Развитие личности студента через формирование потребности в развитии профкомпетенций.
Автор: Дьяченко Екатерина Георгиевна Должность: преподаватель Учебное заведение: КГБ ПОУ Авиационно-технический техникум Населённый пункт: Комсомольск-на-Амуре Наименование материала: Статья Тема: Развитие личности студента через формирование потребности в развитии профкомпетенций. Раздел: среднее профессиональное
развитии профкомпетенций.
Федеральные
государственные
образовательные
стандарты
профессионального образования нового поколения усиливают внимание к
проблеме
подготовки
специалиста
качественно
нового
уровня.
Качество
образования
связывают
с
формированием
компетентностей
обучающихся,
которые
обеспечат
выпускнику
личностную
и
профессиональную
самореализацию. Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от
специализации и характера работ, любой начинающий специалист обладал
фундаментальными
общеобразовательными,
общетехническими
и
специальными
знаниями.
И
не
просто
обладал
определённым
уровнем
знаний,
умений,
навыков,
а
был
спо собен
реализовать
их
в
профессиональной деятельности.
мотивация
в
профессиональном
образовании
смещается
в
сторону
формирования
выпускника
как
сознательного
и
активного
гражданина.
Востребована
новая
личность,
ориентированная
на
общечеловеческие,
нравственные,
духовные
ценности,
обладающая
такими
качествами
как
самостоятельность,
сознательность,
толерантность,
коммуникабельность,
интеллигентность,
контактность
в
различных
социальных
группах.
Учитывая,
что
в
период
обучения
студенты
проходят
важнейший
этап
социализации, гражданственности, у них развиваются личностные качества,
связанные с активным формированием социальной зрелости, интенсивным
н р а в с т в е н н о - э с т е т и ч е с к и м
с т а н о в л е н и е м ,
м о д е л и р о в а н и е м
профессионального жизненного пути, ценным становится развитие и таких
личностных качеств обучаемых как гибкое мышление, установка на диалог и
сотрудничество, критическое отношение к себе, умение работать сообща в
различных
областях,
в
различных
ситуациях,
предотвращая
или
умело
выходя
из
любых
конфликтных
ситуаций,
готовность
к
нестандартным
жизненным ситуациям, умение анализировать ситуацию и прогнозировать
последствия.
Таким образом, видим, что логика и потребности настоящего времени
позволяют по-новому рассматривать вопрос профессионального обучения и
воспитания
личности,
представляя
профессиональное
образование
как
динамичную
подвижную
систему,
сочетающую
в
себе
традиции
и
новаторство.
Объект
образования
становится
центральной
фигурой,
рассматриваемый
на
уровне
отдельного
человека
во
всём
богатстве
и
многообразии
его
личностных
интересов,
потребностей,
устремлений.
В
условиях
СПО
одним
из
средств
формирования
востребованных
качеств
личности обучающихся, выпускников является создание в ССУЗе системы
внеучебной
деятельности.
Внеучебная
деятельность
обучающихся-это
понятие,
объединяющее
все
виды
деятельности
обучающихся
(кроме
учебной), в которых заложена возможность и целесообразность решения
задач
их
воспитания
и
социализации.
Внеучебная
деятельность
это
возможность использования свободного от учёбы времени для собственного
р а з в и т и я
п у т ё м самообразования,
самовоспитания,
самообучения,
профессионального
становления.
В
силу
своей
сущности
внеучебная
деятельность обучающихся не является обязательной, а считается формой
проведения
свободного
времени
обучаемых
по
интересам
и
желанию
(досугом).
Единой модели внеучебной деятельности студентов нет, и, тем не
менее необходимо учитывать, что внеучебная деятельность с одной стороны
дополняя
учебную деятельность,
сохраняя
свободу
для
развития
индивидуальности и имеет возможность корректировать теоретическое и
практическое
обучение.
Отвечая
инновационным
потребностям
студента,
внеучебная деятельность позволяет сочетать классические и новые подходы в
организации системы внеучебной деятельности студентов. В условиях СПО
имеются
преимущества
и
противоречия
организации
внеучебной
деятельности.
К
преимуществам
относятся:
целенаправленная
учебно-
воспитательная
работа,
создающая
условия
для
систематического
педагогического взаимодействия; большое количество практических занятий
и практическая направленность ССУЗа в целом; научное общество студентов.
институт
классных
руководителей,
деятельность
которых
направлена
на
взаимодействие
со
студентами.
К
противоречиям,
относятся: отсутствие
научно-методического
обеспечения
профессионального
самоопределения;
недостаточная теоретическая разработанность форм, содержания, методов
организации внеучебной деятельности.
Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и
средств решения задач профессионального воспитания, а также вопросов
развития индивидуальных особенностей личности студента.
