Напоминание

Презентация "Летопись родного края"


Автор: Пурбуева Бадма-Ханда Батоцыреновна
Должность: учитель бурятского языка
Учебное заведение: МАОУ "Лингвтсичекая гимназия №3
Населённый пункт: Бурятия Улан-Удэ
Наименование материала: Презентация
Тема: Презентация "Летопись родного края"
Раздел: среднее образование





Назад





Бурятия .Улан-Удэ .

Бурятия .Улан-Удэ .
 Пурбуева Ханда Батоцыреновна Пурбуева Ханда Батоцыреновна  Учитель бурятского языка Учитель бурятского языка  МАОУ «Лингвистическая гимназия №3» МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»  Стаж работы 40 лет,Почетный работник Стаж работы 40 лет,Почетный работник общего образования Российской Федерации общего образования Российской Федерации  mail mail : : xaana12@mail xaana12@mail

Летопись

Летопись

родного

края

родного

края

Исчезнувшие села и топонимика

Исчезнувшие села и топонимика

Ноехона.

Ноехона.


Объект исследования

Объект исследования
– территория МОСП «Ноехонское». – территория МОСП «Ноехонское».
Цель

Цель

:

:
 сбор информации о месте нахождения исчезнувших сел сбор информации о месте нахождения исчезнувших сел  создание историко-краеведческой карты создание историко-краеведческой карты  создание топонимического словаря местности создание топонимического словаря местности
Основные задачи

Основные задачи
: :  составить топонимическую карту Ноехона. составить топонимическую карту Ноехона.  раскрыть значение топонимов. раскрыть значение топонимов.  установить связь с топонимами других местностей. установить связь с топонимами других местностей.
Методы исследования

Методы исследования
: :  Накопление научного материала: изучение специальной литературы, Накопление научного материала: изучение специальной литературы, научных трудов, ознакомление с историей и теорией вопроса, беседы с научных трудов, ознакомление с историей и теорией вопроса, беседы с землянами, учеными. землянами, учеными.  Работа с архивным материалом. Работа с архивным материалом.  Изучение природных, исторических, экономических и этнографических Изучение природных, исторических, экономических и этнографических особенностей выраженных в топонимике Ноехона. особенностей выраженных в топонимике Ноехона.  Осмысление собранного материала: сравнение, анализ, обобщение, Осмысление собранного материала: сравнение, анализ, обобщение, аналогия. аналогия.  Проверка и уточнение фактов: критика, уточнение сделанных выводов, Проверка и уточнение фактов: критика, уточнение сделанных выводов, корректировка. корректировка.  Полевые исследования, фотографирование. Сбор материала у Полевые исследования, фотографирование. Сбор материала у информаторов. информаторов.
Создание топонимического словаря – наш основной творческий труд.
Научные труды ученых- Научные труды ученых- земляков и земляков и краеведческие работы краеведческие работы других ученых, богатый других ученых, богатый материал нашего материал нашего Народного историко- Народного историко- краеведческого музея, краеведческого музея, беседа со старожилами, беседа со старожилами, знатоками и знатоками и хранителями старины – хранителями старины – источники нашей источники нашей исследовательской исследовательской работы. работы.
В объятья свои принимает Ноехонская наша земля Гостей в круг созывает, Белой пищей угощает… Здесь Родины моей начало С паромной переправы С паромной переправы через Чикой начинается через Чикой начинается ноехонская земля. Она ноехонская земля. Она расположена в юго- расположена в юго- восточной части восточной части Селенгинского района в Селенгинского района в междуречьи Селенги, Чикоя междуречьи Селенги, Чикоя и Хилка, в 70км от и Хилка, в 70км от районного центра районного центра Гусиноозерска. Гусиноозерска. По данным МОСП По данным МОСП «Ноехонское» общая «Ноехонское» общая площадь Ноехона 55574 га площадь Ноехона 55574 га Закамен Дабаа

Огромная часть Ноехона – это степь, окруженная с севера и запада

Огромная часть Ноехона – это степь, окруженная с севера и запада

горными грядами и лесными массивами. Ноехон славится благодатными

горными грядами и лесными массивами. Ноехон славится благодатными

пастбищами, сенокосными угодьями , охотничьими и ягодными местами.

пастбищами, сенокосными угодьями , охотничьими и ягодными местами.


