Напоминание

урок-игра "Башкирская свадьба"


Автор: Гилязева Зухра Фануновна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Башкирский лицей №48"
Населённый пункт: г. Уфа РБ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок-игра "Башкирская свадьба"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока
«Показательная функция»
Урок – игра
«Башкирская свадьба»

Цели урока:


образовательные – отработка умений систематизировать, обобщать свойства логарифмической функции, применять их к решению задач, решать логарифмические уравнения и неравенства, вычислять площадь криволинейной трапеции, приобщение к родному языку; воспитательные – воспитание познавательной активности, культуры общения, культуры диалога, приобщение к культуре и традициям башкирского народа; развивающие – развитие зрительной памяти, математически грамотной речи, логического мышления, сознательного восприятия учебного материала.
Формы проведения урока:
урок – игра «Башкирская свадьба».
Метод

ведения

урока:
беседа, мини-диалог, самостоятельная работа, применение ТСО.
Оборудование

урока:
кодоскоп, слайды, экран, набор таблиц, магнитов, молоток-гонг, компьютер, слайды, телевизор, видеомагнитофон.
Данный урок рассчитан на 2 часа.

«Красота нужна на свадьбе,

а ум - каждый день».
(Башкирская пословица)

Ход урока

I этап.
Организационный момент. Постановка целей и задач урока, разъяснение правил игры. Мы сегодня проводим необычный урок - игру «Башкирская свадьба» по теме «
Показательная функция».
Мы посмотрим традиции башкирской свадьбы.


II этап.

Видеоклип о сватовстве(Из фильма СВАДЬБА).
До свадьбы проходит сватовство. С ейчас мы р а зд а д и м пригласительные. Время, на которое Вас приглашают, вы узнаете, решив уравнение 2 х · 9 9 = 3 х · 8 6 (ответ: 18:00) а) В семье две сестры. У каждой по брату. Сколько детей в семье? (3) б) Мы сватаем одну из двух сестер, имя которой узнаем, решив неравенства. (2/3) х+6 > 4/9 (Ответ. -2) 4 cos x ≥ 16 (Ответ. Ø) 9 |x+2| ≤ 3 (Ответ. 1) 3 2х - 4 ≤ 27 (Ответ. 3) (1/7) х – 16 ≥ 1 (Ответ. 4) 3 х > 5 х (Ответ. -1) 2 х+1 ≤ 2 (Ответ. 0) в) Во время сватовства договариваются о размере калыма.
Размер этого калыма узнаете, вычислив площадь фигуры, ограниченной линиями. 3, если 0 ≤ x < 2; y = -(3/2)х+6, если 2 ≤ x ≤ 4. (Ответ. 9 овечек)
г) Назначают дату свадьбы. В какое время года назначались свадьбы? Разгадав следующую загадку, узнаете время года. На земле живут сестрички, У сестричек по косичке. Золотистая косичка – Это рыжая сестричка. Убирает, веет, Косит, Урожай в амбары Носит. (Ответ. Осень) До свадьбы проходит помолвка. Как называется помолвка по-башкирски? Это слово узнаем, решив следующие уравнения: 17 х 17 х+5 = 17 (Ответ. -2) (2/5) х = (4/9) х/2 (Ответ. 0) 2 х+2 + 2 х = 20 (Ответ. 2) 0,3 7 – 3х = (10/3) х – 4 (Ответ. 1,5) 9 х – 6 3 х + 9 = 0 (Ответ. 1)

III этап.

Свадьба.

Продажа невесты – аукцион.

Видеоклип о продаже невесты(Из фильма СВАДЬБА
). Родственники невесты дают задания родственникам жениха. Если они не могут ответить, то должны заплатить курицей. Вопросы на кодопозитивах и карточках (первоначальная цена – 1 курица). 1) Вычислить. 2 ( √ 2 + 1) : 2 2 √ 2 . Ответ. 8. 2) Какой из графиков является графиком функции y = 0,4 -x
Ответ: 2)

3) Из указанных функций показательной является а) y = 4x, б) y = 5 1/2 +x 2 , в) y = (x+2) 5 – 1, г
) y = 2,5

x+1
, д) y = 3 + 5/x. 4) При каком значении а функция y = a x+3 возрастающая а) а – любое, б) а > 0, в) 0 < а < 1, г)
а > 1
. 5) Найти наибольшее и наименьшее значение функции y = 5 + 3 \cos x\ (Ответ: наименьшее – 6, наибольшее – 8)
« Выкуп» туфли невесты.
x – y = 1, Пусть (х 0 , у 0 ) – решение системы 4 2x – 3y = 1. Тогда 11x 0 + y 0 – размер обуви невесты. (Ответ. 35) x 4 · y 3 – стоимость одной туфли. (Ответ. 648) Узнать размер обуви невесты и стоимость туфель (ответ: 35; 1296).

IV этап.

На стороне жениха. Продажа сундука.

Видеоклип о встрече невесты на стороне жениха(Из фильма

СВАДЬБА
). 1) Сначала надо добраться до сундука. На рисунке представлена схема лабиринта. Стороны пяти квадратов, вписанных один в другой, - это коридоры, ведущие к наименьшему внутреннему квадрату, где спрятан сундук. Сундук обладает таким свойством, что получить его может только тот, кто придет за ним и выйдет из лабиринта, пройдя все коридоры по одному разу. Но один коридор, даже частично, нельзя пройти дважды. Попытайте счастье.
РЕШЕНИЕ:

2) Для того чтобы ответить на вопрос: «Что должно быть в сундуке невесты?», выполним такое задание. Найти по аналитической записи формулировки ее график.
ГРАФИК
y = 3 x y = 3 -x y = 3 x+1 y = 3 x + 1 y = 3 \x\
Постельн

ые принад-

лежности
Велосипе д Капуста Бумага Наушники Удочка Маска Огнетуши тель
Шторы
Тапочки Сапоги Калькуля тор
Тюль
Книга «Как построить сельский дом» Краски Линейка Диски Кошка К н и г а о здоровой и вкусной пище
Фартуки
Зубная паста
Посуда
Хомяк Шахматы Модем

V этап.

«Су юлы».

Видеоклип «Дорога к роднику»(Из фильма СВАДЬБА
). Когда невеста входит в дом жениха, ей, по традиции, показывают дорогу к роднику. Эта традиция называется «Су юлы». Сейчас мы узнаем траекторию пути невесты к роднику, построив следующий график функции 2x, если 0 ≤ х ≤ 1, y = (1/2) х – 2 , если 1 ≤ х ≤ 4. Ответ.

VI этап.

Проводы родственников.
Решив следующие задания и заполнив таблицу, вы узнаете, что желают молодоженам все родственники. Ю) Найти наибольшее значение x 9 х+1 > (1/3) -x (Ответ. -1) К) Решить уравнение 2 х+3 = 4 х (Ответ. 3) Л) Решить графически. -2 x + 2 = cos x (Ответ. 0) А) Вычислить (( 2) 2 ) 2 (Ответ. 2) Решение -1 3 2 0 Буквы Ю К А Л

Список литературы.
1. Газета «Математика» №3 1999г. 2. В. Волина «Праздник числа. Занимательная математика». 3. Внеклассная работа по математике. 4. Карп А. П. «Задания по алгебре». 5. Ивлев Б.М. « Дидактические материалы по алгебре и началам анализа». 6. Мордкович А. Г. «Алгебра и начала анализа 10-11класс». 7. Колмогоров А. М. «Алгебра и начала анализа 10-11 класс». 8. Шабунин М. И. «Алгебра и начала анализа».


В раздел образования