Напоминание

Орфографическая грамотность - самоцель ученика?


Автор: Кравцова Арина Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Многопрофильная языковая гимназия №4" г. Читы
Населённый пункт: город Чита
Наименование материала: Статья
Тема: Орфографическая грамотность - самоцель ученика?
Раздел: среднее образование





Назад





Орфографическая грамотность – самоцель ученика?
Решение орфографической задачи – вот главное, к чему стремится каждый учитель на своих уроках. Такое решение возможно лишь при условии, если учащийся видит орфограмму, т.е. обладает орфографической зоркостью. Мало детей, у которых орфографическая зоркость развита к 5 классу, как правило, пятиклассники не видят орфограмм, поэтому и делают большое количество ошибок в диктантах и творческих работах. Работа над ошибками – это самоцель для учащегося, это желание почувствовать себя уверенным, испытав уважение к себе, своему труду, достижениям. Это серьёзная творческая работа, требующая знаний и умений, заставляющая кипеть мозги. Важным звеном в обучении правописания является самостоятельная работа учащихся над своими ошибками. Работа эта скрупулёзная, требующая большого внимания и работоспособности от детей, и терпения от учителя. Работа по предотвращению ошибок – нескончаемый труд, который длится все годы обучения ребёнка в школе. Учителю следует быть готовому к этому, но необходимо помнить, что только работа над ошибками в системе приносит свои плоды. Хочу поделиться своим опытом такой работы. Работу над ошибками мы проводим, естественно, после контрольных, самостоятельных и творческих работ в классе, за редким исключением, если ребёнок не успел выполнить её на уроке, как домашнее задание. С алгоритмом выполнения работы над ошибками пятиклассники уже со второй четверти хорошо знакомы. Орфографические ошибки, допускаемые в работах, я не исправляю, а подчёркиваю, ставя палочку на поля, пунктуационные, как принято, отмечаю галочкой. Пятиклассники знают, что если на полях стоит чёрточка, значит допущена орфографическая ошибка. Слова с орфографической ошибкой записываются в таблицу № 1: Слово Правило Пример Земля – земли Полетели На дереве И так далее Проверяемая безударная гласная в корне. Правописание единообразной приставки. Существительное 1 склонения, в форме предложного падежа, поэтому окончание - Е Трава – травы Набежали В тетрадке Такая работа позволяет учащемуся не только исправлять ошибки и вспомнить орфограмму, но и подобрать слово с подобной орфограммой, что вырабатывает орфографическую зоркость.
Если на полях стоит галочка, учащийся знает, что допущена ошибка в постановке знака препинания. Работа над ошибками в пунктограммах ведётся проще: ребята записывают предложение и чертят схему. Труднее идёт работа над ошибками речевыми, грамматическими, логическими, фактическими. Пятиклассники большинство таких ошибок не видят и не понимают. Поэтому сначала мы работаем вместе. После каждой контрольной работы я готовлю слайды, используя предложения с разными видами ошибок из ученических работ. На уроке мы всем классом определяем специфику ошибки и исправляем её, работа ведётся в таблице № 2. Категория ошибки Неправильно Правильно Г СТ Мимо шла женщина со шляпой. Когда я вернулся домой. Мы пригласили на чай эту тётеньку. Я сел на велик, взял рюкзак и поехал к дедушке. Мимо шла женщина в шляпе. Когда я вернулся домой, мы пригласили на чай эту женщину. Я сел на велосипед, взял рюкзак и поехал к дедушке. Затем учащиеся выполняют работу над ошибками в своих контрольных тетрадях. Я полностью соглашусь с теми учителями, которые скажут, что это нудная и тяжёлая работа. Да! Так оно и есть! Но она приносит свои плоды. Когда ребята привыкают к такой форме работы, они начинают видеть орфограммы, выполняя домашнее задание или просто работая в классе. Работа по формированию орфографической грамотности не ограничивается только выполнением работ над ошибками в контрольных заданиях. К определению орфограмм и пунктограмм мы обращаемся на каждом уроке, чему способствуют упражнения из учебника. Кроме этого мы работаем с перфокартами, причём ребята работают не только со словами, записывая необходимые буквы, но и выполняют работы с перфокартой наоборот, т.е. я даю набор букв и задание: придумать слова на орфограмму, например, «Правописание корней с чередованием о// е», записав их в той последовательности, в какой стоят гласные на слайде. Ребята любят работу, которая позволяет им ненадолго ощутить себя учителем. Эта работа проводится в три этапа. 1 этап – домашняя подготовка диктанта по определённой теме (это могут быть слова, словосочетания, предложения или текст). Затем я проверяю их работы, если есть ошибки, подчёркиваю и даю
ученикам на доработку. Второй этап – запись под диктовку, работа в парах. Учащиеся, сидящие за одной партой, по очереди диктуют друг другу подготовленные ими материалы шёпотом. 3 этап – взаимопроверка и выставление оценки. Отметка каждому складывается из трёх: оценка за подбор материала для диктанта, правописание и качество оценивания. Иногда диктант ребята записывают на оформленных карточках с пропуском букв, которые соседу по парте необходимо вставить. Такая работа ведётся также трёхэтапно. Со словами, в которых чаще всего ученики допускают ошибки, раз в четверть мы составляем кроссворды. Такая работа позволяет дома поработать с разными словарями, в которых они знакомятся не только с лексическим значением слова, но и с его морфемным составом, этимологией; ребята читают и запоминают синонимичный ряд слова, отыскивают антонимы, знакомятся с омонимами и их значениями и т.д. Таким образом, работа над ошибками гармонирует с работой по развитию речи. Самостоятельное нахождение ошибок – ещё одна из форм работы над ошибками. На слайде или карточках даю слова, предложения или текст с ошибками, которые ребята должны найти и, отредактировав, объяснить свои исправления. При изучении темы «Морфемика» полезной, познавательной и интересной является работа с шарадами. Работа со словарём морфем или самостоятельное их вычленение – хорошее подспорье для формирования орфографической грамотности. Ещё одна из форм работы над ошибками – своеобразная игра, которую мы называем «Сыщик-грамотей». В тексте, данном учителем, необходимо найти любые, например, семь орфограмм, объяснить их и подтвердить двумя примерами из этого же текста. Работа над ошибками должна вестись в системе с 1 класса. Только тогда мы сможем сказать, испытывая внутреннее удовлетворение: «Мои ученики грамотные, я горжусь ими!»


В раздел образования