Напоминание

"Святые земли русской"


Автор: Соболева Наталья Ивановна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "СШ №34" города Смоленска
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Святые земли русской"
Раздел: полное образование





Назад





Урок 4 Тема: «Святые земли Русской Илья Муромец»

Цель урока:
Раскрытия перед учащимся темы защиты Отечества на примере образа русского святого преподобного Ильи Муромского Чудотворца.
Задачи

урока:
Изучение музыки религиозной традиции на основе культурологического подхода, как часть музыкальной культуры России, в которой органичным образом взаимодействуют церковные песнопения, фольклор и классическое композиторское наследие.
Вид урока:
Урок-открытие.
Технические средства:
Аудиокасеты со следующим материалом: «Гимн РФ» А. Александрова, «Стихира» песнь-гимн Всем святым, «Картинки с выставки» сюита «Богатырские ворота», Симфония №2 (Богатырская) А. Бородина, фонограмма песни «Богатырская сила» из репертуара Стаса Намина; Мультимидиа-проектор.
Ход урока

1. Организационный момент
Приветствие
Учитель:
Здравствуйте, ребята!
Ученики:
Здравствуйте, учитель!
Учитель:
Ребята, на прошлом уроке мы с вами перешли к изучению разворота «О России петь, что стремиться в храм»
2. Повторение

Учитель:
Для того чтобы перейти к проверке домашнего задания, я предлагаю вам прослушать два музыкальных фрагмента. /Прослушивание: 1) «Гимн РФ» А. Александрова; 2) «Стихира» - песнь – гимн./
Учитель:
Как называется первый музыкальный фрагмент?
Ученики:
Гимн РФ
Учитель:
Чем является гимн для нашей Родины?
Ученики:
Главной песней
Учитель:
Где исполняется это музыкальное произведение?
Ученики:
В торжественных случаях.
Учитель:
Второе прослушанное произведение тоже является гимном, но где оно исполняется?
Ученики:
В церкви.
Учитель:
Кому посвящено это произведение?
Ученики:
Оно посвящено всем святым.
Учитель:
Как называется это духовное песнопение?
Ученики:
Песнопение называется «Стихира»
Учитель:
Почему это песнопение так называется?
Ученики:
Оно написано в стихотворной форме.
Учитель:
Правильно, стихира написана в стихотворной форме и имеет три части. Первая часть посвящается Соборному храму, вторая – прославляет Русскую церковь, как образ храма в городе и третья – прославляет образы
русских святых. Ребята, какая из трех частей является кульминацией стихиры?
Ученики:
Третья
Учитель:
Русская православная церковь установила день памяти Всех русских святых, и в честь этого праздника была написана «Икона Всех святых, в земле Русской просиявших» Демонстрация иконы
3. Новый материал

Учитель:
Вспомним имена русских святых, с которыми мы уже познакомились (изображение) Александр Невский, (изображение) Сергий Радонежский, (изображение) княгиня Ольга, (изображение) князь Владимир. На экране икона Ильи Муромского Чудотворца (приложение 1)
Учитель:
Знаете ли вы, кто изображен на этой иконе?
Ученики:
Нет, образ иконы нам не знаком.
Учитель:
Это русский святой преподобный Илья Муромский Чудотворец. Знакомо ли вам это имя? (Илья Муромец)
Ученики:
Да, знакомо. Это русский богатырь.
Учитель:
Все вы хорошо знаете Илью Муромца как сказочного былинного героя. Вспомним, как начинается былина об Илье Муромце.
Отрывок

