Напоминание

Программа вокального кружка "ДОМИСОЛЬКА"для детей 5-7 лет


Автор: Другова Надежда Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №107
Населённый пункт: Кемеровская область г. Новокузнецк
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Программа вокального кружка "ДОМИСОЛЬКА"для детей 5-7 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рабочая программа по реализации основной муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №107»
Программа вокального кружка «ДОМИСОЛЬКА»для детей 5-7

лет

/

срок реализации программы – 2 года/
Составитель: музык. рук. Другова Н.Н.
Высш.категор.
Содержание
1. Пояснительная записка. 2. Цель и задачи программы. 3. Основополагающие принципы программы и методологические основы. 4. Этапы развития певческих навыков и музыкальных способностей у детей. 5. Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет. 6. Задачи первого года обучения. 7. Учебно-тематический план работы в старшей группе. 8. Особенности слуха и голоса детей 6-7 лет. 9. Задачи второго года обучения. 10.Учебно-тематический план работы в подготовительной группе. 11. Структура занятия. 12.Постановка задач по структурным частям занятий в старшей группе. 13.Постановка задач по структурным частям занятий в подготовительной группе. 14.Ожидаемые результаты освоения программы первого года обучения. 15.Ожидаемые результаты освоения программы второго года обучения. 16.Показатели качества освоения ребёнком певческих умений 1 год. 17.Показатели качества освоения ребёнком певческих умений 2 год. 18.Уровень качества освоения программы. Диагностика. 19.Перечень программно-методического обеспечения. 20.Перечень материально-технического обеспечения. 21.План содержания занятий в старшей группе. 22.План содержания занятий в подготовительной группе. 23.Список литературы.
Пояснительная записка
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается
эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный, звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, ребёнок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов. При музыкальной НОД не достаточно времени уделяется сольному, ансамблевому пению. Поэтому актуальной стала разработка программы для углубленного изучения вокального и ансамблевого пения. Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Для составления программы использовала материал из пособия М. Ю. Картушиной «Вокально-хоровоя работа в детском саду». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 176 с., материал из пособия А. Ф. Битус, С. В. Битус «Певческая азбука ребёнка». – Минск: Тетра Системс, 2007. – 96 с., программу Э.П. Костиной «Камертон»: Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение,
2004. – 223 с. Занятия по программе позволяют проявить индивидуальные черты каждого ребёнка: наличие эмоциональности, раскрепощённости, развивают и совершенствуют творческие и музыкальные способности. Занятия по программе позволяют: 1. Исполнять сольные и ансамблевые произведения в унисон и на два голоса. 2. Развивать звуковысотный слух, ритмический, тембровый, динамический, музыкальное мышление, память. 3. Создавать песенные, хороводные, игровые импровизации. 4. Подготовить детей к участию в праздниках, развлечениях, театрализованных представлениях, концертах.
Цель программы:
Формирование эстетической культуры дошкольника; развитие певческих навыков.
Задачи:
1. Формировать интерес к вокальному искусству. 2. Развить умение петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон. 3. Развить музыкальный слух, звуковысотный, ритмический, динамический, тембровый, координацию слуха и голоса. 4. Развить чистоту интонирования, четкость дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции. 5. Способствовать развитию умения петь, выразительно передавая характер песни. 6. Формировать певческую культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения), 7. Совершенствовать вокально-хоровые навыки.

Основопологающие принципы программы:
 Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;  Принцип деятельностного подхода;  Принцип культуросообразности;  Принцип последовательности;  Принцип системности;  Принцип интеграции;  Принцип развивающего обучения;  Принцип гуманизации;  Принцип сотрудничества;  Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи;
Методологической основой программы является

следующее положение:
Образовательный уровень программы – уровень освоения. Ориентация содержания – практическая. Характер освоения – обучающий. Возраст обучающихся 5-7 лет. Форма организации образовательного процесса – групповая, индивидуальная. Количество обучающихся – 8-10 человек в группе. Срок освоения программы – 2 года. Учебный период – 32 занятия в год, 1 раз в неделю, продолжительность занятий 25-30 минут.
Этапы развития певческих навыков и музыкальных