При организации внеучебной деятельности по специальности определяя
цель и задачи внеучебной деятельности, мы опирались на общие концепции
воспитания
Ц е л ь
с и с т е м ы
в н еу ч е б н о й
д е я т е л ь н о с т и
з а к л юч а е т с я
в
целенаправленном создании условий для профессионального становления и
развития личности студента, соответствующей комфортной атмосферы для
инновационной
деятельности
студентов
в сфере
свободного
времени,
преобразующей их в субъектов собственной и общественной жизни. Для
достижения этой цели от преподавателей ССУЗа требуется:
использование традиций и позитивного опыта коллектива ССУЗа, их
сочетание
с
поиском
новых
форм
и
направлений
для
становления,
функционирования
и
развития
системы
внеучебной
деятельности
в
современных условиях;
планирования внеучебной деятельности и её совершенствование на
всех
уровнях
(общетехникумовском,
внутри
специальностей,
групп,
индивидуальном уровне);
создание организационной структуры, координирующей внеучебную
деятельность,
определяющей
её
направления,
осуществляющей
контроль,
несущей ответственность за её результаты;
реализация
в
системе
внеучебной
деятельности
возможности
студенческого самоуправления;
Задачи внеучебной деятельности можно условно поделить на две группы:
педагогические,
отражающие
содержательные
направления
внеучебной
деятельно сти
и
организационные,
предполагающие
с о зд а н и е
организационно-педагогических
условий
для
становления
компетентной,
гуманистически
ориентированной,
академически
мобильной,
с
сформированным
чувством
патриотизма,
обладающей
мировоззренческим
потенциалом личности.
Ставим перед собой следующие задачи:
создание
условий
для
профессиональной
адаптации
будущих
специалистов;
направление
студентов
на
продолжение
образования
внеучебной
деятельности;
создание условий для развития способностей, склонностей, интересов
каждого студента;
обучение студентов полезно использовать свободное время;
гуманизация
среды
жизнедеятельности,
проявление
социальной
мобильности;
обеспечение самореализации и мотивации поведения и деятельности;
вовлечение
студентов
в
проце сс
формирования
ед и н о го
воспитательного
пространства
ССУЗа
в
союзе с
наукой,
производством,
обществом.
Внеучебную деятельность нельзя организовывать только для галочки. Со
студентами отделения техникума по освоению рабочей профессии техника
сварочного
производства
организуем
целенаправленное
взаимодействие
преподавателя с каждым студентом и группой в целом и направляем свои
усилия на решение воспитательных задач. Во главу угла ставим перед собой
цель
развития
личности
студента,
учитывая
интересы
и
потребности
студента, формируем на этой основе профессиональные качества и умения.
В своей работе учитываем, что оценка качества подготовки студентов и
выпускников осуществляется по двум направлениям: по уровню освоения
дисциплины и приобретённым компетенциям. Учитываем и тот факт, что
профессиональные компетенции формируются после приобретения навыков
в
ходе
выполнения
практической
работы
или
после
приобретения
практического
опыта.
Поэтому
ориентируем
внеучебную
деятельность
студента на практическое обучение, на формирование профессиональных
компетенций. Собственный педагогический опыт позволяет утверждать, что
в
этом
случае
внеучебная
деятельность
даёт
возможность
создать
благоприятные условия для развития познавательных и социальных мотивов
общения и взаимодействия друг с другом, с другими людьми, группами,
коллективами и т.п. Педагог новатор выстраивает отношения преподаватель-
студент,
студент-студент,
студент-специалист
производства.
На
основе
уважения
личности
студента,
признания
его
индивидуальности,
прав
и
свобод, опирается на потенциальные личные возможности, внутреннюю
активность студента в процессе формирования его личности. Внеурочная
практическая
деятельность
студентов
организована
в
условиях
производства.
цели
внеучебной
деятельности
конкретизируются
в
контексте
профессионального самоопределения, что развивает положительные мотивы
студента стать компетентным профессионалом;
гуманитарные
технологии
профессионального
самоопределения
студента
обуславливаются
нормами
культуры
профессиональной
деятельности, что активизирует целеполагание и умения субъекта соотносить
культурно-образные
нормы
с
его
реальными
действиями,
поведением,
индивидуальными способностями;
инициируется
рефлексия
профессионального
самоопределения
студента во внеучебной деятельности ССУЗа, что даёт возможность выявить
многогранность будущей профессиональной деятельности и её значение в
решении социокультурных задач общества и личности.
