Напоминание

Тестовая контрольная работа по фразеологии


Автор: Понимаш Галина Борисовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ РО "РКМиА"
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Тестовая контрольная работа по фразеологии
Раздел: полное образование





Назад





ЗАДАНИЯ

ПО

ФРАЗЕОЛОГИИ

ВАРИАНТ

1

1.

Назовите

темы

,

которая

объединяют

данные

пословицы

:
А ) Друг познается в беде Б ) Старый друг лучше новых двух В ) Пришла беда – отворяй ворота Г ) Скажи мне , кто твой друг , и я скажу тебе , кто ты Д ) Не буди лихо , пока спит тихо Е ) Не имей сто рублей , а имей сто друзей Ж ) Беда одна не ходит .
2.

Какая

из

данных

пословиц

является

заимствованной

?
А ) С кем поведешься , от того и наберешься Б ) Платон мне друг , но истина дороже В ) Пока гром не грянет , мужик не перекрестится Г ) Гусь свинье не товарищ Д ) Рад бы в рай , да грехи не пускают
3.

Укажите

группы

близких

по

смыслу

пословицы

:
1) Береженого Бог бережет 2) Сытый голодного не разумеет 3) На Бога надейся , а сам не плошай 4) Конный пешему не товарищ 5) Бог - то Бог , да и сам на будь плох
4.

Какие

из

данных

пословиц

противоположны

по

смыслу

?
А ) Не зная броду , не суйся в воду Б ) Сделал дело – гуляй смело В ) Одна голова хорошо , а две лучше Г ) Кто не рискует – тот не пьет шампанское Д ) Работа не волк , в лес не убежит Е ) На безрыбье и рак рыба
5.

Латинская

пословица

гласит

: «
Satur venter nonstudent libenter»(« Полный живот не учится охотно »). Какая из русских пословиц имее
т
похожий смысл ?
6.

Объясните

,

как

вы

понимаете

смысл

пословиц

:


«

Тамбовский

волк

тебе

товарищ

»

7.

Какая

из

данных

пословиц

лишняя

?
А ) Завтрак съешь сам , обед раздели с другом , ужин отдай врагу Б ) Гусь свинье не товарищ В ) Сам погибай , а товарища выручай Г ) Чужая душа – потемки
8.

В



каких

из

данных

пословиц

используются

антонимы

?

Выпишите

их

.
А ) Счастье ума прибавляет , несчастье последний отымает Б ) Дураку счастье В ) Глупому счастье , а умному бог дает Г ) В добром житье кудри вьются , а в плохом секутся Д ) Пришла беда – отворяй ворота
9.

Объясните

,

как

вы

понимаете

смысл

слов

А

.

Суворова

:

«

Сегодня

счастье

,

завтра

счастье

,

помилуй

Бог

,

а

ум

-

то

где



10.

Найдите

правильное

объяснение

смысла

пословиц

:
А ) Счастье , что волк : обманет , да и в лес уйдет Б ) Дурак спит , а счастье в головах лежит В ) Счастье без ума – дырявая сума 1) Счастье достается не по заслугам 2) Не следует полагаться на счастье 3) Дураку и счастье не впрок .
11.

Укажите

фразеологические

выражения

,

в

которых

речь

идет

о

невезении

:
А ) Сколько веревочке ни виться , а концу быть Б ) Что ни хвать , то ерш да еж В ) Всем плохо : у одного хлеба нет , а у другого жемчуг мелкий Г ) Час от часу не легче Д ) Ехало не едет , а ну не везет Е ) Где наша не пропадала Ж ) Куда ни кинь – всюду клин
12.

Укажите

среди

пословиц

синонимические

пары

:
А ) Сколько веревочке ни виться , а концу быть
Б ) Либо грудь в крестах , либо голова в кустах В ) По усам текло , да в рот не попало Г ) Либо деньгу дадут , либо в рыло поддадут Д ) Ушел воз и лошадку увез Е ) Бывает и на старуху проруха Ж ) На всякого мудреца довольно простоты
13.

Укажите

пословицы

,

в

которых

говорится

о

возвышении

не

по

заслугам

:
А ) Дождик вымочит , а солнышко высушит Б ) Взят из грязи , да посажен в князи В ) Со свиным рылом в калашный ряд Г ) Хорошо ширью да высью , а ну - ка рылом в землю Д ) Коли не по коню , так по оглобле
14.