способностей у детей.
1. Подготовительный или ознакомительный этап. Знакомство детей с песней происходит с помощью выразительного исполнения музыкального произведения (песни) или прослушивания аудиозаписи со звучанием хорового пения или отдельных исполнителей. С помощью выразительного исполнения, образного слова, беседы о характере музыки можно пробудить интерес к ней, желание выучить. Важно, чтобы дети почувствовали настроение, переданное в музыке, высказывались о
характере песни. После получения базовых понятий следует объяснить детям правила певческой постановки: как надо сидеть, как надо стоять во время пения (руки свободно опустить вниз, голову держать прямо, рот открывать свободно). К этим требованиям следует постоянно возвращаться, так как навыки певческой установки усваиваются детьми постепенно. 2. Первичное освоение певческих навыков
Дыхание
играет важную роль в процессе первичного освоения певческих навыков. Емкость детских легких мала, отсюда естественная ограниченность силы звука детского голоса. У детей с ОНР отмечается поверхностное дыхание, малый объем и сила выдоха, не дифференцированный носовой вдох и выдох, поэтому работа над постановкой дыхания является основой для дальнейшей работы по вокалу. А.Г. Менабени в своей книге «Методика обучения сольному пению» пишет: «В вокально - педагогической практике наиболее удобным считается нижнерёберно - диафрагматическое дыхание, т.е. смешанное дыхание, при котором поднимаются и расширяются при вдохе нижние рёбра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма и мышцы брюшной полости. Хорошо ощущаются движения передней стенки живота….. Певческий вдох берётся бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. При вдохе не следует стараться набирать большое количество воздуха, так как тогда затрудняется подача звука и сам процесс голосообразования…. Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной паузой – остановкой дыхания, после чего начинается выдох…..». С первых занятий следует приучать детей правильно брать дыхание, делать активный вдох, постепенный выдох. Предполагаются следующие упражнения:  «Надуй шарик»;  «Игра с флюгером»;  «Задуй свечку»;  «Вдохни аромат цветка».
Ди́

кция
оказывает важное влияние на выразительность исполнения произведения. Вокальная дикция подразумевает четкое и ясное произношение, чистоту и безукоризненность звучания каждого гласного и согласного в отдельности, а также слов и фраз в целом. Для выработки правильной дикции подходят следующие приемы:  Выразительное чтение текста;  Разъяснение смысла некоторых незнакомых слов;  Правильное и отчетливое произношение слов;  Чтение текста шепотом, с четкой артикуляцией.
Артикуляция
- работа органов речи, необходимая дляпроизнесения звуков речи. Важно развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, неба, нижней челюсти) с помощью упражнений. Для формирования навыков правильного
звукообразования
целесообразны
такие методы и приемы, как образное слово, беседа о характере музыки, показ приемов исполнения, т.к. со звукообразованием связана напевность. Начинать работу следует с формирования округлых гласных в умеренных по темпу песнях. Отмечено, что у детей дошкольного возраста тембр неровный. Обычно это происходит из-за «пестроты» гласных. Для ровного звука следует использовать попевки, упражнения на гласные (У), (Ю), а также песни с нисходящим движением мелодии. Эти гласные помогают развитию высокого звучания («Куда летишь, кукушечка?», «Веселая дудочка»). Большое внимание в вокальном формировании нужно уделять гласному звуку (О). Пение упражнений на гласные (О) и (Ё) способствуют образованию округлого красивого звука. Специального округления требуют звуки (И), (А), (Е), (Ё), (А) приближен к (О), (Е) – к (Й-О). Немаловажное значение в произношении гласных звуков имеет положение рта и губ. Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся четко и легко. Важно учить детей ясно произносить согласные в конце слова. Некоторые согласные необходимо произносить утрированно, в первую очередь – (Р). 3. Работа по развитию динамического, ритмического ансамбля. Для развития ритмического ансамбля важно учить детей петь песни с движением: шаги на месте, хлопки, повороты вокруг себя («Во поле береза стояла», «А я по лугу»).
Динамический

