Конспект бинарного урока в 5 классе (ФГОС) по теме: "Путешествие по материкам. Жизнь на разных материках". Учитель биологии Орлова Н. Т., учитель географии Менлакаева А.З. МБОУ гимназия №2
Автор: Орлова Надежда Трофимовна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МБОУ гимназия №2 Населённый пункт: г. Сургут Наименование материала: методическая разработка Тема: Конспект бинарного урока в 5 классе (ФГОС) по теме: "Путешествие по материкам. Жизнь на разных материках". Учитель биологии Орлова Н. Т., учитель географии Менлакаева А.З. МБОУ гимназия №2 Раздел: среднее образование
Конспект бинарного урока по географии и биологии в 5 классе (ФГОС) по теме: «Путешествие по материкам. Жизнь
на разных материках». Учитель биологии Орлова Н. Т., учитель географии Менлакаева А.З. МБОУ гимназия №2 г.
Сургут ХМАО-Югра.
Педагогическая цель
- создать условия для осознания и осмысления материала о растительном и животном мире разных материков
Земли;
- продолжать развивать кругозор школьников
Задачи урока
- помочь в осознании и осмыслении материала о растительном и животном мире разных материков Земли;
- способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи, на карте;
- развивать у детей эстетическое отношение к объектам живой природы;
- воспитывать позитивное отношение к учению, взаимодействуя в работе, создавая комфортные отношения между
учащимися
Тип, вид урока
открытие нового знания, комбинированный.
Планируемые результаты
предметные
-умение объяснять приспособленность организмов к среде обитания; общее представление о растительном и
животном мире каждого материка
Личностные результаты
-формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на
изучение живой природы
Универсальные учебные
действия
метапредметные результаты
Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины
возникших трудностей
Познавательные: умение структурировать материал, работать с разными источниками информации,
преобразовывать информацию из одной формы в другую; делать выводы
Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание в сжатом или
развёрнутом виде; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества
Формы и методы обучения
Формы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы: словесные, наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (заполнение таблицы, поиск
информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)
Образовательные ресурсы
учебники, тетради, компьютер, раздаточный материал к уроку, карта полушарий, телевизор, электронное
приложение к учебнику
Организационная структура урока
Этапы урока
Методически
й прием
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Актуализация
опорных знаний
урока.
Фронтальная
беседа
Проверяет готовность к уроку. Активизирует знания
учащихся, необходимые для усвоения нового материала.
-
Какие материки вы знаете?
-Самый большой материк
-Назовите маленький материк
– Самый жаркий материк
-Самый влажный материк
- Самый холодный материк
-Третий по величине материк
Проверяют наличие необходимого для работы на
уроке.
Отвечают на вопросы учителя, слушают мнения
одноклассников, осуществляют анализ ответов
одноклассников
II. Мотивация к
учебной
деятельности.
Формулирование
темы и цели урока
III.Усвоение
новых знаний и
способов
действий.
Вводная
беседа
Мотивирует учащихся к определению темы и постановке
к познавательной цели урока.
-Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по
материкам Земли. Мы познакомимся с географическим
положением материков, животным и растительным миром.
Установим зависимость распространения животных и
растений от географического положения и климата
материка.
Все ли материки одинаково обитаемы?
Сможем ли мы изучить все растения и всех животных,
обитающих на различных материках?
Озвучивает тему и цель урока. «Путешествия по
материкам. Жизнь на разных материках».
Знакомит с критериями оценивания групповой работы:
за правильное определение названия материка – 1 балл;
за правильное заполнение колонок 2-3 - 1балл;
за правильное заполнение колонок 4-5 - 1балл;
за отчет группы по материкам – 1 балл;
за установление зависимости распространения животных
и растений от географического положения и климата
Нет. Можем познакомиться с самыми
интересными, необычными.
Обеспечение
восприятия,
осмысления и
первичного
запоминания
знаний, выявления
учащимися новых
знаний. Развитие
умения находить
ответы на
проблемные
вопросы.
Подведение детей
к
самостоятельному
выводу способа
действий с
информацией.
материка – 1 балл.
(Для каждой группы на парте лежат стихи про материки и
каждая группа по описанию угадывают материк)
Из двух частей возник
Самый большой материк.
Много-много здесь всего:
И морей и океанов,
Побережья и холмов
Есть здесь озеро большое
Называется Байкал,
Расположен на востоке,
И на карту он попал.
(Евразия)
Где-то в джунглях, на лианах,
Где-то с южной стороны
Обитают обезьяны,
И жирафы, и слоны.
Где в речушке серебристой
Бегемоты сладко спят,
Разрисованные птицы
Цветом радуги летят.
(Африка)
В этом материке
Богатая природа.
Встретишь здесь лося и рысь,
Оленя и енота.
Росомахи, белки, лисы
Здесь живут в лесах.
Пума за бараном снежным
Бегает в горах.
Друг за другом лемминги
Ходят по пятам.
И огромный гризли
Бродит по лесам.
(Северная Америка)
IV. Первичное
закрепление
изученного
материала.
Освоение способа
действий с
полученными
А на том материке
Есть река глубокая,
Из известных в мире рек
Самая широкая. Там на водопой спешат
Звери утром ранним,
А в воде кишмя кишат
Страшные пираньи.
(Южная Америка)
Этот южный материк
И не мал, и не велик
Нунатаки, снег и льдины,
И веселые пингвины
Здесь давно нашли приют.
Материк тот как зовут?
(Антарктида)
Необычный материк,
Хоть и ростом невелик.
Сумчатых зверюшек
Здесь живет немало:
Белки, крысы, кенгуру
И медведь коала.
Вот ехидна, утконос –
Только здесь встречаются,
Попугаи, лирохвост
На ветвях качаются.
(Австралия)
1.
Найдите и прочтите в параграфе 22, учебника
географии, информацию о материке вашей группы.
2.
Найдите на карте самые высокие горы, большие реки
и озера данного материка.
3.
Заполните в таблице колонки 2,3.
4.
Изучите видовое многообразие животного и
растительного мира данного материка, используя
текст параграфа 24, карту на странице 112-113
Работа в группах. (6 групп)
Учащиеся работают с текстом, картой, делают
пометки. Производят записи в таблице.
знаниями в
практической
деятельности.
V. Рефлексия
учебной
деятельности
Подведение
итогов.
Выявление
уровня качества и
уровня овладения
знаниями, их
коррекция.
Домашнее
задание
учебника биологии.
5.
Заполните в таблице колонки 4,5.
Используя текст учебника на стр. 93-98 заполнить
таблицу.
материк
рельеф
климат и
внутренн
ие воды.
животные
растения
См рабочие тетради.
Контролирует выполнение работы. Осуществляет
индивидуальный контроль, организует взаимопроверку и
коллективную проверку выполнения заданий.
Учитель предлагает вернуться к проблеме урока. Давайте
установим зависимость распространения животных и
растений от географического положения и климата
материка.
Оценка работы учащихся во время урока, комментарий
оценок. Отмечает степень вовлеченности уч-ся в работу на
уроке.
Комментирует домашнее задание.
Всем спасибо за урок!
Отчеты групп. Анализ выступлений и оценка.
Показ слайдов.
Учащиеся соотносят информацию из таблиц,
сравнивают, анализируют, перерабатывают.
Делают выводы, оценивают свою работу,
дискутируют, обобщают информацию.
Дополнить текст. Я сегодня … узнал, что жизнь
… на всех материках, но животные и растения
разных материков отличаются друг от друга.
Особенно мне запомнились … , потому что … .
Обитают они … . Я ... доволен результатами, так
как … .