Какой

общий

смысл

связывает

данные

пословицы

?
От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся Пошел по шерсть , а воротился стриженым Либо деньгу дадут , либо в рыло поддадут Не радуйся нашедши , не плачь потерявши Наперед не узнаешь , где найдешь , где потеряешь Кабы знать , где упасть , соломки б подстелил
15.

Укажите

синонимические

выражения

,

поясните

их

значение
1) Семь бед – один ответ 2) Клин клином вышибают 3) По одежке встречают , по уму - провожают 4) Вилами по воде писано 5) Бабушка надвое сказала 6) Не все то золото , что блестит
16.

Какая

из



данных

близких

по

смыслу

пословиц

имеет

наиболее

универсальный

смысл

?
А ) Двум смертям не бывать , а одной не миновать Б ) Где наша не пропадала ! В ) Чему быть , тому не миновать Г ) Семь бед – один ответ

17.

В

каких

из

данных

пословиц

раскрыты

причинно

-

следственные

отношения

?
А ) Как бедному жениться , так и ночь коротка Б ) Где тонко , там и рвется В ) Вот тебе , бабушка , и Юрьев день Г ) Маленькая собачка до старости щенок Д ) Посеешь ветер – пожнешь бурю
18.

Соотнесите

употребление

данных

пословиц

с

определенной

ситуацией

.
А ) Маша была девушка скромная , тихая , воспитанная , хорошо училась . И вдруг классный руководитель узнает , что она совершила правонарушение . Правильно говорят , что … Б ) В классе появился новый ученик , который не хотел следовать тем традициям , по которым жила школа , а делал все по - своему , ссылаясь при этом на то , что так было принято поступать в той школе , где он учился раньше . Дети стали его сторониться , потому что … В ) Миша очень боялся сдавать ЕГЭ , а когда сдал , заявил : «…». 1) В чужой монастырь со своим уставом не ходят 2) Не так страшен черт , как его малюют 3) В тихом омуте черти водятся
19.

Какие

из

данных

пословиц

А

.

Н

.

Островский



использовал

в

качестве

названий

своих

пьес

?
1. На всякого мудреца довольно простоты 2. Не в свои сани не садись 3. С кем поведешься , от того и наберешься 4. Заставь дурака Богу молиться , он и лоб расшибет 5. На тебе , Боже , что мне негоже 6. Рад бы в рай , да грехи не пускают 7. Не так живи , как хочется , а так , как Бог велит
20.

Что

объединяет

следующие

фразеологические

выражения

?
Не хлебом единым суета сует возвращение блудного сына
Фома неверующий № задания ФРАЗЕОЛОГИЯ (пословицы) Эталоны ответов ВАРИАНТ 1 Количество существенных операций 1 ДРУЖБА = А,Б,Г,Е; БЕДА - ВД Р = 2 2 Б Р = 1 3 1,3,5; 2,4 Р = 2 4 АГ; БД Р = 2 5 Сытое брюхо к ученью глухо Р=1 6 Среди приличных людей преступнику друзей не найти Р = 3 7 Г (все пословицы на тему дружбы, а эта – о непознаваемости чужой души Р = 1 8 А: счастье - несчастье;В: глупый – умный; Г: в добром – в плохом Р = 3 9 Суворов считает, что повезти может и дураку, а умный на везение рассчитывать не должен Р = 3 10 А2; Б1; В3 Р = 3 11 Б, Г, Д, Ж Р = 4 12 БГ; ВД; ЕЖ Р = 3 13 БВ Р = 1 14 Человек не знает своего будущего Р = 1 15 4-5(это еще не известно); 3-6(нельзя судить по внешности) Р =2 16 В Р =1 17 БД Р =1 18 А3, Б1, В2 Р =3 19 1, 2, 7 Р =3 20 Все эти выражения взяты из Библии Р =1 ИТОГО: 41

