Напоминание

Живые семена


Автор: Матвеева Ирина Николаевна
Должность: воспитатель дошкольной группы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г. Кедровый, Томская область
Наименование материала: экологический исследовательский проект
Тема: Живые семена
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное

бюджетное

образовательное

учреждение



средняя

общеобразовательная

школа

№ 1

г

.

Кедрового

Экологический исследовательский проект

для детей старшего дошкольного возраста

«Живые семена».
По доминирующей деятельности: исследовательский, практико- ориентированный. По количеству участников: групповой, среди детей одной возрастной группы. По продолжительности: долгосрочный, (I этап: март – октябрь 2013 «Овощные культуры и злаковые», II этап: ноябрь2013 – февраль2014 «Деревья и кустарники», III.этап: март-май 2016 «Цветы»). Заявитель: дети дошкольной группы МБОУ СОШ №1 г. Кедрового Томской области. Автор проекта: воспитатель дошкольной группы Матвеева Ирина Николаевна 2016 год
Информация

об

организации

(

учреждении

)

Экологический исследовательский проект « Живые семена ». Организация – исполнитель : Муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ №1 г . Кедрового . Описание проекта : В р а м ка х п р о е кт а д е т и б ол е е п од р о б н о з н а ком я т с я с последовательностью выращивания плодовых растений и цветов. Таким образом, дети познают принципы причинно–следственных связей в природе растительного мира. Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т.д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений. Адрес : Томская область , г . Кедровый , СОШ №1. I мкр . д 61 Телефон : ФИО руководителя проекта : Матвеева И . Н . Должность : воспитатель подготовительной к школе группы . ФИО руководителя МБОУ СОШ №1 г . Кедрового : Чернова О . Н . Продолжительность проекта : 3 месяца . Дата начала реализации проекта : Март 2016 г . Дата окончания проекта : Май 2016 г .

Пояснительная записка
Одной из приоритетных задач отечественной образовательной политики является экологическое образование детей и молодежи. Молодое поколение должно понимать, что сохраняя природное многообразие, они сохраняют будущее для себя. Дошкольник в совместной деятельности с педагогами и родителями готов воспринимать экологические задачи, а с помощью проектной деятельности мы можем научить его искать пути решения (реализации) этих задач.
Проблема, на решение которой направлен проект:
Дети имеют частичные или не имеют представлений вовсе о последовательности роста растений плодовых культур (о стадиях роста, о правилах ухода за рассадой). Рисунки на тему «Витамины выросли на грядках» наглядно показали слабое представление многих детей о росте, развитии и плодоношении овощных культур.
Актуальность проекта:
В рамках проекта дети более подробно знакомятся с последовательностью выращивания плодовых растений и цветов. Таким образом, дети познают принципы причинно–следственных связей в природе растительного мира. Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т.д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений.
Методика модели «трех вопросов».
1. Что мы знаем? Что растения образуются из семян, что в плодах содержатся семена (диагностика знаний детей на начало проекта). 2. Что мы хотим узнать? Почему из одних семян получаются овощи, а из других – например, злаки, пшеница. Почему одни растения можно вырастить на грядке под открытым небом, а другие только в теплице или дома? 3. Как нам найти ответы на вопросы? Этапы работы над проектом: Организационный этап: сбор информации, подбор наглядного и практического материала. Плановый этап: планирование практической и теоретической деятельности. Практический этап: реализация плана. Заключительный (итоговый) этап: итоговое занятие, продукты проекта – гербарии. 4. Что мы узнали? Диагностика знаний детей на конец проекта (лист-опросник, индивидуальная контрольная карта достижений воспитанника, система оценки результатов).

Цель
: Побуждать дошкольников исследовать процесс выращивания растений от семя до плодов. Через наблюдение, эксперимент, анализ, подготовку сообщений об одной из овощных культур.
Условия реализации.
Экологический исследовательский проект "Живые семена" задуман в качестве дополнительной меры экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Реализация проекта планируется в период март - май 2016 г. В рамках данного проекта предусмотрены следующие мероприятия: - консультация для родителей в виде письменного обращения, где родители получают инструкцию по подготовке презентации мини- исследования о выбранном растении. - пространство группы, на время проекта, пополняется такими зонами, как мини-музей, опытно-экспериментальная зона, подборкой литературы о растениях. - за время проекта собирается тематическая папка (папка-гербарий, состоящая из страниц, которые готовили дети вместе с родителями. Таким образом, собранная коллекция папок используется в дальнейшем как учебный материал. - на итоговом занятии подводим итоги по проекту и дети представляют перед всей группой свои мини-проекты об одном из растений.