Воспитательное пространство в нашем техникуме наполнено разными
средами и их элементами: среда ССУЗа (лаборатории, кабинеты, мастерские,
библиотек,
музеи,
условия
быта,
оформление
территории
и
помещений
наглядными средствами и т.п.), медиасреда, образовательно-воспитательная
среда (семья, техникум, социум), развивающая среда. \
в
своей
работе
мы
руководствуемся
идеями
характеристики
развивающей среды:
на
пути
к
воплощению
намерений
не
ставятся
произвольные
ограничения (возможность выбора и содержания действий человека);
создаются условия, требующие проявления и развития талантов и
способностей
(выражается
в
востребованности
талантов
и
умений
личности);
личность
в
стремлении
к
своей
цели
не
стеснена
жёсткими
рамками правил и предписаний (свобода выбора действий);
поощряется
проявление
себя
с
самой
лучшей
стороны
(взаимодействие между участниками, запрос на высокий уровень общения и
коммуникативных связей, востребованность талантов и умений);
оказание
поддержки
индивиду,
потерявшему
ориентиры
(указание
условий
ответственности,
тесное
и
дружеское
взаимодействие
членов коллектива);
участие
личности
в
принятии
решений
(это
даёт
повышение
качества
принимаемых
решений
и
обеспечивает
распределение
ответственности; возможность достигать заинтересованным студентам более
высокого
уровня
компетентности
и
приобрести
необходимые
для
специалиста знания).
Свою деятельность в направлении организации внеучебной деятельности
начинаем с проведения обследования (анкетирование, беседа, тестирование,
глубинный опрос, интервьюирование и т.п.) студентов нового набора и их
родителей. Начальная диагностика проводится с целью планирования работы
и управления процессом внеучебной практической деятельности, проводится
как в отношении коллектива группы, так и в отношении каждого студента.
Надо сказать, что планирования и проектирования внеучебной практической
деятельности нет или же они очень трудоёмки. К планированию стараемся
привлекать все заинтересованные стороны: студентов, родителей, педагогов,
администраторов образования, специалистов производства. Важно добавить,
что
планирование
и
проектирование
становятся,
по
сути,
групповыми
и
требуют согласованности. Далее уже в процессе внеучебной практической
деятельности
получаем
экспресс-информацию
-
корректирующая
диагностика и к концу учебного года проводится обобщающая (итоговая)
диагностика.
Состояние
внеучебной
практической
деятельно сти
преподавателя
оцениваем
в
течении
учебного
года
по
результатам
мониторинга
основных
показателей
учебно-воспитательного
процесса.
В
конце
учебного
года
определяем
эффективность
работы
преподавателя
и
студента.
Нужно
отметить,
что
оценивание
воспитательной
работы,
внеучебной
практической
деятельности,
развития
личностных
качеств
обучаемых весьма сложная проблема (нет процедур, критериев, алгоритмов
и т.п., отсутствуют стандартизация и нормирование). Поэтому мы используем
целенаправленное
педагогическое
наблюдение
за
студентом
(студентами),
учитываем его социальную активность, участие в мероприятиях техникума
(конференции,
фестиваль
науки,
конкурсы
и
т.п.)
и
в
работе
производственных коллективов. Для оценки своей работы используем опыт
Г.Л. Иванайской и берём следующие показатели: стремление студента быть
человеком
культуры,
компетентным
профессионалом;
студент
знает
педагогическую сущность понятий “профессионального самоопределения“,
“рефлексия“,
способы
профессионального
самоопределения,
имеет
представление
о
своём
месте
в
профессиональном
сообществе,
обязательствах
совершаемого
выбора
и
реализации
принятого
решения,
студент умеет: соотнести свои способности профессиональной деятельности
с нормами культуры, скорректировать целеполагание; студент испытывает
положительные эмоции, адекватно оценивает процесс профессионального
самоопределения;
Н а м и
за м еч е н о ,
ч то повышение
уровня
эффективности
профессионального
воспитания,
внеучебной
практической
деятельности
зависит
от
учёта
преподавателем
принципов внеучебной
деятельности.
Рассматривая внеучебную деятельность как часть учебно-воспитательного
процесса, учитывая анализ научной и методической литературы, используем
следующие
принципы:
cвязь
теории
с
практикой;
н ау ч н о с т ь ;
систематичность;
последовательность;
доступность
и
посильность
труда;
сознательность и активность студентов; прочность усвоения знаний, умений,
навыков ;наглядность; воспитание в процессе внеучебной деятельности. Все
эти принципы действуют в тесной связи друг с другом[13]. Внеучебная
деятельность
по
освоению
рабочей
профессии
позволяет
реализовать
указанные принципы в полном объёме. Принцип связь теории с практикой
реализуется соединением обучения и практической деятельности, участие в
профессиональном труде порождает у обучающихся потребность в знаниях,
делает
обучение
более
осмысленным,
студент
осознаёт
в
условиях
практической
деятельности
необходимость
приобретения
знаний
как
руководства к деятельности, полученные знания востребованы, что делает
обучение более осмысленным, знания конкретизируются, становятся более
жизненными, в свою очередь профессиональный труд по рабочей профессии
обогащает
жизненный
опыт
студентов,
даёт
конкретный
пример
по
формированию и использованию научных понятий и обобщений. При этом
реализуется
и
принцип
научности,
требующий
для
успешного
освоения
рабочей
профессии,
когда
студентам
даются
только
достоверные,
проверенные
практикой
научные
знания.