и

интонационный

ансамбль
зависит от правильного расположения детей. Поэтому целесообразно посадить хорошо и плохо интонирующих детей через одного, иногда отдельными рядами или группами по качеству интонирования или по характеру звучания их голосов: высокие, средние, низкие. Это дает возможность дифференцировать работу по отношению к каждой группе воспитанников. Исполнение песен нужно проводить не только хором, но и группами. Очень хорошо вносить элемент игры: кто-то поет громче, кто-то тише, пение по цепочке. Наибольшая заинтересованность проявляется у детей, если у них имеется задача закончить певческую фразу или предложение. Например, «Что ты хочешь кошечка?», когда педагог поет начало музыкальной фразы «Что ты хочешь, кошечка…», а дети всей группой или индивидуально пропевают ее окончание. Ребенок имеет хорошую возможность проявить музыкальность и чувство лада, ритма, фантазии, жизненного опыта. В данной игре все взаимосвязано. Важно учить детей слушать и слышать сопряжение двух звуков – интервал, чтобы помочь им ориентироваться в чистоте интонирования через специальные упражнения на освоение различных мелодических интервалов. Например, изучая с детьми квартовые интонации, можно показать голосом опору на верхний звук (дети повторяют: «Вставай, вставай, постельку заправляй, штанишки натягивай, песенку затягивай»). Здесь важны активность, целеустремленность, волевое начало. Опора на первый звук несколько смягчает интонацию, делая ее спокойной. Каждый интервал, даже вне музыкального контекста, имеет большое количество «переменных
величин», оказывающих влияние на интонационную образность: направление движения мелодии, метроритмическое и динамическое соотношение звуков, способ звуковедения. Для музыкальной педагогики это важно, так как, с одной стороны, обеспечивает интонационно чистое пение, с другой стороны – от этого зависит выразительность исполнения. С этой целью проводятся специальные упражнения, последовательность которых предполагает обработку каждого мелодического скачка. Через певческую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение обеспечивает прекрасную психологическую, нравственную и эстетическую среду для формирования лучших человеческих качеств. В пении дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве. У детей с ОНР развитие певческих навыков и музыкальных способностей способствует также и улучшению фонематического слуха, устранению речевых дефектов, формированию правильного речевого дыхания и интонации голоса, развитию речи.
Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличает ся xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

Задачи 1 года обучения.
1. Знакомить детей с русскими народными песнями, детскими песнями советских и современных композиторов, детскими эстрадными песнями. Различать их характер. 2. Дать представление о различных музыкальных средствах: темпе, тембре, динамике, артикуляции, дыхании, звуковысотной линии, фразировке. 3. Учить правильному интонированию и эмоциональному исполнению. 4. Развивать танцевально-игровую деятельность. 5. Привлекать детей к активному участию в концертной деятельности. 6. Добиваться эмоциональной раскрепощённости детей.
Учебно-тематический план в старшей группе 32 занятия в год,

1 раза в неделю, 25 минут.