Задачи

Ожидаемые результаты
Образовательная. Знакомить детей с особенностями культивирования разных растительных культур Дети способны рассказывать о ходе проекта и особенностях выращивания разных овощных культур Развивающая. С п о с о б с т в о в ат ь развитию понимания причинно- следственных связей, возникающих при уходе за растениями Дети рассуждают, отвечая на вопрос «Что сначала, что потом?» Во спит ательная. В о с п и т ы в ат ь трудолюбие и желание добиваться результата своего труда Дети проявляют настойчивость в достижении своей цели Результат Продукт 1. Дети, опираясь на заметки в с в о е м д н е в н и к е , м о г у т рассказать о ходе проекта. 2. Дети познакомились с полным курсом выращивания цветов от семечки до бутона. 3. В е с ь х о д п р о е к т а о т планирования до результата, прописан в методиче ских разработках и рекомендациях для передачи опыта. 4. Дети оставляют память о себе и своей группе в виде гербария. 5. Выставка творческих работ детей и родителей.  Дневник наблюдения  Оформление клумбы цветов  Методические разработки  П о р т ф о л и о п р о е к т а (фотоматериалы, творческие работы)  Методические рекомендации для педагогов и родителей  С о з д а н и е г е р б а р и я к а к учебного материала на занятиях и вне занятий
Этапы

работы

над

проектом

Содержание Дата Необходимое Цель I. Подготовительный 1. Сбор и систематизация информации по теме . 2. Разработка обоснования проекта . Март I – I I неделя Методическая литература , разработки по валеологии . Оценить и систематизирова ть объем информации для дошкольников . Обозначить проблему , на решение которой направлен проект . I. Плановый 1. Постановка цели и задач для решения обозначенной проблемы . 2. Разработка цикла игровых занятий и мероприятий . Март III – IV неделя Обозначить объем предстоящей работы по проекту . II. Организационный 1. Проведение консультаций для родителей . 2. Подбор игрового , информационного , наглядного , опытного материалов . Апрель II – III неделя  разработк а консультации « Живые семена . Цветы ».  согласно плану занятий . Обеспечить реализацию проекта . II. Рабочий 1. Проведение занятий и мероприятий по плану Апрел ь - Май Фотоаппарат или видеокамера . Осуществлени е плана проекта . III. Завершающий 1. Самооценка качества проведенных занятий и мероприятий . Май  фото и видео материалы .  отзывы родителей . Составление полного анализа реализации проекта .

Ресурсы

и

источники
Категория ресурса Наименование ресурса Источники получения Человеческие Материальные Информационн ые Воспитанники подготовительной к школе группы и их родители . Воспитатель группы . Игрушка - Чипполино , мультфильм о приключениях Чиполино , книга , фотоматериалы ( фотоаппарат ) , картинки предметные , сюжетные . Инструменты для ухода за растениями , мелкие игрушки для оформления опытно - экспериментальной зоны « Огород » и мини - музея , луппы , карточки с поверхностью резной фактуры , продукты ( натуральные и ненатуральные ); Карточки с изображением мимики человека , предметы личной гигиены . Специальная литература , художественная литература , Интернет . Детская энциклопедия о растительном мире , журналы « Дошкольное воспитание » , « Ребенок в детском саду » , КРАСНАЯ КНИГА . Собственны е ресурсы

Система

оценки

результатов
№ Критерии Показатели в баллах 1  даёт простейшую классификацию растений ( деревья , кустарники , трава , цветы , ягоды , овощи , фрукты и т . д ). Обосновывает свой ответ . 2 2  знает и применяет на практике правила посадки и ухода за растениями  правила знает частично и отчасти применяет их на практике  правила не знает и не применяет 2 1 0 3  называет растительную культуру и находит их семена  называет , но не всегда определяет их семена  не называет и не определяет семена 2 1 0 4  может объяснить полезное значение растительной культуры для организма .  не может объяснить важность употребления той или иной растительной культуры , но с удовольствием употребляет ее в пищу  не проявляет интереса к растительному 2 1 0
миру 5  имеет представление о способах сохранения урожая ( консервация , сушка , заморозка и т . д .)  Не имеет представления о способах сожранения урожая , но с удовольствием употребляет в пищу  Не проявляет интереса к прцессу получения и сохранения урожая . 2 1 0 6  проявляет бережливое отношение к предметам живой и неживой природы .  проявляет бережливое отношение только к личным вещам  не проявляет бережливости ни к чему , что бы его ни окружало 2 1 0 7  знает правила общения с животным миром  не задумывается о правилах 2 0 8  знает о полезных свойствах солнца , свежего воздуха и чистой воды  не задумывается об их полезных свойствах 2 0 9  способен отделять полезные продукты от вредных  не способен 2 0



