мосту! — кричит дребезжащим голосом горбач. — Троих...
двугривенный!
Иона дергает вожжами и чмокает. Двугривенный цена не сходная, но ему не до цены... Что рубль,
что пятак — для него теперь всё равно, были бы только седоки...
- Оправдались ли ваши ожидания?
- Каким должен быть человек, который отзовется на тоску?
- Как вы думаете, что испытывает Иона от такого отношения к нему окружающих?
- Как должноо изениться ли состояние Ионы?
Чтение следующего эпизода до слов « Ко двору, - думает он. – Ко двору»» (4-я остановка)
Молодые люди, толкаясь и сквернословя, подходят к саням и все трое сразу лезут на сиденье.
Начинается решение вопроса: кому двум сидеть, а кому третьему стоять? После долгой перебранки,
капризничанья и попреков приходят к решению, что стоять должен горбач, как самый маленький.
— Ну, погоняй! — дребезжит горбач, устанавливаясь и дыша в затылок Ионы. — Лупи! Да и шапка
же у тебя, братец! Хуже во всем Петербурге не найти...
— Гы-ы... гы-ы... — хохочет Иона. — Какая есть...
— Ну ты, какая есть, погоняй! Этак ты всю дорогу будешь ехать? Да? А по шее?..
— Голова трещит... — говорит один из длинных. — Вчера у Дукмасовых мы вдвоем с Васькой
четыре бутылки коньяку выпили.
— Не понимаю, зачем врать! — сердится другой длинный. — Врет, как скотина.
— Накажи меня бог, правда...
— Это такая же правда, как то, что вошь кашляет.
— Гы-ы! — ухмыляется Иона. — Ве-еселые господа!
— Тьфу, чтоб тебя черти!.. — возмущается горбач. — Поедешь ты, старая холера, или нет? Разве так
ездят? Хлобысни-ка ее кнутом! Но, чёрт! Но! Хорошенько ее!
Иона чувствует за своей спиной вертящееся тело и голосовую дрожь горбача. Он слышит
обращенную к нему ругань, видит людей, и чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от
груди. Горбач бранится до тех пор, пока не давится вычурным, шестиэтажным ругательством и не
разражается кашлем. Длинные начинают говорить о какой-то Надежде Петровне. Иона
оглядывается на них. Дождавшись короткой паузы, он оглядывается еще раз и бормочет:
— А у меня на этой неделе... тово... сын помер!
— Все помрем... — вздыхает горбач, вытирая после кашля губы. — Ну, погоняй, погоняй! Господа, я
решительно не могу дальше так ехать! Когда он нас довезет?
— А ты его легонечко подбодри... в шею!
— Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!.. С вашим братом церемониться, так пешком
ходить!.. Ты слышишь, Змей Горыныч? Или тебе плевать на наши слова?
И Иона больше слышит, чем чувствует, звуки подзатыльника.
— Гы-ы... — смеется он. — Веселые господа... дай бог здоровья!
— Извозчик, ты женат? — спрашивает длинный.
— Я-то? Гы-ы... ве-еселые господа! Таперя у меля одна жена — сырая земля... Хи-хо-хо... Могила,
то есть!.. Сын-то вот помер, а я жив... Чудное дело, смерть дверью обозналась... Заместо того, чтоб
ко мне идтить, она к сыну...
И Иона оборачивается, чтобы рассказать, как умер его сын, но тут горбач легко вздыхает и заявляет,
что, слава богу, они, наконец, приехали.
Получив двугривенный, Иона долго глядит вслед гулякам, исчезающим в темном подъезде. Опять
он одинок, и опять наступает для него тишина... Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и
распирает грудь еще с большей силой. Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам,
снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал
бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски... Тоска громадная, не знающая границ. Лопни
грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, ее не
видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем...
Иона видит дворника с кульком и решает заговорить с ним.
— Милый, который теперь час будет? — спрашивает он.
— Десятый... Чего же стал здесь? Проезжай!
