Автор: Осипенко Ольга Александровна Должность: учитель физики Учебное заведение: МБОУ "СОШ №59" Населённый пункт: город Курган Наименование материала: конспект урока Тема: Урок в 8 классе по теме "Кипение" Раздел: среднее образование
Цель урока : создать условия для приобретения учащимися знаний о
процессе кипения, развития их познавательного интереса к физике и
формирования общеучебных умений.
Образовательный аспект урока: углубить и дополнить знания учащихся об
агрегатных состояниях вещества; формировать понятие процесса кипения,
рассмотрев его на основе МКТ; рассмотреть физические особенности
кипения и факторы, которые влияют на температуру кипения.
Развивающий аспект урока: создать условия для развития
исследовательских навыков: производить наблюдения, обобщать, сравнивать,
делать выводы.
Воспитательный аспект урока: формировать навыки общения и совместной
деятельности, создать условия для повышения интереса к предмету.
Тип урока: комбинированный.
Виды и формы работы: индивидуальная, групповая.
Оборудование: компьютер,проектор, колбы с жидкостями, термометры,
секундомеры, раздаточный материал (заготовки для построения графиков).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Человек может стать умным тремя путями:
путём подражания – это самый лёгкий путь,
путём опыта – это самый трудный путь,
и путём размышления – это самый благородный путь.
Китайская пословица
И знаете, что мы сегодня будем делать? Мы будем размышлять и
думать, не боясь ошибиться. С чего же начинаются познания? С вопросов:
«Что, как, зачем и почему?».
- Какой процесс называют парообразованием?
- Что такое испарение?
- При какой температуре происходит испарение?
- От каких факторов зависит скорость испарения?
- Что происходит с температурой оставшейся жидкости? Почему?
- Какой ещё вид парообразования вы знаете?
3. Изучение нового материала.
Правильно. Поэтому размышлять и думать мы будем о процессе
кипения. Исследовать процесс кипения и выявлять его особенности вы будете
в ходе опыта.
Эксперимент. У вас на столах находятся колбы с различными
жидкостями, спиртовки, термометры, секундомеры.
Задание: исследовать зависимость температуры жидкости от времени
её нагревания и пронаблюдать процесс кипения. Каждый из вас будет
выполнять определённые функции, и эти функции отражены в табличках,
которые прикреплены у вас на груди. И так, у нас есть таймеры, которые
засекают время по секундомерам; контролёры, которые снимают показания
термометра через каждую минуту; секретари, которые записывают показания
в таблицу и строят график; ораторы, которые докладывают результаты
эксперимента; наблюдатели, которые выявляют процессы, происходящие с
повышением температуры и кипении жидкости.
Напоминаем правила техники безопасности!!!
На столах у вас лежат листы, куда вы будете заносить результаты
эксперимента и строить график. На этих же листах находятся вопросы, на
которые вам нужно ответить.
Вопросы для 1 группы: 1). Какова была начальная температура
жидкости?
2). Сколько времени жидкость нагревалась?
3). В какой момент времени и при какой
температуре
жидкость закипела?
4). Менялась ли температура во время кипения?
5). Температура кипения жидкости равна…
Вопросы для 2 группы: 1).Что происходит при повышении
температуры жидкости?
2). Какие силы действуют на пузырёк,
находящийся в жидкости?
3). Что происходит при дальнейшем
повышении температуры?
4). Почему пузырьки устремляются к
поверхности?
Результаты эксперимента. Учащиеся выходят к доске и докладывают
результаты эксперимента, отвечают на вопросы.
Даём определение процессу кипения.
Кипение – это интенсивный процесс парообразования, происходящий с
образованием пузырьков пара по всему объёму жидкости при постоянной
температуре.
Акцентируем внимание на том, что во время кипения температура не
меняется. На что же идёт подводимая энергия? На восполнение затрат
энергии, которую уносит с собой водяной пар.
У каждой жидкости своя температура кипения. Температуры кипения
некоторых жидкостей приведены в таблице5 не странице 45.
У Лены было задание составить кроссворд по этой таблице.
И так, температура кипения зависит от рода жидкости. Ещё она зависит
от атмосферного давления. Например, вода может кипеть при температуре
меньше 100
о
С.
Проводим демонстрацию кипения воды при пониженном давлении.
Объясним наблюдаемое явление: при уменьшении давления воздуха
пузырькам легче всплывать, поэтому процесс проходит при более низкой
температуре.
Демонстрируем таблицу зависимости температуры кипения воды от
атмосферного давления.
Сообщение учащихся «Примеры зависимости температуры кипения от
давления в природе и использование в быту и технике».
4. Закрепление нового материала.
Учащимся предлагаются тесты. После выполнения они меняются
листочками, на экране появляются ответы, проводится взаимопроверка.
5. Рефлексия.
Учащимся задаются вопросы: Что на уроке показалось интересно? Что
вызвало затруднения? Кто доволен своей работой на уроке? Кто считает, что
хорошо усвоил изученный материал, поднимите зелёные карточки; у кого
остались какие- то неразрешённые вопросы – жёлтую. Кто считает, что
материал им не усвоен – красную. Выставляются оценки.
6. Домашнее задание :
«3» - ответить на вопросы § 18
«4» - заполнить стр. 36, 38 в тетради
«5» - сравнить процессы испарения и
кипения
.