План – график реализации проекта
Дата проведения и место в режимных моментах Совместная работа педагога с детьми Совместная работа родителей с детьми Свободная творческая деятельность Цель и предполагаемый результат 12.02.2013 II п/д Практическа я работа Посадка з е л е н и и лука-репки Полив рассады Создать экспериментальн о- исследовательск у ю з о н у «Огород» 14.02.2013 I п/д Н О Д п о Игра, театрализаци я, слайдовая Наблюдение з а р о с т о м р а с т е н и й в Введение детей в т е м у « Ж и в ы е семена»
ознакомлени ю с окружающи м « Ж и в ы е семена» презентация, ситуативная беседа, лепка «Огороде» II п/д Беседа «Корнеплод ы и плоды» Рассказ воспитателя, слайдовая презентация, игра- театрализаци я Рассматриван и е к н и г о растительном мире Расширение кругозора детей в п о н и м а н и и причинно- следственных связей в природе II п/д Введение «Дневника наблюдений » Заполнение страницы №1 дневника: наблюдение з а р о с т о м лука Подготовка к выставке «От семян до плодов» (изготовлен ие гербария) Д/игра «Что сначала, что потом?» Учить фиксировать результаты наблюдений II п/д Беседа «От с е м я н д о плодов» Р а б о т а в Дневнике. Зарисовки на стр. 2 Сюжетно- ролевая игра «Овощной магазин» Закреплять з н а н и я о б овощах 15.03.2013 II п/д «Семена цветов» Посадка семян цветов на рассаду Полив рассады Сравнить семена овощей и цветов. О т в е т и т ь н а вопрос «Можно ли определить по внешнему виду, ч т о и з н и х вырастет?» 18.03.2013 I п/д НОД окружающи й мир «Растения – легкие земли» (слайдовая презентация) Воспитывать экологическое сознание дошкольников II п/д Р а б о т а в мини-музее Р а б о т а в дневниках наблюдений, стр №1 Рассматриван ие экспонатов мини-музея, изменений в зоне «Огород», Фиксация результатов наблюдения 19.03.2013 НОД « П л о д ы и семена» Подготовка к выставке: С / р и г р а «Продуктовы Закрепление полученных
(развитие речи) Викторина изготовлени е гербария овощных культур й магазин» знаний Р а б о т а в зоне «Огород» Наблюдение за ростом и развитием ц в е т о в и зелени Полив рассады, прополка, рыхление Воспитывать желание проявлять заботу к живой природе Игровая деятельност ь Игра- драматизация по сказке Дж. Радари «Приключени я Чиполино» Развивать артистизм, коммуникативны е способности Р а б о т а в дневниках наблюдений Заполнение страниц дневника Фиксация результатов наблюдения 19.04.2013 НОД приуроченно е к о всемирному дню Земли « З е м л я – наш общий дом» Подготовка детей (заучивание с т и х о в о Земле, природе и человеке) Изготовление атрибутов и реквизита к занятию Обобщить з н а н и я д е т е й экологического характера. Воспитывать бережное о т н о ш е н и е к природе Май Наблюдения в природе за изменениями климатическ их условий для высадки ц в е т о в в клумбы Высадка рассады ц в е т о в в клумбы Отметить погодные я в л е н и я и определить возможность высадки рассады в клумбу Р а б о т а в дневниках наблюдений З а д а н и е н а время летних каникул: с д е л а т ь п о несколько фотографий о том, как дети помогают на огороде сажать, ухаживать и собирать
урожай Сентябрь Беседа Повторение темы «Живые семена» Закрепление з н а н и й и проверка знаний, у м е н и й и навыков Организация выставки «Веселый урожай» Подготовка к выставке (оформление плодов овощных культур, выращенных на собственной грядке) Оформление выставки совместно педагогом и детьми Демонстрация результатов работы Октябрь «Чудеса осени» Осенний праздник 25.01.2013 «Веселый урожай» Итоговое занятие по проекту П о д в е с т и и т о г знаниям, полученным детьми в процессе реализации экологического исследовательского п р о е к т а « Ж и в ы е семена»
Используемая литература
1. Каука Р. Медвежонок Миша. Открываем мир: Пособие для игрового дошкольного обучения./Пер. с нем. М.В. Медведевой. – М.: ЭКСМО, 1996г. 2. Волчкова В.Н. Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004г. 3. Аспиз М.Е. Разные секреты/Худ.А. Панин. – Дет. Лит., 1988г. 4. Растительный мир в картинках. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004г. (серия «Готовимся к школе») 5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: кн. для воспитателей дет.
сада/ С.Н. Николаева. – 6-е издание – М.: Просвещение, 2006г. (Дошкольный мир)


В раздел образования