Урок родного (долганского)языка "Песня Оленевода"
Автор: Федосеева Татьяна ИвановнаДолжность: учитель родного (долганского) языка
Учебное заведение: ТМКОУ "Хетская средняя школа"
Населённый пункт: поселок Хета Красноярский край Таймырский район
Наименование материала: Конспект
Тема: Урок родного (долганского)языка "Песня Оленевода"
Раздел: среднее образование
Назад
Тема
«
Таба
4
ыт
ырыата
».
Цели
урока
:
познакомить
детей
с
произведением
Огдо
Аксеновой
«
Таба
4
ыт
ырыата
» ;
развивать
мышление
и
речь
учащихся
;
показать
своеобразие
,
необыкновенность
,
красоту
песен
О
.
Аксеновой
;
прививать
интерес
к
долганской
литературе
.
Ход
урока
.
1.
Организационный
момент
.
Дороболору
8
оголор
.
Оргуйканнык
олору
8.
5
ч
6
гэйдик
62
рэни
8.
2.
Проверка
домашнего
задания
.
Аагыны
8.
Огдуо
ырыатын
ылла
8,
боскуой
багайытык
.
Учащиеся
должны
хором
спеть
песню
Огдо
Аксеновой
«
Булчут
ырыата
»,
стараясь
передать
свои
чувства
,
свое
отношение
к
этой
песне
.
3.
О
творчестве
Огдо
Аксеновой
.
Б
6
г
6
н
би
4
иги
эмиэ
кэпсэтиэкпит
Огдо
Аксенова
ту
4
унан
.
Кэпсэ
8
туок
ту
4
унан
би
4
иги
кэпсэппипит
ма
8
найгы
урока
.
(
Один
ученик
рассказывает
на
родном
языке
о
творчестве
Огдо
Аксеновой
).
Ты
4
ычча
тогус
466
с
отут
алтыстаак
дьылга
элдэннээк
каллаа
88
а
улакан
Таймыр
тыатыгар
к
6
чч
6
г
6
й
Баганида
6
рд
6
т
6
гэр
бэрт
4
ырдык
4
улус
убайбыта
-
ити
самобытнай
поэтесса
,
4
акалар
письменностьтарын
родоначальницаларын
,
оло
8
косуттарын
,
тылбаастарын
,
му
8
ма
8
найгы
профессиональнайдык
4
уруйар
ки
4
илэрин
4
улу
4
а
-
Евдокия
Егоровна
Аксёнова
гиэнэ
.
Тугу
Огдуо
4
уруйбута
–
ити
барыта
таптыыр
4
ака
дьонуттан
гиниэкэ
кэлбит
.
Гини
т
2
р
22
б
6
т
4
ирин
ту
4
унан
,
ыллыы
-
ыллыы
,
4
уруйар
этэ
.
Кайдак
да
ыраак
муораттан
бардагынан
,
Огдуо
каччага
да
бэйэтин
Таймырын
,
бэйэтин
дьонун
,
бэйэтин
кэргэнин
,
бэйэтин
культуратын
,
бэйэтин
тылын
умнааччыта
4
уок
этэ
.
Ол
и
4
ин
Огдуо
Аксёнова
творчестватыгар
4
ака
дьонун
олого
, 4
иэркилэгэ
диэри
,
к
2
ст
2
р
.
Би
4
иги
Огдуону
каччага
да
умнуоппут
4
уога
.
Евдокия
Егоровна
– 4
ака
письменностьин
т
2
р
6
тэ
,
ол
и
4
ин
билэбит
,
би
4
иги
, 4
акалар
,
улакан
6
ктэли
инникии
6
йэгэ
о
8
орбуппут
.
Огдуо
Аксёнова
4
улу
4
а
олус
эрдэ
утуйбут
.
Ол
до
буолбакка
би
4
иги
билэбит
,
гини
литературнай
дарованиятын
уота
2
сс
62 2
рд
6
к
Таймыр
муоратын
6
рд
6
т
6
гэр
убайыага
,
инникии
олокпутун
4
ырдатыага
.
Огдуо
творчестватын
би
4
иги
бэрт
кылыылыыбыт
,
таптыыбыт
,
карастыыбыт
.
4.
Работа
над
произведением
.
Таба
4
ыт
ырыата
.
На
доске
плакат
.
Учитель
читает
выразительно
на
родном
языке
.
-
Ити
ко
4
ону
агарбытыгар
62
рэбит
ду
ытыбыт
ду
?
-
Туок
ту
4
унан
ити
ко
4
оон
?
-
Тугу
э
4
иги
6
ч
6
гэйдик
2
йд
1
тигит
?
-
Ити
ко
4
оону
4
уруйбут
ки
4
и
бэйэтин
4
ирин
багарар
ду
4
уок
ду
?
-
Кайдак
агабыт
ити
ко
4
оону
?
Учитель
исполняет
эту
песню
на
родном
языке
.
Перевод
стихотворения
. (
на
экране
проектора
)
К
низкому
небу
олени
летят
Тянется
пар
из
оленьих
ноздрей
.
Хей
,
хэй
,
хэй
-
хээй
!
Четко
копыта
по
насту
звенят
,
Мчат
,
как
на
крыльях
,
олени
меня
.
Хей
,
хэй
,
хэй
-
хээй
!
Нету
на
на
нарте
моей
сундуков
,
Там
я
не
прячу
сокровища
слов
Хей
,
хэй
,
хэй
-
хээй
!
Песни
в
дороге
мои
рождены
,
Добрые
ветрыим
в
тундре
нужны
Хей
,
хэй
,
хэй
-
хээй
!
Песни
услышав
за
посвисто
вьюг
,
Стадо
мое
собирается
в
круг
Хей
,
хэй
,
хэй
-
хээй
!
5.
Физминутка
.
Дети
читают
считалку
и
делают
движения
.
6.
Все
ли
слова
вам
были
понятны
.
Словарная
работа
.
Ко
4
оон
-
стихотворение
6
рг
68
нэтэ
-
испугавшееся
(
стадо
)
62
р
6
м
-
стадо
3
уруйу
8.
Ити
4
а
8
алары
бэйэ
-
бэйэ
агы
8.
Агы
8,
оргуйакаанык
ыллы
ыллы
.
Итог
урока
.
7.
Тугу
б
6
г
6
н
аактыбыт
.
Туок
ту
4
унан
.
Боскуой
ырыа
дуо
.
Ким
4
уруйбйтар
ити
ырыаны
.
Выставление оценок.
8.
Домашнее задание.
Дьэгитигэр
аагынары
8,
оргуйканнык
ылланары
8.
Индивидуальное
задание
для
тех
,
кто
владеет
родной
речью
.
Выучить
наизусть
по
две
строчки
и
пропеть
.
В раздел образования