Напоминание

"Проведение уроков с использованием приема " чтение с остановками" технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"


Автор: Бичурина Юлия Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ 9
Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка мастер-класса
Тема: "Проведение уроков с использованием приема " чтение с остановками" технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"
Раздел: среднее образование





Назад





Мастер-класс «Проведение уроков с использованием приема « чтение с остановками»

технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Цель: демонстрация рационального применения приема технологии критического мышления, который позволяет развивать самостоятельное мышление школьников, использующих собственный жизненный опыт. Задачи: 1.Познакомить с приемом технологии критического мышления «чтение с остановками» 2. Пошаговая методическая подготовка к уроку с применением данного приема. 3. Раскрыть преимущество данного приема при изучении некоторых (коротких) произведений. Технология критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие приемы учебной деятельности по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждого этапа занятия. Каждый прием в критическом мышлении помогает раскрыть творческий потенциал учащихся. Прием «чтение с остановками» представляет собой своеобразный художественный календарь текста с обсуждением содержания каждого смыслового фрагмента и прогнозированием дальнейшего развития сюжета. Во-первых, использование приема «чтение с остановками» требует от учителя отличного знания текста. Во-вторых, учитель должен продумать заранее, где при чтении текста будут делаться остановки. В-третьих, готовясь к уроку, учитель читает текст несколько раз. Первый раз, чтобы понять, о чем этот текст, какие моменты в нем нужно выделить, где следует останавливать чтение и возможно ли это вообще при работе с данным текстом. То есть учитель определяет для себя, стоит ли этот текст читать с остановками. Второй раз учитель читает текст, чтобы выделить неизвестные ученикам слова, фрагменты, которые требуют пояснений. И еще раз учитель читает текст, чтобы понять, на каких моментах он сосредоточит внимание учащихся. Основная задача, которая стоит перед учителем, решившим использовать на уроке прием « чтение с остановками», - это развитие творческого мышления и воображения учащихся, а также развитие их речи. Суть данного приема как раз и заключается в том, чтобы побудить учащихся размышлять, фантазировать, высказывать свою точку зрения, свои предположения. На примере фрагмента урока литературы покажу, как можно применить в своей работе описанную технологию. Антон Павлович Чехов — необычный писатель, очень откровенный, прямой. Он и человек необыкновенный, главными чертами которого являются интеллигентность, деликатность, умение сильно чувствовать, любить. В чём необычность творчества А.П.Чехова? ( Чехов вошёл в историю русской и мировой литературы как величайший мастер короткого рассказа. Никто не мог так экономно, как он, использовать выразительные средства и в минимальном объёме текста вместить глубокое содержание.). Рассказ учит сопереживать, сочувствовать, сострадать – этих умений нам так часто не хватает в жизни, таит глубокие возможности в плане эмоционально- нравственного воспитания учащихся.
Разработка урока по рассказу А.П.Чехова «Тоска»


Цель урока
: путем замедленного прочтения рассказа А.П.Чехова «Тоска» убедить учащихся в необходимости доброты, милосердия, сострадания.
Задачи:
1. Высказать собственные мнения о доброте и милосердии. 2. Познакомиться с рассказом А.П.Чехова «Тоска», используя прием «чтение с остановками». 3. Понять авторскую позицию. 4. Дать собственную оценку решению героев. 5. Обдумать и оценить собственные поступки и поступки окружающих.
Оборудование:
Учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока:
Вызов: Чехов в своих небольших рассказах ставил проблемы, актуальные и для нашей современности, он глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства. Перед чтением текста проводится беседа, где учащиеся прогнозируют содержание рассказа по его названию. - Сейчас мы прочитаем текст под названием «Тоска». Ребята, о чем, по- вашему, этот рассказ? Примерные ответы учеников На этом этапе урока ученики предсказывают содержание, чем больше вариантов предлагают ученики, тем интереснее. Что такое, по-вашему, тоска? Каково Лексическое значение этого слова? Из «Словаря живого великорусского языка В.И.Даля: «ТОСКА (теснить?) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь.» -Предлагаю вам прочитать эпиграф к рассказу. Как вы думаете, что заключено в этом эпиграфе? Почему именно таким эпиграфом начинает свой рассказ АП Чехов? Осмысление содержания проводится при помощи приема « чтение с остановками».
Начинаем чтение рассказа. Чтение текста до слов «Суматоха становится шумнее».(1-я