Месяц

Тема

Тематические задачи

Кол-во

часов
Октябрь «Волшебница- Осень» Знакомить детей с осенними песнями, попевками. Расширять знания о природе, приобщать к народному творчеству,
4
Ноябрь «Дружат дети на планете». Доставлять детям радость от общения с друзьями. Использовать песни, попевки о друзьях, дружбе. Развивать танцевально-игровую деятельность. 4 Декабрь «Чудесный праздник – Новый год!» Привлекать детей к активному участию в новогодних праздниках. Создать детям радостное, праздничное настроение. Учить выразительному исполнению песен. 4 Январь «Зимняя сказка». Развивать творческую и 4
познавательную активность детей с помощью песен, попевок, упражнений, игр на зимнюю тематику. Февраль «Защитники Отечества». Разучивать песни, посвящённые Дню защитника Отечества. Развивать чувство патриотизма, любви к своей Родине. 4 Март «Мама – солнышко моё». Создать детям радостное, праздничное настроение через пение попевок, песен, через игры, посвящённые женскому Дню 8 Марта. Воспитывать трепетное отношение к близким. 4 Апрель «Весёлая капель». Привлечь внимание детей к особой красоте весенних звуков природы. Разучивать весенние потешки, песни, игры. Развивать творческие навыки. 4 Май «Победный май». Прививать детям любовь к Родине, продолжать формировать чувство патриотизма, гордости за свою страну. Вызвать у детей эмоциональный отклик на образы песен. 4 Итого: 32 часа.
Особенности слуха и голоса детей 6-7лет.
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится
целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация. В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким. Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию. Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства: - песни хором в унисон - группами (дуэт, трио и т.д) - тембровыми подгруппами - при включении в хор солистов - пение под фонограмму. Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту
интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу. Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса), нужно соблюдение следующих условий:  игровой характер занятий и упражнений,  активная концертная деятельность детей,  доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях  атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)  звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)  сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Задачи 2 года обучения.
1. Продолжать знакомить детей с русскими народными песнями, детскими песнями советских и современных композиторов, с детскими эстрадными песнями. Эмоционально реагировать на их характер. 2. Песни анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса. 3. Познакомить детей с композиторами детских песен. 4. Работать над правильным интонированием, дыханием, артикуляцией, ритмом, звуковысотной линией, фразировкой, динамикой, выразительным
исполнением. 5. Закреплять песенные навыки дошкольников. 6. Развивать способность к элементарной танцевальной и игровой импровизации. 7. Вызывать интерес к активной концертной деятельности. 8. Добиваться эмоционального исполнения детей.
Учебно-тематический план в подготовительной группе

32занятия в год, 1 раз в неделю, 30 минут.

Месяц

Тема

Тематические задачи

Кол-во

часов
Октябрь «Разноцветная осень». Продолжать знакомить детей с разнохарактерными песнями по данной тематике. Обогащать музыкальные знания с тем, чтобы дошкольники по-новому взглянули на мир, полный красоты, музыки и поэзии. 4 Ноябрь «Созвездие дружбы». Продолжать разучивать попевки, песни о дружбе, о друзьях, о мире. Оказывать на детей эмоциональное воздействие. 4 Декабрь «Новогодний карнавал». Расширять новогодний репертуар. Продолжать привлекать детей к концертной деятельности. Создавать праздничную атмосферу. 4 Январь «Проказы зимы». Закреплять представления дошкольников о красоте зимней природы. Разучивать зимние попевки, упражнения, песни, игры. Продолжать приобщать к танцевально- игровой деятельности. 4 Февраль «Защитники земли русской». Расширять репертуар по данной тематике. Влиять на 4
развитие положительной реакции ребёнка. Помочь каждому ребёнку обрести любовь к родной земле. Март «8 Марта – женский День». Стараться вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик через репертуар по данной теме. Создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу. 4 Апрель «Звуки весны». Закреплять знания о приметах весны, продолжать пополнять песенный, игровой репертуар. Способствовать творческому воображению детей. 4 Май «День Победы». Доставлять детям радость, чувство гордости от исполнения песен, о героях нашей страны, о мире, победе: побуждать у дошкольников желание выступать, используя накопленные знания. 4 Итого: 32 часа.
Структура занятия.
№ п/п Содержание обучения на занятии Время ст. гр. Время под. гр. 1. Развитие голосового аппарата: упражнения на постановку речевого и певческого дыхания; артикуляционная гимнастика; образные упражнения (распевки, потешки, прибаутки и т. д.); упражнения на развития чувства ритма и музыкальной памяти. 4 5 2. Слушание детских песен советских и современных композиторов, детских эстрадных песен, народных хороводных и плясовых песен, детских песен из мультфильмов. 4 5 3. Разучивание песенного репертуара. Постановка музыкального номера. 4 5 4. Танцевально-игровая деятельность 4 5
(танцевальные движения с пением, хороводы, игры, импровизации) Всего: 20 15
Постановка задач по структурным частям занятий в старшей

группе.
№ п/п Части занятия Задачи 1. Развитие голосового аппарата. Развивать правильное дыхание, артикуляцию, чувство ритма, музыкальную память. 2. Слушание. Знакомить с разнохарактерными детскими песнями, композиторами. Стараться вызвать у детей эмоциональный отклик. 3. Разучивание песенного репертуара. Развивать у детей навыки интонирования. Учить петь в нужном характере, эмоционально. Уметь исполнять соло и в ансамбле. 4. Танцевально-игровая деятельность. Знакомить детей с танцевальными движениями, хороводными, плясовыми. Исполнять их легко и в нужном характере. Побуждать дошкольников к танцевальной и игровой импровизации.
Постановка задач по структурным частям занятий в

