Автор: Матвеева Ирина Николаевна Должность: воспитатель дошкольной группы Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 Населённый пункт: г. Кедровый, Томская область Наименование материала: экологический исследовательский проект Тема: Живые семена Раздел: дошкольное образование
«Живые семена».
По
доминирующей
деятельности:
исследовательский,
практико-
ориентированный.
По количеству участников: групповой, среди детей одной возрастной группы.
По
продолжительности:
долгосрочный,
(I
этап:
март
–
октябрь
2013
«Овощные
культуры
и
злаковые», II
этап:
ноябрь2013
–
февраль2014
«Деревья и кустарники», III.этап: март-май 2016 «Цветы»).
Заявитель: дети дошкольной группы МБОУ СОШ №1 г. Кедрового Томской
области.
Автор проекта: воспитатель дошкольной группы Матвеева Ирина Николаевна
2016 год
Информация
об
организации
(
учреждении
)
Экологический
исследовательский
проект
«
Живые
семена
».
Организация
–
исполнитель
:
Муниципальное
бюджетное
образовательное
учреждение
СОШ
№1
г
.
Кедрового
.
Описание
проекта
:
В
р а м ка х
п р о е кт а
д е т и
б ол е е
п од р о б н о
з н а ком я т с я
с
последовательностью
выращивания
плодовых
растений
и
цветов.
Таким
образом, дети познают принципы причинно–следственных связей в природе
растительного мира. Учатся понимать, что для роста и развития необходимо
создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света,
тепла и т.д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений.
Адрес
:
Томская
область
,
г
.
Кедровый
,
СОШ
№1. I
мкр
.
д
61
Телефон
:
ФИО
руководителя
проекта
:
Матвеева
И
.
Н
.
Должность
:
воспитатель
подготовительной
к
школе
группы
.
ФИО
руководителя
МБОУ
СОШ
№1
г
.
Кедрового
:
Чернова
О
.
Н
.
Продолжительность
проекта
: 3
месяца
.
Дата
начала
реализации
проекта
:
Март
2016
г
.
Дата
окончания
проекта
:
Май
2016
г
.
Пояснительная записка
Одной из приоритетных задач отечественной образовательной политики
является экологическое образование детей и молодежи. Молодое поколение
должно понимать, что сохраняя природное многообразие, они сохраняют
будущее для себя.
Дошкольник в совместной деятельности с педагогами и родителями готов
воспринимать экологические задачи, а с помощью проектной деятельности
мы можем научить его искать пути решения (реализации) этих задач.
Проблема, на решение которой направлен проект:
Дети
имеют
частичные
или
не
имеют
представлений
вовсе
о
последовательности роста растений плодовых культур (о стадиях роста, о
правилах
ухода
за
рассадой).
Рисунки
на
тему
«Витамины
выросли
на
грядках» наглядно показали слабое представление многих детей о росте,
развитии и плодоношении овощных культур.
Актуальность проекта:
В рамках проекта дети более подробно знакомятся с последовательностью
выращивания плодовых растений и цветов. Таким образом, дети познают
принципы причинно–следственных связей в природе растительного мира.
Учатся
понимать,
что
для
роста
и
развития
необходимо
создавать
определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т.д.).
Узнают о полезных качествах тех или иных растений.
Методика модели «трех вопросов».
1.
Что мы знаем? Что растения образуются из семян, что в плодах содержатся семена
(диагностика знаний детей на начало проекта).
2.
Что мы хотим узнать? Почему из одних семян получаются овощи, а из других –
например, злаки, пшеница. Почему одни растения можно вырастить на грядке под
открытым небом, а другие только в теплице или дома?
3.
Как нам найти ответы на вопросы? Этапы работы над проектом:
Организационный этап: сбор информации, подбор наглядного и практического
материала.
Плановый этап: планирование практической и теоретической деятельности.
Практический этап: реализация плана.
Заключительный (итоговый) этап: итоговое занятие, продукты проекта – гербарии.
4.
Что
мы
узнали?
Диагностика
знаний
детей
на
конец
проекта
(лист-опросник,
индивидуальная
контрольная
карта
достижений
воспитанника,
система
оценки
результатов).
Цель : Побуждать дошкольников исследовать процесс выращивания растений
от
семя
до
плодов.