Ноехон-Хаан

Ноехон-Хаан
 Ноехон – это общее название Ноехон – это общее название местности, где живут цонголы, местности, где живут цонголы, выходцы из Монголии. Название выходцы из Монголии. Название местности связано с названием местности связано с названием горы Ноёхон-Хаан, это основная горы Ноёхон-Хаан, это основная почитаемая священная гора, почитаемая священная гора, находится на севере от села находится на севере от села Зурган-Дэбэ. Топоним Ноехон Зурган-Дэбэ. Топоним Ноехон состоит из двух состоит из двух самостоятельных слов: Ноён в самостоятельных слов: Ноён в значении «главный, основной» и значении «главный, основной» и Хаан – «дух-хранитель, хозяин Хаан – «дух-хранитель, хозяин местности». Слово Ноён местности». Слово Ноён монгольского происхождения, монгольского происхождения, оно связано с расселением оно связано с расселением монголов здесь. монголов здесь.

Зурган-Дэбэ

Зурган-Дэбэ

У подножия Ноехон-Хаана раскинулось село Зурган-

Дэбэ, центр Ноехонского поселения. Появление этого

топонима связано с формированием на Ноехонской

земле казачества в 1764г. Для казачьей сотни нужна

была контора «зургаан». «Зургаан» открыли в

низменной местности на берегу Хилка, а вокруг

небольшие пригорки «дэбэны». Так появляется Зурган-

Дэбэ, который только в 1954г. станет центром колхоза

им. XX партсъезда.


Залаан

Залаан
Следующим селом, который Следующим селом, который сохранился, является Залаан. Сегодня сохранился, является Залаан. Сегодня там 15 дворов и небольшая ферма из там 15 дворов и небольшая ферма из КРС. Залаан означает «кисть на КРС. Залаан означает «кисть на макушке шапки». Это село макушке шапки». Это село раскинулось недалеко от священной раскинулось недалеко от священной горы Залаа-Хаан, которой горы Залаа-Хаан, которой поклоняются выходцы из Залаана. С поклоняются выходцы из Залаана. С 1940г. по 1954г. Залаан был 1940г. по 1954г. Залаан был центральной усадьбой колхоза. По центральной усадьбой колхоза. По архивным данным 1925г. в этом улусе архивным данным 1925г. в этом улусе проживало 22 семьи. Это один из проживало 22 семьи. Это один из улусов, куда расселились цонголы. улусов, куда расселились цонголы. Впервые здесь была открыта 4-летняя Впервые здесь была открыта 4-летняя школа. В годы процветания колхоза школа. В годы процветания колхоза это было очень большое село с это было очень большое село с магазином, клубом, пекарней, магазином, клубом, пекарней, коммутатором, птицефермой и т.д. коммутатором, птицефермой и т.д.
«Это один из улусов, куда «Это один из улусов, куда впервые расселились впервые расселились цонголы. По архивным цонголы. По архивным данным 1925г. в этом улусе данным 1925г. в этом улусе проживало 22 семьи». проживало 22 семьи». Информатор Дылыкова С.Б. Информатор Дылыкова С.Б. по памяти вместе с дочерью по памяти вместе с дочерью нарисовала нам примерный нарисовала нам примерный план расположения дворов и план расположения дворов и список жителей в улусе список жителей в улусе Залаан в 1929-1930гг. до Залаан в 1929-1930гг. до коллективизации (унчоороо коллективизации (унчоороо байхадаа). байхадаа). Из сообщений информатора – Дылыковой Сэндэжэп Баяртуевны, 1919г.р., ныне проживающей в городе Улан-Удэ.

Карта Ноехонской земли.

Карта Ноехонской земли.
На ноехонскую землю На ноехонскую землю поселились цонголы, поселились цонголы, вышедшие с Охин- вышедшие с Охин- зайсаном из Монголии в зайсаном из Монголии в 1695г. и принявшие 1695г. и принявшие русское подданство. С тех русское подданство. С тех пор уже 300 с лишним лет пор уже 300 с лишним лет ноехонцы живут на ноехонцы живут на нынешней территории, до нынешней территории, до указанного периода эта указанного периода эта земля не была населена. земля не была населена. Старшее поколение Старшее поколение говорит, что в Ноехоне говорит, что в Ноехоне жили 6 родов, они жили 6 родов, они расселились в 15 улусах расселились в 15 улусах (булуках), а булуки (булуках), а булуки состояли в основном из состояли в основном из родственных семей. родственных семей.


Модон-Заха

Модон-Заха

(Подлес)

