Напоминание

Антон Семёнович Макаренко: "Всё человеческое в человеке должно быть воспитанно".


Автор: Пильгун Галина Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 23
Населённый пункт: г. Одинцово, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Антон Семёнович Макаренко: "Всё человеческое в человеке должно быть воспитанно".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Г.С. Пильгун воспитатель, Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №23 г.Одинцово, Россия адрес почтыGalina_Pilgun@mail Антон Семёнович Макаренко: «Всё человеческое в человеке должно быть воспитанно». Данная статья рассматривает методы воспитания детей, разработанных и испробованных Антоном Семеновичем Макаренко – воспитателем, ученым и писателем, которого в 1988 ЮНЕСКО среди четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке, назвала самой яркой личностью в советской педагогике. в есомый вклад А.С. Макаренко внес в развитие теории и методики воспитания беспризорных детей. Методы психоморальной адаптации в детском коллективе, которые он разработал и испробовал на практике школы колонии им. А.М. Горького и коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, не утратили своей актуальности и в наше время. Проведенные исследования позволяют утверждать, что изучение педагогами ряд исследований в области работы А.С. Макаренко, по ряду педагогических вопросов поможет им понять приемы обучения детей.
Ключевые слова:
семейное воспитание, воспитание в коллективе, воспитание детей, трудовая деятельность детей.
Введение
Только в обществе себе подобных человек может усвоить все знания и навыки, необходимые для жизни. Воспитание в коллективе для человека естественно. Оно дает ему необходимый опыт общения и взаимодействия с окружающими. Эффективность такого воспитания обуславливает также тот факт, что общественное мнение чаще всего имеет для него большое значение. А.С. Макаренко считал, что педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определенной целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, что дает глубокое удовлетворение. Добившись этой цели, надо не останавливаться на достигнутом, а ставить дальнейшую задачу, более широкую, более общественно значимую, делать больше и лучше, чем раньше. Искусство педагога заключается в том, чтобы сочетать свое руководство, свои педагогические требования с большими реальными правами коллектива. «Только создав единый школьный коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора»,— писал А.С. Макаренко в статье «Проблемы воспитания в советской школе». [6 ].
А.С. Макаренко отводил важную роль в жизни коллектива игре. В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребенок, писал А.С. Макаренко, должен играть, «надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь». Эта сторона жизни коллектива нашла свое яркое выражение в эстетике и символике (сигналы, рапорты, отличительные знаки и т. п.) и во всей структуре и деятельности коллективов колонии имели Горького и коммуны имени Дзержинского. Под коллективом А.С. Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде - объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей. Он подчеркивал, что коллектив - часть советского общества: "через коллектив каждый его член входит в общество" [4, c. 51]. А.С. Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. В Советской стране труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей. Необходимым фактором воспитания в педагогической системе А.С. Макаренко является труд. В "Лекциях о воспитании детей" он говорил: "Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов" [3, с. 395] . Трудовая деятельность воспитанников занимала большое место в руководимых А.С. Макаренко учреждениях; она непрестанно развивалась и совершенствовалась. Начав в колонии имени Горького с простейших видов сельскохозяйственного труда, в основном для нужд своего коллектива, А.С. Макаренко затем перешел к организации производительного труда воспитанников в кустарных мастерских. В процессе трудовой деятельности детей, говорит А.С. Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. Большого внимания заслуживают указания А.С. Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т. п. В статье, озаглавленной «Воля, мужество, целеустремленность», А.С. Макаренко писал: «Коммунистиче скую волю, коммунистиче ское муже ство, комму н и с ти ч е с ку ю целеустремленность нельзя воспитать без специальных упражнений в коллективе». Он упражнял своих воспитанников в выносливости и выдержке. В колонии имени Горького воспитанники приучались легко переносить неудобства и трудности. У них возник и получил
