Напоминание

Программа дополнительного образования "Учимся вместе" по развитию мелкой моторики в продуктивной деятельности для детей с 1,5 до 3 лет.


Автор: Джамиева Марта Магидиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ №8 "Рябинка"
Населённый пункт: г. Лангепас, Тюменская область.
Наименование материала: Из опыта работы: Программа дополнительного образования "Учимся вместе" для детей с 1,5 до 3 лет.
Тема: Программа дополнительного образования "Учимся вместе" по развитию мелкой моторики в продуктивной деятельности для детей с 1,5 до 3 лет.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Опыт работы: Программа дополнительного образования «Учимся вместе» по развитию

мелкой моторики в продуктивной деятельности для детей от 1,5 до 3 лет.
Развитие мелкой моторики является одним из главных аспектов развития дошкольника. Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развивая мелкую моторику мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей.
Истоки способностей и дарований детей



находятся на кончиках их пальцев.



В.А. Сухомлинский.

1 .Пояснительная записка.
1.1 Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально- волевой сферы и мелкой моторики. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Развитие мелкой моторики является одним из главных аспектов развития дошкольника. Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано: -чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движение рук, тем совершеннее функции нервной системы; -совершенствование мелкой моторики рук способствует развитию пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; -развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Поэтому, начинать работу, по развитию мелкой моторики не обходимо с самого раннего возраста.
1.2

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Новизна состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка. Занятия проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
Актуальность.
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности.
Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, учатся владеть ножницами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.
1.3 Цель и задачи дополнительной образовательной программы.
Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук ; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно - практических действий. Задачи: Создавать условия для развития мелкой моторики рук и тактильного восприятия по средствам продуктивных видов деятельности (рисование, аппликация, лепка). Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных техник. Развивать творческие способности детей. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
1.4
Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам: «Речевое развитие », где используются художественные произведения для детей (потешки, песенки, стихи, сказки и т.д.), знакомство с книжной графикой и т.д. «Музыкальное воспитание», где используются музыкальные произведения для детей. «Физическое развитие», где прививаются основы здорового образа жизни, проводятся пальчиковая гимнастика, физминутки, подвижные игры.
1.5

Возраст детей, учащихся в реализации данной дополнительной программы.
Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы составляет 1,5 – 3 года.
1.6

Сроки реализации дополнительной образовательной программы. (продолжительность

образовательного процесса, этапы).

1.6.1. Продолжительность образовательного процесса.
Реализуется дополнительная образовательная платная услуга в течение 1 года. Программа по развитию мелкой моторики рук рассчитана на 64 занятия, срок реализации программы – 8 месяцев (с октября по май). Весь год обучения занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительность занятия – 1 академический час. Совместная деятельность проводится по подгруппам – 6-8 детей (во второй половине дня).
1.6.2. Этапы образовательного процесса.

Подготовительный этап
Составление перспективного плана мероприятий. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративных материалов, -для проведения продуктивных видов деятельности, -для дидактических пальчиковых игр. Выявление уровня развития мелкой моторики детей.
Практический этап.
Реализация разработанной системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики дошкольников. Мастер – класс « Развитие мелкой моторики в домашних условиях». Консультация для родителей: «Нетрадиционные методы рисования, лепки, аппликации для детей младшего дошкольного возраста.
Памятка для родителей: «Пальчиками играем – стихи повторяем».
Заключительный этап.
Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми. Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики рук с детьми младшего дошкольного возраста. Выставка совместных работ детей с использование нетрадиционных методов рисования и аппликации.
1.7 Форма проведения.
Беседы, игры, художественное слово; Специально организованные занятия по ручной умелости: конструирование, ручной труд, аппликация, лепка, рисование. Самостоятельная продуктивная деятельность детей при помощи родителей. Выставки, изготовление подарков. Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный, работоспособный творческий состав, что предполагает разноуровневое общение в атмосфере творчества.
1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится два раза в год: вводный - в сентябре, итоговый в - мае. После освоения содержания дополнительной образовательной программы дети готовы и способны: - полностью воспроизводить кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем; - манипулировать мелкими предметами; - справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму; - владеть приемами работы с пластилином (круговые, прямые движения, сплющивание, отщипывание), бумагой; - развивается речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т.д.; - владеет приёмами работы с карандашом, кистью, пластилином, бумагой.
1.9 Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Выставка изготовленных рисунков и поделок.
2.

Учебно–тематический план дополнительной образовательной программы.

2.1 Перечень разделов, тем.
Раздел Тема Рисование. Мой весёлый, звонкий мяч. Разноцветные шарики. Яблоко с листочком и червячком. Ягодка за ягодкой (на кустикам). Мышка и репка. Падают, падают листья. Град, град! Светлячок (по мотивам стих-ния ГЛагздынь). Сороконожка в магазине. Полосатые полотенца для лесных зверушек. Вьюга – завирюха. Серпантин танцует. Праздничная ёлочка . Бублики- баранки. Колобок покатился по дорожке. В некотором царстве. Большая стирка (платочки). Цветок для мамочки.
Сосульки – плаксы. Ходит в небе солнышко. Ручеёк и кораблик. Почки и листочки. Божья коровка. Я флажок держу в руке. Филимоновские игрушки. Цыплята и одуванчики. Аппликация Шарики воздушные, ветерку послушные. Яблоко с листочком. Выросла репка - большая- пребольшая Листопад. Грибная полянка. Дождь, дождь! Волшебные снежинки. Праздничная ёлочка. Бублики- баранки. Колобок на окошке. За синими морями, за высокими горами. Лоскутное одеяло. Робин Красношейка (лесенка). 30м Неваляшка танцует. Мойдодыр. Букет цветов. Солнышко, солнышко, раскидай колечки! Флажки такие разные. «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик... Лепка Мой весёлый, звонкий мяч. Ягодки на тарелочке. Репка на грядке. Мышка – норушка. Грибы на пенёчке. Лямба (по мотивам сказки-крошки В. Кротова). Сороконожка. Лесной магазин. Новогодние игрушки. «Я пеку, пеку, пеку...» Бублики - баранки. Баю - бай, засыпай. Робин Бобин Барабек. Сосульки – воображульки. Весёлая неваляшка Мостик (по сюжету стихотворения Г.Лагздынь). Птенчики в гнёздышке. Ути - ути! Филимоновские игрушки.
Содержание дополнительной образовательной программы.