(Подлес)
Подлес – один из улусов, где по Подлес – один из улусов, где по спискам 1925г. проживало около 20- спискам 1925г. проживало около 20- ти семей, в связи с коллективизаций ти семей, в связи с коллективизаций выехали в центр. Сегодня выехали в центр. Сегодня животноводческая точка ООО животноводческая точка ООО «Мэнгей», где работают 2 семьи. В «Мэнгей», где работают 2 семьи. В годы развития колхоза Подлес был годы развития колхоза Подлес был МТФ, отарой, ученической МТФ, отарой, ученической производственной бригадой, где производственной бригадой, где выращивали ягнят. Вокруг Подлеса выращивали ягнят. Вокруг Подлеса богатый лесной массив, просторные богатый лесной массив, просторные поля и степи. В летнее время поля и степи. В летнее время выезжали на живописнейшее место выезжали на живописнейшее место Хабаруу, где сочная трава, ключевая Хабаруу, где сочная трава, ключевая вода, лесная прохлада, вода, лесная прохлада, способствующая нагулу животных. способствующая нагулу животных. Ученый, доктор исторических наук, Ученый, доктор исторических наук, академик Санжиев Б.Ц., летчик, академик Санжиев Б.Ц., летчик, капитан, участник ВОВ Цыбиков капитан, участник ВОВ Цыбиков Л.Д. – знаменитые выходцы из Л.Д. – знаменитые выходцы из Модон-Заха, которые прославили Модон-Заха, которые прославили свою малую Родину. свою малую Родину.

Y

Y

зөөлэй

зөөлэй

(возможно, от

(возможно, от

основы

основы

Y

Y

дзөөн-монгольский

дзөөн-монгольский

род и аффикса-лэй).

род и аффикса-лэй).
Y Y зөөлэй – это исчезнувший улус, в зөөлэй – это исчезнувший улус, в связи с укрупнением хозяйств связи с укрупнением хозяйств переехали в Залаан примерно в переехали в Залаан примерно в 1930г. По архивным данным 1925г. и 1930г. По архивным данным 1925г. и сообщению информатора Доржиевой сообщению информатора Доржиевой Б.М., 1925г.р., здесь проживало 7 Б.М., 1925г.р., здесь проживало 7 семей из рода Боротолгойтон и росло семей из рода Боротолгойтон и росло 7 могучих сосен (Хэсэг Модон), из 7 могучих сосен (Хэсэг Модон), из которых на сегодня остались только которых на сегодня остались только 2. С этой местностью связано 2. С этой местностью связано интересное предание. Здесь жили интересное предание. Здесь жили довольно зажиточные, довольно зажиточные, хозяйственные семьи, многие из хозяйственные семьи, многие из которых были репрессированы. которых были репрессированы. Потеряв связь с хозяевами, сосны Потеряв связь с хозяевами, сосны стали высыхать. Т.-Ц.Лумбунов – стали высыхать. Т.-Ц.Лумбунов – выходец из этого улуса, местный выходец из этого улуса, местный активист, народный учитель, активист, народный учитель, активный строитель советской активный строитель советской власти на ноехонской земле. власти на ноехонской земле.
Информатор Доржиева Бутыдма

Магбуновна 1925 г.р., из улуса

Yзоолэй

..


Цайдам

Цайдам
Цайдам – один из распространенных Цайдам – один из распространенных топонимов Бурятии, где из тибетского топонимов Бурятии, где из тибетского ца-«соль», дам-«грязь», дословно: ца-«соль», дам-«грязь», дословно: «соленая грязь». В этой местности есть «соленая грязь». В этой местности есть солончаковое озеро. По спискам 1925г. в солончаковое озеро. По спискам 1925г. в этом улусе проживало 17 семей из рода этом улусе проживало 17 семей из рода Палитан. В 1930г. улус Цайдам стал Палитан. В 1930г. улус Цайдам стал центром сомонного совета, тогда из центром сомонного совета, тогда из Залаана перевезли школу, которая стала Залаана перевезли школу, которая стала Цайдамской 7-летней школой, куда Цайдамской 7-летней школой, куда приезжали учиться со всей округи. приезжали учиться со всей округи. Многие выпускники стали Многие выпускники стали знаменитыми людьми и гордостью знаменитыми людьми и гордостью Цайдамской школы. В 1939г. в Ноехоне Цайдамской школы. В 1939г. в Ноехоне был образован цайдамский был образован цайдамский избирательный участок. Школа и избирательный участок. Школа и многие дома, жители Цайдама в 1954г. многие дома, жители Цайдама в 1954г. были перевезены в село Зургаан-Дэбэ – были перевезены в село Зургаан-Дэбэ – новый центр колхоза. Цайдам стал как новый центр колхоза. Цайдам стал как животноводческая точка. Это одно из животноводческая точка. Это одно из живописнейших мест Ноехона, где живописнейших мест Ноехона, где токуют глухари, кукуют кукушки, на токуют глухари, кукуют кукушки, на солончаковое озеро приходят солончаковое озеро приходят грациозные изюбры, могучие сохатые, грациозные изюбры, могучие сохатые, где пылает от цветения багульника вся где пылает от цветения багульника вся местность. Цайдам находится у местность. Цайдам находится у подножия священной горы Дэлгэр-Хаан, подножия священной горы Дэлгэр-Хаан, что означает «широкий, открытый», все что означает «широкий, открытый», все жители Ноехона поклоняются этой горе. жители Ноехона поклоняются этой горе. Сейчас там проживает одна семья Сейчас там проживает одна семья Жигжитовых, потомки первого учителя Жигжитовых, потомки первого учителя Залаанской школы Улаан-Даша. Залаанской школы Улаан-Даша.