подготовительной группе.
№ п/п Части занятия Задачи 1. Развитие голосового аппарата. Продолжать развивать правильное дыхание, артикуляцию, чувство ритма, музыкальную память. 2. Слушание. Расширить знакомство с разнохарактерными детскими песнями, композиторами. Учить эмоционально откликаться, различать изобразительный образ произведения. 3. Разучивание песенного Закреплять навыки интонирования, приобщать к навыкам двухголосного
репертуара. пения. Исполнять репертуар эмоционально и раскрепощенно. Совершенствовать навыки исполнения. 4. Танцевально-игровая деятельность. Совершенствовать танцевальные движения, хороводные, плясовые. Добиваться чёткости ритмичного исполнения, музыкальности.
Ожидаемые результаты освоения программы 1 год обучения.

1 .
Уметь правильно брать дыхание между короткими музыкальными фразами; проговаривать скороговорки, потешки, прибаутки, слова выученных песен; прохлопать ритм простейших песен; петь попевки, распевки, песни, интонировать в пределах ре-до2; различать звуки по высоте.
2 .
Узнавать знакомые песни, композиторов. Определять разный характер песен.
3.
Внятно произносить слова песен; вместе начинать и заканчивать песню; слышать вступление; выводить на одном дыхании слова и короткие фразы; уметь петь с инструментальным сопровождением и без него; петь выразительно передовая характер песни; выступать в качестве солиста целой песни или отдельной части (куплета).
4.
Эмоционально исполнять песни с движениями.
И т о г :
Праздники, развлечения, концертные выступления, конкурсы, фестивали.
Ожидаемые результаты освоения программы 2 год обучения.

1 .
Уметь контролировать дыхание между короткими и целыми музыкальными фразами; проговаривать скороговорки, потешки, прибаутки, слова выученных песен; простучать ритм песен; петь попевки, распевки, песни, интонировать в пределах до1-ре2; различать звуки по высоте.
1.
Различать изобразительный характер песен, узнавать знакомых композиторов.
3.
Самостоятельно исполнять большинство песен, разученных в течение года. Уметь исполнять песню напевно, выводить на одном дыхании целые фразы. Стремиться к исполнению на два голоса; уметь выступать в качестве солиста целой песни или отдельной части (куплета). Достаточно эмоционально
передать содержание песни.
4.
Достаточно уверенно выступать на сцене с другими участника коллектива.
И т о г :
Праздники, развлечения, концертные выступления, конкурсы, фестивали.
Показатели качества освоения ребёнком певческих умений 1

год.

Голосовой

аппарат.
Основы певческой техники. Владение певческими умениями и навыками: дыхание, артикуляция, чувство ритма, звуковедение, звукообразование.
Слушание.
Интерес, потребность в слушании песни. Эмоциональная отзывчивость на неё. Объём музыкальных впечатлений.
Чистота интонирования.
Интерес, потребность в освоении новой песни. Основы певческой техники исполнения. Чистое интонирование. Каче ственное исполнение знакомых пе сен. В ы р а з и т е л ь н о с т ь , эмоциональность исполнения. Проявление сольного исполнительства. Умение петь в ансамбле.
Пение

с

танцевальными

движениями.
Интерес и потребность к танцевальным движениям при исполнении песни. Передача характера движениями. Наличие развитого чувства ансамбля.
Танцевально-игровая

деятельность.
Восприятие выразительности игрового содержания, понимания сюжета игры или композиции танца. Выражение своего отношения к танцевально-игровому репертуару.
Показатели качества освоения ребёнком певческих умений 2

год.

