Напоминание

Из опыта работы по подготовке детей к олимпиадам


Автор: Шагимуратова Нина Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ СОШ № 3
Населённый пункт: г.Надым
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта работы по подготовке детей к олимпиадам
Раздел: среднее образование





Назад





Из опыта работы

по подготовке

детей к олимпиадам

Подготовила:

Шагимуратова Нина Ивановна,
учитель физики г.Надым
Олимпиадное движение является одним из направлений выявления одаренных детей. Цели проведения олимпиад - это и выявление одаренных детей в определенной отрасли знаний, развитие их познавательных интересов, потребностей и познавательной активности, проверка знаний и умений, приобретение опыта творческой деятельности. При подготовке обучающихся к участию в олимпиаде происходит формирование устойчивой положительной мотивации учебной деятельности, ученик чувствует себя субъектом учебно – познавательного процесса, понимая, что этот процесс организован для него, что цели и задачи этого процесса - его личные цели, что именно он играет не подчиненную, а главенствующую роль. Участие учащихся в олимпиадах, их победы сегодня рассматривается одним из критериев оценки деятельности образовательных учреждений, деятельности педагога при прохождении им аттестации. Но не стоит забывать, что главными участниками олимпиадного движения все-таки являются дети и что подготовка к участию в олимпиадах для них существенная дополнительная учебная нагрузка. В тоже время участие в олимпиадном движении позволяет детям повысить уровень самооценки; способствует расширению и углублению знаний по учебным предметам, помогает определиться с выбором будущей профессии. Исходя из выше изложенного, встает вопрос каким образом привлечь и подготовить ребят к успешному выступлению на предметных олимпиадах. При анализе литературных источников мною сделаны выводы о необходимости соблюдения следующих принципов: 1.Ненавязчивость и добровольность. Личность учителя, его желание и умение заинтересовать является толчком к началу занятий. Привлечение по возможности для начального разговора тех, кто на личном примере поделится ощущениями от участия в олимпиадном движении. 2.Высокая мотивация обучения. На примере старших товарищей, удачное выступление на олимпиадах, конференциях, конкурсах и, наконец, поступление в престижное учебное заведение является достаточной мотивацией для занятий. Обратная связь с родителями ученика играет не последнюю роль. Ученик – учитель – родитель являются звеньями одной команды. 3.Продуманность и систематичность занятий. Пути повышения эффективности работы с одаренными детьми в области олимпиадного движения для повышения результативности выступления обучающихся в олимпиадах по физике: 1. Организовать подготовку к учебным олимпиадам в течении всего учебного года. 2.Скомплектовать банк данных одаренных и мотивированных детей по учебным предметам. 3.Ввести классный тур олимпиад для привлечение максимального количества учеников. 4.Обеспечить методическую поддержку учителям, проводящим подготовку к олимпиадам. 2
5.Стимулировать работу педагогов
при

подготовке
к предметным олимпиадам. Олимпиадные задания
отличаются

от

«обычных»

задач
по многим параметрам. Условия задач оригинальны и требуют нестандартного мышления и высокого уровня эрудиции.
1-й
тип задач использует
условный мир идеализированных моделей
: материальных точек, невесомых и нерастяжимых нитей, идеальных индуктивностей и емкостей и т. д. Кроме хорошего знания законов физики, нужно еще знать маленькие хитрости, проявлять изобретательность и смекалку, умение выбрать нетривиальный способ рассуждения, отказавшись от решения «в лоб», которое или нерационально, или вообще невозможно при использовании школьного математического аппарата.
2-й
тип — это задачи,
приближенные

