Напоминание

"Фольклор"


Автор: Ефимова Екатерина Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Ибресинский детский сад "Радуга"
Населённый пункт: Чувашия, п. Ибреси
Наименование материала: Конспект
Тема: "Фольклор"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Ибресинский детский сад «Радуга» Ибресинского района Чувашской Республики

Фольклорный кружок

«Ладушки»

в старшей группе.



Выполнила воспитатель первой

квалификационной категории

Ефимова Екатерина Николаевна

п.Ибреси

2016г.
Очень часто за событиями И за сутолокой дней
Старины своей не помним Забываем мы о ней. Хоть и более привычны Нам полеты на луну. Не забывайте русские обычаи Ценить умейте нашу старину.
Цель
: Приобщать детей к высокоморальной культуре своего народа через детский фольклор, развивать интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывать художественный вкус, формировать нравственные привычки.
Программные задачи:
Образовательные:  Формировать этническое мировоззрение, как выражение национального характера;  Приобщать детей к традициям русского народа, используя: o народный земледельческий календарь, o устное народное творчество.  Расширять и обогащать социально- нравственный и эмоциональный кругозор детей. Развивающие:  Способствовать развитию устойчивого интереса детей к познанию национального быта, народных праздников, фольклора.  Развивать и обогащать экологические знания детей, любознательность, интерес к природе и окружающему миру, учить наблюдать, делать выводы.  Способствовать непринужденному речевому общению, на основе совместной деятельности, расширять и обогащать словарный запас детей.  Стимулировать познавательную деятельность, эмоциональную отзывчивость.  Создавать атмосферу увлеченности заинтересованности между взрослыми и детьми. Воспитательные:  Воспитывать желание принимать участие в народных праздниках, развлечениях.  Воспитывать интерес к яркому образному родному языку.
План работы кружка на 2016 учебный год

Сентябрь:

1. Загадки с грядки. Цель: Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами, загадками. Учить выразительно загадывать загадки, использовать мимику и жесты. Беседа . 2. Сентябрь-версень: «Осенние праздники сентября». Цель: Познакомить детей с традиционными осенними праздниками, историей их возникновения и особенностями празднования. Приобщать к народной культуре. 3. «Мы на луг ходили, хоровод водили». Цель: Продолжать знакомить детей с хороводными песнями и плясками. Учить выполнять движения в такт песни, ходить хороводным шагом. Прививать любовь к народным песням и пляскам. 4. Развлечение «Веселые посиделки-Праздник урожая овощей». Цель: Познакомить детей с праздником «Праздник урожая» или «День весеннего равноденствия». Воспитывать чувство патриотизма, любви к своему народу через его историю.
Октябрь:
1. Частушки-веселушки. Цель: Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами, частушками. Учить выражать слова мимикой и жестами. Воспитывать смелость, желание выступать на публику. 2. Хоровод: «Как за нашей за рекой». Цель : Познакомить детей с хороводной песней. Учить выполнять хороводные движения. Воспитывать любовь к народным песням и хороводам. 3. Ай да капуста! Цель: Познакомить детей с различными видами капусты. Выучить стишки, загадки, пословицы, заговорки, р. н. игра «Капустка». Продолжать знакомить с малыми фольклорными формами. Развлечение. 4. «Капустник». Цель: Познакомить детей с русским народным праздником «Капустник». Историей его возникновения, традициями и обычаями. Воспитывать любовь к народной культуре, развивать творческие способности.
Ноябрь:
1. Лапти мои-лапти лыковые! Цель: Познакомить детей со старинной обувью-лаптями, их изготовлением. 2. Слушание р. н. песни: «Лапти да лапти». Цель: Прививать любовь к русским народным песням, учить выполнять движения в такт мелодии. 3. Чтение р. н. сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». Сказка р. н. «Как старуха нашла лапоть». «Сказка про лапоть». Цель: Продолжать знакомить детей со старинной обувью , лаптями через русские народные сказки. 4. Загадки, пословицы, потешки про лапти. Игра с лаптями. Цель: Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Воспитывать любовь к народной культуре.
5. Художественное изобразительное творчество: «Лапти из глины». Цель: Учить детей изготавливать лапти из глины, аккуратно раскрашивать.
Декабрь:
1. Эти мудрые русские сказки! «Копилка сказок». Цель: Познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры-сказками, развивать интерес к русским сказкам, воспитывать желание читать их, знать наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки. 2. Русская народная сказка «Гуси-лебеди»-волшебная сказка. Цель: Повторить с детьми р. н. с. «Гуси-лебеди». Учить пересказывать сказку по ролям. Воспитывать желание слушать и пересказывать русские народные сказки. 3. «Печка-каменно сердечко». Закрепить знания детей о русской печке. Рассмотреть ее строение, внешний вид ( топка. Заслонка, печурки, лежанка, труба и как ее люди использовали в старину ). 4. «Речка-река, крутые берега». Цель: Познакомить детей с речкой. Какую пользу приносила и приносит людям река. Воспитывать в детях бережное отношение к речным водоемам. 5. Художественная изобразительная деятельность «Гуси-лебеди». Цель: Учить детей изображать героев сказки «Гуси-лебеди» и «Бабу-ягу».
Январь:
1. Русская народная сказка «Колобок»-бытовая о животных. Цель: Продолжить знакомить детей с р. н. сказками. Учить детей выразительно пересказывать сказку, используя мимику и жесты. 2. Русская народная изба. Цель: Познакомить детей с убранством (обстановкой) русской избы. Дать знания о предметах старины. Познакомить с новыми словами «амбар» и «сусеки». 3. «Испекли мы колобок». Цель: Познакомить детей с процессом изготовления колобка. Учить детей замешивать тесто и лепить колобка. Вызвать радость от полученного результата. 4. Инсценировка сказки «Новый колобок». Цель: Учить детей инсценировать сказку на новый лад. Развивать фантазию у детей, желание сочинять сказки.
Февраль:
1. Русская народная сказка «Морозко»-волшебная. Цель: Познакомить детей с р. н. с. «Морозко». Учить детей видеть в сказке положительных и отрицательных героев, различать добро и зло. 2. Прялочка-выручалочка. Цель: Продолжать знакомить детей с предметами старины, русской прялкой, веретеном. 3. Художественное творчество: «Узоры на морозном окне». Цель: Предложить детям изобразить морозные узоры на окне. Развивать фантазию, использовать ранее полученный опыт. 4. Викторина: «Русские народные сказки». Закрепить знания детей о р. н. сказках. 5. Выставка: «Русские народные сказки». Цель: Оформить выставку русских народных сказок.