Через
наблюдение,
эксперимент,
анализ,
подготовку
сообщений об одной из овощных культур.
Условия реализации.
Экологический исследовательский проект "Живые семена" задуман
в качестве дополнительной меры экологического образования детей
старшего дошкольного возраста.
Реализация проекта планируется в период март - май 2016 г.
В рамках данного проекта предусмотрены следующие
мероприятия:
- консультация для родителей в виде письменного обращения, где
родители получают инструкцию по подготовке презентации мини-
исследования о выбранном растении.
- пространство группы, на время проекта, пополняется такими
зонами, как мини-музей, опытно-экспериментальная зона,
подборкой литературы о растениях.
- за время проекта собирается тематическая папка (папка-гербарий,
состоящая из страниц, которые готовили дети вместе с родителями.
Таким образом, собранная коллекция папок используется в
дальнейшем как учебный материал.
- на итоговом занятии подводим итоги по проекту и дети
представляют перед всей группой свои мини-проекты об одном из
растений.
Задачи
Ожидаемые результаты
Образовательная. Знакомить детей с
особенностями
культивирования
разных растительных культур
Дети способны рассказывать о ходе
проекта и особенностях выращивания
разных овощных культур
Развивающая.
С п о с о б с т в о в ат ь
развитию
понимания
причинно-
следственных
связей,
возникающих
при уходе за растениями
Дети рассуждают, отвечая на вопрос
«Что сначала, что потом?»
Во спит ательная.
В о с п и т ы в ат ь
трудолюбие
и
желание
добиваться
результата своего труда
Дети
проявляют
настойчивость
в
достижении своей цели
Результат
Продукт
1.
Дети,
опираясь
на
заметки
в
с в о е м
д н е в н и к е ,
м о г у т
рассказать о ходе проекта.
2.
Дети познакомились с полным
курсом выращивания цветов от
семечки до бутона.
3.
В е с ь
х о д
п р о е к т а
о т
планирования
до
результата,
прописан
в
методиче ских
разработках
и
рекомендациях
для передачи опыта.
4.
Дети оставляют память о себе и
своей группе в виде гербария.
5.
Выставка
творческих
работ
детей и родителей.
Дневник наблюдения
Оформление клумбы цветов
Методические разработки
П о р т ф о л и о
п р о е к т а
(фотоматериалы,
творческие
работы)
Методические
рекомендации
для педагогов и родителей
С о з д а н и е
г е р б а р и я
к а к
учебного материала на занятиях
и вне занятий
Этапы
работы
над
проектом
Содержание
Дата
Необходимое
Цель
I.
Подготовительный
1.
Сбор
и
систематизация
информации
по
теме
.
2.
Разработка
обоснования
проекта
.
Март
I
–
I I
неделя
Методическая
литература
,
разработки
по
валеологии
.
Оценить
и
систематизирова
ть
объем
информации
для
дошкольников
.
Обозначить
проблему
,
на
решение
которой
направлен
проект
.
I.
Плановый
1.
Постановка
цели
и
задач
для
решения
обозначенной
проблемы
.
2.
Разработка
цикла
игровых
занятий
и
мероприятий
.
Март
III
–
IV
неделя
Обозначить
объем
предстоящей
работы
по
проекту
.
II.
Организационный
1.
Проведение
консультаций
для
родителей
.
2.
Подбор
игрового
,
информационного
,
наглядного
,
опытного
материалов
.
Апрель
II
– III
неделя
разработк
а
консультации
«
Живые
семена
.
Цветы
».
согласно
плану
занятий
.
Обеспечить
реализацию
проекта
.
II.
Рабочий
1.
Проведение
занятий
и
мероприятий
по
плану
Апрел
ь
-
Май
Фотоаппарат
или
видеокамера
.
Осуществлени
е
плана
проекта
.
III.
Завершающий
1.
Самооценка
качества
проведенных
занятий
и
мероприятий
.
Май
фото
и
видео
материалы
.
отзывы
родителей
.
Составление
полного
анализа
реализации
проекта
.
Ресурсы
и
источники
Категория
ресурса
Наименование
ресурса
Источники
получения
Человеческие
Материальные
Информационн
ые
Воспитанники
подготовительной
к
школе
группы
и
их
родители
.
Воспитатель
группы
.