из

былины:
Возле города Мурома в пригородном селе Карачарове у крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Ефросиньи Поликарповны родился долгожданный сын. Растет Илья не по дням, а по часам, будто тесто на опаре поднимается. Глядят на сына престарелые родители, радуются, беды не чувствуют. А беда нежданно-негаданно к ним пришла. Отнялись у Ильи ноги резвые, сиднем в избе сидит. Горюют родители, печалятся, на убогого сына глядят, слезами обливаются.
Учитель:
Откройте учебники на странице 28. /Знакомство с текстом/
Учитель:
О каком чуде идет речь? /Ученики рассказывают дальнейшие развития событий опираясь на факты из былины/
Учитель:
…оседлал Илья добра коня, снарядился сам в доспехи богатырские, распростился с отцом, с матерью и уехал из родного села Карачарова. Ребята, куда отправился Илья Муромец?
Ученики:
Защищать Русскую землю.
Учитель:
Еще при жизни богатыря, о нем было сложено в народе множество былин и сказаний. Кто знает, что означает слово «былина»? /Ответы учеников/
Учитель:
Былина относится к жанру русских песен-сказаний. Музыкальная интонация былины подчиняется метру, ритму и рифме. Какой музыкальный инструмент сопровождал былинный сказ?
Ученики:
Гусли (изображение) /воспроизведение былинных наигрышей/

Учитель:
Мы представляем образ Ильи Муромца по картине Васнецова «Богатыри» (изображение). Попробуем дать описание его внешности. /Описание: сильный, могучий, храбрый и т.д./
Учитель:
Образу былинного героя Ильи Муромца созвучны два произведения русских композиторов. С одним произведение мы с вами уже знакомы. Это сюита «Богатырские ворота» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского (сл.17) Сегодня мы познакомимся с еще одним произведение на богатырскую тему. Это «Симфония №2» Александра Бородина /Прослушивание музыкального отрывка из «Симфонии №2»/
Учитель:
Главная тема 1-й части «Симфонии №2» Бородина (ее нотная запись дана на с. 29 учебника музыки), имеет свои характерные особенности. В симфонии отображены две темы: первая – сила легендарных героев, вторая – лирическая, рисующая далекие степи Родины.
Внимание

задание:
Среди карточек музыкальных характеристик, нужно выбрать подходящую характеристику первой части, затем второй. /Прослушивание каждой части отдельно, выполнение работы/ Ученики самостоятельно подводят итог по прослушанному произведению
Учитель:
Много былин сложено об Илье Муромце, одна из них «Илья Муромец и Соловей разбойник» А знаете ли вы, Соловей – разбойник, сидел на девяти развесистых дубах при большой дороге у речки Смородины, что за Карачевом, на самой нынешней границе, у села Девятидубье. К тому времени дороженька прямоезжая разонравилась людям и перестали они ездить по ней. Но поехал по той дороге Илья Муромец и избавил люд от Соловья – разбойника (изображение) Исследование карты Брянской области, граничащей с Орловской областью/.
Учитель:
В настоящее время разработан проект памятника Ильи Муромца. Памятник будет расположен в городе Брянске на берегу реки Десна (изображение).
4. Вокально-хоровая работа

Учитель:
Ребята, вам понравился образ русских богатырей в былинах, картинах художников и композиторов?
Ученики:
Понравился.
Учитель:
Я предлагаю вам прослушать и разучить песню «Богатырская сила», авторами которой являются А. Пахмутова и Н. Добронравов. /Распевание, поэтапное разучивание песни. Исполнение./
5. Подведение итогов урока

Учитель:
Илья Муромец не только былинный герой, он русский святой, преподобный Илья Муромский Чудотворец. Его память церковь празднует в самом начале года – 1 января. Его мощи хранятся в Киево- Печерской Лавре, стоящей на высоком берегу Днепра (изображение).
Учитель:
Ребята, что вы знали об Илье Муромце?

Ученики:
Илья Муромец является русским богатырем. О нем сложено много былин.
Учитель:
Что нового вы узнали на нашем уроке?
Ученики:
Илья Муромец является святым земли Русской. И день его памяти отмечается 1 января.
Учитель:
С каким музыкальным произведением, посвященным богатырской теме, вы были знакомы?
Ученики:
«Богатырские ворота» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского.
Учитель:
С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке?
Ученики:
«Симфония №2» А. Бородина, песней из «Богатырская сила»
6. Домашнее задание

Учитель:
В песне «Богатырская сила», есть следующие строки «Разгулялися добры молодцы, распотешились молодцы». И к следующему уроку, я вас попрошу вспомнить: какими же богатырскими забавами потешались богатыри, а так же выучить наизусть слова песни «Богатырская сила» Прощание
Учитель:
Ребята, до свиданья!
Ученики:
Учитель, до свиданья!


В раздел образования