Март:
1. Потешки: «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду. Потерял пастух ду-ду». Цель: Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами, потешками. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Развивать эмоциональную сферу ребенка. 2. Знакомство с народным музыкальным инструментом, дудочкой. Цель: Продолжать знакомить детей с народными музыкальными инструментами , игра на дудочке. 1. Ай качи, качи, качи! Глянь баранки калачи. 2. Рисование «Баранки-калачи». Цель: Учить детей изображать баранки и калачи, использовать при этом художественное слово в виде потешки. 3. Чаепитие с баранками. 3. Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом! Цель: Воспитывать осторожное обращение с огнем, чувство взаимовыручки. 4. Инсценировка потешки. Цель: Учить детей изображать героев потешки, воспитывать чувство дружбы, взаимовыручки. 4. Расти коса до пояса. 4.1.Потешка. Беседа: «Ай да коса-русская краса». Цель: Познакомить детей с обрядовыми обычаями при заплетании кос в старину. Воспитывать интерес к истории нашего народа. 2. «Расти коса до пояса». Цель: Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Учить выразительно заучивать потешки, пословицы, загадки. 3. Ручной труд: «Заплету я косоньку». Цель: Учить детей заплетать косичку из шерстяных ниток, а так же друг другу. Развивать мелкие мышцы рук. Желание добиться конечного результата. Мастер класс: по заплетанию кос (Боркунова О.М.) 4. «Расти коса не путайся, маму дочка, слушайся»! Конкурс на «Лучшую прическу». Цель: Предложить мамам сделать прически своим дочкам, используя различные украшения для волос. Воспитывать чувство взаимодействия детей с родителями.
Апрель:
Колыбельные песни. Цель: Продолжать знакомить детей с колыбельными песнями. Объясняя назначение и особенности колыбельных песен, помочь заучить текст колыбельной . Учить петь ласково, протяжно. 1 .Колыбельные песни с домашними животными: 1. Баю, баю, баю, бай: Ты собачка не лай! 2. Как наш котенька-коток Котя серенький хвосток!
3. Люли-люли люленьки Прилетели гуленьки. 2.Колыбельные песни с дикими животными: 1. Баю, баюшки, баю Не ложися на краю Придет серенький волчок. 2. Баю, баю, баиньки Прискакали заиньки. 4.Люлька-зыбка-качка. Цель: Познакомить детей с кроватками, которые использовались в старину, когда укладывали детей спать. « Ночь пришла, темноту привела (Дрема пришел, сон привел).» « Замолчал петушок, запел сверчок». «Вышел месяц дружок, в небе звездочку зажег». « Спите детки, засыпайте (не зевайте) До утра вы отдыхайте ! Баюшки-Баю»!
Май:
Частушки-хороводы. 1. «Частушка-народная песенка, задорного, шутливого характера». Цель: Продолжать знакомить детей с особым жанром фольклора-русской частушкой. Воспитывать интерес к русской культуре. Способствовать сплоченности коллектива. 2. Веселые детские частушки. Цель: Продолжать разучивать с детьми веселые частушки. 3. Частушки о животных. Цель: Формировать интерес к русской музыкальной культуре. Развивать музыкальные способности. 4. Эх, балалайка, балалайка. Цель: Познакомить детей с русским народным инструментом, балалайкой. Прививать любовь к русской народной музыке. 5. Рисование: «Русская балалайка». Цель: Учить детей изображать русский народный инструмент балалайку, используя хохломскую роспись.

