Автор: Голубев Сергей Вадимович Должность: учитель Учебное заведение: ГБОУ ЦО № 650 Населённый пункт: Пушкинского района Санкт-Петербурга Наименование материала: Статья Тема: Сакральная география - ее современное понимание Раздел: среднее профессиональное
Аспекты познавательного и паломнического туризма
Поверхность земного шара покрыта множеством объектов, так или
иначе
соотносимых
с
категорией
священных
–
сакральных,
т.е.
особо
почитаемых,
имеющих
непреходящую
ценность
в
индивидуальном
и
коллективном сознательном и бессознательном народов.
Человечество
присваивает
статус
«священных»
горам
и
рекам,
пещерам,
камням,
рощам,
дорогам,
местам
жизни
великих
людей
и
кладбищам,
развалинам
древних
сооружений,
книгам,
храмам
и
иным
памятникам культурного, исторического и природного наследия.
Эти
сакральные
объекты
л е ж а т
в
о с н о в е
исторической
самоидентификации народов, их самооценки, национальной гордости, и,
несомненно, в сильнейшей степени влияют на их дальнейшее развитие.
Священные
объекты
Земли
объединяют
народы
и
государства,
благодаря им люди получают веру в смысл жизни, утешение в горестях,
опору в завтрашнем дне, силу и здоровье. Используя их, совершают особо
значимые культовые обряды и ритуалы….
В
СССР
данное
направление
науки
просто
не
существовало,
ему
«повезло» так же, как генетике и кибернетике.
Многие
и
сегодня
отрицают
само
понятие
сакральной
географии,
однако, данное направление науки появилось, судя по всему, задолго до
Геродота, считающегося «отцом» истории. В дошедших до наших дней его
сочинениях
описаны
многие
особо
значимые
и
почитаемые
объекты
народов
Ойкумены
(святилища,
храмы,
места
необычных
природных
явлений, памятных битв …).
Этимологически понятие «сакральный», пришедшее в русский язык,
как полагают из латыни, вполне соотносимо с традиционным синонимом
«священный»: «В
узком
смысле
«священным»
называется
нечто,
«обладающее святостью, освященное, связанное с религиозным культом»;
также священным может называться и «нечто, ведущееся в интересах
религии».
В
более
широком
смысле
данный
термин
употребляется
по
отношению к вещам, не связанным с религией; так, священный — это:
«Особенно дорогой, глубоко чтимый, заветный. // Такой, на который нельзя
посягнуть; неприкосновенный. // Нерушимый, незыблемый. // Возвышенный,
благородный.
//
Высокий,
почетный.
//
Предпринятый,
ведущийся
с
освободительной целью, за справедливое дело (о войне, сражении, бое). //
Почтительный,
благоговейный».
Кроме
того,
в
понятии
«сакральный»
присутствует также значение «обрядовый, ритуальный».[Ефремова Т. Ф.
Новый словарь русского языка. М., 2000.]
В целом определение «сакрального» не сводиться исключительно к
обозначению религиозных объектов, а обозначает все особенно ценное,
особо
значимое
в
историко-культурном
наследии
народов.
При
этом
«сакральное»
так
или
иначе,
всегда
связано
с
вполне
определенной
мистичностью, что наиболее наглядно видно в сфере религии — явлении
сугубо
мистическом
(связанным
с
Богом
и
сферой
божественного),
имеющим для множества людей особую ценность.
В отличие от религиозных объектов, предполагающих приобщенность
к божественному, светские сакральные объекты основаны на иной мистике
—
восходящей
к
категориям
рождения,
совершенства,
подвига,
силы,
Родины, героической смерти и др.
Следует
отметить,
что
граница
между
«священным»
и
просто
«особенно
ценным»
(в
обыденном,
не
сакральном
смысле)
часто
трудноуловима.
Например: глубоко мистичным понятием является смерть человека, и,
как
следствие,
к
числу
сакральных
объектов
традиционно
относятся
захоронения, места кремации, памятники в честь событий, связанных со
смертью (даже в том случае, если перечисленные объекты не относятся ни
к какой религии).
Сакральный статус могут иметь объекты, связанные с культом предков,
государственной властью, личностями носителями гениальности, величием
природы, ратным героизмом ….
Таким
образом,
в
числе
географических
объектов,
имеющих
сакральный статус, могут рассматриваться наиболее «значимые» места,
связанные с жизнью выдающихся людей и судьбоносными историческими
событиями,
святыни
государственной
власти,
мемориалы,
хранилища
культурных
ценностей
(музеи,
библиотеки),
знаменитые
природные
урочища, престижные учебные заведения и т. д.
Сакральные
объекты
особой
значимости
притягивают
внимание
людей, проживающих в отдаленных от них местах, в других городах и
странах,
людей
с
другими
культурно-историческими
традициями.