Голосовой аппарат.
Владение певческими умениями и навыками: дыхание, артикуляция, чувство ритма, звуковедение, звукообразование. Наличие певческого слуха, вокально- слуховой координации.
Слушание.
Культура слушания. Выражение своих музыкальных впечатлений, отношение к прослушанной музыке.
Чистота

интонирования.
Чистота интонирования. Изобразительные особенности пения: использование средств музыкальной выразительности для передачи эмоционально-образного содержания песни – передача в пении музыкального образа, средств выразительности. Умение исполнять соло и в ансамбле. Проявление собственного творчества в передаче выразительности песни.
Пение

с

танцевальными

движениями.
Чёткость и выразительность исполнения движений при исполнении песни. Передача характера, сюжета.
Наличие развитого чувства ансамбля. Самостоятельность исполнения. На личие творчество в исполнении.
Танцевально-игровая деятельность.
Интерес и потребность к танцевально- игровой деятельности. Целостное восприятие деятельности: восприятие выразительности, игрового содержания, понимание сюжета игры или танца. Творческая импровизация передачи игрового образа. Творческая импровизация в танцевальных движениях.
Уровень качества освоения программы.

Н
(низкий) - справляется с помощью педагога
с
(средний) - справляется с частичной помощью педагога
в
(высокий) - справляется самостоятельно
Перечень программно-методического обеспечения
1. Музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах. 2. Картотека по дыхательной гимнастике. 3. Картотека пальчиковых гимнастик. Помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах. 4. Артикуляционная гимнастика. 5. Сборники песен, попевок, упражнений.
Перечень материально технического обеспечения.
1. Музыкальный центр – 1. 2. Аудиокассеты – 20. 3. CD – диски - 15. 4. USB – 4. 5. Микрофоны – 1 6. Ноутбук – 1. 7. Мультимедийный экран – 1. 8. Проектор – 1. 9. Фортепиано – 1. 10.Бубны – 2.
11.Ложки – 30. 12.Металлофон – 2. 13. Колокольчики – 2. 14. Маракасы – 2. 15. Барабан – 3. 16. Свистульки – 4. 17. Платочки – 15. 18. Шарфики – 10. 19. Снежинки – 30. 20. Снежки – 20. 21. Дождик – 10. 22. Цветы – 20. 23. Листики – 30. 24.Маски животных – 15. 25. Ленточки – 22. 26. Детские костюмы – 8 комплектов. 27. Фуражки – 6. 28. Парики
План содержания занятий в старшей группе.

Месяц

Тема

Содержание занятий
Октябрь «Волшебница- Осень».
Развитие голоса:
«Вдох и вы «Воздушный шар», «Пузырь»; «Гриб- грибок», «Три сороки».
Слушание:
М. Еремеева «Постучалась осень», «Осень в гости просим!» Г. Вихарёва «Листик жёлтый», Н. Куликова
Пение:
Г. Вихарёва «Золотые листики», «Дождинки», «Н. Луконина «Осень, осень», М. Еремеева «Постучалась осень».
Танцевально-игровая деят-ть:
танцевальные движения к разучиваемым песням, р.н. игры «Журавль», «Калачи». Ноябрь «Дружат дети на планете».
Развитие голоса:
дыхательная зарядка, «Ладошки артикуляционная гимнастика: «Ручеёк», ,»Маленький зайчишка»; «На заре», , «В детском садике».

