Автор: Покшиванова Любовь Васильевна Должность: учитель Учебное заведение: ГБОУ ООШ с. Сухие Аврали Населённый пункт: с. Сухие Аврали Самарской области Наименование материала: конспект урока Тема: Умножение десятичных дробей Раздел: среднее образование
Урок первый в системе уроков по теме «Умножение десятичных дробей».
Класс : 5
Тип урока : Урок открытия новых знаний
Тема урока : Умножение десятичных дробей.
Цели урока:
Деятельностная цель урока : формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия по теме
«Умножение десятичных дробей» на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Образовательная цель : расширение понятийной базы по теме «Десятичные дроби» за счет включения в нее новых элементов: умножение
десятичных дробей. Подвести учащихся к пониманию правила умножения десятичных дробей; учить выполнять умножение десятичных
дробей
Задачи урока:
образовательные:
- ввести новые знания о правиле умножения десятичных дробей;
- выработать алгоритм умножения десятичных дробей;
- овладеть алгоритмом на уровне обязательной подготовки;
развивающие:
- развитие внимания, памяти, умения рассуждать и аргументировать свои действия через решение проблемной задачи;
- развитие познавательного интереса к предмету;
- формирование эмоционально-положительного настроя у учащихся путем применения активных форм ведения урока;
- развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений;
воспитательные:
- развитие коммуникативных умений обучающихся через организацию групповой и фронтальной работы на уроке.
Перечень универсальных учебных действий:
- личностные ,
- коммуникативные,
- познавательные (общеучебные и логические),
-регулятивные.
Планируемые результаты:
предметные:
- уметь в реальной ситуации использовать произведение десятичных дробей;
- уметь использовать математические термины, комментируя свои действия;
- применение знаний в различных ситуациях.
метапредметные
- понимать учебную задачу урока; определять цель учебного задания;
- контролировать свои действия в процессе выполнения;
- обнаруживать и исправлять ошибки;
- оценивать свои достижения;
- развивать внимание, логическое мышление.
личностные
- формировать учебную мотивацию;
- уметь проводить самооценку;
- понимать необходимость приобретения новых знаний;
- уметь аргументировать свою точку зрения.
Применяемая технология:
технология проблемного обучения.
Формы организации работы:
- коллективная (фронтальная),
- групповая,
- индивидуальная.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, доска, тетрадь.
Дидактическое обеспечение урока:
- компьютерная презентация,
- карточки с тестовыми заданиями,
- бланк ответов к тестам
Список учебной и дополнительной литературы:
1.
Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных
учреждений. - М.: Мнемозина, 2014
2.
С.С.Минаева, 30 тестов по математике. (Ко всем учебникам по математике за 5-7 классы), М. «Экзамен», 2011г.
3.
Мельникова Е.Л. Проблемный урок. Ростов-на-Дону. Витраж 2006 г.
4.
И.Л.Гусева,С.А.Пушкин,Н.В.Рыбакова. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Математика 5 класс, М: «Интеллект-
Центр», 2013
Этапы урока
Целевая
установка
Действия учителя
Действия учеников
Результаты
взаимодействия(к
акие компетенции
формировались)
1.Мотивация к
учебной
деятельности .
-настроить
учащихся на
активную работу
на уроке;
- включить
учащихся в
учебную
деятельность;
- создать
положительный
эмоциональный
настрой на урок.
Здравствуйте, ребята!
Я рада вас видеть сегодня на уроке в
хорошем настроении.
Посмотрите друг другу в глаза,
улыбнитесь, глазами пожелайте
товарищу хорошего рабочего
настроения.
-Я тоже вам желаю сегодня хорошей
работы.
Все ученики встают.
Включаются во взаимодействие с
одноклассниками и с учителем.
Включение
учащихся в
учебную
деятельность.
Ценностно-
смысловая;
Личностная.
2.Актуализация
знаний и фиксация
затруднения в
пробном действии .
- На слайде представлена таблица
- Угадайте секрет составления таблицы.
- Заполните таблицу.
Вопросы:
1)
Как называются компоненты при
умножении?
2)
Как найти неизвестный множитель?
3)
Каким числом представлен первый
множитель? второй множитель?
-Учащиеся знакомятся с
содержанием таблицы.