ФРАЗЕОЛОГИЯ

ВАРИАНТ 2

1. Назовите темы, которые объединяют данные пословицы:
1)Корень учения горек, а плод - сладок 2)Учиться всегда пригодится 3)Поспешишь – людей насмешишь 4)Ученье и труд все перетрут 5)Семь раз отмерь – один отрежь 6)Сытое брюхо к ученью глухо 7)Утро вечера мудренее
2. Укажите группы близких по смыслу пословицы:
А)Не тот хорош, что лицом пригож, а тот хорош, что на дело гож Б)Дело мастера боится В)Глаза боятся, а руки делают Г) Не все то золото, что блестит Д)По одежке встречают, по уму провожают
3. Какие из данных пословиц противоположны по смыслу?
А)Век живи - век учись Б)Без труда не вытянешь и рыбку из пруда В)Работа не волк, в лес не убежит Г)Меньше знаешь – крепче спишь
4. Какая из данных пословиц лишняя?
А)Делу время, потехе час Б)Сделал дело – гуляй смело В)Уговор дороже денег
5. Какая из данных пословиц является заимствованной?
А)Готовь сани летом, а телегу зимой Б)Один с сошкой, а семеро с ложкой В)От работы кони дохнут Г)Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
6. Объясните, как вы понимаете смысл пословицы
Не по хорошему мил, а по милу хорош
7. В каких из данных пословиц используются антонимы? Выпишите

их.
А)Трудом праведным не наживешь палат каменных Б)Ученье – свет, а неученье – тьма В)Корень учения горек, а плод – сладок Г)На дурака вся надежда, а дурак-то и поумнел Д)Дураков не сеют, не жнут – они сами родятся
8. Укажите среди пословиц синонимические пары:
1)От добра добра не ищут 2)Лучшее – враг хорошего
3)Как веревочке ни виться, а концу быть 4)Не зная броду, не суйся в воду 5)Снявши голову, по волосам не плачут 6)Повадился кувшин по воду ходить – там ему и голову сложить 7) Куда конь с копытом, туда и рак с клешней 8)После драки кулаками не машут
9. Какую из данных пословиц
1) А. С. Пушкин использовал в качестве эпиграфа к повести «Капитанская дочка»? 2) А. Н. Островский использовал в названии своей пьесы? 3)Б. Пастернак закончил свое стихотворение «Гамлет»? А) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь Б) Жизнь прожить – не поле перейти В) Береги честь смолоду
10. В каких из данных пословиц раскрыты причинно-следственные

отношения?
1)Без труда не вытянешь и рыбку из пруда 2)Любишь кататься – люби и саночки возить 3)Что посеешь, то и пожнешь 4) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь 5)От добра добра не ищут
11. Соотнесите употребление данных пословиц с определенной

ситуацией.
А) Даша рисовала акварель. Сначала получалось хорошо, ее работа всем нравилась, но ей хотелось достичь еще большего совершенства, и в результате она испортила работу. Б) Родители внушали своим детям, что главное в жизни - деньги. Когда они перестали давать детям деньги, те про них забыли. В) Человек перенес тяжелую потерю, но прошло два года, и он снова воспрянул к жизни. 1)Время лечит 2)Что посеешь, то и пожнешь 3)Лучшее – враг хорошего
12. Объясните значение фразеологических выражений:
1)Бред сивой кобылы 2)Язык как помело 3)Не стоит выеденного яйца 4)Пока рак свистнет 5)Голод не тетка 6)Два сапога пара
13.У англичан есть пословица «Life is not only rouses», что значит

«жизнь – это не только розы». Какая из русских пословиц аналогична


по смыслу?
А) Отольются кошке мышкины слезки Б) В огороде бузина, а в Киеве дядька В) Не все коту масленица, бывает и постный день Г) Счастье ума прибавляет, несчастье последний отымает
14. Укажите пословицы, которые как бы поясняют друг друга (вторая

указывает причину того, о чем говорится в первой):
1) С волками жить – по волчьи выть 2) С кем поведешься, от того и наберешься 3) В чужой монастырь со своим уставом не ходят 4) Паршивая овца все стадо портит 5) Не рой яму другому – сам в нее попадешь
15. Что объединяет следующие фразеологические выражения?
Валаамова ослица Труба иерихонская избиение младенцев крестная ноша манна небесная
16. Какой общий смысл связывает данные пословицы?
Собака лает – ветер носит Собака лает, а караван идет
17. Как вы понимаете смысл пословицы: «
Ученого учить – только портить»?
18. Найдите окончание пословицы среди приведенных вариантов :
Незнайка на печи лежит, А) а в Киеве дядька Б) а знайка по веревочке бежит В) он и лоб разобьет
19. Латинская пословица гласит: «Arbor mala - mala male»(«Плохое

дерево – плохие плоды»). Какие из русских пословиц имеют похожий

смысл?