остановка)
Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег... Его лошаденка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа на копеечную пряничную лошадку. Она, по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от
привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать... Иона и его лошаденка не двигаются с места уже давно. Выехали они со двора еще до обеда, а почина всё нет и нет. Но вот на город спускается вечерняя мгла. Бледность фонарных огней уступает свое место живой краске, и уличная суматоха становится шумнее. - Почему героем рассказа стал извозчик? - О ком еще идет речь? Почему именно о лошади? - Какую роль она может сыграть в этом рассказе? Ученикам нравится читать текст по частям и предсказывать события, самостоятельно выстраивать свои мысли и подкреплять их доказательствами из текста.
Чтение текста до слов «А у меня, барин, тово... сын на этой неделе помер.» (2-я остановка)
— Извозчик, на Выборгскую! — слышит Иона. — Извозчик! Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видит военного в шинели с капюшоном. — На Выборгскую! — повторяет военный. — Да ты спишь, что ли? На Выборгскую! В знак согласия Иона дергает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега... Военный садится в сани. Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом. Лошаденка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места... — Куда прешь, леший! — на первых же порах слышит Иона возгласы из темной, движущейся взад и вперед массы. — Куда черти несут? Пррава держи! — Ты ездить не умеешь! Права держи! — сердится военный. Бранится кучер с кареты, злобно глядит и стряхивает с рукава снег прохожий, перебегавший дорогу и налетевший плечом на морду лошаденки. Иона ерзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь. — Какие все подлецы! — острит военный. — Так и норовят столкнуться с тобой или под лошадь попасть. Это они сговорились. Иона оглядывается на седока и шевелит губами... Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме сипенья. — Что? — спрашивает военный. Иона кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит: — А у меня, барин, тово... сын на этой неделе помер. - Оправдались ли ваши ожидания? - Как должен отреагировать военный на эту новость? - Что может унять тоску героя?
Продолжение чтения до слов «...были бы только седоки...» (3-я остановка)
— Гм!.. Отчего же он умер? Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит: — А кто ж его знает! Должно, от горячки... Три дня полежал в больнице и помер... Божья воля. — Сворачивай, дьявол! — раздается в потемках. — Повылазило, что ли, старый пес? Гляди глазами! — Поезжай, поезжай... — говорит седок. — Этак мы и до завтра не доедем. Подгони-ка! Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжелой грацией взмахивает кнутом. Несколько раз потом оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать. Высадив его на Выборгской, он останавливается у трактира, сгибается на козлах и опять не шевельнется... Мокрый снег опять красит набело его и лошаденку. Проходит час, другой... По тротуару, громко стуча калошами и перебраниваясь, проходят трое молодых людей: двое из них высоки и тонки, третий мал и горбат.
— Извозчик, к Полицейскому мосту! — кричит дребезжащим голосом горбач. — Троих... двугривенный! Иона дергает вожжами и чмокает. Двугривенный цена не сходная, но ему не до цены... Что рубль, что пятак — для него теперь всё равно, были бы только седоки... - Оправдались ли ваши ожидания? - Каким должен быть человек, который отзовется на тоску? - Как вы думаете, что испытывает Иона от такого отношения к нему окружающих? - Как должноо изениться ли состояние Ионы?
Чтение следующего эпизода до слов « Ко двору, - думает он. – Ко двору»» (4-я остановка)
Молодые люди, толкаясь и сквернословя, подходят к саням и все трое сразу лезут на сиденье. Начинается решение вопроса: кому двум сидеть, а кому третьему стоять? После долгой перебранки, капризничанья и попреков приходят к решению, что стоять должен горбач, как самый маленький. — Ну, погоняй! — дребезжит горбач, устанавливаясь и дыша в затылок Ионы. — Лупи! Да и шапка же у тебя, братец! Хуже во всем Петербурге не найти... — Гы-ы... гы-ы... — хохочет Иона. — Какая есть... — Ну ты, какая есть, погоняй! Этак ты всю дорогу будешь ехать? Да? А по шее?.. — Голова трещит... — говорит один из длинных. — Вчера у Дукмасовых мы вдвоем с Васькой четыре бутылки коньяку выпили. — Не понимаю, зачем врать! — сердится другой длинный. — Врет, как скотина. — Накажи меня бог, правда... — Это такая же правда, как то, что вошь кашляет. — Гы-ы! — ухмыляется Иона. — Ве-еселые господа! — Тьфу, чтоб тебя черти!.. — возмущается горбач. — Поедешь ты, старая холера, или нет? Разве так ездят? Хлобысни-ка ее кнутом! Но, чёрт! Но! Хорошенько ее! Иона чувствует за своей спиной вертящееся тело и голосовую дрожь горбача. Он слышит обращенную к нему ругань, видит людей, и чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди. Горбач бранится до тех пор, пока не давится вычурным, шестиэтажным ругательством и не разражается кашлем. Длинные начинают говорить о какой-то Надежде Петровне. Иона оглядывается на них. Дождавшись короткой паузы, он оглядывается еще раз и бормочет: — А у меня на этой неделе... тово... сын помер! — Все