Автор: Гилязева Зухра Фануновна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Башкирский лицей №48" Населённый пункт: г. Уфа РБ Наименование материала: методическая разработка Тема: урок-игра "Башкирская свадьба" Раздел: среднее образование
Тема урока
«Показательная функция»
Урок – игра «Башкирская свадьба»
Цели урока:
образовательные – отработка умений систематизировать, обобщать
свойства логарифмической функции, применять их к решению задач, решать
логарифмические
уравнения
и
неравенства,
вычислять
площадь
криволинейной трапеции, приобщение к родному языку;
воспитательные – воспитание познавательной активности, культуры
общения,
культуры
диалога,
приобщение
к
культуре
и
традициям
башкирского народа;
развивающие – развитие зрительной памяти, математически грамотной
речи, логического мышления, сознательного восприятия учебного материала.
Формы проведения урока: урок – игра «Башкирская свадьба».
Метод
ведения
урока: беседа,
мини-диалог,
самостоятельная
работа,
применение ТСО.
Оборудование
урока: кодоскоп,
слайды,
экран,
набор
таблиц,
магнитов,
молоток-гонг, компьютер, слайды, телевизор, видеомагнитофон.
Данный урок рассчитан на 2 часа.
«Красота нужна на свадьбе,
а ум - каждый день».
(Башкирская пословица)
Ход урока
I этап.
Организационный
момент.
Постановка
целей
и
задач
урока,
разъяснение
правил игры.
Мы сегодня проводим необычный урок - игру «Башкирская свадьба» по
теме « Показательная функция».
Мы посмотрим традиции башкирской свадьбы.
II этап.
Видеоклип о сватовстве(Из фильма СВАДЬБА).
До
свадьбы
проходит
сватовство.
С ейчас
мы
р а зд а д и м
пригласительные. Время, на которое Вас приглашают, вы узнаете, решив
уравнение 2
х
· 9
9
= 3
х
· 8
6
(ответ: 18:00)
а) В семье две сестры. У каждой по брату. Сколько детей в семье? (3)
б)
Мы
сватаем
одну
из
двух
сестер,
имя
которой
узнаем,
решив
неравенства.
(2/3)
х+6
> 4/9 (Ответ. -2)
4
cos x
≥ 16 (Ответ. Ø)
9
|x+2|
≤ 3 (Ответ. 1)
3
2х - 4
≤ 27 (Ответ. 3)
(1/7)
х – 16
≥ 1 (Ответ. 4)
3
х
> 5
х
(Ответ. -1)
2
х+1
≤ 2 (Ответ. 0)
в) Во время сватовства договариваются о размере калыма.
Размер этого калыма узнаете, вычислив площадь фигуры, ограниченной
линиями.
3, если 0 ≤ x < 2;
y =
-(3/2)х+6, если 2 ≤ x ≤ 4. (Ответ. 9 овечек)
г) Назначают дату свадьбы.
В какое время года назначались свадьбы? Разгадав следующую загадку,
узнаете время года.
На земле живут сестрички,
У сестричек по косичке.
Золотистая косичка –
Это рыжая сестричка.
Убирает, веет,
Косит,
Урожай в амбары
Носит. (Ответ. Осень)
До свадьбы проходит помолвка.
Как называется помолвка по-башкирски? Это слово узнаем, решив
следующие уравнения:
17
х
17
х+5
= 17 (Ответ. -2)
(2/5)
х
= (4/9)
х/2
(Ответ. 0)
2
х+2
+ 2
х
= 20 (Ответ. 2)
0,3
7 – 3х
= (10/3)
х – 4
(Ответ. 1,5)
9
х
– 6 3
х
+ 9 = 0 (Ответ. 1)
III этап.
Свадьба.
Продажа невесты – аукцион.
Видеоклип о продаже невесты(Из фильма СВАДЬБА ).
Родственники невесты дают задания родственникам жениха. Если
они не могут ответить, то должны заплатить курицей.
Вопросы на кодопозитивах и карточках (первоначальная цена – 1 курица).
1)
Вычислить.
2
( √ 2 + 1)
: 2
2 √ 2
. Ответ. 8.