Слушание:
А. Базь «Весёлый дом», Е. Зарицкая «Песня, солнышко и ты», Е. Асеева «Детский сад», А. Перескокова
Пение:
Е. Зарецкая «Песня, солнышко и ты», Е. Асеева «Детский сад»,
Танцевально-игровая деят-ть:
танцевальные движения к разучиваемым песням, р.н. игры «Репка», «Чучело»; Декабрь «Чудесный праздник – Новый год!»
Развитие голоса:
дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой : «Ладошка», «Кошечка», «
Слушание:
«Ах, снежок!», Е.Шаламонова «Песня про Деда Мороза»,
Пение
, Е Гольцова «Ах, снежок!», Е. Шаламонова «Песня про Деда Мороза».
Танцевально-игровая деят-ть:
танцевальные движения к разучиваемым песням, игры: «Едет, едет паровоз – паровозом Дед Мороз», «Учитель танцев», Январь «Зимняя сказка»
Развитие голоса:
дыхательная гимнастика: «Быстро-медленно», «Мороз», «Как под горкой»; А. Филиппенко «То снежинки, как пушинки»
Слушание:
Л. Олифирова «Зима- красавица», Е. Пирогова «Уж ты, зимушка-зима!»,
Пение: :
Л. Олифирова «Зима-красавица»,
Танцевально-игровая деят-ть:
танцевальные движения к разучиваемым песням, игры: И. Артемьева «Снеговик», р.н. игры «Как на тоненький ледок», « Февраль «Защитники Отечества»
Развитие голоса:
сила дыхания-; « «Петух»; «Чики, чики, чикалочки», «Аты- баты», «Три мальчугана», «Самолёт», И. Арсеев «Солдаты маршируют».
Слушание:
М. Морозова «Гармонист Тимошка», Л. Семёнова «Как папа», Д. Трубачёв «Мы шагаем как солдаты»,
Пение:
, Л. Семёнова «Как папа», Д.
Трубачёв «Мы шагаем как солдаты», .
Танцевально-игровая деят-ть:
танцевальные движения к разучиваемым песням, р. н. игры: «Барин», Е. Тиличеева «Наши кони чисты», Март «Мама – солнышко моё»
Развитие голоса:
«Мама моет малыша», «Эхо»; «Маша и каша»,
Слушание:
М. Еремеева «Песенка для мамы», Г. Реброва «Мамин праздник», О. Сивухина
Пение:
З. Роот «Колыбельная маме», А. Варламов Г. Реброва «Мамин праздник».
Танцевально-игровая деят-ть:
танцевальные движения к разучиваемым песням; игры: «Змейка», «Весёлый колокольчик». Апрель «Весёлая капель»
Развитие голоса:
«У кота-воркота»; «Карусели», «Строим дом», . «Скворцы», М. Картушина «Разговоры».
Слушание:
Г. Голева «В каждый дом весна приходит», И. Меньших «Весна», Г. Струве «Так уж получилось», А. Филиппенко «Скворушки», О. Сивухина «Песенка-чудесенка».
Пение:
В. Мурадели «Солнечный зайчик», О. Сивухина «Песенка- чудесенка», Г. Струве «Так уж получилось», Г. Голева «В каждый дом весна приходит».
Танцевально-игровая деят-ть:
танцевальные движения к разучиваемым песням; р. н. игры: «Как в лесу, лесу- лесочке», «Вербочка», «Летели две птички», А. Филиппенко «Аннушка». Май «Победный май»
Развитие голоса:
повтор знакомых упражнений на дыхание, артикуляцию, чувство ритма, звукообразование, звуковедение.

Слушание:
Д. Трубачёв «Мой дедушка», Г. Чебаков «Солнышко», Т. Копылова «Танк-герой»,
Пение:
Г. Чебаков «Солнышко», Т. Копылова «Танк-герой»,
Танцевально-

игровая деят-ть:
танцевальные движения к разучиваемым песням; повтор любимых игр.
План содержания занятий в подготовительной группе.

