Напоминание

Урок родного (долганского)языка "Песня Оленевода"


Автор: Федосеева Татьяна Ивановна
Должность: учитель родного (долганского) языка
Учебное заведение: ТМКОУ "Хетская средняя школа"
Населённый пункт: поселок Хета Красноярский край Таймырский район
Наименование материала: Конспект
Тема: Урок родного (долганского)языка "Песня Оленевода"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема « Таба 4 ыт ырыата ». Цели урока : познакомить детей с произведением Огдо Аксеновой « Таба 4 ыт ырыата » ; развивать мышление и речь учащихся ; показать своеобразие , необыкновенность , красоту песен О . Аксеновой ; прививать интерес к долганской литературе . Ход урока . 1. Организационный момент . Дороболору 8 оголор . Оргуйканнык олору 8. 5 ч 6 гэйдик 62 рэни 8. 2. Проверка домашнего задания . Аагыны 8. Огдуо ырыатын ылла 8, боскуой багайытык . Учащиеся должны хором спеть песню Огдо Аксеновой « Булчут ырыата », стараясь передать свои чувства , свое отношение к этой песне . 3. О творчестве Огдо Аксеновой . Б 6 г 6 н би 4 иги эмиэ кэпсэтиэкпит Огдо Аксенова ту 4 унан . Кэпсэ 8 туок ту 4 унан би 4 иги кэпсэппипит ма 8 найгы урока . ( Один ученик рассказывает на родном языке о творчестве Огдо Аксеновой ). Ты 4 ычча тогус 466 с отут алтыстаак дьылга элдэннээк каллаа 88 а улакан Таймыр тыатыгар к 6 чч 6 г 6 й Баганида 6 рд 6 т 6 гэр бэрт 4 ырдык 4 улус убайбыта - ити самобытнай поэтесса , 4 акалар письменностьтарын родоначальницаларын , оло 8 косуттарын , тылбаастарын , му 8 ма 8 найгы профессиональнайдык 4 уруйар ки 4 илэрин 4 улу 4 а - Евдокия Егоровна Аксёнова гиэнэ .
Тугу Огдуо 4 уруйбута – ити барыта таптыыр 4 ака дьонуттан гиниэкэ кэлбит . Гини т 2 р 22 б 6 т 4 ирин ту 4 унан , ыллыы - ыллыы , 4 уруйар этэ . Кайдак да ыраак муораттан бардагынан , Огдуо каччага да бэйэтин Таймырын , бэйэтин дьонун , бэйэтин кэргэнин , бэйэтин культуратын , бэйэтин тылын умнааччыта 4 уок этэ . Ол и 4 ин Огдуо Аксёнова творчестватыгар 4 ака дьонун олого , 4 иэркилэгэ диэри , к 2 ст 2 р . Би 4 иги Огдуону каччага да умнуоппут 4 уога . Евдокия Егоровна – 4 ака письменностьин т 2 р 6 тэ , ол и 4 ин билэбит , би 4 иги , 4 акалар , улакан 6 ктэли инникии 6 йэгэ о 8 орбуппут . Огдуо Аксёнова 4 улу 4 а олус эрдэ утуйбут . Ол до буолбакка би 4 иги билэбит , гини литературнай дарованиятын уота 2 сс 62 2 рд 6 к Таймыр муоратын 6 рд 6 т 6 гэр убайыага , инникии олокпутун 4 ырдатыага . Огдуо творчестватын би 4 иги бэрт кылыылыыбыт , таптыыбыт , карастыыбыт . 4. Работа над произведением . Таба 4 ыт ырыата . На доске плакат . Учитель читает выразительно на родном языке . - Ити ко 4 ону агарбытыгар 62 рэбит ду ытыбыт ду ? - Туок ту 4 унан ити ко 4 оон ? - Тугу э 4 иги 6 ч 6 гэйдик 2 йд 1 тигит ?
- Ити ко 4 оону 4 уруйбут ки 4 и бэйэтин 4 ирин багарар ду 4 уок ду ? - Кайдак агабыт ити ко 4 оону ? Учитель исполняет эту песню на родном языке . Перевод стихотворения . ( на экране проектора ) К низкому небу олени летят Тянется пар из оленьих ноздрей . Хей , хэй , хэй - хээй ! Четко копыта по насту звенят , Мчат , как на крыльях , олени меня . Хей , хэй , хэй - хээй ! Нету на на нарте моей сундуков , Там я не прячу сокровища слов Хей , хэй , хэй - хээй ! Песни в дороге мои рождены , Добрые ветрыим в тундре нужны Хей , хэй , хэй - хээй ! Песни услышав за посвисто вьюг , Стадо мое собирается в круг Хей , хэй , хэй - хээй ! 5. Физминутка . Дети читают считалку и делают движения . 6. Все ли слова вам были понятны . Словарная работа . Ко 4 оон - стихотворение 6 рг 68 нэтэ - испугавшееся ( стадо ) 62 р 6 м - стадо 3 уруйу 8. Ити 4 а 8 алары бэйэ - бэйэ агы 8. Агы 8, оргуйакаанык ыллы ыллы . Итог урока .
7. Тугу б 6 г 6 н аактыбыт . Туок ту 4 унан . Боскуой ырыа дуо . Ким 4 уруйбйтар ити ырыаны . Выставление оценок. 8. Домашнее задание. Дьэгитигэр аагынары 8, оргуйканнык ылланары 8. Индивидуальное задание для тех , кто владеет родной речью . Выучить наизусть по две строчки и пропеть .


В раздел образования