Напоминание

Причастие и деепричастие


Автор: Сунцова Ольга Иннокентьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 1 пгт. Кировский"
Населённый пункт: пгт. Кировский Кировский район Приморский край
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка
Тема: Причастие и деепричастие
Раздел: среднее образование





Назад





«Повторительно-обобщающий урок

по теме «Причастие и деепричастие»

Повторительно-обобщающий урок по теме «Причастие и деепричастие».
Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по темам «Причастие» и «Деепричастие». Задачи урока:  Проверить имеющиеся знания и умения, выявить и восполнить пробелы в знаниях;  формировать умение нахождения причастий и деепричастий в тексте, вычленения причастного оборота, находить суффиксы причастий и деепричастий, объяснять их правописание, уметь расставлять знаки препинания в предложении при причастном и деепричастном оборотах;  Учить работать самостоятельно;  Развивать чувство ответственности;  Совершенствовать речь обучающихся, развивать орфографическую зоркость;  Заинтересовать учащихся необычной формой проведения урока;  Помочь каждому проверить себя. Оборудование: интерактивная доска
Методическое обеспечение:
просмотр презентации с помощью компьютера и проектора, экран, оценочные листы, распечатанные задания для каждого ученика.
Форма:
урок-тренинг с применением компьютерных технологий. ХОД УРОКА 1. Организационный момент. 2. Слово учителя. Ребята! Мы закончили изучение тем «Причастие» и «Деепричастие». Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем ваши знания. Русский язык, на котором мы говорим, красив и богат. На нём говорит очень много людей не только на территории нашей страны, но и за её пределами. Поэтому знать его нужно очень хорошо. А узнать, справились ли мы с данными темами, нам поможет урок-тренинг. - А что означает слово тренинг? (ответы учащихся) - Тренинг – это тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков.
Зачем ?
- Так давайте займёмся этой работой. 3. Каждому учащемуся выдается карточка – оценочный лист, в которой он будет выполнять задания и сам себя оценивать. 3. Причастие и деепричастие –это… 4. Выписать из данных слов: 1в. –причастия, 2в. –деепричастия. 1.Закапывающий 2.Любящий 3.Делая 4.Выполненная 5.Сломав 6.Искавший 7.Повысив 8.Зная 9.Выросший
Поменяться тетрадями и проверить: без ошибок-3 балла, 1 ошибка – 4балла, 2ошибки-1 балл, более 2-х ошибок - 0 баллов. Баллы выставить в оценочный лист. 5. По каким признакам нашли причастие и деепричастие? (по вопросам, по суффиксам и значению) Вспомните суффиксы действительных и страдательных причастий. 1 ученик – на интерактивной доске:
Причастие деепричастие

Дейстив. Страдат.

-ащ,-ящ-, -ущ-, -ющ-, -а,-я, -в, -вши, -ши

-ом-, -ем-, -им-, -енн-, -нн-, -т-.
В это время весь класс и один учащийся производит морфемный разбор слов:
приближающийся (поезд), доверяя.
6. Зачем нам знать суффиксы? От чего зависит их правописание? Вставить пропущенные буквы, объяснить их провописание:
Полива..щий, бор..щийся, одева..мая, дыш..щий, крас..щий, реша..мый
,
обижа..мый, кле..щий, управля..мый, колебл..щийся, слыш..щий.
– по 1 человеку выходят, вставляют буквы, объясняют. 7. А каковы морфологические признаки причастия? Деепричастия? От каких частей речи эти признаки унаследованы? На доске интер. Схемы разбора, ее заполнить:
Поливающий (землю)

I.

Общее грамматическое значение.

II.

Морфологические признаки.

1.

Н.Ф. –

2.

Глагол, от которого образовано причастие, суффикс причастия-

3.

Постоянные признаки:

а)

б)

в)

г)

4. Непост.признаки:

а)

б)

в)

г)

III. Синтаксическая роль.
Деепричастие
взявшись
(самостоятельно) (1 ученик – на доске) с использованием приложения и взаимопроверка: все верно-5 баллов, 1 ошибка-4 балла, 2ош. – 3 балла, более 2-х – 0 баллов. 8.
Тематическая физминутка:

Встали, ребята. Мы проведём тематическую физкультуру.
- Ваша задача – из названных произведений нужно выбрать название произведения, содержащие причастие, и названия, содержащие прилагательные. Если в названии есть прилагательное, вы должны 1 раз хлопнуть, а если есть причастие – поднять обе руки вверх.
«Сражающийся хлеб» Кармазина(вверх) «Василиса Прекрасная» (хлопок). «Спящая царевна» Жуковского (вверх). «Медный всадник» Пушкина (хлопок). «Говорящий сверток» Даррелл (вверх). «Уроки французского» Распутин (хлопок). 9. Какова синтаксическая роль причастия и деепричастия? 1 ученик у доски. Синт.разбор:
На улице шел дождь, сопровождающийся раскатами грома.(повест., невоскл., простое, двусоставное,

осл. обособленным определением).
Не отрывая глаз, я смотрел на восходящее солнце. Самостоятельно и взаимопроверка: без ошибок-5 баллов, 1-2 ошибки-4 балла, 3 ош.- 3балла, 4 ош. и более -0 баллов 10. Изобразительно-выразительные свойства причастий и деепричастий.
Изобразительно-выразительные свойства причастий и деепричастий.

Выразительное чтение учащимися.

Много видевший, много знавший,

Знавший ненависть и любовь,

Все имевший, все потерявший

И опять все нашедший вновь,

Вкус узнавший всего земного

И до жизни жадный опять,

Обладающий всем и снова

Все боящийся потерять.

(Д.Кедрин.)
Почему писатели и поэты так активно используют глагольные формы? = не только образно описывают предмет или явление, но и представляют его признак в динамике, в процессе его становления, изменения.
?
Почему это возможно? = причастие соединяет в себе энергию глагола и экспрессию прилагательного.
Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,


Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре –

Так падают бурные воды в сверкающем,

быстром Лодоре!

(Роберт Саути «Лодорский водопад»)

?
В чем необычность этого стихотворения?
?
Какого эффекта достигает поэт, «собирая» такое количество деепричастий?
?
А если заменить все деепричастия глаголами того же вида? Что исчезнет? = напряженность действия, созданная картина резко падающей воды. 11. Рефлексия: Я теперь не перепутаю причастие и деепричастие с другими частями речи. Мне удалось... Я понял… Мне понравилось… Я сумел… Мне еще трудно определять… Мне было трудно выполнять… Я не понял… 12. Задачи выполнили?



В раздел образования