Напоминание

Развитие личности студента через формирование потребности в развитии профкомпетенций.


Автор: Дьяченко Екатерина Георгиевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБ ПОУ Авиационно-технический техникум
Населённый пункт: Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие личности студента через формирование потребности в развитии профкомпетенций.
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Развитие

личности

студента

через

формирование

потребности

в

развитии профкомпетенций.
Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования нового поколения усиливают внимание к проблеме подготовки специалиста качественно нового уровня. Качество образования связывают с формированием компетентностей обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и характера работ, любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными, общетехническими и специальными знаниями. И не просто обладал определённым уровнем знаний, умений, навыков, а был спо собен реализовать их в профессиональной деятельности. мотивация в профессиональном образовании смещается в сторону формирования выпускника как сознательного и активного гражданина. Востребована новая личность, ориентированная на общечеловеческие, нравственные, духовные ценности, обладающая такими качествами как самостоятельность, сознательность, толерантность, коммуникабельность, интеллигентность, контактность в различных социальных группах. Учитывая, что в период обучения студенты проходят важнейший этап социализации, гражданственности, у них развиваются личностные качества, связанные с активным формированием социальной зрелости, интенсивным н р а в с т в е н н о - э с т е т и ч е с к и м с т а н о в л е н и е м , м о д е л и р о в а н и е м профессионального жизненного пути, ценным становится развитие и таких личностных качеств обучаемых как гибкое мышление, установка на диалог и сотрудничество, критическое отношение к себе, умение работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций, готовность к нестандартным жизненным ситуациям, умение анализировать ситуацию и прогнозировать последствия.
Таким образом, видим, что логика и потребности настоящего времени позволяют по-новому рассматривать вопрос профессионального обучения и воспитания личности, представляя профессиональное образование как динамичную подвижную систему, сочетающую в себе традиции и новаторство. Объект образования становится центральной фигурой, рассматриваемый на уровне отдельного человека во всём богатстве и многообразии его личностных интересов, потребностей, устремлений. В условиях СПО одним из средств формирования востребованных качеств личности обучающихся, выпускников является создание в ССУЗе системы внеучебной деятельности. Внеучебная деятельность обучающихся-это понятие, объединяющее все виды деятельности обучающихся (кроме учебной), в которых заложена возможность и целесообразность решения задач их воспитания и социализации. Внеучебная деятельность это возможность использования свободного от учёбы времени для собственного р а з в и т и я п у т ё м самообразования, самовоспитания, самообучения, профессионального становления. В силу своей сущности внеучебная деятельность обучающихся не является обязательной, а считается формой проведения свободного времени обучаемых по интересам и желанию (досугом). Единой модели внеучебной деятельности студентов нет, и, тем не менее необходимо учитывать, что внеучебная деятельность с одной стороны дополняя учебную деятельность, сохраняя свободу для развития индивидуальности и имеет возможность корректировать теоретическое и практическое обучение. Отвечая инновационным потребностям студента, внеучебная деятельность позволяет сочетать классические и новые подходы в организации системы внеучебной деятельности студентов. В условиях СПО имеются преимущества и противоречия организации внеучебной деятельности. К преимуществам относятся: целенаправленная учебно- воспитательная работа, создающая условия для систематического педагогического взаимодействия; большое количество практических занятий
и практическая направленность ССУЗа в целом; научное общество студентов. институт классных руководителей, деятельность которых направлена на взаимодействие со студентами. К противоречиям, относятся: отсутствие научно-методического обеспечения профессионального самоопределения; недостаточная теоретическая разработанность форм, содержания, методов организации внеучебной деятельности. Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач профессионального воспитания, а также вопросов развития индивидуальных особенностей личности студента. При организации внеучебной деятельности по специальности определяя цель и задачи внеучебной деятельности, мы опирались на общие концепции воспитания Ц е л ь с и с т е м ы в н еу ч е б н о й д е я т е л ь н о с т и з а к л юч а е т с я в целенаправленном создании условий для профессионального становления и развития личности студента, соответствующей комфортной атмосферы для инновационной деятельности студентов в сфере свободного времени, преобразующей их в субъектов собственной и общественной жизни. Для достижения этой цели от преподавателей ССУЗа требуется:  использование традиций и позитивного опыта коллектива ССУЗа, их сочетание с поиском новых форм и направлений для становления, функционирования и развития системы внеучебной деятельности в современных условиях;  планирования внеучебной деятельности и её совершенствование на всех уровнях (общетехникумовском, внутри специальностей, групп, индивидуальном уровне);  создание организационной структуры, координирующей внеучебную деятельность, определяющей её направления, осуществляющей контроль, несущей ответственность за её результаты;
 реализация в системе внеучебной деятельности возможности студенческого самоуправления; Задачи внеучебной деятельности можно условно поделить на две группы: педагогические, отражающие содержательные направления внеучебной деятельно сти и организационные, предполагающие с о зд а н и е организационно-педагогических условий для становления компетентной, гуманистически ориентированной, академически мобильной, с сформированным чувством патриотизма, обладающей мировоззренческим потенциалом личности. Ставим перед собой следующие задачи:  создание условий для профессиональной адаптации будущих специалистов;  направление студентов на продолжение образования внеучебной деятельности;  создание условий для развития способностей, склонностей, интересов каждого студента;  обучение студентов полезно использовать свободное время;  гуманизация среды жизнедеятельности, проявление социальной мобильности;  обеспечение самореализации и мотивации поведения и деятельности;  вовлечение студентов в проце сс формирования ед и н о го воспитательного пространства ССУЗа в союзе с наукой, производством, обществом. Внеучебную деятельность нельзя организовывать только для галочки. Со студентами отделения техникума по освоению рабочей профессии техника сварочного производства организуем целенаправленное взаимодействие преподавателя с каждым студентом и группой в целом и направляем свои усилия на решение воспитательных задач. Во главу угла ставим перед собой
цель развития личности студента, учитывая интересы и потребности студента, формируем на этой основе профессиональные качества и умения. В своей работе учитываем, что оценка качества подготовки студентов и выпускников осуществляется по двум направлениям: по уровню освоения дисциплины и приобретённым компетенциям. Учитываем и тот факт, что профессиональные компетенции формируются после приобретения навыков в ходе выполнения практической работы или после приобретения практического опыта. Поэтому ориентируем внеучебную деятельность студента на практическое обучение, на формирование профессиональных компетенций. Собственный педагогический опыт позволяет утверждать, что в этом случае внеучебная деятельность даёт возможность создать благоприятные условия для развития познавательных и социальных мотивов общения и взаимодействия друг с другом, с другими людьми, группами, коллективами и т.п. Педагог новатор выстраивает отношения преподаватель- студент, студент-студент, студент-специалист производства. На основе уважения личности студента, признания его индивидуальности, прав и свобод, опирается на потенциальные личные возможности, внутреннюю активность студента в процессе формирования его личности. Внеурочная практическая деятельность студентов организована в условиях производства.  цели внеучебной деятельности конкретизируются в контексте профессионального самоопределения, что развивает положительные мотивы студента стать компетентным профессионалом;  гуманитарные технологии профессионального самоопределения студента обуславливаются нормами культуры профессиональной деятельности, что активизирует целеполагание и умения субъекта соотносить культурно-образные нормы с его реальными действиями, поведением, индивидуальными способностями;
