Автор: Куклина Елена Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ "Улыбка" Населённый пункт: город Бородино, Красноярский край Наименование материала: календарно-тематическое планирование Тема: "Кружок "Волшебная иголочка" Раздел: дошкольное образование
Пояснительная записка
"Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок"
В.А.Сухомлинский
Вышивание – это искусство, которое развивалось тысячелетиями, передавалось
из
рода
в
род,
из
поколения
в
поколение.
В
прошлом
вышивание
носило
исключительно
утилитарный
характер.
Женщины
украшали
свою
одежду
и
аксессуары необычными, красивыми вышитыми рисунками. В настоящее время
в
подобном
декоре
нет
необходимости,
но
вышивание
не
утратило
своей
актуальности.
Для детей вышивка является очень полезным видом деятельности. В процессе
задействованы пальчики, а их движения влияют на развитие разных отделов
головного мозга. Дело в том, что в мозге, центры, которые отвечают за движения
пальцев и речь расположены рядом. Поэтому стимулируя мелкую моторику,
ребенок
активизирует
соответствующие
отделы
мозга,
а
также
соседние,
к о т о р ы е
о т в е ч а ю т
з а
р е ч ь .
Замечено, что дети, которые научились вышивать еще в дошкольном возрасте
намного
внимательнее
на
уроках,
быстрее
усваивают
новый
материал,
не
отвлекаются
и
не
испытывают
затруднений
с
домашними
заданиями.
Вышивка входит в программу школьного обучения, но не стоит ждать, пока
ребенок пойдет учиться. В 5 лет ребенка уже можно знакомить с этим видом
творчества.
В процессе обучения вышивки дети знакомятся с материалами, инструментами,
правилами техники безопасности, овладевают техникой выполнения некоторых
швов ("Вперед иголку", "Через край")
Как
известно,
ручной
труд
формирует
волевые
качества,
усидчивость,
приобщает старших дошкольников к труд. Дети учатся бережно относиться к
материалам, орудиям труда, намечают пути осуществления поставленной цели,
продумывают последовательность действий.
Кроме того, занятия с нитками дают возможность творчески выразиться, развить
внимание, память, воспитать
дисциплинированность, повысить самооценку.
Готовая работа приносит ребенку много искренней радости и восторга, вызывает
гордость и удовольствие, способствует формированию добрых чувств к близким,
ведь обычно ребенок вышивает подарок маме, папе, бабушке.
Содержание календарно тематического планирования.
Цель : развитие у детей интереса к художественному труду, через обучение
вышиванию.
Задачи:
Обучающая: учить осваивать специальные трудовые умения, совершенствовать
и закреплять их; познакомить детей с историей русской вышивки.
Развивающая:
развивать
координацию
движений,
мелкую
моторику
рук,
художественный
вкус,
глазомер,
воображение,
память,
внимание.
Воспитательная: формировать положительное восприятие окружающего мира,
взаимопонимание; воспитывать самостоятельность, ответственность,
усидчивость, интерес к народному творчеству.
Мотивационная:
с о з д а т ь к о м ф о р т н у ю о б с т а н о в к у , а т м о с ф е р у
доброжелательности и сотрудничества.
Кружок
"Волшебная
иголочка"
рассчитан
для
дошкольников
старшей
и
подготовительной групп.
В старшей группе дети знакомятся с техникой выполнения начальных швов
и их вариантами.
В подготовительной группе - вышивание крестом.
Содержание занятий включает в себя:
беседы
рассматривание различных видов вышивок
объяснение нового материала
работа по образцу, трафаретам
практическая работа
пальчиковые игры
динамические паузы
гимнастика для глаз
оформление поделок и коллективных работ
Общий план занятий
введение в тему
создание эмоционального настроя
создание условий для овладения различными видами вышивки
формирование умения создавать декоративные тематические
композиции.
