Напоминание

Детский сад и семья в условиях ФГОС


Автор: Королькова Лариса Николаевна
Должность: заведующая
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 20"
Населённый пункт: Город Майкоп
Наименование материала: статья
Тема: Детский сад и семья в условиях ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Детский сад и семья в условиях ФГОС. Какие же проблемы существуют в работе с родителями (законными представителями ) в условиях реализации Федерально государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)? Попробуем в этом разобраться. Существуют традиционные формы работы детского сада с семьей, от которых мы не можем отказаться в наше современное время: 1. Общие собрания и групповые собрания. 2.Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации, памятки. 3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды, папки- передвижки. Какие же типичные проблемы в работе с родителями (законными представителями мы можем выделить? Педагогическое просвещение родителей проходит через общие мероприятия такие как "Для Вас родители", "Школа молодой мамы" и пр. Педагогическая пропаганда была явно нацелена на убеждение родителей (законных представителей) в важности семейного и общественного воспитания. При добросовестном выполнении эти рекомендации полезны, интересны и необходимы до сих пор. Эта форма работы больших результатов с семьей не дает, так как направлена на взаимодействие с большим кругом родителей. В таких условиях невозможно рассмотреть проблемы каждой семьи индивидуально. - Посещая семьи воспитанников для выяснения условий семейного воспитания в последнее время так же вызывает недовольство родителей по разным причинам как экономического положения семей (скромная обстановка квартиры), так и психологического отношения к самому факту посещения («Вы нам не доверяете» «Какое Вы имеете право»…). - Беседы, консультации, рекомендации в основном исходят от воспитателей возрастной группы и ведутся в том направлении, которое на данный момент важен именно воспитателю , а не родителям и очень редко запрос поступает от родителей. - Общие или групповые собрания Воспитатели проводят в соответствии с интересующей их темы оставляя тем самым родителей
в роли пассивных слушателей и исполнителей а родительские выступления и вопросы решаются хаотично в конце собрания. - С наглядной пропагандой ( стенды, тематические выставки) родители знакомятся чисто механически, когда забирают детей домой из группы. При анализе традиционных форм работы с семьей можно сделать вывод, что ведущая роль в организации работы с семьей все таки отводится педагогам и целью многих форм является помощь родителям , рекомендации , советы . Следовательно - семья педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка ( по мнению общественности). Что же мы можем увидеть в свете реализации ФГОС? Очень много зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу, ребенку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками детского сада и родителями не сложились. Поэтому мы в нашем детском саду изучив ФГОС ДО вывели новую философию взаимодействия ДОУ с семьей. Какие же преимущества новой философии взаимодействия ДОУ с семьей? Это в первую очередь - положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены , что будут учитываться мнения семьи и в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и никак не навредит. - Это учет индивидуальных особенностей ребенка. Педагог знает особенности , привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса. - Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье. - Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет
найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями. При реализации новой философии взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей: - открытость и доступность детского сада для семьи ( каждый родитель имеет возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок); - сотрудничество между педагогами родителями в воспитании детей; - создание активной предметно - развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ; - мониторинг общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка. Какие же функции работы ДОУ с семьей? - Ознакомление родителей с методикой образовательно - воспитательного процесса, организуемого в ДОУ. - Психолого - педагогическое просвещение родителей (законных представителей). - Вовлечение родителей (законных представителей) в совместную деятельность с детьми. - Взаимодействие родителей (законных представителей) с общественными организациями сада. Новые формы взаимодействия с семьей. В процессе работы с семьей в нашем ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга. Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в нашем ДОУ начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей: - Проведении праздников, досугов в виде фестивалей - "Круглый стол" по любой теме; - тематические выставки; - соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы; - консультации специалистов; - семейные спортивные встречи;
- почта доверия, телефон доверия; - открытые занятия для просмотра родителей; - родительские клубы; - конкурс семейных талантов; - портфолио «Моя семья»; - день открытых дверей; - выпуск стен Газет; - тренинги;- семинары – практикумы -мастер-классы, - музеи, - сайт ДОУ К Критериям оценки эффективности работы ДОУ с семьей можно отнести следующее: - Изменение характера вопросов родителей ( законных представителей) к педагогам, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать. - Рост посещаемости родителями (законных представителей) мероприятий проводимых в ДОУ, стремление родителей оценивать собственный опыт и опыт других родителей. - Использование родителями педагогической литературы, участие в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. - Осознание родителями (законными представителями) не только практической, но и воспитательной значимости помощи ДОУ в их педагогической деятельности. - Положительное общественное мнение родителей работе ДОУ. Какие же результаты активного внедрения новой философии взаимодействия ДОУ с семьей ? - Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм работы в общении семей группы. - Педагоги ДОУ стали более инициативны, смелее, проявляют творчество, выдумку, фантазию. - Воспитатели стали ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям. - Общение педагогов и родителей стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает. - Совместная деятельность родителей , педагогов и детей положительно влияет на воспитанников . Ребенок чувствует себя ближе , роднее по отношению к воспитателю .
- И как РЕЗУЛЬТАТ, новое положительное отношение родителей ( законных представителей ) к ДОУ , положительная оценка деятельности.


В раздел образования