«Посиделки».
Фольклорный праздник для детей старшей группы Комната украшена в стиле деревенской избы. В углу стоит русская печь, на ней ласкутное одеяло, около печи стоит скамейка, на которой стоят находятся чугунки, крынки. Рядом с печью стол, покрытый вышитой скатертью, на столе самовар, большая чашка, пирог. Недалеко стоит ножная прялка, рядом табурет. На стене висит зеркало, над которым развешено вышитое полотенце.
Хозяйка
. Тара-ра, тара-ра. Идут девки со двора Песни петь да плясать. Всех вокруг забавлять. (Заходят девочки в сарафанах ярких, головы убраны в ленты атласные.) Проходи, честной народ, Не пыли дорожка. Добры молодцы идут Погулять немножко. (В зал важно входят мальчики в нарядных рубахах, кепках с цветком и садятся на скамейки) Проходите, проходите, гости дорогие, рассаживайтесь. У нас в горнице тепло, прибрано все для дорогих гостей.
Хозяйка.
В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе на веселые посиделки. Как же готовят дом к посиделкам? Накануне приходят девушки к хозяйке для того, чтобы приготовить горницу к посиделкам: меняли занавески на нарядные, мыли полы, расстилали самотканые половики. Затем пекли вкусные пироги. На посиделках пели любимые песни о весне, о птицах, частушки, водили хороводы, рукодельничали. Тихо жужжала прялка. С шуткой, песней да весельем и работа спорится.

Настя
Наша изба ровно тепла. На дворе капель, так и у нас тепель.
Вика
Домом жить – не лукошко шить. Домом жить – не развеся уши ходить.
Милана
Домом жить – обо всем тужить. Дом вести – не лапти плести.
Хозяйка.
Хозяйка в дому, Что оладышек в меду. Она прибирает, Она подавает, Одна за всех отвечает. За окном тает снег, бегут ручьи. Споем нашу Весняночку.
«ОЙ, БЕЖИТ РУЧЬЕМ ВОДА» -
р. н. п. (Из-под печки выглядывает домовенок Кузя)
Хозяйка.
Тихо в избе вечером, только слышно, как в печке огонь шумит да бабушкина прялка стучит за работой. Издавна в русских избах жили за печкой старички домовички. Есть, есть и в моей избе такой. А вот мой Домовой веселый, удалой. Давайте его к себе на посиделки позовем:
Дети:
Кузя!
Домовой:
Аюшки!
Дети:
Где ты был?
Домовой:
У бабушки!
Дети:
Что принес?
Домовой:
Оладушки.

Дети:
Где ж они?
Домовой:
Под лавкой.
Дети:
Экий, ты, Кузя чудак.
Домовой:
А вы бы дети как?
Дети:
А мы бы оладушки на стол поставили и съели.
Домовой:
Ладно, в другой раз так и сделаю.
Дети:
Кузя!
Домовой:
Аюшки!
Дети:
Где ты был?
Домовой:
У бабушки!
Дети:
Что принес?
Домовой:
Сапожки.
Дети:
Где же они.
Домовой:
А я сделал как вы велели. На стол поставил и съел. (Домовой вылезает из-под печки) Здравствуйте, гости дорогие! За печкой я живу, из паутины себе лапти плету да злых людей из избы выгоняю, пугаю их, дом ваш охраняю. Много гостей в горнице бывает да все такие вот веселые. Эх, и рад же я вам!
Хозяйка.
А ты, старичок домовичок, тоже с ребятами повеселись.
Домовой.
Эх, сыпь веселей, Лаптей не жалей. Это верно совершенно, Что картошка без костей!
Хозяйка.
Собрались мы позабавиться да потешиться, пошутить, поиграть да посмеяться.
Все.
Смех да веселье!