Иона отъезжает на несколько шагов, изгибается и отдается тоске... Обращаться к людям он считает
уже бесполезным. Но не проходит и пяти минут, как он выпрямляется, встряхивает головой, словно
почувствовал острую боль, и дергает вожжи... Ему невмоготу.
«Ко двору, — думает он. — Ко двору!»
- Оправдались ли ваши ожидания?
- Что должно случиться во дворе? Найдет ли Иона там утешение?
- Кто там может помочь Ионе?
- Почему Иона постоянно повторяет одни и те же слова?
- Какие ответы он получает на свои слова?
Чтение рассказа до конца (5-я остановка)
И лошаденка, точно поняв его мысль, начинает бежать рысцой. Спустя часа полтора, Иона сидит
уже около большой грязной печи. На печи, на полу, на скамьях храпит народ. В воздухе «спираль» и
духота... Иона глядит на спящих, почесывается и жалеет, что так рано вернулся домой...
«И на овес не выездил, — думает он. — Оттого-то вот и тоска. Человек, который знающий свое
дело... который и сам сыт, и лошадь сыта, завсегда покоен...»
В одном из углов поднимается молодой извозчик, сонно крякает и тянется к ведру с водой.
— Пить захотел? — спрашивает Иона.
— Стало быть, пить!
— Так... На здоровье... А у меня, брат, сын помер... Слыхал? На этой неделе в больнице... История!
Иона смотрит, какой эффект произвели его слова, но не видит ничего. Молодой укрылся с головой и
уже спит. Старик вздыхает и чешется... Как молодому хотелось пить, так ему хочется говорить.
Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с кем... Нужно поговорить с
толком, с расстановкой... Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед
смертью, как умер... Нужно описать похороны и поездку в больницу за одеждой покойника. В
деревне осталась дочка Анисья... И про нее нужно поговорить... Да мало ли о чем он может теперь
поговорить? Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать... А с бабами говорить еще лучше. Те
хоть и дуры, но ревут от двух слов.
«Пойти лошадь поглядеть, — думает Иона. — Спать всегда успеешь... Небось, выспишься...»
Он одевается и идет в конюшню, где стоит его лошадь. Думает он об овсе, сене, о погоде... Про
сына, когда один, думать он не может... Поговорить с кем-нибудь о нем можно, но самому думать и
рисовать себе его образ невыносимо жутко...
— Жуешь? — спрашивает Иона свою лошадь, видя ее блестящие глаза. — Ну, жуй, жуй... Коли на
овес не выездили, сено есть будем... Да... Стар уж стал я ездить... Сыну бы ездить, а не мне... То
настоящий извозчик был... Жить бы только...
Иона молчит некоторое время и продолжает:
— Так-то, брат кобылочка... Нету Кузьмы Ионыча... Приказал долго жить... Взял и помер зря...
Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать... И вдруг, скажем, этот
самый жеребеночек приказал долго жить... Ведь жалко?
Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина...
Иона увлекается и рассказывает ей всё...
- Оправдались ли ваши ожидания?
- Почему лошадь домой бежит рысцой?
- Как реагирует на слова Ионы молодой человек в избе? Почему?
-Чего не хватает Ионе, что он ищет?
-У кого нашел состарадание герой?
И в конце работы спросим:
- Что хотел сказать Чехов своим читателям?
Рефлексия. Синквейн. Отразите свои выводы в синквейне.
д/з Дети пишут свои мысли о прочитанном и об актуальности прочитанного.
Слово учителя:
Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска». И Чехов нигде не
позволяет себе морализировать — он просто рисует жизнь, но лаконичное повествование прекрасно
передает все, что хотел бы сказать автор.
Таким образом, используя технологию критического мышления, посредством чтения и письма
можно организовать творческую самостоятельную работу учащихся, учить их использовать
собственный жизненный опыт для достижения цели, дать возможность обсудить, отстоять свое
мнение, учесть мнение окружающих, активизировать истинное учение, внутреннюю мотивацию к
учебе.