В
своей
работе
учитываем
достижения науки и техники, передовые методы технологии, опыт новаторов
производства. Студенты знакомятся с новым оборудованием, принципами
использования и применения в условиях производства и имеют возможность
использовать его в процессе практической деятельности. В ходе выполнения
работ
пользуемся
только
научной
(профессиональной)
терминологией,
употребляем
принятые
в
биологической
науке
обозначения,
формулы,
размерности, это относится и к специалистам производства, когда изложение
ведётся в популярной форме на строгой основе биологической науки, без
вульгаризации. В процессе практической деятельности студенты овладевают
наиболее
целесообразными
приёмами
её
выполнения
и
способами
самоконтроля
своих
действий
и
их
результатов.
Дополнительно
для
реализации
принципа
научности
студентам
предложено
самостоятельно
ознакомиться
с
историей
научного
и
изучаемого
явления,
методами
его
открытия
внедрения
в
производство.
Принцип
систематичность
и
последовательность
в
овладении
рабочей
профессией
отражён
в
системе
учебных программ и учебной литературе.
Важно
помнить,
что
только
систематические
знания
усваиваются
сознательно и появляется возможность их свободного использования в своей
практической деятельности. Для устранения пробелов в знаниях организуем
самостоятельную проработку пропущенного или неусвоенного материала,
преподавателем
и
студентами
разработаны
тесты
и
вопросы
для
самоконтроля
усвоения
материала.
При организации
практической
деятельности
в
условиях
производства
обязательно
учитываем
индивидуальные
особенности
и
состояние
здоровья обучаемых,
чтобы
избежать
вредное
влияние
на
здоровье
разных
факторов,
контролируем
соблюдение
правил
по
охране
труда,
технике
безопасности и
производственной
санитарии.
Также
педагог
учитывает
познавательные
возможности
студента
и
способность
развить
их.
Это
достигается
постепенным
усложнением
заданий-работ,
добавлением
новых
операций.
Систематизация знаний достигается обобщающим повторением материала по
теме,
опорой
профессиональных
действий
на
теоретические
знания.
Доступность и посильность труда. Трудовые знания по содержанию, объёму,
и
методам
при
освоении
рабочей
профессии
соответствуют
возрасту
и
уровню
подготовки
студентов,
их
физическим
силам
и
познавательным
возможностям. Для реализации этого принципа учитываем дифференциацию
знаний:
для
“слабых“
- более лёгкие задания, которые помогут студенту
восполнить имеющиеся пробелы и подвести к выполнению особых работ,
“сильные“, быстрее могут продвигаться к выполнению заданий повышенной
трудности.
Сознательность
и
активность.
Реализацию
этих
принципов
начинаем с постановки конкретной цели и задач внеучебной практической
деятельности
по
освоению
рабочей
профессии
техника
искусственного
осеменения сельскохозяйственных животных и птицы. Самостоятельность и
активность проявляются в ходе самостоятельного овладения теоретическим
материалом,
решением
творческих
задач,
организации
рабочего
места,
приёмами творческой деятельности. Это позволяет студентам сознательно
овладевать знаниями и методами применения их на практике, трудовыми
умениями и навыками, чтобы у них развивалась творческая инициатива и
самостоятельность,
мышление, речь и формировалась трудовая культура.
Прочность усвоения студентами знаний, умений, навыков.
Прочность усвоения достигается в ходе всего процесса внеучебной
практической деятельности. Студенты знают цель материала и выполняют
практические, трудовые задания. Одновременно применяем и дидактические
средства: закрепление
материала,.
Наглядность.
В
ходе
внеучебной
практической
деятельности
опираемся
на
чувственно-практический
опыт
студента,
идёт
непосредственное
восприятие
ими
трудовых
процессов,
следующий этап-абстрактное мышление, когда восприятие сопровождается и
направляется
активным
мышлением.
Выдвинуты
познавательные
задачи,
разработан план наблюдений и выполнения заданий, ожидается результат
Сейчас, когда качество образования связывают с формированием
компетенций, Внеучебная практическая деятельность по освоению рабочей
профессии
позволяет
реализовать
основные
направления
развития
диверсификационных процессов:
усиление практической направленности подготовки обучающихся
в соответствии с потребностями региона;
своевременное
обновление
моделей
социального
и
профессионального
облика
специалиста
в
соответствии
с
социальным
заказом;
создание условий для формирования (c учётом региональных
условий,
возможности
профессиональных
образовательных
учреждении)
личности
специалиста,
обладающего
профессиональной
и
социальной
мобильностью, конкурентоспособностью;