20. Найдите объяснение смысла пословиц среди данных вариантов:
А) Пошел черт по тучу, ан из нее и стрельнуло Б) Хлеб-соль вместе, а табачок врозь В) По усам текло, да в рот не попало Г) Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет 1) Было близко, но добиться не смог 2) Поехал по шерсть, а вернулся стриженным 3) Такой даже самое простое дело сделать не может 4) Так говорят о ненастоящих друзья
№ задания ФРАЗЕОЛОГИЯ (пословицы) Эталоны ответов ВАРИАНТ 2 Количество существенных операций 1 1) 2) 4) 6) – ученье; 3) 5) 7) – осторожность, предусмотрительность Р = 2 2 А) Г) Д); Б) В) Р = 2 3 А) Г); Б) В) Р = 2 4 В) Р = 1 5 Г) Р = 1 6 Любят не за какие-то качества: любящий наделяет любимого всеми достоинствами Р = 1 7 Б) ученье – неученье, свет – тьма; В) корень – плод, горек - сладок Р = 2 8 1) 2); 3) 6); 4)7); 5) 8) Р = 4 9 1-В), 2-А), 3-Б) Р = 3 10 2); 4) Р = 2 11 А)3; Б)2; В)1 Р = 3 12 1)чепуха; 2) говорит не думая; 3) что-то незначительное; 4) никогда; 5) голод не уговоришь; 6) одинаково плохие Р = 6 13 В Р = 1 14 1-3); 2-4) Р =2 15 Источник: Библия Р =1 16 Пустые слова на дело не влияют Р =1 17 Ученый сам знает, что и как надо делать, а чужие советы будут его только раздражать Р =1 18 Б) Р =1 19 Дешевая рыбка – поганая юшка, яблоко от яблони недалеко катится Р =1 20 А)-2; Б)-4; В)-1; Г)-3 Р=4 ИТОГО: 41
ФРАЗЕОЛОГИЯ

ВАРИАНТ 3


1. Назовите темы, которые объединяют данные пословицы:
Не было бы счастья, да несчастье помогло Без счастья и в лес по грибы не ходи У счастливого умирает недруг, у бессчастного друг Счастью не верь, а беды не пугайся
2. Укажите близкие по смыслу пословицы:
А) Счастье, что волк: обманет, да и в лес уйдет Б) Дурак спит, а счастье в головах лежит В) Кто нужды не видал, и счастья не знает Г) Счастье не лошадь: не везет по прямой дорожке Д) Легко найти счастье, а потерять и того легче
3. Какие из данных выражений являются заимствованными?
1.Человеку свойственно ошибаться 2.На чужой роток не накинешь платок 3.Ешь пирог с грибами - держи язык за зубами 4.Не мечите бисер перед свиньями 5.Дареному коню в зубы не смотрят 6.Старый конь борозды не испортит 7.Как волка ни корми, он все в лес смотрит
4. В каких из данных пословиц используются антонимы? Выпишите их.
1) Ранняя пташка песни поет, а поздняя пташка глазки трет 2) Стреляного воробья на мякине не проведешь 3) Слово– серебро, молчание -золото 4) Ворон ворону глаз не выклюет 5) В добрый час молвить, в худой – промолчать 6) Пуганая ворона и куста боится
5. Укажите пословицы, из которые можно составить сложноподчиненное

