Игры по развитию речи для младшего дошкольного возраста
Автор: Адутова Татьяна Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 6" Населённый пункт: г. Кунгур, Пермский край Наименование материала: Консультация для родителей Тема: Игры по развитию речи для младшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Игры по развитию речи для младшего
дошкольного возраста.
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче
высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в
познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее
отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее
осуществляется его психическое развитие.
Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она
развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием.
Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с
общим развитием ребёнка.
Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как
в дошкольном возрасте игровая деятельность является
ведущей.
Игровой метод обучения способствует созданию
заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает
речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с
другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки
усваиваются прочнее.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и
развития, используемое при усвоении любого программного
материала. Специально подобранные игры и упражнения
дают возможность благоприятно воздействовать на все
компоненты речи. В игре ребенок получает возможность
обогащать и закреплять словарь, формировать
грамматические категории, развивать связную речь,
расширять знания об окружающем мире, развивать
словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.
Игра помогает решать многие психологические проблемы,
возникающие между детьми и родителями. Она снимает
напряжение, тревогу, страх перед окружающими,
закомплексованность, повышает самооценку, позволяет
проверить себя в различных ситуациях.
Игры, для которых нужно подбирать картинки или игрушки:
«ДОБАВЬ СЛОВО».
Цель: Находить нужное по смыслу слово (глагол).
Материал: Кукла Гена.
Ход игры: Игра начинается с беседы о том, как дети помогают
родителям, что умеют делать. Далее скажем детям, что к ним
в
гости
пришел
Гена.
Он
тоже
любит
помогать
родным:
бабушке, дедушке, папе, маме, братику и сестричке. А что
именно
умеет
делать
Гена,
дети
должны
будут
сейчас
угадать.
Гена.
Я умею постель (глагол подбирают дети) убирать. Я умею
пол ... (подметать). Я умею пыль ... (вытирать). Я умею посуду
... (мыть, полоскать). Я умею постель ... (застилать). Я умею
цветы
...
(поливать).
Я
помогаю
стол
...
(накрывать).
Я
помогаю
тарелки
...
(расставлять)
Я
помогаю
вилки
...
(раскладывать)
Я
помогаю
крошки
...
(сметать)
Я
помогаю комнату ... (убирать) При повторном проведении
игры
дети
от
хоровых
высказыва
ний
переходят
к
индивидуальным
( г л а г о л
н а з ы в а е т
т о т,
к
к о м у
непосредственно обратится Гена).
РАЗНОЦВЕТНЫЙ СУНДУЧОК
Цель: Учим ориентироваться на окончание при согласовании
слов в роде.
Материал: Сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье,
варенье,
яблоко,
полотенце
и
другие
п р ед м ет ы ,
обозначенные существительными среднего и женского рода,
по числу детей.
Ход
игры:
Поставим
на
стол
сундучок
с
картинками.
Предложим
детям
вынимать
картинки
по
одной,
будем
задавать при этом вопросы: «Какое яичко? Какая матрешка?»
И
т.
п.
Вопросительное
местоимение
согласуется
с
существительным и помогает ребенку правильно определить
род последнего.
В том случае, если на картинках будут изображены 2—3
предмета,
игра
приобретет
новый
смысл:
ребенок
сможет
поупражняться в образовании форм именительного падежа
множественного числа существительных.
ТЕРЕМОК
Цель: Ориентироваться на окончание глагола в прошедшем
времени при согласовании его с существительным.
Материал:
Деревянный
теремок,
игрушечные
животные:
мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.
Ход
игры:
Поставим
на
ковре
теремок.
Возле
теремка
рассадим животных. Будем рассказывать сказку, побуждая
детей принимать участие в рассказывании.
— Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку ... кто? Пра-
вильно,
мышка.
(Дети
подсказывают,
ориентируясь
на
значение
глагола
и
его
окончание.)
«Кто-кто
в
теремочке
живет?» Никого нет. Стала мышка в теремочке жить.
Прискакала
к
теремку
...
лягушка.
И
т.
д.
В
заключение
подведем итог:
— Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала, а зай-
ка прискакал; лисичка прибежала, а волк прибежал.
КТО БОЛЬШЕ ДЕЙСТВИЙ НАЗОВЕТ
Цель: Активно использовать в речи глаголы, образовывать
различные глагольные формы..
Материал:
Картинки:
предметы
одежды,
самолет,
кукла,
собака, солнце, дождь, снег.