Игрушка
-
Чипполино
,
мультфильм
о
приключениях
Чиполино
,
книга
,
фотоматериалы
(
фотоаппарат
) ,
картинки
предметные
,
сюжетные
.
Инструменты
для
ухода
за
растениями
,
мелкие
игрушки
для
оформления
опытно
-
экспериментальной
зоны
«
Огород
»
и
мини
-
музея
,
луппы
,
карточки
с
поверхностью
резной
фактуры
,
продукты
(
натуральные
и
ненатуральные
);
Карточки
с
изображением
мимики
человека
,
предметы
личной
гигиены
.
Специальная
литература
,
художественная
литература
,
Интернет
.
Детская
энциклопедия
о
растительном
мире
,
журналы
«
Дошкольное
воспитание
» ,
«
Ребенок
в
детском
саду
» ,
КРАСНАЯ
КНИГА
.
Собственны
е
ресурсы
Система
оценки
результатов
№
Критерии
Показатели
в
баллах
1
даёт
простейшую
классификацию
растений
(
деревья
,
кустарники
,
трава
,
цветы
,
ягоды
,
овощи
,
фрукты
и
т
.
д
).
Обосновывает
свой
ответ
.
2
2
знает
и
применяет
на
практике
правила
посадки
и
ухода
за
растениями
правила
знает
частично
и
отчасти
применяет
их
на
практике
правила
не
знает
и
не
применяет
2
1
0
3
называет
растительную
культуру
и
находит
их
семена
называет
,
но
не
всегда
определяет
их
семена
не
называет
и
не
определяет
семена
2
1
0
4
может
объяснить
полезное
значение
растительной
культуры
для
организма
.
не
может
объяснить
важность
употребления
той
или
иной
растительной
культуры
,
но
с
удовольствием
употребляет
ее
в
пищу
не
проявляет
интереса
к
растительному
2
1
0
миру
5
имеет
представление
о
способах
сохранения
урожая
(
консервация
,
сушка
,
заморозка
и
т
.
д
.)
Не
имеет
представления
о
способах
сожранения
урожая
,
но
с
удовольствием
употребляет
в
пищу
Не
проявляет
интереса
к
прцессу
получения
и
сохранения
урожая
.
2
1
0
6
проявляет
бережливое
отношение
к
предметам
живой
и
неживой
природы
.
проявляет
бережливое
отношение
только
к
личным
вещам
не
проявляет
бережливости
ни
к
чему
,
что
бы
его
ни
окружало
2
1
0
7
знает
правила
общения
с
животным
миром
не
задумывается
о
правилах
2
0
8
знает
о
полезных
свойствах
солнца
,
свежего
воздуха
и
чистой
воды
не
задумывается
об
их
полезных
свойствах
2
0
9
способен
отделять
полезные
продукты
от
вредных
не
способен
2
0
План – график реализации проекта
Дата
проведения
и место в
режимных
моментах
Совместная
работа
педагога с
детьми
Совместная
работа
родителей с
детьми
Свободная
творческая
деятельность
Цель и
предполагаемый
результат
12.02.2013
II п/д
Практическа
я работа
Посадка
з е л е н и
и
лука-репки
Полив
рассады
Создать
экспериментальн
о-
исследовательск
у ю
з о н у
«Огород»
14.02.2013
I п/д
Н О Д
п о
Игра,
театрализаци
я,
слайдовая
Наблюдение
з а
р о с т о м
р а с т е н и й
в
Введение детей в
т е м у
« Ж и в ы е
семена»
ознакомлени
ю
с
окружающи
м
« Ж и в ы е
семена»
презентация,
ситуативная
беседа, лепка
«Огороде»
II п/д
Беседа
«Корнеплод
ы и плоды»
Рассказ
воспитателя,
слайдовая
презентация,
игра-
театрализаци
я
Рассматриван
и е
к н и г
о
растительном
мире
Расширение
кругозора
детей
в
п о н и м а н и и
причинно-
следственных
связей в природе
II п/д
Введение
«Дневника
наблюдений
»
Заполнение
страницы
№1
дневника:
наблюдение
з а
р о с т о м
лука
Подготовка
к
выставке
«От
семян
до
плодов»
(изготовлен
ие гербария)
Д/игра
«Что
сначала,
что
потом?»