предложение с придаточным причины:
А) Счастью не верь, а беды не пугайся Б) Счастье не лошадь: не везет по прямой дорожке В) Счастье и несчастье на одних санях ездят Г) Дурак спит, а счастье в головах лежит
Д) Кто нужды не видал, и счастья не знает
6. Найдите правильное объяснение смысла фразеологизмов:
1.Слово не воробей, вылетит – не поймаешь 2.Ловить рыбку в мутной воде 3.Пока рак свистнет 4.Ему палец в рот не клади 5.Яйца курицу не учат 6.Цыплят по осени считают А) умеет за себя постоять Б) нужно следить за собой и не говорить лишнего В) старших учить не следует Г) использовать ситуацию в неблаговидных целях Д) выводы следует делать по прошествии определенного времени Е) так говорят о чем-либо, что никогда на случится
7. Укажите среди пословиц синонимические пары:
1) Как аукнется, так и откликнется 2) Рука руку моет 3) Как постелешь, так и ляжешь 4) Овчинка выделки не стоит 5) И Москва не сразу строилась 6) Игра не стоит свеч 7) Что посеешь, то и пожнешь 8) Ворон ворону глаз не выклюет 9) Птичка по зернышку клюет и сыта бывает
8. Объясните, как вы понимаете смысл пословиц:
Держался авоська за небоську, да оба в яму и упали.
9. Соотнесите употребление данных пословиц с определенной ситуацией.
1) Посади свинью за стол, она и ноги на стол 2) Городить турусы на колесах 3) В чужом глазу соринку видит, а в своем и бревна не замечает А) Докладчик говорил долго и непонятно, вдаваясь в продолжительные отступления, в то время как все присутствующие понимали, что суть дела намного проще. Б) Владимир Петрович пригласил своего знакомого на работу в компанию, в которой работал менеджером. Вскоре этот знакомый втерся в доверие к
руководству и занял место Владимира Ивановича. В) Крупный чиновник, про которого было известно, что все дела он решает за взятки, любил распекать своих подчиненных за нерадивость в работе.
10. Какая из данных пословиц лишняя? Объясните свой выбор.
А) На чужой сторонушке рад своей воронушке Б) На чужбине и сокол вороном кажется В) Лучше синица в руках, чем журавель в небе Г) Всяк кулик свое болото хвалит
11. Какая из этих пословиц является названием одной из пьес В. Шекспира?
1) Много шума из ничего 2) Седина в бороду, а бес в ребро 3) Словами горю не поможешь 4) Не любо – не слушай, а врать не мешай 5) Соловья баснями не кормят
12. В какой из пословиц вторая часть раскрывает смысл первой?
А) Как волка ни корми, он все в лес смотрит Б) На языке мед, а под языком лед В) Закон что дышло: куда поворотил, туда и вышло
13. В каких пословицах раскрыты причинно-следственные отношения?
1) Коготок увяз – всей птичке пропасть 2) Одна ласточка весны не делает 3) Дешевая рыбка – поганая юшка 4) Птичка по зернышку клюет и сыта бывает 5) Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет
14. Латинская пословица гласит: «Ibi bene, ubi patria»(«Там хорошо, где

родина»). Какая из русских пословиц имеет похожий смысл?
А) Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше Б) С милым рай и в шалаше В) Всяк кулик свое болото хвалит Г) Своя рубашка ближе к телу
15. Какие из данных пословиц противоположны по смыслу?

А) Береги честь смолоду Б) Добрая слава лежит, а худая бежит В) Быль что смола, а небыль что вода Г) Быль молодцу не укор
16. В какой пословице даются инструкции по жизненному поведению?

Объясните их смысл.
А) Дают – бери, бьют – беги Б) Моя хата с краю, ничего не знаю В) Семь раз отмерь – один отрежь Г) Загребать жар чужими руками
17. Сравните два выражения. Что общего в их смысле и в чем различие?
А) Не по Сеньке шапка Б) Тяжела ты, шапка Мономаха
18. Что объединяет следующие фразеологические выражения?
1) Блаженны нищие духом, ибо их будет царствие небесное. 2) Ищите и обрящете 3) Возлюби ближнего своего, как самого себя 4) Богу – богово, а кесарю – кесарево 5) Не сотвори себе кумира
19. Найдите окончание пословицы среди приведенных вариантов:
Куда конь с копытом,… А)там гроб стоит Б) туда и нитка В) туда и рак с клешней
20. У англичан есть пословица: «After death the doctor» (буквально «после

