Напоминание

Советы родителям,имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи.


Автор: Протасова Лариса Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад№393"
Населённый пункт: Пермский край г.Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Советы родителям,имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Советы родителям, имеющих детей

с тяжелыми нарушениями речи.
МАДОУ «Детский сад №393» Учитель- логопед: Протасова Л.Б. Ребенок “говорлив” ровно настолько, насколько вы его в этом поощряете. В дальнейшем, его умение хорошо говорить, будет определять степень его готовности учиться самым разным вещам. Поэтому важная задача родителей — поддержать такой «разговор», который будет стимулировать развитие ребенка.  Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.  Развивайте понимание речи, используя простые инструкции «Дай ручку. Где ножка?» опираясь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.  Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки – ку-ку, паровозик – ту-ту). Можно вместе удивиться увиденному «Ух ты!». Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометия: «Ой, ай, уй».  Чаще рассказывайте, читайте детские сказки, стихи. Картинки в книгах должны быть яркими, фразы и стихи – короткими, выразительными. При чтении сокращайте текст до понятных фраз. Побуждайте ребенка досказывать слова по мере речевой возможности.  Задавайте ребенку вопросы, используя два варианта ответов. Например: Это собака или кошка? Ты будешь спать или играть?  Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой – маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один - много).  Развивайте мелкую моторику ребенка. Используя для этого пластилин, тесто, рисование, перекладывание мелких предметов (крупа, горох, пуговицы).  Помните, что основной «пусковой» момент появления речи – это ОБЩЕНИЕ!  Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими. Если дома говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же.
 Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его. Нельзя требовать правильного произношения звуков, когда процесс формирование звука еще не закончен.  Нельзя ругать малыша за плохую речь, а лучше дать правильный образец для произношения.
Речь

не

является

врожденной

способностью

человека,

она

формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

ПРИЕМЫ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ

РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ.
1 .
Показ

и

рассматривание

предмета.
Основная задача: узнавание новых слов, предметов, уточнение новых слов, постепенное включение новых слов в активный словарь. Использование наглядности – это может быть реальный предмет, игрушка, муляж, иллюстрация. Можно использовать все предметы и виды одежды, посуды, растения. Взрослый предъявляет предмет и про него рассказывает. Речь должна быть образцом. 2.
Выполнение действия с предметом.
Усваивается глагольный словарь. Слово быстрее входит в активный словарь, словарь насыщается словами-действиями, а фразовая речь — предложениями. Для развития понимания речи ребенка лучше использовать слова с противоположным значением , усваиваются наречия, слова –прилагательные с противоположным значением. 3.
Просьбы и поручения.
Понимает или не понимает ребенок обращенную речь, способствует активизации ребенка на другую деятельность, учит ориентироваться в окружающем его пространстве. Вначале предлагается выполнять поручения молча, постепенно вводится отраженная речь. 4.
Вопросы и ответы.
Вопрос побуждает к словесной деятельности, дает возможность проверить уровень речевой коммуникации. С помощью вопросов можно научить ребенка вслушиваться. Наиболее доступны: Кто это? Какой предмет? Что этим предметом можно делать? 5.
Опосредованное общение через игрушку.
Использование этого приема способствует развитию восприятия и активизации детей. Общение через игрушку создает непринужденное общение, побуждает детей к речевому высказыванию, обогащает словарь. Это может быть пальчиковый театр, маски, игрушки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. 2. Ткаченко. Если дошкольник плохо говорит. С-П. 1999.г. 3. Т.Б. Филичева. Н.А.Чевелева. Логопедическая работа в детском саду. М.1997.г. 4.Джени Лешли. Работать с маленькими детьми. М.1991.г.


В раздел образования