Учить
фиксировать
результаты
наблюдений
II п/д
Беседа
«От
с е м я н
д о
плодов»
Р а б о т а
в
Дневнике.
Зарисовки на
стр. 2
Сюжетно-
ролевая
игра
«Овощной
магазин»
Закреплять
з н а н и я
о б
овощах
15.03.2013
II п/д
«Семена
цветов»
Посадка
семян цветов
на рассаду
Полив
рассады
Сравнить семена
овощей и цветов.
О т в е т и т ь
н а
вопрос
«Можно
ли определить по
внешнему
виду,
ч т о
и з
н и х
вырастет?»
18.03.2013
I п/д
НОД
окружающи
й мир
«Растения
–
легкие
земли»
(слайдовая
презентация)
Воспитывать
экологическое
сознание
дошкольников
II п/д
Р а б о т а
в
мини-музее
Р а б о т а
в
дневниках
наблюдений,
стр №1
Рассматриван
ие экспонатов
мини-музея,
изменений
в
зоне
«Огород»,
Фиксация
результатов
наблюдения
19.03.2013
НОД
« П л о д ы
и
семена»
Подготовка
к
выставке:
С / р
и г р а
«Продуктовы
Закрепление
полученных
(развитие
речи)
Викторина
изготовлени
е
гербария
овощных
культур
й магазин»
знаний
Р а б о т а
в
зоне
«Огород»
Наблюдение
за
ростом
и
развитием
ц в е т о в
и
зелени
Полив
рассады,
прополка,
рыхление
Воспитывать
желание
проявлять заботу
к живой природе
Игровая
деятельност
ь
Игра-
драматизация
по сказке Дж.
Радари
«Приключени
я Чиполино»
Развивать
артистизм,
коммуникативны
е способности
Р а б о т а
в
дневниках
наблюдений
Заполнение
страниц
дневника
Фиксация
результатов
наблюдения
19.04.2013
НОД
приуроченно
е
к о
всемирному
дню Земли
« З е м л я
–
наш
общий
дом»
Подготовка
детей
(заучивание
с т и х о в
о
Земле,
природе
и
человеке)
Изготовление
атрибутов
и
реквизита
к
занятию
Обобщить
з н а н и я
д е т е й
экологического
характера.
Воспитывать
бережное
о т н о ш е н и е
к
природе
Май
Наблюдения
в природе за
изменениями
климатическ
их
условий
для
высадки
ц в е т о в
в
клумбы
Высадка
рассады
ц в е т о в
в
клумбы
Отметить
погодные
я в л е н и я
и
определить
возможность
высадки рассады
в клумбу
Р а б о т а
в
дневниках
наблюдений
З а д а н и е
н а
время
летних
каникул:
с д е л а т ь
п о
несколько
фотографий
о
том,
как
дети
помогают
на
огороде
сажать,
ухаживать
и
собирать
урожай
Сентябрь
Беседа
Повторение
темы
«Живые
семена»
Закрепление
з н а н и й
и
проверка знаний,
у м е н и й
и
навыков
Организация
выставки
«Веселый
урожай»
Подготовка
к
выставке
(оформление
плодов
овощных
культур,
выращенных
на
собственной
грядке)
Оформление
выставки
совместно
педагогом
и
детьми
Демонстрация
результатов
работы
Октябрь
«Чудеса
осени»
Осенний
праздник
25.01.2013
«Веселый
урожай»
Итоговое
занятие
по
проекту
П о д в е с т и
и т о г
знаниям, полученным
детьми
в
процессе
реализации
экологического
исследовательского
п р о е к т а
« Ж и в ы е
семена»
Используемая литература
1.
Каука Р. Медвежонок Миша. Открываем мир: Пособие для игрового
дошкольного обучения./Пер. с нем. М.В. Медведевой. – М.: ЭКСМО,
1996г.
2.
Волчкова В.Н. Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе
детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и
методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004г.
3.
Аспиз М.Е. Разные секреты/Худ.А. Панин. – Дет. Лит., 1988г.
4.
Растительный
мир
в
картинках.
–
М.:
Русское
энциклопедическое
товарищество, 2004г. (серия «Готовимся к школе»)
5.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду:
работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: кн. для воспитателей дет.
сада/
С.Н.
Николаева.
–
6-е
издание
–
М.:
Просвещение,
2006г.
(Дошкольный мир)