Андрей
Озорные ложкари Ударяли в ложки, В звонкие ладошки. Ой, жги – говори Заиграли ложкари!
ТАНЕЦ «УТУШКА ЛУГОВАЯ! »

Домовой.
А я знаю, что народ очень любит скороговорки. Они – желанные гости на народных праздниках. Даже устраивали соревнования, кто кого переговорит, кто скажет быстрее и без ошибок.
Антон
Носит Сеня в сени сено, Спать на сене будет Сеня.
Марта
Дабы, дабы, дабы бы, Пошла баба по грибы.
Домовой:
Мы пели и плясали, А играть мы не играли. У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит. Собирайся детвора Ждет весёлая игра. (Дети, взявшись за руки, образуют круг. Считалкой выбирается водящий) Раз, два, три – Поди водить ты! Инцы-брынцы Балалайка! Инцы-брынцы Поиграй-ка! Инцы-брынцы Не хочу! Инцы-брынцы
Вон пойду! (В середине водящий – Козлик) .
Игра: «Козлик»

Хозяйка
Всякий молодец На свой образец. Пришли к нам два брата Фома да Ерема. Проходите гости, дорогие, присаживайтесь.
Кирилл Фома:
Садись.
Тимур Ерема:
Нет, ты садись.
Кирилл Фома:
Подвинься.
Тимур Ерема:
Нет, ты подвинься. (Толкает Фому, тот падает)
Тимур Ерема:
Фому поднимали, Животы надорвали.
Кирилл Фома:
Ерема худ, голова с пуд. Нос крючком, Хохол клочком.
Тимур Ерема:
Фома вредный, Голос медный. Сам с аршин, Голова с кувшин.
Кирилл Фома:
Любишь шутки над Фомой, Полюби и над собой. (ссорятся) Получился у нас петушиный бой.
Игра: «Петушиный бой»

Тимур Ерема:
Фома, есть хочешь?
Кирилл Фома:
Да нет, перекусил. Съел кусок пирога, Горшок сметаны, Решето калачей.
Тимур Ерема:
Вот какой сильный стал.
Игра: «Перетяжки» канат - мальчики

Бабушка:
Эх, Фома да Ерема, Сидели бы дома.
Маша А.
Мы веселые ребята Очень весело живем. И сейчас все вместе дружно,
Хоровод свой заведем.
Дети исполняют « хоровод»
- Солнышко дарит всем тепло и свет. И от этого нам с вами становится радостно, весело, празднично. - Любит русский народ потехи, забавы, шутихи, да розыгрыши. На завалинках в светелке, Иль на бревнышках каких, Собирались посиделки пожилых и молодых. Небылицы в лицах Сидят в светлицах Щелкают орешки Да творят насмешки. Хотите вы их знаете, какие?
Давид
«Скажи, двести! … У тебя голова в тесте! »
Ваня
«Я скажу тебе на ушко про зеленую лягушку, никому не говори, потому что это ты»
Максим
«Тебе привет прислала Хто? Маша! Кака Маша? Свинья наша».
Даша
«Что вкуснее: слива или вишня? Пуговица лишня».
хозяйка
- Подмечает народ, какой нрав у людей, то похвалит, то высмеит, то дразнить станет: - Кто дразнилки знает, тот камешек получает!
Алмаз
Анна-ванна, гуталин, На носу горячий блин.
Алина
Валя, Валя, простота,
Кислая капуста! Съела мышку без хвоста И сказала: «Вкусно! »
Роберт
Андрей – воробей, Не клюй песка, Не марай носка.
Антон
«Мишка – медведь, Научи меня реветь». – «Я умею, да не смею, Я хозяина боюсь».
Маша Пер.
Обзывала хвост поджала И под лавку убежала, А под лавкой крокодил Тетю-мотю проглотил.
Давид
Рёва – корова, Продай молока На три пятака. Плакса, плакса, Три копейки вакса.
Антон
Из-под горки, да на горку, По широкой улице Разгуляйся, ты кадриль Люди пусть любуются. Как кадриль-то заиграет Всех танцоров увлекает.
Танец: «Кадриль»