Расположение села Цайдам в 1952г. на картине

Расположение села Цайдам в 1952г. на картине

Карбаинова В.К.

Карбаинова В.К.
В. К. Карбаинов, 1932г.р., родился и жил в В. К. Карбаинов, 1932г.р., родился и жил в улусе Цайдам. Его родители переехали из улусе Цайдам. Его родители переехали из русского села Подлопатки. Он закончил русского села Подлопатки. Он закончил Цайдамскую семилетку, сейчас живет в г. Цайдамскую семилетку, сейчас живет в г. Донецке, переписывался с зав. музеем Донецке, переписывался с зав. музеем Улымжиевой Д.Б. и в дар музею Улымжиевой Д.Б. и в дар музею отправил несколько картин о своей малой отправил несколько картин о своей малой Родине – Цайдаме в 1989г. Как считают Родине – Цайдаме в 1989г. Как считают очевидцы, он почти точно воспроизвел очевидцы, он почти точно воспроизвел расположение улуса. Информатор расположение улуса. Информатор Батуева М.Г., 1937г.р., выпускница Батуева М.Г., 1937г.р., выпускница Цайдамской семилетки, нам, как по Цайдамской семилетки, нам, как по картине, рассказала о расположении картине, рассказала о расположении Цайдама. Воспоминанья 72-летней Цайдама. Воспоминанья 72-летней бабушки были так трогательны и бабушки были так трогательны и интересны. А картины земляка интересны. А картины земляка Карбаинова – свидетельство живой Карбаинова – свидетельство живой памяти и негаснущей любви к малой памяти и негаснущей любви к малой Родине, неразрывной связи с родными Родине, неразрывной связи с родными местами. Так проявляется «негромкий» местами. Так проявляется «негромкий» патриотизм человека. патриотизм человека.

Мэнгей

Мэнгей

( название связано с родовым

( название связано с родовым

названием мэнгей, возможно, ответвление хоринского

названием мэнгей, возможно, ответвление хоринского

рода хальбин).

рода хальбин).
Мэнгей – один из больших Мэнгей – один из больших улусов, где проживали улусов, где проживали ноехонские цонголы из ноехонские цонголы из рода Хурбэтэн. Это были рода Хурбэтэн. Это были истинные скотоводы, истинные скотоводы, богатая окружающая богатая окружающая природа позволяла природа позволяла заниматься сбором заниматься сбором дикоросов, ягоды. По дикоросов, ягоды. По спискам 1925г. здесь было спискам 1925г. здесь было 29 семей. Улус находится у 29 семей. Улус находится у подножия сакральной горы подножия сакральной горы Хотогор Ундэр, которая Хотогор Ундэр, которая возвышается в лощине. В возвышается в лощине. В годы существования годы существования колхоза здесь был центр 2- колхоза здесь был центр 2- го отделения го отделения животноводства и животноводства и растениеводства. Вокруг растениеводства. Вокруг Мэнгея расстилались Мэнгея расстилались безбрежные пшеничные безбрежные пшеничные поля. поля.

Села, которые исчезли.

Села, которые исчезли.
Y Y зөөлэй зөөлэй Хонин Чулуута Мэргээстэ Невысокая гора с крупными камнями: издали кажется, будто там пасутся овцы. Отсюда название Хонин Чулуута. Мэргээстэ-очевидно, от основы мэргэсэр « 3-летний кабан» и аффикса –тэ.

Села, которые сохранились, как

Села, которые сохранились, как

животноводческие стоянки.

животноводческие стоянки.
Тухум Баруун Булаг Булаг Оли Чандан Согоото Согоото

Встреча и беседа с

Встреча и беседа с

информаторами.

информаторами.

Табутарова Дулмажап Аюровна

Табутарова Дулмажап Аюровна

1927 г.р., из улуса Урда Царам.

1927 г.р., из улуса Урда Царам.

Лумбунов Даши Цоктоевич 1927 г.р.,

из с. Залаан с супругой Лумбуновой

Цыренцу Аюшеевной 1931 г.р., из

улуса Узоолэй.


В семье Лхасаруновых Г.П.,1935г.р., из улуса Оёор

В семье Лхасаруновых Г.П.,1935г.р., из улуса Оёор

Царам и Евдокии Очировны, 1940 г. р., из улуса

Царам и Евдокии Очировны, 1940 г. р., из улуса

Тагалцар.

Тагалцар.


Работа над картой

Работа над картой



В раздел образования