Автор: Королькова Лариса Николаевна Должность: заведующая Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 20" Населённый пункт: Город Майкоп Наименование материала: статья Тема: Детский сад и семья в условиях ФГОС Раздел: дошкольное образование
Детский сад и семья в условиях ФГОС.
Какие же проблемы существуют в работе с родителями (законными
представителями
)
в
условиях
реализации Федерально
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования (ФГОС ДО)?
Попробуем в этом разобраться.
Существуют традиционные формы работы детского сада с семьей, от
которых мы не можем отказаться в наше современное время:
1. Общие собрания и групповые собрания.
2.Педагогическое
просвещение
родителей:
беседы,
консультации,
памятки.
3.
Наглядная
пропаганда:
родительские
уголки,
стенды,
папки-
передвижки.
Какие же типичные проблемы в работе с родителями (законными
представителями мы можем выделить?
Педагогическое
просвещение
родителей
проходит
через
общие
мероприятия такие как "Для Вас родители", "Школа молодой мамы" и
пр.
Педагогическая
пропаганда
была
явно
нацелена
на
убеждение
родителей
(законных
представителей)
в
важности
семейного
и
общественного
воспитания.
При
добросовестном
выполнении
эти
рекомендации полезны, интересны и необходимы до сих пор. Эта
форма
работы
больших
результатов
с
семьей
не
дает,
так
как
направлена на взаимодействие с большим кругом родителей.
В таких условиях невозможно рассмотреть проблемы каждой семьи
индивидуально.
- Посещая семьи воспитанников для выяснения условий семейного
воспитания
в
последнее
время
так
же
вызывает
недовольство
родителей по разным причинам как
экономического положения
семей (скромная обстановка
квартиры), так и
психологического
отношения к самому факту посещения («Вы нам не доверяете» «Какое
Вы имеете право»…).
-
Беседы,
консультации,
рекомендации
в
основном
исходят
от
воспитателей
возрастной
группы
и
ведутся
в
том
направлении,
которое
на
данный
момент
важен
именно
воспитателю
,
а
не
родителям и очень редко запрос поступает от родителей.
-
Общие
или
групповые
собрания
Воспитатели
проводят
в
соответствии с интересующей их темы оставляя тем самым родителей
в
роли
пассивных
слушателей
и
исполнителей
а
родительские
выступления и вопросы решаются хаотично в конце собрания.
-
С
наглядной
пропагандой
(
стенды,
тематические
выставки)
родители знакомятся чисто механически, когда забирают детей домой
из группы.
При анализе
традиционных форм работы с семьей можно сделать
вывод, что ведущая роль в организации работы с семьей
все таки
отводится
педагогам
и
целью
многих
форм
является
помощь
родителям ,
рекомендации ,
советы .
Следовательно
-
семья
педагогически
несовершенный
фактор
в
становлении
личности
ребенка ( по мнению общественности).
Что же мы можем увидеть в свете реализации ФГОС?
Очень много зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и
человеческих
отношений
взрослых:
воспитателей,
специалистов,
родителей - их отношения самим к себе, друг к другу, ребенку. Все эти
взрослые
непосредственно
причастны
к
созданию
благоприятного
климата
для
ребенка.
Интересы
ребенка
могут
пострадать,
если
отношения
между
работниками
детского
сада
и
родителями
не
сложились.
Поэтому мы в нашем детском саду изучив ФГОС ДО вывели новую
философию взаимодействия ДОУ с семьей.
Какие же преимущества новой философии взаимодействия ДОУ с
семьей?
Это в
первую
очередь
- положительный
эмоциональный
настрой
педагогов
и
родителей
на
совместную
работу
по
воспитанию
детей. Родители уверены , что будут учитываться мнения семьи и в
том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем
и никак не навредит.
-
Это учет индивидуальных
особенностей
ребенка.