смерти – доктор»). Какие из русских пословиц имеют аналогичный смысл?
А) После драки кулаками не машут Б) Хороша ложка к обеду В) Слезами горю не поможешь Г) Снявши голову, по волосам не плачут № задания ФРАЗЕОЛОГИЯ (пословицы) Эталоны ответов Количество существенных
ВАРИАНТ 3 операций 1 Счастье - несчастье Р = 1 2 А) Г) Д) – переменчивость счастья Р = 2 3 1, 4 Р = 2 4 1) ранняя – поздняя; 3) слово – молчание, серебро – золото; 5) добрый – худой, молвить - промолчать Р = 5 5 А)Б), А)В), А)Д) Р = 3 6 1Б), 2Г), 3Е), 4А), 5В), 6Д) Р = 6 7 1)3)7), 2)8), 5)9), 6)4) Р = 3 8 Нельзя полагаться только на везение Р = 1 9 1-Б), 2-А), 3-В) Р = 3 10 Лишняя В). Пословицы А)Б)Г) объединяет тема любви к родине Р = 2 11 1) Р = 1 12 В) Р = 1 13 1), 3), 5) Р = 3 14 В) Р =1 15 В)Г) Р =2 16 А) – действуй по ситуации; В) – будь осторожен в решениях Р =2 17 Общее: непосильная роль. Разное: А) – на важном месте случайно оказался недостойный; Б) – важный пост налагает тяжкое бремя ответственности Р =2 18 Все эти выражения взяты из Библии Р =1 19 В) Р =1 20 А), Б) Р=2 ИТОГО: 44
ФРАЗЕОЛОГИЯ

ВАРИАНТ 4

1. Сгруппируйте данные пословицы по темам:

1. На чужой каравай рот не разевай 2 Риск – благородное дело 3. Повадился кувшин по воду ходить, там ему и голову сложить 4. Кто не рискует, тот не выигрывает. 5. С неправдой весь свет пройдешь, да назад не воротишься 6. Смелость города берет 7. Сколько веревочке ни виться, а концу быть 8. На краденом не разжиреешь
2. Укажите близкие по смыслу пословицы:
1. Стыд не дым, глаза не выест 2. Тяжело в ученье – легко в бою 3. Рыбак рыбака видит издалека 4. Два сапога пара 5. Лежачего не бьют 6. Корень учения горек, а плод его - сладок 7. Повинную голову и меч не сечет 8. Брань на вороту не виснет
3. Какие из данных выражений являются заимствованными?
А) Для бешеной собаки семь верст не крюк Б) Посади свинью за стол, она и ноги на стол В) Свинья грязь всегда найдет Г) Не мечите бисер перед свиньями
4. В каких из данных пословиц используются антонимы? Выпишите их.
1. Тяжело в ученье – легко в бою 2. Не о том дело, зачем съела, а о том, что нам не дала 3. Пьяному море по колено 4. У бабы волос долог, да ум короток 5. Плох тот солдат, который не желает быть генералом 6. Где родился, там и пригодился 7. Хочешь мира – готовься к войне
5. Укажите пословицы, которые поясняют друг друга (вторая указывает

причину того, о чем говорится в первой):
А) Копейка рубль бережет Б) Слово – серебро, молчание - золото
В) Добрая слава лежит, а худая бежит 1) На чужой роток не накинешь платок 2) Деньги счет любят 3) Слово не воробей, вылетит – не поймаешь
6. Найдите синонимичные пословицы, укажите, какой общий смысл их

связывает.
1. На всякого мудреца довольно простоты 2. Мели, Емеля, твоя неделя 3. Седина в бороду, а бес в ребро 4. Бывает и на старуху проруха 5. Бодливой корове Бог рога не дает 6. На воре и шапка горит
7. Укажите среди пословиц синонимические пары:
1. Муж да жена – одна сатана 2. Милые бранятся – только тешатся 3. С глаз долой – из сердца вон 4. У кого что болит, тот о том и говорит 5. Тело заплывчиво, а сердце забывчиво 6. Голодной куме все сыр на уме
8. Объясните, как вы понимаете смысл пословиц:
После драки кулаками не машу
9. Соотнесите употребление данных пословиц с определенной ситуацией.
А) Русские медленно запрягают, но быстро ездят Б) Повинную голову и меч не сечет В) В одно ухо вошло, а в другое вышло 1. Ребята играли во дворе в футбол и разбили окно. Когда вышел хозяин квартиры, они не убежали, а попросили прощения. 2. Весь урок Игорь слушал учительницу, но когда в конце урока его спросили, он ничего не мог ответить. 3. Александр Иванович полгода размышлял, не поехать ли ему в Грецию, а потом пошел в турбюро, купил путевку и уже через три дня был в Греции.
10. Какая из данных пословиц лишняя? Объясните свой выбор.
1. Язык до Киева доведет 2. На Бога надейся, а сам не плошай 3. Бог-то Бог, да и сам на будь плох
4. Жить, как у Христа за пазухой 5. Бог не выдаст – свинья не съест
11. Какая из этих пословиц является названием одной из пьес А.Н.