 инициируется рефлексия профессионального самоопределения студента во внеучебной деятельности ССУЗа, что даёт возможность выявить многогранность будущей профессиональной деятельности и её значение в решении социокультурных задач общества и личности. Воспитательное пространство в нашем техникуме наполнено разными средами и их элементами: среда ССУЗа (лаборатории, кабинеты, мастерские, библиотек, музеи, условия быта, оформление территории и помещений наглядными средствами и т.п.), медиасреда, образовательно-воспитательная среда (семья, техникум, социум), развивающая среда. \ в своей работе мы руководствуемся идеями характеристики развивающей среды:  на пути к воплощению намерений не ставятся произвольные ограничения (возможность выбора и содержания действий человека);  создаются условия, требующие проявления и развития талантов и способностей (выражается в востребованности талантов и умений личности);  личность в стремлении к своей цели не стеснена жёсткими рамками правил и предписаний (свобода выбора действий);  поощряется проявление себя с самой лучшей стороны (взаимодействие между участниками, запрос на высокий уровень общения и коммуникативных связей, востребованность талантов и умений);  оказание поддержки индивиду, потерявшему ориентиры (указание условий ответственности, тесное и дружеское взаимодействие членов коллектива);
 участие личности в принятии решений (это даёт повышение качества принимаемых решений и обеспечивает распределение ответственности; возможность достигать заинтересованным студентам более высокого уровня компетентности и приобрести необходимые для специалиста знания). Свою деятельность в направлении организации внеучебной деятельности начинаем с проведения обследования (анкетирование, беседа, тестирование, глубинный опрос, интервьюирование и т.п.) студентов нового набора и их родителей. Начальная диагностика проводится с целью планирования работы и управления процессом внеучебной практической деятельности, проводится как в отношении коллектива группы, так и в отношении каждого студента. Надо сказать, что планирования и проектирования внеучебной практической деятельности нет или же они очень трудоёмки. К планированию стараемся привлекать все заинтересованные стороны: студентов, родителей, педагогов, администраторов образования, специалистов производства. Важно добавить, что планирование и проектирование становятся, по сути, групповыми и требуют согласованности. Далее уже в процессе внеучебной практической деятельности получаем экспресс-информацию - корректирующая диагностика и к концу учебного года проводится обобщающая (итоговая) диагностика. Состояние внеучебной практической деятельно сти преподавателя оцениваем в течении учебного года по результатам мониторинга основных показателей учебно-воспитательного процесса. В конце учебного года определяем эффективность работы преподавателя и студента. Нужно отметить, что оценивание воспитательной работы, внеучебной практической деятельности, развития личностных качеств обучаемых весьма сложная проблема (нет процедур, критериев, алгоритмов и т.п., отсутствуют стандартизация и нормирование). Поэтому мы используем целенаправленное педагогическое наблюдение за студентом (студентами), учитываем его социальную активность, участие в мероприятиях техникума (конференции, фестиваль науки, конкурсы и т.п.) и в работе
производственных коллективов. Для оценки своей работы используем опыт Г.Л. Иванайской и берём следующие показатели: стремление студента быть человеком культуры, компетентным профессионалом; студент знает педагогическую сущность понятий “профессионального самоопределения“, “рефлексия“, способы профессионального самоопределения, имеет представление о своём месте в профессиональном сообществе, обязательствах совершаемого выбора и реализации принятого решения, студент умеет: соотнести свои способности профессиональной деятельности с нормами культуры, скорректировать целеполагание; студент испытывает положительные эмоции, адекватно оценивает процесс профессионального самоопределения; Н а м и за м еч е н о , ч то повышение уровня эффективности профессионального воспитания, внеучебной практической деятельности зависит от учёта преподавателем принципов внеучебной деятельности. Рассматривая внеучебную деятельность как часть учебно-воспитательного процесса, учитывая анализ научной и методической литературы, используем следующие принципы: cвязь теории с практикой; н ау ч н о с т ь ; систематичность; последовательность; доступность и посильность труда; сознательность и активность студентов; прочность усвоения знаний, умений, навыков ;наглядность; воспитание в процессе внеучебной деятельности. Все эти принципы действуют в тесной связи друг с другом[13]. Внеучебная деятельность по освоению рабочей профессии позволяет реализовать указанные принципы в полном объёме. Принцип связь теории с практикой реализуется соединением обучения и практической деятельности, участие в профессиональном труде порождает у обучающихся потребность в знаниях, делает обучение более осмысленным, студент осознаёт в условиях практической деятельности необходимость приобретения знаний как руководства к деятельности, полученные знания востребованы, что делает обучение более осмысленным, знания конкретизируются, становятся более жизненными, в свою очередь профессиональный труд по рабочей профессии