2,2
8,3
0,9
4,23
7,5
15
3
4
1,5
6
1,8
2,2
3
6,6
12,3
Осознание
потребности к
построению
нового способа
действий.
Учебно –
познавательная
(выполнение
вычислений,
применение
4)
Какие действия и над какими
числами не вызвали затруднений?
5)
В чем возникли сомнения?
-Первая строчка – 1множитель,
вторая строчка – 2 множитель,
третья строчка – произведение.
После решения всеми учащимися
вписываются ответы в
заготовленную в презентации
аналогичную таблицу.
-Умножение и деление
десятичной дроби на натуральное
число. -Формулируют правило.
-При умножении десятичных
дробей.
изученных
алгоритмов);
Коммуникативная
;
3. Выявление
места и причины
затруднения .
организация
коммуникации, в
ходе которой
- фиксируется
затруднение;
-согласовывается
цель урока.
- Итак, какое задание надо было
выполнить?
- Вам это удалось?
-В чем причина затруднения?
-Сформулируйте цель нашего урока.
-Чтобы достичь этой цели какую задачу
поставим перед собой?
-Умножить десятичные дроби.
-Нет.
-Не известен алгоритм
умножения
десятичных дробей
-Научиться умножать
десятичные дроби.
-Вывести удобный алгоритм
умножения десятичных дробей.
Принятие цели и
задачи урока.
Ценностно-
смысловая;
4. Построение
проекта выхода из
затруднения .
- найти алгоритм
выхода из
затруднения.
-Расскажите, как вы пытались решить
возникшую проблему при заполнении
таблицы?
- Предлагаю проверить правильность
ваших рассуждений, оказавших в
конкретной жизненной ситуации:
Найдите площадь пола в кабинете
математики.
- Подумайте, что надо знать, измерить,
-Ребята предлагают свои
способы.
-Измерить длину, ширину пола;
вычислить ее площадь по
формуле площади
Принятие плана
выхода из
затруднения.
Коммуникативная
(создание
алгоритма
вычислить, чтобы рассчитать площадь
пола.
прямоугольника.
действия)
5. Реализация
построенного
проекта.
- найти алгоритм
умножения
десятичных
дробей.
-Вычислим площадь пола.
Ребята! Я предлагаю встать из-за парт и
выполнить необходимые измерения.
Результаты измерений округляйте до
десятых.
- Запишем на доске полученные
данные: а=5,2 м, в=4,8м
-Вычислим площадь пола. Как можно
рассчитать площадь, не прибегая к
умножению десятичных дробей?
- Объясните полученный ответ и
попробуйте сформулировать алгоритм
умножения десятичных дробей.
- Прочитайте правило по учебнику и
убедитесь в точности формулировки,
полученной нами самостоятельно.
- Какую задачу мы поставили перед
собой на уроке?
- Вам удалось с ней справиться?
- Каков наш следующий шаг?
- Обучающиеся проводят
необходимые измерения, работая
в группах.
-Перевести метры в дециметры
5,2м = 52дм; 4,8м = 48дм.
52дм *48дм = 2496дм
2
= 24,96м
2
-Формулируют алгоритм.
-Читают учебник, сравнивают и
делают вывод.
-Вывести алгоритм умножения
десятичных дробей.
-Да.
-Научиться применять данный
алгоритм при умножении
десятичных дробей
Восприятие
алгоритма
умножения
десятичных
дробей.
Коммуникативная
Физкультминутка
Смена
деятельности
учащихся, снять
усталость и
напряжение,
выработать
четкие
координированн
ые действия во
взаимосвязи с
речью, внести
эмоциональный
заряд
- Предлагаю вам, ребята, немного
отдохнуть. У нас – физкультминутка.
Меняют вид деятельности,
получают эмоциональный заряд.
Дети проводят физкультминутку.
(Ученики повторяют движения за
дежурным одноклассником)
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – успокоиться и сесть.
Коммуникативная
Личностная
Снятие усталости,
утомления.
6.Первичное
закрепление ( с
проговариванием
во внешней речи).
- организовать
усвоение
учащимися
нового знания с
помощью:
-
коммуникативно
го
взаимодействия;
- алгоритма
действия.