В разных видах продуктивной деятельности решаются конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей 1,5 - 3 лет. 1. Лепка - показать детям разнообразие пластических материалов (глина, пластилин, соленое тесто, влажный песок, снег, манная каша), познакомить с их свойствами (пластичность, вязкость, вес, цельность массы и отличие от рассыпчатого песка или манки), возможностями своего воздействия на материал и на этой основе учить детей: -опытным путем и в сотворчестве с взрослым осваивать пластические материалы (месить, прихлопывать, ставить отпечатки, отрывать и отщипывать кусочки, снова соединять вместе,
сминать, сплющивать, делать углубления пальчиком, протыкать дырочки острым концом карандаша и т.д.); -видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравнивать похожие по форме предметы (апельсин и яблоко, мяч и арбуз, карандаш и кисточка, бублик и колечко от пирамидки); -синхронизовать работу обеих рук; координировать работу глаз и обеих рук; -создавать простейшие формы: раскатывать цилиндр (колбаску) прямыми движениями ладоней; раскатывать шар (колобок) круговыми движениями - и слегка видоизменять их преобразовывать в иные формы ( шар сплющивать в диск, цилиндр - в пластину), создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, печенье, пряники, конфеты, червячки, конфеты, карандашики); -пользоваться стекой для украшения иных форм - процарапывание узоров на дисках и пластинах (красивое печенье для игрушек). 2. Рисование - развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности и понимание того, что рисунок - это плоскостное изображение объемных предметов, и на этой основе учить детей: видеть «след», оставленный на бумаге карандашом или фломастером, и понимать, что это образ реального предмета; правильно держать карандаш, фломастер, ручку и оставлять «следы» на бумаге; -знать назначение красок и кисти, понимать, что это взаимосвязанные предметы, знать особенности («правила») пользования кистью: правильно держать кисть, смачивать, набирать краску, вести кисть по ворсу, промывать, просушивать, ставить кисть в стаканчик или на подставку, не оставлять в банке с водой; не пачкать краски; -видеть границы листа бумаги, страницы в книжке -раскраске и контуры силуэтного рисунка; рисовать и раскрашивать в пределах этих границ; -отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами; -рисовать карандашами и фломастерами - проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы; -передавать изображение с использованием различных нетрадиционных художественных техник (рисование пальчиками, ладошками, обрывание бумаги и т.д.); -сопровождать движения карандаша (кисти) словами (например: «Дождик, чаще - кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке - топ-топ- топ!») 3. Аппликация - знакомить детей с бумагой как художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения её свойств и способов своего воздействия на бумагу (лёгкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, сминается, рвётся, разрезается, приклеивается) и на этой основе учить детей: -создавать из кусочков рваной и комков мятой бумаги выразительные образы (цыплята на лугу, пушистые тучки, жучки-паучки на листочках и т.д.); -приклеивать вырезанные взрослым бумажные формы, создавая при этом выразительные образы; знакомить с ножницами как художественным инструментом.
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

4.1 Обеспечение программы методическими видами продукций.
- составление календарно-тематического плана работы; - разработка планов-конспектов по развитию мелкой моторики рук у детей 2- 3 лет; - составление каталога дидактических игр, направленных на овладение детьми практических навыков развития мелкой моторики; - создание картотеки пальчиковых игр; - оформление в приемной группы консультаций для родителей по развитию у детей мелкой моторики рук;
4.2 Материально – техническое обеспечение.

Материалы.

Оборудование.

Инструменты.

Наглядные

пособия.

Дидактические

материалы.
различные виды бумаги различные виды баночки для воды; крупа мелкая и ножницы; линейка” стеки; кисточки; иллюстрации; муляжи; игрушки; детская художественная литература;
ткани; картон; соленое тесто (соль, мука); пластилин; природные материалы; вторичное сырье; фольга; клей ПВА; нитки; пуговицы. крупная; счетные палочки; бусы; ленты; шнурки; строительный материал; шаблоны; салфетки; образцы готовых изделий; массажные мячи; карандаши, фломастеры, краски; скалка; гладилка; иголки; трафареты. мозаика (кнопочная, шариковая, геометрическая); конструктор; набор геометрических тел; коллекции бумаги, картона, ткани; образцы штриховок. памятки по технике безопасности; тексты песен и потешек; образцы графических упражнений (диктанты, игры, лабиринты, рисунки); диагностические задания.
Список используемой литературы.
1.Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. Цветные ладошки. 2.Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет.. 3.Выготский Л.С. Психология искусства.- 2-е изд. - М.,1968 4.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 1999 5.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники.- М.: ТЦ Сфера,2004 6.Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности. - Спб.: КАРО, 2007


В раздел образования