Педагог
знает
особенности
,
привычки
своего
воспитанника
и
учитывает
их
при
работе,
что,
в
свою
очередь,
ведет
к
повышению
эффективности
педагогического процесса.
-
Это возможность
реализации
единой
программы
воспитания
и
развития ребенка в ДОУ и семье.
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что
было
нереально
при
использовании
традиционных
форм
работ
с
родителями.
педагог,
определив
тип
семьи
воспитанника,
сможет
найти
правильный
подход
для
взаимодействия
и
успешно
осуществлять работу с родителями.
При реализации новой философии взаимодействия с семьей удается
избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с
семьей.
Основные принципы при организации работы в рамках новых форм
работы с семьей:
- открытость и доступность детского сада для семьи ( каждый родитель
имеет
возможность
знать
и
видеть,
как
живет
и
развивается
его
ребенок);
- сотрудничество между педагогами родителями в воспитании детей;
- создание активной предметно - развивающей среды, активных форм
общения
детей
и
взрослых,
обеспечивающих
единые
подходы
к
развитию ребенка в семье и в ДОУ;
- мониторинг общих и частных проблем в воспитании и развитии
ребенка.
Какие же функции работы ДОУ с семьей?
-
Ознакомление
родителей
с
методикой
образовательно
-
воспитательного процесса, организуемого в ДОУ.
-
Психолого
-
педагогическое
просвещение
родителей
(законных
представителей).
-
Вовлечение
родителей
(законных
представителей)
в
совместную
деятельность с детьми.
-
Взаимодействие
родителей (законных
представителей)
с
общественными организациями сада.
Новые формы взаимодействия с семьей.
В процессе работы с семьей в нашем ДОУ решаются задачи, связанные
с
возрождением
традиций
семейного
воспитания,
вовлечение
родителей,
детей
и
педагогов
в
объединения
по
интересам
и
увлечениям, организации семейного досуга.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в нашем ДОУ
начали
активно
использовать
инновационные
формы
и
методы
работы с семьей:
- Проведении праздников, досугов в виде фестивалей
- "Круглый стол" по любой теме;
- тематические выставки;
- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия, телефон доверия;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- родительские клубы; - конкурс семейных талантов;
- портфолио «Моя семья»;
- день открытых дверей;
- выпуск стен Газет;
- тренинги;- семинары – практикумы
-мастер-классы,
- музеи,
- сайт ДОУ
К Критериям оценки эффективности работы ДОУ с семьей можно
отнести следующее:
-
Изменение
характера
вопросов
родителей
(
законных
представителей)
к
педагогам,
руководителю
ДОУ,
как
показатель
роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье,
желание их совершенствовать.
-
Рост
посещаемости
родителями
(законных
представителей)
мероприятий проводимых в ДОУ, стремление родителей оценивать
собственный опыт и опыт других родителей.
- Использование родителями педагогической литературы, участие в
клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках,
организуемых в ДОУ.
-
Осознание
родителями
(законными
представителями)
не
только
практической, но и воспитательной значимости помощи ДОУ в их
педагогической деятельности.
- Положительное общественное мнение родителей работе ДОУ.
Какие
же
результаты
активного
внедрения новой
философии
взаимодействия ДОУ с семьей ?
- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых
форм работы в общении семей группы.
-
Педагоги
ДОУ
стали
более
инициативны,
смелее,
проявляют
творчество, выдумку, фантазию.
-
Воспитатели
стали
ближе
общаться
со
всеми
родителями,
а
не
только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.
- Общение педагогов и родителей стали партнерскими. Родители и
воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как
лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение
исчезает.
-
Совместная
деятельность
родителей
,
педагогов
и
детей
положительно
влияет
на
воспитанников
.
Ребенок
чувствует
себя
ближе
,
роднее
по
отношению
к
воспитателю .
-
И
как
РЕЗУЛЬТАТ,
новое
положительное
отношение
родителей
( законных
представителей )
к
ДОУ ,
положительная
оценка
деятельности.