Месяц

Тема

Содержание занятий
Октябрь «Разноцветная осень»
Развитие голоса
«, «Птичка-птичка»; М. Картушина «Юла», Г. Дмитриев «Голоса природы», Е. Тиличеева
Слушание:
Ю. Забутов «Осенний вальс», Г. Голева «Песенка о зонтиках», Е. Зарицкая «Журавушка, М. Быстрова
Пение:
З. Роот «Ах, какая осень!», Г. Голева «Песенка о зонтиках», Е. Зарицкая
Танцевально-игровая деят-ть:
танцевальные движения к разучиваемым песням; р. н. игры: «Селезень утку загонял», «В огороде бел козёл». Ноябрь «Созвездие дружбы»
Развитие голоса:
скороговорки, М. Картушина «Мы – весёлые ребята», «Подружки», «Это я», Г. Анисимова «Бубенчики».
Слушание:
Е. Гомонова «Наследники России», «Край родной», Н. Берестова
Пение
: А. Комаров «Россия, мы все твои дети», Е Гомонова «Край родной», М. Парцхаладзе «Песенка о дружбе»,
Танцевально-игровая деят-ть:
танцевальные движения к разучиваемым песням; игры: Е. Шаламонова «Игра с лентой», «Хи-хи, ха-ха!»,
Декабрь «Новогодний каранавал»
Развитие голоса:
«Вьюга», «Дует ветер»; Е. Тиличеева «Снегири», Е Поплянова», М. Картушина «Зимние забавы»,».
Слушание:
В. Ефимов «Дед Мороз», О. Буйновская «Ёлочка», М Еремеева «Новогодние мечты», М. Пляцковский
Пение:
М. Еремеева «Новогодние мечты», М. Пляцковский «Снежинка»,
Танцевально-игровая деят-ть:
танцевальные движения к разучиваемым песням; игры: «Шапочку передавайте», «Вперёд четыре шага», И. Кишко «Дед Мороз и дети», Январь «Проказы зимы»
Развитие голоса:
«Завывание метели», «Пропевание гласных звуков», скороговорки, «Скок-поскок», М. Картушина «Домик на горе»,
Слушание:
Ю. Чичков «Эх, зима!», Олифирова «Русская зима», Н. Куликова «Зима в России».
Пение:
Л. Куклина «Белая зима», Л. Олифирова «Русская зима Ю. Чичков «Эх, зима!»
Танцевально-игровая деят-ть:
танцевальные движения к разучиваемым песням; игры: «Мы идём с тобой на лыжах», М. Картушина «Ветер северный», Февраль «Защитники земли русской»
Развитие голоса:
скороговорки; «Угадай, на чём играю?», И. Арсеев «Трубы звонкие трубят», «Буду лётчиком», Г. Анисимова «Поезд», М Картушина .
Слушание:
Д. Трубачёв «Буду военным», Л. Семёнова «Как папа», Л. Олифирова «Пригласи меня, пап, на вальс»,
Пение:
Л. Семёнова «Как папа», Л. Олифирова «Пригласи меня, пап, на вальс», «Солдатушки – бравы ребятушки
Танцевально-игровая деят-ть:
танцевальные движения к разучиваемым
песням; игры: И. Каплунова «Давайте танцевать», Март «8 Марта – женский день»
Развитие голоса:
«В лесу», скороговорки, «Солнышко», М. Картушина «Попугаи», «Юла», «Села кошка на такси»,
Слушание:
Ю. Верижников «Мама», Е. Зарицкая «Три желания», И. Матвиенко «Бабушка», «Мама» (гр. «Непоседы».)
Пение:
Е. Зарицкая «Три желания», И. Матвиенко «Бабушка»,
Танцевально-игровая деят-ть:
танцевальные движения к разучиваемым песням; игры: «Весёлые музыканты», «Ручейки, озёра, море», Апрель «Звуки весны»
Развитие голоса:
пропевание гласных, трезвучий, скороговорки; «Пою себе», «Иду по лесенке», М. Картушина «Согласные звуки»,
Слушание:
В. Соколов «Весеннее настроение», В. Мурадели «Солнечный зайчик»,
Пение:
С. Антонова «Весенним утром», В. Мурадели «Солнечный зайчик, О. Буйновская «Под дождём»,
Танцевально-игровая деят-ть:
танцевальные движения к разучиваемым песням; игра-хоровод: Е. Шаламонова «Веснянка», песня-игра «Фиксики». Май «День Победы»»
Развитие голоса:
повтор знакомых упражнений на дыхание, артикуляцию, чувство ритма, звукообразование, звуковедение.
Слушание:
Д. Трубачёв «Моя Родина», Е. Гомонова «Солнышкино платьице».
Пение:
Д. Трубачёв «Родина моя», Е. Гомонова «Солнышкино платьице»; Т. Бочковская

Танцевально-игровая деят-ть:
танцевальные движения к разучиваемым песням; повтор любимых игр.
Список литературы:
1. Абелян Л.М. Как Рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989 г. 2. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 223 3. Разуваева Н.А. Праздники и развлечения в детском саду. – М.: Музыка, 2004. 4. Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста: Пособие для музыкальных руководителей. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 64 с. 5. Учим петь – система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. – М.: 2004. - №5, №6. .


В раздел образования