Это
явление издревле порождало потоки паломников и любопытствующих, к
которым со временем добавились и потоки светских туристов, приносящих
весомый вклад в бюджет государств, на территории которых расположены
такие объекты.
Подобный познавательный туризм существовал и в СССР, а сейчас в
России и странах СНГ активно развивается и другая составляющая этого
подсознательного любопытства - паломнический туризм.
Считая
это
явление
системообразующей
частью
туристической
отрасли,
нельзя
не
обратить
внимание
ее
важнейшие
составляющие,
связанные
с
патриотическим
воспитанием
молодежи
и
консолидацией
народов России.
Сакральная география — это система историко-географических знаний
об особо почитаемых и священных объектах природного, культурного и
исторического
наследия.
В
сакральной
географии
изучаются
виды
объектов,
их
местонахождение,
история
возникновения,
современные
традиции связанные с этими объектами, их значение в жизни народа и
другие свойства...
Этнограф В. Л. Огудин, изучая почитаемые объекты, выделил шесть
функций, которые эти объекты выполняют для населения, проживающего
на прилегающей к ним территории. В их числе следующие:
1) консолидирующая – объединяющая функция — культовый объект
выступает
как
условный
центр
определенной
территории,
в
пределах
которой проживают члены родовых групп или религиозных общин;
2) медиаторная – посредническая функция — культовый объект играет
посредническую роль между человеком и богом в религиозной структуре
мироздания;
3) коммуникативная – собирательная функция — культовый объект
является центром общественной жизни;
4) протекторная – защитная функция — объект или стоящие за ним
силы защищают людей, проживающих на определенной территории или
входящих в определенную социальную группу;
5) лечебная функция — объект способствует оздоровлению;
6) природоохранная функция — объект способствует сохранению и
преумножению
животного
и
растительного
мира
на
окружающей
территории.
Изначально, издревле сакральные объекты выполняли объединяющую
роль для членов рода, племени, народов, проживающих на одной и той же
территории или родственных народов заселивших обширные пространства.
Простейшими
объединяющими
объектами
являются
родовые
святилища, которыми, как показывают исследования, с древнейших времен
являлись природные объекты расположенные недалеко от места поселения
людей, а в более позднюю эпоху, как показывают данные археологии,
занимали
в
поселениях
центральное
место.
На
территории
родовых
святилищ
хранились
реликвии
рода.
Наряду
с
небольшими
родовыми
святилищами,
значительно
большую,
племенную
консолидирующую
функцию выполнял некий особо выделенный природный объект, одинаково
почитавшийся
всеми
родами:
священная
роща,
причудливая
скала,
пещера…
Священная роща Хетага, находящаяся в Северной Осетии, является
святилищем
нескольких
родов,
каждый
из
которых
имеет
здесь
свою
поляну для молений и проведения праздников.
На
индонезийском
острове
Бали
центром
поклонения
местного
населения является гора Агунг.
Святилища более крупного масштаба объединяют племенные союзы и
целые народы, населяющие обширные территории.
Так австралийское святилище Юлуру является местом почитания двух
сотен
племен
аборигенов.
Для
якутов
священны
Табагинский
и
Кангаласский мысы, связанные с возникновением народа как такового.
Сплачивающим объектом может стать и объект культурного наследия.
У каждого народа существуют свои священные архитектурные символами,
«гербы», флаги, знаки. Так, символом России является Московский кремль,
Греции
-
афинский
Парфенон,
Турции
—
Айя-София,
Франции
—
Эйфелева башня, Англии — Биг-Бен…
Отмечено, что один и тот же объект, пользующийся поклонением,
может
соответствовать
сразу
нескольким
из
перечисленных
функций
(может быть, даже всем сразу).
Например, святилища и храмы являются местом молитвы, обращения
к богам (медиаторная функция).
Наиболее крупные и прославленные из них выступают символами
территориального
объединения
народов
(консолидирующая
функция),
в
праздничные
дни
храмы
служат
центром
общественной
жизни
(коммуникативная функция), святыни, хранящиеся в храмах, выступают
покровителями
и
защитники
народа
и
его
жизненного
пространства
(протекторная
функция),
обладают
некими
целительными
свойствами
(лечебная функция).
Наконец,
свершение
ритуальных
действия,
направленные
на
сохранение
и
благоденствие
окружающей
природы
(природоохранная
функция), что более характерно для святилищ древних традиционных (т.н.
языческих) религий.
24-26 марта 2009 г. в Санкт-Петербурге, в Русском Географическом
обществе
прошла
1-я
всероссийская
научная
конференция
«Сакральная
география.
Аспекты
познавательного
и
паломнического
туризма»,
организованная Комиссий научного туризма РГО, Кафедрой страноведения
и
международного
туризма
Санкт-Петербургского
Государственного
Университета и Институтом историко-географического наследия.