Советы родителям,имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи.
Автор: Протасова Лариса Борисовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад№393" Населённый пункт: Пермский край г.Пермь Наименование материала: статья Тема: Советы родителям,имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи. Раздел: дошкольное образование
с тяжелыми нарушениями речи.
МАДОУ «Детский сад №393»
Учитель- логопед: Протасова Л.Б.
Ребенок “говорлив” ровно настолько, насколько вы его в этом поощряете.
В дальнейшем, его умение хорошо говорить,
будет определять степень его
готовности учиться самым разным вещам. Поэтому важная задача родителей —
поддержать такой «разговор», который будет стимулировать развитие ребенка.
Больше
говорите
с
ребенком,
озвучивая
все
действия
(кормление,
одевание,
купание),
комментируя
окружающее,
не
боясь
повторения
одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
Развивайте понимание речи, используя простые инструкции «Дай ручку.
Где
ножка?»
опираясь
на
то,
что
ребенку
доступно.
Неоднократно
повторяйте уже усвоенное.
Вызывайте
желание
подражать
взрослому.
Это
возможно,
когда
сочетаются
эмоциональная
заинтересованность
и
доступность
слов,
которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки – ку-ку,
паровозик
–
ту-ту).
Можно
вместе
удивиться
увиденному
«Ух
ты!».
Первые
слова,
произносимые
на
эмоциональном
фоне,
могут
быть
междометия: «Ой, ай, уй».
Чаще рассказывайте, читайте детские сказки, стихи. Картинки в книгах
должны быть яркими, фразы и стихи – короткими, выразительными. При
чтении
сокращайте
текст
до
понятных
фраз.
Побуждайте
ребенка
досказывать слова по мере речевой возможности.
Задавайте ребенку вопросы, используя два варианта ответов. Например:
Это собака или кошка? Ты будешь спать или играть?
Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать
предметы по размеру (большой – маленький), соотносить цвета, форму
(дай такой же), количество (один - много).
Развивайте мелкую моторику ребенка. Используя для этого пластилин,
тесто,
рисование,
перекладывание
мелких
предметов
(крупа,
горох,
пуговицы).
Помните,
что
основной
«пусковой»
момент
появления
речи
–
это
ОБЩЕНИЕ!
Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи
ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не
заботиться
о
том,
как
его
речь
воспринимается
другими.
Если
дома
говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет
такой же.
Если
ребенок
неправильно
произносит
какие-либо
звуки,
слова,
не
следует передразнивать его. Нельзя требовать правильного произношения
звуков, когда процесс формирование звука еще не закончен.
Нельзя ругать малыша за плохую речь, а лучше дать правильный образец
для произношения.
Речь
не
является
врожденной
способностью
человека,
она
формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
ПРИЕМЫ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ
РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ.
1 . Показ
и
рассматривание
предмета. Основная
задача: узнавание новых
слов, предметов, уточнение новых слов, постепенное включение новых слов в
активный словарь.
Использование наглядности – это может быть реальный
предмет, игрушка, муляж, иллюстрация. Можно использовать все предметы и
виды одежды, посуды, растения. Взрослый предъявляет предмет и про него
рассказывает. Речь должна быть образцом.
2. Выполнение действия с предметом.
Усваивается глагольный словарь. Слово быстрее входит в активный словарь,
словарь насыщается словами-действиями, а фразовая речь — предложениями.
Для
развития
понимания
речи
ребенка
лучше
использовать
слова
с
противоположным значением , усваиваются наречия, слова –прилагательные с
противоположным значением.
3. Просьбы и поручения.
Понимает
или
не
понимает
ребенок
обращенную
речь,
способствует
активизации
ребенка
на
другую
деятельность,
учит
ориентироваться
в
окружающем его пространстве. Вначале предлагается выполнять поручения
молча, постепенно вводится отраженная речь.
4. Вопросы и ответы.
Вопрос
побуждает
к
словесной
деятельности,
дает
возможность
проверить
уровень речевой коммуникации. С помощью вопросов можно научить ребенка
вслушиваться.
Наиболее
доступны:
Кто
это?
Какой
предмет?
Что
этим
предметом можно делать?
5. Опосредованное общение через игрушку.
Использование этого приема способствует развитию восприятия и активизации
детей. Общение через игрушку создает непринужденное общение, побуждает
детей
к
речевому
высказыванию,
обогащает
словарь.
Это
может
быть
пальчиковый театр, маски, игрушки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной.
2. Ткаченко. Если дошкольник плохо говорит. С-П. 1999.г.
3. Т.Б. Филичева. Н.А.Чевелева. Логопедическая работа в детском саду. М.1997.г.
4.Джени Лешли. Работать с маленькими детьми. М.1991.г.