Ход игры:Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача
детей
подобрать
слова,
которые
обозначают
действия,
относящиеся к предметам или явлениям, изображенным на
картинках. Например:
что можно сказать о самолете, что он делает? (Летит, гудит,
взлетает, поднимается, садится...);
что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, надевать,
зашивать, чистить...);
что можно сказать о дожде? (Идет, моросит, льет, капает,
хлещет, шумит, стучит по крыше...);
что можно сказать о снеге? (Идет, падает, кружится, летает,
ложится, блестит, тает, переливается, скрипит...);
что можно делать с куклой? (Укладывать спать, кормить, ка-
тать в коляске, лечить, водить гулять, одевать, наряжать, ку-
пать...);
что делает собака? (Лает, грызет кости, виляет хвостом, под-
прыгивает, скулит, ходит, бегает, охраняет...);
что можно сказать о солнце? (Светит, греет, восходит, заходит,
печет, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает...).
60
Такую игру можно проводить на разные темы: «Предметы
домашнего обихода», «Явления природы», «Времена года»,
«Животные и птицы» и др.
ПРОФЕССИИ
Цель: Соотносить существительное с глаголом.
Материал: Картинки (фотографии) с изображениями людей
разных
профессий
(хлебороб,
пекарь,
аптекарь,
портной,
продавец, почтальон, солдат).
Ход игры: Взрослый задает вопросы, дети отвечают.
— Пашет, сеет, хлеб убирает, кто? (Хлебороб.)
— А кто хлеб нам выпекает? (Пекарь.)
— Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.)
Кто одежду шьет нам на стужу и зной? (Портной.)
— Кто ее продает, наконец? (Продавец.)
— К нам приходит с письмом Прямо в дом — кто же он?
(Почтальон.)
- Служит дорогой Отчизне Старший брат. Охраняет наши
жизни, Он ... (Солдат.)
— Когда вы станете взрослыми, каждый из вас будет иметь
какую-то
профессию.
Все
они
очень
важны,
будь
это
профессия хлебороба, пекаря, аптекаря, портного, продавца,
почтальона или строителя. Но главное, кем бы ты ни стал,—
хорошо и честно трудиться.
ПОДАРКИ
Цель: Соотносить глагол с существительным.
Материал: Кукла Оля, корзинка, дудочка, шапочка, конфета
(шоколадка), птичка, жук, рыбка, собачка.
Ход игры: Взрослый говорит детям, что у
куклы Оли сегодня день рождения. Она пришла с подарками,
которые
ей
подарили
друзья.
(Все
подарки
находятся
в
корзинке.)
— Вова подарил подарок, в который можно дудеть. Что
подарил Оле Вова?
После ответов детей дудочку вынимают из корзинки и кладут
на стол. Далее игра продолжается по мотивам стихотворения
Э.
Мошковской
«Какие
бывают
подарки».
Сопровождается
действиями с игрушками.
— Коля подарил то, что можно надеть. Что можно надеть?
—
Петя
подарил
вкусный подарок,
который
всем
нравится. Этот подарок можно съесть, а золотая бумажка
останется.
— Саша подарил такой подарок, который может летать, си-
деть в клетке и петь.
— Витин подарок может ползать.
— Толин подарок умеет плавать и грести плавниками.
— Миша принес подарок, который хо-дит!
Который хвостом виляет и лает,
И каждый этот подарок желает. — Теперь Оле хочется узнать,
что дарят вам в день рождения родные и друзья, что
вы делаете со своими подарками.
ГУСИ
Цель: Использовать в речи однокоренные слова.
Материал: Игрушки или картинки: гусь, гусыня, гусята.
Ход
игры:
Взрослый
рассматривает
с
детьми
игрушки
(картинки):
«Это...
гусь.
Он
крыластый,
горластый,
у
него
красивые ласты. Ноги, как ласты.
А это — мама... гу... сыня. У гуся и гусыни — дети-гусятки.
Гу...сята. Один гу...сенок, много — гусят.
Тот,
кто
с
гусятами
близко
знаком.
Знает:
гусята
гуляют
гуськом. Тот же, кто близко знаком с гусаком, К ним ни за что
не пойдет босиком.
(В. Берестов. Гуси.)
Покажите, как гусята гуляют гуськом. Шеи вытянули, лапами-
ластами шлепают, переваливаются. Идут гусята гуськом за
мамой-гусыней и папой-гусаком».
«Что бывает осенью?»
Цель: учить временам года, их последовательности и
основным признакам.
Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением
различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг,
осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок
выбирает картинки, где изображены только осенние явления
и называет их.
"Найди по цвету"
Цель: закрепление согласования прилагательного с
существительным в роде и числе. Для этой игры нам
понадобятся картинки с изображением предметов разного
цвета. Называем цвет, употребляя прилагательное в
определенной форме (род, число, а ребёнок находит
предметы данного цвета, которые подходят к этой форме
прилагательного. Например: Красное - яблоко, кресло,
платье.