Островского?
А) За нечаянно бьют с отчаянья Б) Свои люди – сочтемся В) Утопающий хватается за соломинку Г) Своя рубашка ближе к телу
12. В каких пословицах вторая часть раскрывает смысл первой?
1. Своя рубашка ближе к телу 2. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться 3. Не рой яму другому – сам в нее попадешь 4. Не бросай слов на ветер 5. Счастье не лошадь: не везет по прямой дорожке
13. В каких пословицах раскрыты причинно-следственные отношения?
1. Баба с возу - кобыле легче 2. Сам не гам, и другому не дам 3. Где тонко, там и рвется 4. С миру по нитке – голому рубаха 5. Чем дальше в лес, тем больше дров 6. Плюй в глаза – божья роса 7. Лес рубят - щепки летят
14. Латинская пословица гласит: «Qualis vita, et mors ita»(«Какова жизнь,

такова и смерть»). Какая из русских пословиц имеет похожий смысл?

15. Какие из данных пословиц противоположны по смыслу?
1. Яйца курицу не учат 2. Кого люблю, того и бью 3. Устами младенца глаголет истина 4. В семье не без урода 5. Яблочко от яблони недалеко падает 6. Бумага все стерпит 7. Что написано пером, не вырубишь топором
16. В какой пословице даются инструкции по жизненному поведению?
1. Неча на зеркало пенять, коли рожа крива 2. Куй железо, пока горячо 3. Не спи, казак, атаманом будешь
4. Горбатого могила исправит 5. От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся
17. Сгруппируйте фразеологические выражения по описанным в них

качествам характера, назовите эти качества:
1. Моя хата с краю, ничего не знаю 2. Мели, Емеля, твоя неделя 3. Глаза завидущие, руки загребущие 4. Где сядешь, там и слезешь 5. Сам не гам, и другому не дам 6. Зимой снега не выпросишь
18.Найдите окончание пословицы среди приведенных вариантов :
Жалует царь, А) гуляй смело Б) а у холопов чубы трещат В) атаманом будешь Г) да не милует псарь
19. Укажите близкие по смыслу пословицы:
1. Перемелется – мука будет 2. Жена не рукавица, с руки не скинешь 3. Стерпится – слюбится 4. За семь верст киселя хлебать 5. Ехать в Тулу со своим самоваром 6. Каши маслом не испортишь 7. Одна голова хорошо, а две лучше 8. Своя ноша руки не тянет
20. Запишите пять пословиц, в которых используются числительные.

21. Латинская пословица гласит: «Raro corvum corvus exoculat» (Ворон

ворону редко выклевывает глаз). Как звучит аналогичная по смыслу

русская пословица?
№ задания ФРАЗЕОЛОГИЯ (пословицы) Эталоны ответов ВАРИАНТ 4 Количество существенных операций 1 Счастье - несчастье Р = 1
2 А) Г) Д) – переменчивость счастья Р = 2 3 1, 4 Р = 2 4 1) ранняя – поздняя; 3) слово – молчание, серебро – золото; 5) добрый – худой, молвить - промолчать Р = 5 5 А)Б), А)В), А)Д) Р = 3 6 1Б), 2Г), 3Е), 4А), 5В), 6Д) Р = 6 7 1)3)7), 2)8), 5)9), 6)4) Р = 3 8 Нельзя полагаться только на везение Р = 1 9 1-Б), 2-А), 3-В) Р = 3 10 Лишняя В). Пословицы А)Б)Г) объединяет тема любви к родине Р = 2 11 1) Р = 1 12 В) Р = 1 13 1), 3), 5) Р = 3 14 В) Р =1 15 В)Г) Р =2 16 А) – действуй по ситуации; В) – будь осторожен в решениях Р =2 17 Общее: непосильная роль. Разное: А) – на важном месте случайно оказался недостойный; Б) – важный пост налагает тяжкое бремя ответственности Р =2 18 Все эти выражения взяты из Библии Р =1 19 В) Р =1 20 А), Б) Р=2 ИТОГО: 44


В раздел образования