Методы работы с детьми
Метод как способ организации занятий:
наглядный
словесный
практический
индивидуальный
фронтальный
коллективный
Формы занятий
Тематическая совместная деятельность
Индивидуальные
Коллективные
Формы подведения итогов кружка
выставка детских работ
участие в конкурсах ДОУ, города
подарки для родителей
отчет руководителя кружка на педсовете перед коллегами
Ожидаемый результат
Дети должны:
знать и различать простейшие швы ("Вперед иголку", "Вперед иголку в два
приема", "Перевив", "Через край", "Крестом")
соблюдать правила безопасности труда (при работе с иглой, ножницами)
уметь вдевать нитку в иголку, закреплять нить на ткани
подбирать материал
знать термины мулине, пяльцы, прядь нитей
делать бахрому на салфетке
уметь вышивать на пяльцах и без них
Диагностика
умеет закреплять ткань в пяльцы
умеет собирать пряди нитей в 4 или 6 сложений
умеет вдевать нити в иглу
знает и различает простейшие швы ("Вперед иголку", "Вперед иголку в два
приема", "Через край")
соблюдает правила труда
умеет вышивать на пяльцах и без них
делает бахрому на салфетке
Высокий уровень - делает самостоятельно
Средний уровень - делает с помощью педагога
Низкий уровень - не может сделать задание
Тематическое планирование - старшая группа
Октябрь
1. "Знакомство"
Цель: познакомить детей с вышивкой, заинтересовать этим видом творчества
Оборудование: образцы вышивок, иллюстрации костюмов.
2. "Знакомство с инструментами"
Цель:
познакомить с правилами пользования оборудованием, поведения во
время работы
Оборудование: иголки, ножницы, пяльцы, игольницы, нитки.
3. "Подарки Марьи -искусницы"
Цель: учить вдевать нитку в иголку, закреплять правила работы с инструментами.
Оборудование:
кукла
Марья-искусница,
лоскутки
различной
ткани,
нитки,
ножницы, нитки, игольница с иголками, пяльцы.
4-5 "Поможем ёжику перебраться через ручей"
Цель: познакомить детей с понятиями "стежок", "шов"; учить работать по схеме,
заправлять ткань в пяльцы.
Оборудование: три полоски картона с разметкой стежков шва "Вперед иголку",
нитки мулине, ножницы, пяльцы, иголка с ниткой, кукла Марья-искусница
Ноябрь
6-9 "Салфетка"
Цель: учить вышивать узор состоящий из трех параллельных прямых линий
швом "Вперед иголку, оформлять края салфетки бахромой.
Оборудование: лоскуток ткани 20х20см с разметкой узора, нитки мулине двух
цветов, ножницы, игольница с иголками, кукла Марья-искусница
Декабрь
10-11"Сувенир"
Цель:
познакомить
детей
с
новым
швом
"Вперед
иголку
в
два
приема";
продолжать учить работать по схеме.
Оборудование: образцы швов, схемы, цветной картон, нитки мулине, ножницы,
игольница с иголками, кукла Марья-искусница.
12-13"Елочка"
Цель: упражнять в вышивании ранее изученных швов, расширять знания детей о
новогоднем празднике.
Оборудование: кукла Марья-искусница, нитки мулине, блестки, ленточки, ткань,
пяльцы.
Январь
14-15Панно "Золотая рыбка"
Цель: упражнять в вышивании ранее изученных швов, учить пришивать блестки.
Оборудование: образец поделки, лоскуток однотонной ткани с разметкой рыбки,
нитки мулине, блестки, иголки, пяльцы, кукла Марья-искусница
Февраль
16-18 "Лодочка с парусом"
Цель: познакомить детей с новым швом "Перевив" и упражнять в вышивании
швом "Вперед иголку"
Оборудование: кукла Марья-искусница, схема выполнения шва "Перевив", ткань,
пяльцы, нитки мулине, ножницы, игольница с иголками, образец панно.
19 "Игольница"
Цель: расширить знания о возможности использования вышивки для украшения
самых различных украшений.
Оборудование:
кукла Марья-искусница, узор для вышивки на ткани, пяльцы,
синтепон, цветной картон, клей, нитки мулине, ножницы, иголки.
Март
20-21"Игольница"
Цель: расширить знания о возможности использования вышивки для украшения
самых различных украшений.
Оборудование:
кукла Марья-искусница, узор для вышивки на ткани, пяльцы,
синтепон, цветной картон, клей, нитки мулине, ножницы, иголки
22-23"Соберем картинку вместе"
Цель: познакомить с новым швом "Через край"; упражнять в выполнении шва
"Вперед
иголку"
по
контуру
изображения
на
картоне;
учить
работать
коллективно.