Желтая - репа, краска, сумка.
Синий - василек, баклажан, карандаш.
Игры, для которых потребуется только мяч:
«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты
реакции.
Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя
животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или
иное животное подаёт голос:
Корова мычит
Тигр рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает
Свинья хрюкает
Вариант 2. Педагог бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?»,
«А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.
«Кто где живёт?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных,
насекомых. Закрепление употребления в речи детей
грамматической формы предложного падежа с предлогом
«в».
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог
задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1.
педагог: – Дети:
Кто живёт в дупле?-Белка.
Кто живёт в скворечнике?-Скворцы.
Кто живёт в гнезде?-Птицы.
Кто живёт в будке?-Собака.
Кто живёт в улье?-Пчёлы
Кто живёт в норе?-Лиса.
Кто живёт в логове?-Волк.
Кто живёт в берлоге?-Медведь.
Вариант 2.
педагог:-Дети:
Где живёт медведь?-В берлоге.
Где живёт волк?-В логове.
Вариант 3. Работа над правильной конструкцией
предложения. Детям предлагается дать полный ответ:
«Медведь живёт в берлоге».
«Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку,
спрашивает:
– Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
– Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
– Сова летает, а кролик?
– Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока?
– Петух кукарекает, а курица?
– Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы?
– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
«Кто как передвигается?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие
мышления, внимания, воображения, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-
либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол,
который можно отнести к названному животному.
педагог:-Дети:
Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка,
мышка…)
«Скажи наоборот»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка
противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно
прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое
– с противоположным значением.
педагог:-Дети:
Горячий-холодный
Хороший-плохой
Умный-глупый
Весёлый-грустный
Острый-тупой
Гладкий-шероховатый
«Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов,
согласования слов в предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок,
возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
педагог:-Дети:
Солнце – что делает?-Светит, греет.
Ручьи – что делают?-Бегут, журчат.
Снег – что делает?-Темнеет, тает.
Птицы – что делают?-Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает?-Звенит, капает.
Медведь – что делает?-Просыпается, вылезает из берлоги.
«Кто может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие
воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок,
возвращая мяч, называет существительное, подходящее к
названному глаголу.
педагог:- Дети:
Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
«Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления
относительных прилагательных и способов их образования.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи»,
а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».
педагог: -Дети:
Рукавички из меха-меховые
Таз из меди-медный
Ваза из хрусталя-хрустальная
Рукавички из шерсти-шерстяные
«Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря,
закрепление падежных окончаний.
Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет
предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду,
отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой
Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской
Корова – телёнком Велосипед –
железом
Дуд – жёлудем Рубашка –
тканью
Рыба – икринкой Ботинки – кожей
Яблоня – семечкой
Дом – кирпичём
Лягушка – головастиком Сильный –
слабым
Бабочка – гусеницей Взрослый –
ребёнком
«Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному,
обозначающему цвет. Закрепление названий основных
цветов, развитие воображения у детей.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное,
обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет
существительное, подходящее к данному прилагательному.
педагог:-Дети:
Красный -мак, огонь, флаг
Оранжевый -апельсин, морковь, заря
Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа
Зелёный-огурец, трава, лес
Голубой -небо, лёд, незабудки
Синий- колокольчик, море, небо
Фиолетовый -слива, сирень, сумерки
«Чья голова?»
Цель: расширение словаря детей за счёт употребления
притяжательных прилагательных.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны
голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…
воронья».
Например:
У рыси голова – рысья
У рыбы – рыбья
У кошки – кошачья
У сороки – сорочья
У лошади – лошадиная
У орла – орлиная
У верблюда – верблюжья
«Четвёртый лишний»
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в
словах, развивать способность к обобщению.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и
просит определить, какое слово лишнее.
Например: голубой, красный, зелёный, спелый.
Кабачок, огурец, тыква, лимон.
Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
«Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний
имён существительных.
Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена
существительные в единственном числе. Дети бросают мяч
обратно, называя существительные во множественном числе.
Пример:
Стол – столы стул – стулья
Гора – горы лист – листья
Дом – дома носок – носки
Глаз – глаза кусок – куски
День – дни прыжок – прыжки
Сон – сны гусёнок – гусята
Лоб – лбы тигрёнок – тигрята
«Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей
животных, закрепление навыков словообразования, развитие
ловкости, внимания, памяти.
Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо
животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша
этого животного.
Слова скомпонованы в три группы по способу их
образования. Третья группа требует запоминания названий
детёнышей.
Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона –
слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы –
лисёнок.
Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда –
верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у
белки – бельчонок.
Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у
свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у
собаки – щенок.
«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных,
развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок,
поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.
– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна,
вишня, яблоко…)
– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур,
нитка…)
– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб,
дом, шкаф…)
– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка,
проволока…)
«Обобщающие понятия»
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления
обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение
соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1.
Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч
поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч,
должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию
предметы.
педагог:-Дети:
Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.
Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети –
обобщающие слова.
педагог: Дети:
Огурец, помидор-Овощи.
«Хорошо – плохо»
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего
мира, развитие связной речи, воображения.
Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч
по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в
погодных явлениях.
Педагог: Дождь.
Дети:Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и
деревьев,полезен для земли и будущего урожая, но плохо –
намочит нас, бывает холодным.
Педагог:Город.
Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на
автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь
живой коровы, петуха, душно, пыльно.
«Назови ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные
при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов,
развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово
(например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе
слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству
окончаний.
Стол-столик, ключ-ключик.
Шапка-шапочка, белка-белочка.
Книга-книжечка, ложка-ложечка.
Голова-головка, картина-картинка.
Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце.
Кукла-куколка, свёкла-свёколка.
Коса-косичка, вода-водичка.
Жук-жучок, дуб-дубок.
Вишня-вишенка, башня-башенка.
Платье-платьице, кресло-креслице.
«Весёлый счет»
Цель: закрепление в речи детей согласования
существительных с числительными.
Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание
существительного с числительным «один», а ребёнок,
возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но
в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь»,
«восемь».
Пример:
Один стол – пять столов
Один слон – пять слонов
Один журавль – пять журавлей
Один лебедь – пять лебедей
Одна гайка – пять гаек
Одна шишка – пять шишек
Один гусёнок – пять гусят
Один цыплёнок – пять цыплят
Один заяц – пять зайцев
Одна шапка – пять шапок
Одна банка – пять банок.
Игры, для которых не нужны дополнительные атрибуты:
«Подбери словечко»
Цель: развитие навыков словообразования, подбор
родственных слов.
Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод,
пчёлы и т.д.
«Угадай, кто позвал?»
Цель: различение по тембру максимально сокращённых
звукокомплексов.
Ход: водящий поворачивается спиной к детям и по
звукокомплексу «пи-пи» определяет, кто его позвал. Зовёт
водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.
"Закончи предложение"
(употребление сложноподчинённых предложений)
· Мама положила хлеб. куда? (в хлебницу)
· Брат насыпал сахар. куда? (в сахарницу)
· Бабушка сделала вкусный салат и положила его. куда? (в
салатницу)
· Папа принёс конфеты и положил их. куда? (в конфетницу)
· Марина не пошла сегодня в школу, потому что. (заболела)
· Мы включили обогреватели, потому что. (стало холодно)
· Я не хочу спать, потому что. (ещё рано)
· Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода)
· Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты)
· Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись то собаки)
"Назови три слова"
(активизация словаря)
Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди
задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с
каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
· Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
· Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать?
Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может
скакать? И т. д.
"Назови как можно больше предметов"
(активизация словаря, развитие внимания) .
Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть
предметы, которые их окружают. Назвавший слово - делает
шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко
произносил слова и назвал большее количество предметов,
не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.
ШУТОЧНОЕ ПИСЬМО
Цель: Уточнить значения глаголов.
Ход игры: Детям читают шуточное письмо, которое будто бы
написал
мальчику
Коле
его
дядя
из
дома
отдыха.
Дети
должны
заметить
и
исправить
ошибки,
содержащиеся
в
письме.
«Здравствуй, Коля. Пишу тебе письмо из дома отдыха. Мне
тут
очень
интересно
и
весело
живется.
Расскажу
тебе
несколько случаев.
Выхожу я как-то во двор и вижу, что все отдыхающие про-
снулись
и
глазами
пережевывают
пищу,
ушами
смотрят,
зубами
ходят,
ногами
слушают,
носом
работают,
руками
нюхают».
Дети называют ошибки, взрослый помогает вопросами («Что
делают глазами?» И т. п.).
«Вчера у нас была экскурсия в детский сад. Пришли мы туда,
а там: плакса делает все левой рукой, левша плачет, ка-
призуля дерется, забияка капризничает».
Дети отвечают на вопрос: «Что перепутал дядя?»
«А еще мы были в деревне. Там очень интересно: козы
мычат, коровы блеют, кузнечики гогочут, гуси стрекочут».
Дети снова исправляют ошибки.