Автор: Брель Любовь Ивановна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МАДОУ д/с 14 г. Ишима Населённый пункт: Тюменская область г. Ишим Наименование материала: методическая разработка Тема: мастер- класс "Традиции русского народа" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
художественно-эстетического развития детей» города Ишима
Сценарий мастер-класса
«Традиции русского народа»
Брель Любовь Ивановна,
старший воспитатель
высшая квалификационная категория
г. Ишим
2016г.
Мастер-класс посвящен ознакомлению детей с русской народной культурой. Через
знакомство с куклами мы знакомим детей с традициями, укладом жизни.
«Веселые посиделки»
Цель: Воспитывать любовь к народному творчеству.
Задачи:
· Продолжать знакомить воспитанников с обычаями и традициями русского народа;
· Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;
· Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов;
· Доставить детям радость.
Взрослые: · Ведущая – Хозяйка, Домовой Кузя.
Материалы:
Ход мероприятия
На середину зала выходит ведущая
Ведущая: На завалинке, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
Под русскую народную мелодию «Коробейники» выходят дети и водят хоровод.
Хозяйка: Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где
кому нравится. Будьте как дома. Давно я Вас жду – поджидаю, праздник без Вас не
начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места
хватило?
Ребенок 1: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.
Хозяйка рассаживает детей
Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.
Ребенок 2 : Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.
Хозяйка : Редкий гость никогда не в тягость.
Ребенок 3: Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя
показать.
Дети исполняют танец «Кадриль»
Хозяйка:
Вот спасибо мои милые, Ну, хватит танцы танцевать, пора и за работу браться.
Есть у меня для Вас, красны девицы и добры молодцы, одно задание: все нитки мои кот
Васька размотал (игрался), помогите мне их в клубочки смотать. Мальчики будут нитки
держать, а девочки – сматывать. Как музыка зазвучит, надо нитку в клубочек наматывать, а
как прекратится – хватит мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование.
Проводится соревнование «Смотай нитку в клубок»
Хозяйка : Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее? (Хвалит
детей)
Работать-то вы – мастера, а петь-то умеете?
Девочки исполняют частушки, а мальчики подыгрывают на ложках.
Голос за кулисами: (ворчливо) Сама-то хозяюшка добрая, всем найдёт кусок пирога,
да куриную ножку. Гостей всей привечает, а меня не замечает.
Хозяйка : Кто это со мной разговаривает?
Голос: Это - я.
Хозяйка: Кто бы это мог быть? А как тебя зовут? Может, ты
выйдешь да с нами
поговоришь?
Голос: Зовут меня – известно как, зовусь я Домовой. Слыхали, небось, такое имя?
Хозяйка: Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать
стонами, да охами. Правда это?
Голос: (обиженно) Вот уж напраслина, Хозяюшка. Так и совсем обидеться могу.
Хозяйка: Обижаться не надо – уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть.
Ребята, Хочется Вам увидеть настоящего Домового?
Дети: Да!!!
Хозяйка : Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к
нам Домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.
Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец, появляется
Домовой.
Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте, это Вы меня звали?
Хозяйка: Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, присаживайся, у нас
тебе будет уютнее.
Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят.
Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя - то нам расскажешь?
Кузя : Ну…так и быть – слушайте!
Чтобы в доме был покой,
Рад стараться Домовой,
Чтобы мир был и лады –
Охраняю от беды.
Хозяйка: Ты умеешь охранять? Научи и нас.
Кузя : Я научу Вас делать оберег. Куклу-оберег «Крупеничка». Вот как она выглядит.
Показывает презентацию (приложение)
С исчезновением из жизни современных людей такой важной составляющей как создание
народных кукол - оберегов, образовалась брешь, пустота, отрыв от корней.
Я предлагаю её заполнить – создать свою, неповторимую, теплую, настоящую – живую
куколку.
Звучит музыка. Домовой приглашает детей сесть за столы. Пока дети изготавливает
оберег, Кузя рассказывает информацию о том, для чего нужен оберег.
Кузя: (информация) Народная кукла является уникальным видом искусства, хранящим в
себе сакральное начало – традиции и обряды, передававшиеся на протяжении многих
веков внутри рода, из поколения в поколение.
В каждом роду-семье их делали по-своему, вкладывая всю любовь и накопленную
многовековую мудрость. Они несли отпечаток Духа этой семьи, их Миропонимания и
Мироощущения. Через куклу устанавливалась связь между предками и потомками,
передавались сокровенные родовые знания.
Готовых кукол дети дарят гостям.
Хозяйка: Наши «Веселые посиделки» подошли к концу.
Все вместе исполняют песню «Так будьте здоровы, живите богато»
Под русскую народную мелодию дети уходят из зала.