Оборудование: разрезная картинка с изображением Чебурашки, кукла Марья-
искусница, нитки мулине, ножницы, иголки.
Апрель
24-27"Открытки"
Цель:
упражнять
детей
в
вышивании
ранее
изученными
швами,
закрепить
умения оформлять края бахромой.
Оборудование:
кукла
Марья-искусница,
ткань
разного
цвета,
нитки
мулине,
ножницы, иголки.
Май
28-30 Коллективное панно "Подводное царство"
Цель: проверить умения приобретенные ранее.
Оборудование: ткань, мулине разного цвета, пяльцы, ножницы, иголки.
Тематическое планирование - подготовительная группа
Октябрь
1-2.Волшебные крестики
Цель: уточнить и закрепить знания о знакомых простейших швах, познакомит с
техникой выполнения шва "Крестик"
Оборудование: ткань, мулине разного цвета, пяльцы, ножницы, иголки.
3-4 Салфетка с цветами
Цель: упражнять в вышивании горизонтального ряда крестиков на кайме,
выполнении аппликации из ткани в центре салфетки, оформление края салфетки
бахромой.
Оборудование: ткань,
мулине
разного
цвета,
пяльцы,
ножницы,
иголки,
аппликация из ткани
Ноябрь
5-6 "Прихватка"
Цель: познакомить детей с выполнением вертикального ряда крестиков
Оборудование: ткань 10*10 см, более плотная ткань 12*12см основа прихватки,
мулине разного цвета, пяльцы, ножницы, иголки.
7-8 "Полотенце"
Цель: познакомить с переходом от одного ряда крестиков к другим, упражнять в
вышивании, как отдельных крестиков, так и горизонтального ряда крестиков.
Оборудование:
ткань
15*30см
с
разметкой
узора,
мулине
красного
цвета,
пяльцы, ножницы, иголки.
Декабрь
9-12"Мешочек для подарков"
Цель: упражнять детей в вышивании горизонтального ряда крестиков,
оформлении края мешочка бахромой, сшивании изделия швом "Вперед иголку в
два приема"
Оборудование: ткань размером34*14 см, мулине разного цвета, блестки, узкая
ленточка длиной 20см, пяльцы, ножницы, иголки.
Январь
13-16 Панно "Зимняя картинка"
Цель: упражнять в вышивании швом "Крестик" на канве.
Оборудование: канва 20*18см, образец панно, лист картона для рамки, мулине
разного цвета, пяльцы, ножницы, иголки.
Февраль
17-19 Сувенир к 8 марта "Цветок для любимой мамочки"
Цель: упражнять в вышивании швом "Крестик" на канве, закреплять навыки
аппликации из ткани, оформление рамки сувенира.
Оборудование: канва 20*28 см, схема вышивки вазы, образец панно, рамка из
плотного картона, мулине разного цвета, пяльцы, ножницы, иголки.
Март
20-21"Прихватка"
Цель: упражнять детей в вышивании отдельных и горизонтального ряда
крестиков
Оборудование: ткань 6*16см с разметкой узора карандашом, ленточка длиной10
см, мулине разного цвета, пяльцы, ножницы, иголки.
23-24 Панно "Цветочная поляна"
Цель: упражнять детей в вышивании швами "Крестик" и "Вперед иголку в два
приема"
Оборудование: ткань 18*18см, рамка для панно, образец панно, мулине разного
цвета, пяльцы, ножницы, иголки.
Апрель
25-28 Панно "Утята"
Цель: упражнять детей в вышивании швами "Крестик" на канве и "Вперед иголку
в два приема"
Оборудование: канва 20*18см, схема вышивания панно, образец панно, мулине
разного цвета, пяльцы, ножницы, иголки.
Май
29-30 Коллективное панно
Цель: проверить умения приобретенные ранее.
Оборудование: ткань, мулине разного цвета, пяльцы, ножницы, иголки.
Используемая литература
1.
И.В.Новикова "Обучение вышивке в детском саду" 2009г
2.
И.В.Новикова "Поделки из ниток и пряжи в детском саду" 2011г
3.
Журнал
"Воспитатель
ДОУ"
№9
2011г
статья
О.Н.Белозёрцевой
"Вышивание в детском саду" стр. 94
4.
М.Максимова "Клубок, Крючок и Спицы в гостях у малышей"