всеобщее признание лозунг «Не хныкать, не пищать», всегда быть бодрым и мужественным. В буржуазной педагогике установилось ограниченное понимание дисциплины — только как дисциплины послушания. Она обычно ограничивалась отрицательными требованиями: «не шали», «не ленись», «не опаздывай» и т. д. Подобному пониманию дисциплины А.С. Макаренко противопоставляет свое требование активной дисциплины, или, как он выражается, «дисциплины борьбы и преодоления». «В советском обществе, — говорил он, — дисциплинированным человеком мы имеем право называть только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности». Таким образом, дисциплина в понимании А.С. Макаренко — это не только дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений, активности. Она не только сдерживает, но и окрыляет, вдохновляет к новым победам и достижениям. А.С. Макаренко тесно связывает вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твердого характера. «У наших школьников иногда бывает еще дисциплина порядка, но не бывает дисциплины борьбы и преодоления»,— писал Антон Семенович. Он указывал, что школа умеет, пожалуй, бороться с дезорганизаторами, но «такие типы характеров, как «тихони», «иисусики», накопители, приспособленцы, шляпы, разини, кокеты, приживалы, мизантропы, мечтатели, зубрилы, проходят мимо нашей педагогической заботы... А на самом деле именно эти характеры вырастают в людей вредоносных...» Дисциплина особенно развивается и крепнет в организованном коллективе. А.С. Макаренко говорил: «Дисциплина — это лицо коллектива, его голос, его красота, его подвижность, его мимика, его убежденность». «Все, что есть в коллективе, в конечном счете принимает форму дисциплины. Дисциплина — это глубоко политическое явление, это то, что можно назвать самочувствием гражданина Советского Союза» . Рассматривая дисциплину как результат воспитания, А.С. Макаренко различает понятия «дисциплина» и «режим», указывая, что режим является важным средством воспитания. В лекции «Дисциплина, режим, наказания и поощрения» он указывает, что у детей часто наблюдается крикливость, егозливость, «истеричность» и т. п. Педагоги часто говорят: «Ребенок должен кричать, в этом проявляется его натура». А.С. Макаренко возражает против этого и требует: дети должны научиться сдерживать себя, режим должен быть глубоко продуманным, устойчивым, должен всеми строго соблюдаться. Отвергая неправильное утверждение педагогов, находившихся под влиянием теории «свободного воспитания», будто «наказание воспитывает раба», А.С. Макаренко указывал, что, применяя наказания, можно воспитать и раба или запуганного, дряблого человека и свободную, полную человеческого достоинства сильную личность. Все дело в том, какие наказания и как применять. Телесные наказания, конечно, недопустимы. В отношении прочих наказаний А.С. Макаренко требовал, чтобы они были продуманными, не назначались сгоряча и бессистемно, чтобы они имели индивидуализированный характер, соответствовали бы проступку, не были частыми, пробуждали бы в наказанном сознание справедливости наказания и переживание собственной вины, чтобы коллектив признавал справедливость этих наказаний. Такие же подробные указания дает он и относительно поощрений.
А.С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов, занявшихся разработкой этой важной проблемы. Главнейшим условием семейного воспитания А.С. Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность. А.С. Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание. Каждая семья, говорил А.С. Макаренко, ведет свое хозяйство, ребенок — член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки и оперативность. Подробно осветил А.С. Макаренко такие вопросы, как значение сказки для детей раннего возраста, руководство детским чтением, посещение детьми театра, кино и т. п. Большое место в жизни детей он отводил эстетическому воспитанию.
Заключение
А.С. Макаренко — педагог-новатор, обогативший советскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами (система перспективных линий, принцип параллельного действия, стиль и тон педагога и т. д.). Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание и др.). А.С. Макаренко был педагогом, успешно применявшим в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принципы. Руководящим принципом всей его педагогической деятельности была преданность социалистической Родине и Коммунистической партии.
Список литературы
1. Варнакова Е.Д. Творческое использование педагогического наследия А.С. Макаренко в воспитании будущих молодых рабочих. – М.: Высшая скола.,1991. – 445 с. 2.Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. – М.: Педагогика, 1972. – 136 с. 3. «Лекции о восприятии детей» А.С. Макаренко; Издательство Академии педагогических наук РСФСР; 1957. - 395с. 4. «Некоторые выводы из моего педагогического опыта»/ А.С. Макаренко; под ред. Г.С. Макаренко. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР; 1657. – 395с.
5. «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко; Издательство Академии педагогических наук РСФСР; 1958. – 98с. 6. Статья «Проблемы воспитания в советской школе» 7. Статья «Воля, мужество, целеустремленность»


В раздел образования