помрем... — вздыхает горбач, вытирая после кашля губы. — Ну, погоняй, погоняй! Господа, я решительно не могу дальше так ехать! Когда он нас довезет? — А ты его легонечко подбодри... в шею! — Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!.. С вашим братом церемониться, так пешком ходить!.. Ты слышишь, Змей Горыныч? Или тебе плевать на наши слова? И Иона больше слышит, чем чувствует, звуки подзатыльника. — Гы-ы... — смеется он. — Веселые господа... дай бог здоровья! — Извозчик, ты женат? — спрашивает длинный. — Я-то? Гы-ы... ве-еселые господа! Таперя у меля одна жена — сырая земля... Хи-хо-хо... Могила, то есть!.. Сын-то вот помер, а я жив... Чудное дело, смерть дверью обозналась... Заместо того, чтоб ко мне идтить, она к сыну... И Иона оборачивается, чтобы рассказать, как умер его сын, но тут горбач легко вздыхает и заявляет, что, слава богу, они, наконец, приехали. Получив двугривенный, Иона долго глядит вслед гулякам, исчезающим в темном подъезде. Опять он одинок, и опять наступает для него тишина... Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь еще с большей силой. Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски... Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, ее не видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем... Иона видит дворника с кульком и решает заговорить с ним.
— Милый, который теперь час будет? — спрашивает он. — Десятый... Чего же стал здесь? Проезжай! Иона отъезжает на несколько шагов, изгибается и отдается тоске... Обращаться к людям он считает уже бесполезным. Но не проходит и пяти минут, как он выпрямляется, встряхивает головой, словно почувствовал острую боль, и дергает вожжи... Ему невмоготу. «Ко двору, — думает он. — Ко двору!» - Оправдались ли ваши ожидания? - Что должно случиться во дворе? Найдет ли Иона там утешение? - Кто там может помочь Ионе? - Почему Иона постоянно повторяет одни и те же слова? - Какие ответы он получает на свои слова?
Чтение рассказа до конца (5-я остановка)
И лошаденка, точно поняв его мысль, начинает бежать рысцой. Спустя часа полтора, Иона сидит уже около большой грязной печи. На печи, на полу, на скамьях храпит народ. В воздухе «спираль» и духота... Иона глядит на спящих, почесывается и жалеет, что так рано вернулся домой... «И на овес не выездил, — думает он. — Оттого-то вот и тоска. Человек, который знающий свое дело... который и сам сыт, и лошадь сыта, завсегда покоен...» В одном из углов поднимается молодой извозчик, сонно крякает и тянется к ведру с водой. — Пить захотел? — спрашивает Иона. — Стало быть, пить! — Так... На здоровье... А у меня, брат, сын помер... Слыхал? На этой неделе в больнице... История! Иона смотрит, какой эффект произвели его слова, но не видит ничего. Молодой укрылся с головой и уже спит. Старик вздыхает и чешется... Как молодому хотелось пить, так ему хочется говорить. Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с кем... Нужно поговорить с толком, с расстановкой... Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер... Нужно описать похороны и поездку в больницу за одеждой покойника. В деревне осталась дочка Анисья... И про нее нужно поговорить... Да мало ли о чем он может теперь поговорить? Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать... А с бабами говорить еще лучше. Те хоть и дуры, но ревут от двух слов. «Пойти лошадь поглядеть, — думает Иона. — Спать всегда успеешь... Небось, выспишься...» Он одевается и идет в конюшню, где стоит его лошадь. Думает он об овсе, сене, о погоде... Про сына, когда один, думать он не может... Поговорить с кем-нибудь о нем можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко... — Жуешь? — спрашивает Иона свою лошадь, видя ее блестящие глаза. — Ну, жуй, жуй... Коли на овес не выездили, сено есть будем... Да... Стар уж стал я ездить... Сыну бы ездить, а не мне... То настоящий извозчик был... Жить бы только... Иона молчит некоторое время и продолжает: — Так-то, брат кобылочка... Нету Кузьмы Ионыча... Приказал долго жить... Взял и помер зря... Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать... И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить... Ведь жалко? Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина... Иона увлекается и рассказывает ей всё... - Оправдались ли ваши ожидания?
-
Почему лошадь домой бежит рысцой? - Как реагирует на слова Ионы молодой человек в избе? Почему? -Чего не хватает Ионе, что он ищет?
-У кого нашел состарадание герой? И в конце работы спросим: - Что хотел сказать Чехов своим читателям?
Рефлексия.
Синквейн. Отразите свои выводы в синквейне.
д/з
Дети пишут свои мысли о прочитанном и об актуальности прочитанного.
Слово учителя:
Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска». И Чехов нигде не позволяет себе морализировать — он просто рисует жизнь, но лаконичное повествование прекрасно передает все, что хотел бы сказать автор. Таким образом, используя технологию критического мышления, посредством чтения и письма можно организовать творческую самостоятельную работу учащихся, учить их использовать собственный жизненный опыт для достижения цели, дать возможность обсудить, отстоять свое мнение, учесть мнение окружающих, активизировать истинное учение, внутреннюю мотивацию к учебе.


В раздел образования