ЧАСТУШКИ
1.Шире круг, шире круг Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать Нас идет четыре. 2. Не хотела я плясать, Стояла и стеснялася А гармошка заиграла Я не удержалася. 3. А у нас во дворе Квакали лягушки, А я с печки башмаком, Думала подружки. 4. По деревне я шла И Ванюшу видела- Под кустом сидел и плакал: Курица обидела. 5. Я плясала в три ноги, Потеряла сапоги, Оглянулася назад: Сапоги мои лежат. 6. Балалаечка-гудок Свое дело знает, Она в Ваниных руках Хорошо играет.
Мальчики.
Девочки-беляночки, Где вы набелилися? Девочки. Мы вчера коров доили, Молоком умылися.
Мальчики.
Вы послушайте, девчата, Нескладуху буду петь: «На дубу свинья пасется, В бане парится медведь».
Мальчики.
Сидит ежик на березе- Белая рубашка, На головке сапожок, На ноге фуражка.
Мальчики.

Запрягу я кошку в дрожки, А котенка в тарантас. Повезу свою подружку Всем соседям напоказ
Все:
Если б не было воды Не было бы кружки, Если б не было Кто бы пел частушки? Бабушка. Издавна русский народ славился своим трудолюбием. А какие вы пословицы и поговорки о труде знаете? Дети. 1. «Дело мастера боится». 2. «Без дела жить, только небо коптить». 3. «Маленькое дело лучше большого безделья». 4. «Есть терпенье, будет и уменье». 5. «Дело и труд все перетрут». 6. «Труд человека кормит, а лень портит». Хозяйка. А я вам другую пословицу напомню: «Спишь, спишь, а отдохнуть некогда». Про кого это сказано?
СЦЕНКА

Девочки.
1. Не колода - лодырь, не пень. 2. А лежит целый день. 1. Не жнет, не косит Вместе А обедать просит. 2. Тит, иди молотить! (мальчик Тит лежит на печи)
Ваня
Живот болит. 1 дев. Тит, иди кашу есть! Тит. Где моя большая ложка?
Девочки вместе.
Хочешь есть калачи, Не сиди на печи!
Хозяйка. А еще в старину на посиделках собирались не только песни попеть да поплясать, но и занимались рукоделием. Одни вязали, другие вышивали, третьи нитки пряли на прялках. И все чем-то занимались.
Маша Коп.
У бабушки у нашей Супрядка была. Что ты, бабушка, нам прясть дашь?
Хозяйка
Старым старушкам – Шерсти клочок, А красным молодушкам – Белый ленок.
ХОРОВОД «ПРЯЛИЦА» песня Ангелина

Хозяйка.
Ну что ж, загадаю вам загадки, а отгадки в нашей горнице находятся. 1. Сама не ест, а всех кормит. (ложка) 2. Кто приходит, кто уходит – Все ее за ручку водят. (дверь) 3. В небо дыра, в землю дыра, А в середине огонь да вода. (самовар) 4. Горбатый кот Маше плечи трет. С самого утра пошел со двора. На берегу валялся, а в воде не купался. (коромысло)
ХОРОВОД «ПОШЛА МЛАДА ЗА ВОДОЙ»
Хозяйка. Заплетайся плетень, Заплетайся плетень.
«ПЛЕТЕНЬ» -
рус. нар. игра
Милана «Солнышко». Песня. Танец Алина, Марта, Настя, Маша Пер.

Настя
Ночь пришла, темноту привела Замолчал петушок, затрещал сверчок. Вышла маменька, закрыла ставенки. Птицы спят на веточках, лисы спят на горочках. Зайцы спят на травушке, утки на муравушке.
Детки спят по люлечкам, спят поспят. Все. Всему миру спать велят! Хозяйка. Вот и посиделочкам конец. А кто слушал – молодец! Всех детей и гостей приглашаю на чай с пирогами. (Все участники встают.)
Марта
До свидания, гости дорогие, До свидания, гости, в добрый час. С давних пор заведено в России: Делу - время, а потехе - час. Посиделки, посиделки Праздник тела и души, Посиделки, посиделки, До чего ж вы хороши!
Хозяйка
Посиделки, вечеринки, Звезды в праздничной выси- Это русские картинки Нашей жизни на Руси. * Мы делились новостями Мы старались вас развлечь. Мы прощаемся с гостями Говоря: до новых встреч! А вот и пироги поспели, вкусные да пышные. Угощайтесь, гости дорогие! И как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на пир Вам сказка, а нам-бубликов связка. Вам сказки, а нам пироги и сласти.


В раздел образования