2) Какой из графиков является графиком функции y = 0,4
-x
Ответ: 2)
3)
Из указанных функций показательной является
а) y = 4x, б) y = 5
1/2
+x
2
, в) y = (x+2)
5
– 1, г ) y = 2,5
x+1
,
д) y = 3 + 5/x.
4) При каком значении а функция y = a
x+3
возрастающая
а) а – любое, б) а > 0, в) 0 < а < 1, г) а > 1 .
5) Найти наибольшее и наименьшее значение функции
y = 5 + 3
\cos x\
(Ответ: наименьшее – 6, наибольшее – 8)
« Выкуп» туфли невесты.
x – y = 1,
Пусть (х
0
, у
0
)
– решение системы
4
2x – 3y
= 1.
Тогда 11x
0
+ y
0
– размер обуви невесты. (Ответ. 35)
x
4
· y
3
– стоимость одной туфли. (Ответ. 648)
Узнать размер обуви невесты и стоимость туфель (ответ: 35; 1296).
IV этап.
На стороне жениха. Продажа сундука.
Видеоклип о встрече невесты на стороне жениха(Из фильма
СВАДЬБА ).
1)
Сначала надо добраться до сундука.
На
рисунке
представлена
схема
лабиринта.
Стороны
пяти
квадратов,
вписанных
один
в
другой,
-
это
коридоры,
ведущие
к
наименьшему
внутреннему
квадрату,
где
спрятан
сундук.
Сундук
обладает
таким
свойством, что получить его может только тот, кто придет за ним и выйдет из
лабиринта, пройдя все коридоры по одному разу. Но один коридор, даже
частично, нельзя пройти дважды. Попытайте счастье.
РЕШЕНИЕ:
2)
Для
того
чтобы
ответить
на
вопрос:
«Что
должно
быть
в
сундуке
невесты?»,
выполним такое задание.
Найти по аналитической записи формулировки ее график.
ГРАФИК
y = 3
x
y = 3
-x
y = 3
x+1
y = 3
x
+ 1
y = 3
\x\
Постельн
ые принад-
лежности
Велосипе
д
Капуста
Бумага
Наушники
Удочка
Маска
Огнетуши
тель
Шторы
Тапочки
Сапоги
Калькуля
тор
Тюль
Книга
«Как
построить
сельский
дом»
Краски
Линейка
Диски
Кошка
К н и г а
о
здоровой и
вкусной
пище
Фартуки
Зубная
паста
Посуда
Хомяк
Шахматы
Модем
V этап.
«Су юлы».
Видеоклип «Дорога к роднику»(Из фильма СВАДЬБА ).
Когда
невеста
входит
в
дом
жениха,
ей,
по
традиции,
показывают
дорогу к роднику. Эта традиция называется «Су юлы».
Сейчас мы узнаем траекторию пути невесты к роднику, построив
следующий график функции
2x, если 0 ≤ х ≤ 1,
y =
(1/2)
х – 2
, если 1 ≤ х ≤ 4.
Ответ.
VI этап.
Проводы родственников.
Решив следующие задания и заполнив таблицу, вы узнаете, что желают
молодоженам все родственники.
Ю) Найти наибольшее значение x
9
х+1
> (1/3)
-x
(Ответ. -1)
К) Решить уравнение
2
х+3
= 4
х
(Ответ. 3)
Л) Решить графически.
-2
x
+ 2 = cos x (Ответ. 0)
А) Вычислить
(( 2)
2
)
2
(Ответ. 2)
Решение
-1
3
2
0
Буквы
Ю
К
А
Л
Список литературы.
1.
Газета «Математика» №3 1999г.
2.
В. Волина «Праздник числа. Занимательная математика».
3.
Внеклассная работа по математике.
4.
Карп А. П. «Задания по алгебре».
5.
Ивлев Б.М. « Дидактические материалы по алгебре и началам анализа».
6.
Мордкович А. Г. «Алгебра и начала анализа 10-11класс».
7.
Колмогоров А. М. «Алгебра и начала анализа 10-11 класс».
8.
Шабунин М. И. «Алгебра и начала анализа».