Задание на слайде:
-Произведение чисел 126 и 22 равно
2772. Используя этот результат,
соедините каждое произведение
десятичных дробей с соответствующим
числом:
1,26 *2,2 27,72
1,26 *0,22 0,02772
12,6 *2,2 2,772
0,126 *0,22 0,2772
- Выполните действия: а) 4,24
.
3, 6;
б) 6,5
.
0,39; в) 5, 027
.
23, 27.
Обучающиеся применяют
правило.
Ученики по очереди у доски с
проговариванием алгоритма
выполняют действия.
Усвоение
алгоритма
умножения
десятичных
дробей;
Коммуникативная
;
учебно –
познавательная
7.Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону.
- организовать
проверку умения
применять
алгоритм
-Ребята. Вы уверены, что научились
умножать десятичные дроби?
-Приступаем к выполнению тестовых
заданий
- Нам надо выполнить
самостоятельную работу и
проверить себя.
Учебно –
познавательная ;
(анализ и
преобразование
по алгоритму);
умножения
десятичных
дробей на
типовых
заданиях.
Каждый ученик получает текст теста
(Приложение 1) и бланк ответов
(Приложение 2)
Ученики выполняют
самостоятельную работу в форме
теста, заполняют банк ответов.
регулятивная.
8.Включение в
систему знаний и
повторение.
- учить
применять
знания в
различных
ситуациях;
- развивать
гибкость
использования
знаний.
- Выполните № 1403(а, б) из учебника в
парах постоянного состава.
- Каким способом вы решали?
- Какое свойство умножения для этого
применяли?
- Решить № 1400 самостоятельно.
Учащиеся выполняют задание.
-Удобным.
- Переместительное.
Учащиеся выполняют задание.
Учебно –
познавательная ;
исследовательская
;
Регулятивная;
Личностная;
Коммуникативная
Домашнее задание
Инструктаж по
выполнению
домашнего
задания.
- Записываем домашнее задание: п.36,
№ 1432(а – г); 1433
Слушают объяснение учителя,
записывают домашнее задание
Коммуникативная
;
Личностная.
9.Рефлексия
учебной
деятельности.
- учить учащихся
объективно
оценивать
собственную
деятельность.
-Какую цель ставили перед собой на
уроке?
-Смогли ли её достичь?
- Игра «Микрофон»
Ученики отвечают фронтально.
-Научиться умножать десятичные
дроби.
-Да.
Коммуникативная
;
Личностная.
Предлагаю закончить предложения на
выбор:
• сегодня я узнал…
• было интересно…
• было трудно…
• теперь я могу…
• я научился…
• я смог…
• я попробую…
Вы хорошо сегодня поработали.
Спасибо за урок!
-Ответы учащихся.(заканчивают
предложения , анализируя
собственную деятельность на
уроке)
Приложение 1
Вариант 1.
А1. Вычислите: 0,54 ∙ 0,03.
1) 0,162; 2) 0,00162; 3) 1,62; 4) 0,0162.
А2. Известно, что 64 ∙ 39 = 2496. Используя этот результат, найдите
0,039 ∙ 6,4
1) 2,496; 2) 0,02496; 3) 0,2496; 4) 24,96.
А3. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 6,4 см и 1,35 см.
1) 8,64 см
2
; 2) 7,54 см
2;
;3) 15,5 см
2
; 4) 86,4 см
2
А4. Найдите корень уравненияx ÷ 0/04=2,4
1)2,44; 2)0.096; 3)0,96; 4)свой ответ____
Вариант 2.
А1. Вычислите: 0,064 ∙ 0,4.
1) 2,56; 2) 0,0256; 3) 0,256; 4) 0,00256.
А2. Известно, что 57 ∙ 46 = 2622. Используя этот результат, найдите
0,57 ∙ 0,046.
1)
0,2622; 2) 0,02622; 3) 26,22; 4) 2,622.
А3. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 3,8 см и 2,25 см.
1)
85,5 см
2
; 2) 12,1 см
2
; 3) 8,45 см
2
; 4) 8,55 см
2
А4. Найдите корень уравнения x ÷ 0/03=2,4
1)7,2; 2)0.072; 3)0,72; 4)свой ответ____
Приложение 2
БЛАНК ОТВЕТОВ
Фамилия___________________
Имя______________
Класс__________________
Количество баллов_________
Дата___________
№ задания
№ 1
№2
№3
№4
Ответ