Автор: Кравцова Арина Сергеевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Многопрофильная языковая гимназия №4" г. Читы Населённый пункт: город Чита Наименование материала: Статья Тема: Орфографическая грамотность - самоцель ученика? Раздел: среднее образование
Орфографическая грамотность – самоцель ученика?
Решение орфографической задачи – вот главное, к чему стремится каждый
учитель на своих уроках. Такое решение возможно лишь при условии, если
учащийся видит орфограмму, т.е. обладает орфографической зоркостью. Мало
детей, у которых орфографическая зоркость развита к 5 классу, как правило,
пятиклассники не видят орфограмм, поэтому и делают большое количество
ошибок в диктантах и творческих работах. Работа над ошибками – это самоцель
для учащегося, это желание почувствовать себя уверенным, испытав уважение к
себе, своему труду, достижениям. Это серьёзная творческая работа, требующая
знаний и умений, заставляющая кипеть мозги.
Важным звеном в обучении правописания является самостоятельная работа
учащихся над своими ошибками. Работа эта скрупулёзная, требующая большого
внимания и работоспособности от детей, и терпения от учителя. Работа по
предотвращению
ошибок
–
нескончаемый
труд,
который
длится
все
годы
обучения
ребёнка
в
школе.
Учителю
следует
быть
готовому
к
этому,
но
необходимо помнить, что только работа над ошибками в системе приносит
свои плоды.
Хочу поделиться своим опытом такой работы. Работу над ошибками мы
проводим, естественно,
после контрольных, самостоятельных и творческих
работ в классе, за редким исключением, если ребёнок не успел выполнить её на
уроке, как домашнее задание. С алгоритмом выполнения работы над ошибками
пятиклассники уже со второй четверти хорошо
знакомы. Орфографические
ошибки, допускаемые в работах, я не исправляю, а подчёркиваю, ставя палочку
на
поля,
пунктуационные,
как
принято,
отмечаю
галочкой.
Пятиклассники
знают, что если на полях стоит чёрточка, значит допущена орфографическая
ошибка. Слова с орфографической ошибкой записываются в таблицу № 1:
Слово
Правило
Пример
Земля – земли
Полетели
На дереве
И так далее
Проверяемая безударная
гласная в корне.
Правописание
единообразной приставки.
Существительное 1
склонения, в форме
предложного падежа,
поэтому окончание - Е
Трава – травы
Набежали
В тетрадке
Такая работа позволяет учащемуся не только исправлять ошибки и вспомнить
орфограмму, но и подобрать слово с подобной орфограммой, что вырабатывает
орфографическую зоркость.
Если на
полях стоит галочка, учащийся знает, что допущена ошибка в
постановке знака препинания. Работа над ошибками в пунктограммах ведётся
проще: ребята записывают предложение и чертят схему.
Труднее
идёт
работа
над
ошибками
речевыми,
грамматическими,
логическими, фактическими. Пятиклассники большинство таких ошибок не
видят и не понимают. Поэтому сначала мы работаем вместе. После каждой
контрольной работы я готовлю слайды, используя предложения с разными
видами ошибок из ученических работ. На уроке мы всем классом определяем
специфику ошибки и исправляем её, работа ведётся в таблице № 2.
Категория
ошибки
Неправильно
Правильно
Г
СТ
Мимо шла женщина со шляпой.
Когда
я
вернулся домой.
Мы
пригласили на чай эту тётеньку.
Я
сел
на велик,
взял
рюкзак
и
поехал к дедушке.
Мимо
шла
женщина
в
шляпе.
Когда я вернулся домой, мы
пригласили
на
чай
эту
женщину.
Я
сел
на
велосипед,
взял
рюкзак и поехал к дедушке.
Затем учащиеся выполняют работу над ошибками в своих контрольных
тетрадях.
Я полностью соглашусь с теми учителями, которые скажут, что это нудная и
тяжёлая работа. Да! Так оно и есть! Но она приносит свои плоды. Когда ребята
привыкают к такой форме работы, они начинают видеть орфограммы, выполняя
домашнее задание или просто работая в классе.
Работа по формированию орфографической грамотности не ограничивается
только
выполнением
работ
над
ошибками
в
контрольных
заданиях.
К
определению орфограмм и пунктограмм мы обращаемся на каждом уроке, чему
способствуют
упражнения
из
учебника.
Кроме
этого
мы
работаем
с
перфокартами,
причём
ребята
работают
не
только
со
словами,
записывая
необходимые буквы, но и выполняют работы с перфокартой наоборот, т.е. я даю
набор
букв
и
задание:
придумать
слова
на
орфограмму,
например,
«Правописание
корней
с
чередованием
о//
е»,
записав
их
в
той
последовательности, в какой стоят гласные на слайде.
Ребята любят работу, которая позволяет им ненадолго ощутить себя учителем.
Эта работа проводится в три этапа. 1 этап – домашняя подготовка диктанта по
определённой теме (это могут быть слова, словосочетания, предложения или
текст). Затем я проверяю их работы, если есть ошибки, подчёркиваю и даю
ученикам на доработку. Второй этап – запись под диктовку, работа в парах.
Учащиеся,
сидящие
за
одной
партой,
по
очереди
диктуют
друг
другу
подготовленные
ими
материалы
шёпотом.
3
этап
–
взаимопроверка
и
выставление оценки. Отметка каждому складывается из трёх: оценка за подбор
материала для диктанта, правописание и качество оценивания. Иногда диктант
ребята
записывают
на
оформленных
карточках
с
пропуском
букв,
которые
соседу по парте необходимо вставить. Такая работа ведётся также трёхэтапно.
Со словами, в которых чаще всего ученики допускают ошибки, раз в четверть
мы составляем кроссворды. Такая работа позволяет дома поработать с разными
словарями, в которых они знакомятся не только с лексическим значением слова,
но и с его морфемным составом, этимологией; ребята читают и запоминают
синонимичный ряд слова, отыскивают антонимы, знакомятся с омонимами и их
значениями и т.д. Таким образом, работа над ошибками гармонирует с работой
по развитию речи.
Самостоятельное нахождение ошибок – ещё
одна из форм работы над
ошибками.
На слайде или карточках даю слова, предложения или текст с
ошибками, которые ребята должны найти и, отредактировав, объяснить свои
исправления.
При изучении темы «Морфемика» полезной, познавательной и интересной
является работа с шарадами. Работа со словарём морфем или самостоятельное
их
вычленение
–
хорошее
подспорье
для
формирования
орфографической
грамотности.
Ещё одна из форм работы над ошибками – своеобразная игра, которую мы
называем «Сыщик-грамотей». В тексте, данном учителем, необходимо найти
любые,
например,
семь
орфограмм,
объяснить
их
и
подтвердить
двумя
примерами из этого же текста.
Работа над ошибками должна вестись в системе с 1 класса. Только тогда мы
сможем
сказать,
испытывая
внутреннее
удовлетворение:
«Мои
ученики
грамотные, я горжусь ими!»