обогащает жизненный опыт студентов, даёт конкретный пример по формированию и использованию научных понятий и обобщений. При этом реализуется и принцип научности, требующий для успешного освоения рабочей профессии, когда студентам даются только достоверные, проверенные практикой научные знания. В своей работе учитываем достижения науки и техники, передовые методы технологии, опыт новаторов производства. Студенты знакомятся с новым оборудованием, принципами использования и применения в условиях производства и имеют возможность использовать его в процессе практической деятельности. В ходе выполнения работ пользуемся только научной (профессиональной) терминологией, употребляем принятые в биологической науке обозначения, формулы, размерности, это относится и к специалистам производства, когда изложение ведётся в популярной форме на строгой основе биологической науки, без вульгаризации. В процессе практической деятельности студенты овладевают наиболее целесообразными приёмами её выполнения и способами самоконтроля своих действий и их результатов. Дополнительно для реализации принципа научности студентам предложено самостоятельно ознакомиться с историей научного и изучаемого явления, методами его открытия внедрения в производство. Принцип систематичность и последовательность в овладении рабочей профессией отражён в системе учебных программ и учебной литературе. Важно помнить, что только систематические знания усваиваются сознательно и появляется возможность их свободного использования в своей практической деятельности. Для устранения пробелов в знаниях организуем самостоятельную проработку пропущенного или неусвоенного материала, преподавателем и студентами разработаны тесты и вопросы для самоконтроля усвоения материала. При организации практической деятельности в условиях производства обязательно учитываем индивидуальные особенности и состояние здоровья обучаемых, чтобы избежать вредное влияние на здоровье разных факторов, контролируем
соблюдение правил по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии. Также педагог учитывает познавательные возможности студента и способность развить их. Это достигается постепенным усложнением заданий-работ, добавлением новых операций. Систематизация знаний достигается обобщающим повторением материала по теме, опорой профессиональных действий на теоретические знания. Доступность и посильность труда. Трудовые знания по содержанию, объёму, и методам при освоении рабочей профессии соответствуют возрасту и уровню подготовки студентов, их физическим силам и познавательным возможностям. Для реализации этого принципа учитываем дифференциацию знаний: для “слабых“ - более лёгкие задания, которые помогут студенту восполнить имеющиеся пробелы и подвести к выполнению особых работ, “сильные“, быстрее могут продвигаться к выполнению заданий повышенной трудности. Сознательность и активность. Реализацию этих принципов начинаем с постановки конкретной цели и задач внеучебной практической деятельности по освоению рабочей профессии техника искусственного осеменения сельскохозяйственных животных и птицы. Самостоятельность и активность проявляются в ходе самостоятельного овладения теоретическим материалом, решением творческих задач, организации рабочего места, приёмами творческой деятельности. Это позволяет студентам сознательно овладевать знаниями и методами применения их на практике, трудовыми умениями и навыками, чтобы у них развивалась творческая инициатива и самостоятельность, мышление, речь и формировалась трудовая культура. Прочность усвоения студентами знаний, умений, навыков. Прочность усвоения достигается в ходе всего процесса внеучебной практической деятельности. Студенты знают цель материала и выполняют практические, трудовые задания. Одновременно применяем и дидактические средства: закрепление материала,. Наглядность. В ходе внеучебной практической деятельности опираемся на чувственно-практический опыт студента, идёт непосредственное восприятие ими трудовых процессов,
следующий этап-абстрактное мышление, когда восприятие сопровождается и направляется активным мышлением. Выдвинуты познавательные задачи, разработан план наблюдений и выполнения заданий, ожидается результат Сейчас, когда качество образования связывают с формированием компетенций, Внеучебная практическая деятельность по освоению рабочей профессии позволяет реализовать основные направления развития диверсификационных процессов:  усиление практической направленности подготовки обучающихся в соответствии с потребностями региона;  своевременное обновление моделей социального и профессионального облика специалиста в соответствии с социальным заказом;  создание условий для формирования (c учётом региональных условий, возможности профессиональных образовательных учреждении) личности специалиста, обладающего профессиональной и социальной мобильностью, конкурентоспособностью;


В раздел образования