к

практике
, родившиеся под влиянием физического эксперимента, при наблюдении явлений природы и т. п. В таких задачах рассматриваются реальные физические объекты. Зачастую такие задачи носят оценочный характер. По существу, они являются небольшими физическими исследованиями, прообразом научного поиска. Для решения таких задач необходимо хорошо ориентироваться в исследуемом явлении.
3-й
тип —
экспериментальные задания
. В настоящее время издано большое количество литературы, которая может быть использована для подготовки учащихся к участию в олимпиадах по физике (как при самостоятельных занятиях, так и при работе с учителем).В книгах по подготовке к олимпиадам можно найти большое количество задач, которые в разные годы предлагались участникам различных физических олимпиад. Многие задачи, опубликованные в сборниках, снабжены решениями. Подготовка учащегося к участию в олимпиадах по физике должна включать в себя несколько составляющих. Прежде всего, учащийся должен полно и всесторонне освоить материал школьной программы соответствующего класса по физике и математике - без этого достичь высоких результатов при выступлении на физической олимпиаде невозможно. В дополнение к материалу школьной программы необходимо осваивать дополнительные разделы школьного курса физики в объеме, предусмотренном программой Всероссийских физических олимпиад. Критерием успешности подготовки к олимпиаде может служить способность учащегося к решению задач по соответствующим темам из задачника, а также из сборников. При подготовке к олимпиадам учащемуся следует обратить внимание на задачи экспериментальных туров и попытаться решить и самостоятельно выполнить хотя бы некоторые из них. Это послужит хорошей подготовкой к возможному участию в экспериментальном туре олимпиады. На стадии подготовки большую пользу может принести посещение специальных занятий в каникулярной школе «Созвездие», организованной 3
Департаментом образования г. Надыма для учеников 8-11 классов, которые проводятся опытными преподавателями специально для школьников, желающих принимать участие в олимпиадах высокого уровня по физике. Все занятия являются бесплатными. Следует отметить, что далеко не все учащиеся могут успешно выступать на олимпиадах высокого уровня по физике. Для того, чтобы стать победителем такой олимпиады, необходимо не только хорошо знать материал программы по физике и иметь практические навыки решения различных задач, но и уметь находить и записывать решения задач за ограниченное время, отводимое участникам олимпиады. Последнее удается учащимся не всегда, даже если их физико-математическая подготовка является весьма хорошей. Поэтому удовлетворительным результатом подготовки учащегося к олимпиадам можно считать его победу в любом этапе олимпиады по физике. Если учащемуся удалось пройти во второй теоретический тур городского этапа олимпиады, то этот результат следует считать хорошим. Победа же в городском этапе олимпиады является весьма высоким, отличным достижением. Задачу подготовки учащегося к участию в олимпиадах высокого уровня по физике можно считать полностью выполненной в случае, если школьник смог стать победителем или призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике. В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников. Участие школьников в заочных олимпиадах краевого, Российского, Всероссийского и Международного уровня («Авангард», УРФо, «Прояви себя» и т.д) имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:  дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;  создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;  по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;  каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ. Приступая к подготовке к участию в олимпиадах по физике, нужно помнить о том, что олимпиада - это всего лишь интеллектуальное соревнование, которое проводится с целью повышения интереса школьников к изучению предмета. Поэтому не следует расстраиваться, если учащемуся не удалось стать 4
победителем олимпиады по физике. В любом случае подготовка к олимпиаде позволяет глубже освоить школьную программу, изучить дополнительные вопросы курса физики, научиться решать различные типы задач (в том числе, весьма трудных). В конечном итоге, все это принесет ощутимую пользу в плане получения хорошего образования и положительно скажется при сдаче выпускных экзаменов в школе и вступительных испытаний в высшее учебное заведение. Закончить свой доклад хочу словами известного русского ученого Д.И. Менделеева: «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев». 5

Литература:
1. Лейтес Н. С.Возрастная одаренность школьников: Учебное пособие для студ. пед. вузов/ Н.С. Лейтес. - М.: Академия, 2000. 2. О признаках детской одаренности / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии.- 2003.- N 4.- С. 13-18. 3. Панов В.И. Одаренные дети: выявление - обучение - развитие // Педагогика.- 2001.- N 4.- С. 30-44. 4. Задачи по физике: Учебное пособие / Под ред. О. Я. Савченко. 4-е изд., испр. СПб.: Лань, 2001. 368 с. 5. Слободецкий И. Ш., Орлов В. А. Всесоюзные олимпиады по физике: Пособие для учащихся 8–10 кл. сред. школы. М.: Просвещение, 1982. 256 с. 6. Всероссийские олимпиады по физике. 1992–2004 / Под ред.С. М. Козела, В. П. Слободянина. 2-е изд., доп. М.: Вербум-М,2005. 534 с. 6


В раздел образования