Методические рекомендации по формированию выразительной стороны речи.
Автор: Пилюгина Ольга Викторовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ "ДС "Гнездышко" Населённый пункт: Ямало-Ненецкий Автономный округ г.НовыйУренгой Наименование материала: консультация для родителей Тема: Методические рекомендации по формированию выразительной стороны речи. Раздел: дошкольное образование
Методические рекомендации по формированию выразительной стороны речи.
Выразительное чтение - это не просто умение, это мастерство, оказывающее значительное
воспитательное воздействие на детей. С помощью выразительного чтения, отвечающего
требованиям логической и интонационной правильности и эмоциональности, взрослый не
только открывает перед дошкольниками мир искусства, но и дает им образец правильной и
образной
художественной
речи.
В
дошкольном
возрасте
ребенок
старается
подражать
взрослым, поэтому, слушая их выразительное чтение, он «влюбляется» в художественные
тексты - ему хочется воспроизвести их так же, с теми же интонациями, паузами, логическими
и
ритмическими
ударениями.
Таким
образом,
дети
делают
важный
шаг
к
овладению
грамотной, образной, эмоционально насыщенной речью. Вот почему взрослому необходимо
владеть
искусством
выразительного
чтения.
Это
нелегкая
задача
Умение
выразительно
читать не природное умение, его можно выработать и развить путем постоянной тренировки
дикции и голоса. Постичь искусство выразительного чтения можно разными методами и
приемами. Владение методикой позволяет взрослому воздействовать на речевое развитие
ребенка. Приводимые ниже упражнения помогут взрослым выработать правильные навыки
выразительного чтения.
Упражнения на дыхание
Речевое дыхание отличается от обычного. Оно происходит на выдохе и через рот
(полость рта работает как усилитель голоса). Научиться регулировать дыхание - это в первую
очередь научиться правильно расходовать воздух и мягко, неслышно добирать его во время
паузы.
Дыхание
должно
быть
легким,
естественным.
Нельзя
делать
выдох
до
полного
«выдыхания» и нельзя допускать перебор воздуха.
Упражнение 1.
Прочитайте текст. Умыли котята глаза, и носы,
И щечки, и лобики, даже усы.
И доброе слово друг дружке
Мяукнули в чистые ушки. (0. Александрова)
Представьте нарисованную в нем картину. Чтобы ярче и полнее увидеть ее, перечитайте
стихотворение медленно и не один раз. Представьте, как котята погрузились в долгий сла-
достный сон, каким стало их дыхание.
Прочитайте текст. Заиграл пастушок на свирели
Так, что птицы вокруг присмирели.
Лишь одна голосистая птица
Вьется рядом и петь не стыдится. (0. Александрова)
Представьте созданную в нем картину. Чтобы ярче и полнее увидеть ее, перечитайте сти -
хотворение медленно и не один раз. Представьте пение голосистой птицы, на вдохе и выдохе
изобразите его. Упражнение 2.
Сядьте на стул, расправьте плечи, чуть поднимите голову, сделайте выдох, не прилагая к тому
специальных усилий. Не торопитесь делать вдох. Сделайте его через нос только тогда, когда
захочется вдохнуть. Повторите это несколько раз. Упражнение выполняйте с удовольствием.
Упражнение 3.
Навыки
правильного
дыхания
в
процессе
выразительного
чтения
следует
развивать
и
укреплять
на
материале
специально
подобранных
стихотворных
текстов.
Читая
их,
постепенно
увеличивайте
количество
строк,
произносимых
на
одном
выдохе.
Главной
задачей ставьте воссоздание в воображении картин и передачу их при чтении. На ночь глядя,
зайцы разыгрались И едва друг с другом не подрались. Прилетел к ним тетерев-учитель И
сказал: «Сейчас же замолчите! Что за шум вы подняли в лесу? Или позабыли про лису?». (0.
Александрова)
Упражнения на регулирование силы голоса
При выразительном чтении основной инструмент взрослого - голос: его громкость, высота,
тембр, полетность, гибкость. При выразительном чтении необходимо регулировать тембр
голоса, мелодику речи. Полнота и разнообразие голосового звучания определяются наличием
обертонов, поэтому надо усиливать действие резонаторов, носовых, грудного, в полости рта,
гортани. Специальные упражнения направлены в первую очередь на разработку носового
резонатора, а через него - на остальные. Все они находятся в постоянном взаимодействии:
работа носового резонатора вызывает работу резонаторов в полости рта, гортани, груди.
Упражнение 1.
Прочитайте отрывок из стихотворения С. Маршака, интонационно обозначая паузы. В тексте
паузы выделяются так: (...). Читать нужно по-разному, сначала беззвучно артикулируя.
С дымом мешается
Миг (...)- и рассыпались
Облако пыли (...),
Медные каски.
Мчатся пожарные
Лестницы выросли
Автомобили (...).
Быстро, как в сказке (...).
Щелкают звонко (...),
Люди в брезенте
Тревожно свистят (...),
Один за другим (...)
Медные каски
-Лезут по лестницам (...)
Рядами блестят (...).
В пламя и дым.
Упражнение 2.
Прочитайте тот же отрывок из стихотворения С. Маршака шепотом, выделяя слоги.
Упражнение 3.
Прочитайте стихотворение С. Маршака со спокойной интонацией, пусть голос прозвучит
негромко, доверительно.
Эту сказку ты прочтешь
Очень тихий ежик (...).
Тихо (...), тихо (...), тихо... (...)
Всей семьей идут гулять
Жили-были серый еж
Ночью (...) вдоль дорожек:
И его ежиха (...).
Еж-отец, ежиха-мать
Серый еж был очень тих (...),
И ребенок-ежик (...).
И ежиха тоже.
Вдоль глухих осенних троп
И ребенок был у них (...)-
Ходят тихо (...)
-топ (...)топ (...) топ (...)!
Низкий
или
высокий
голос
-
индивидуальная
особенность
каждого
человека.
Но
в
небольших пределах высоту голоса можно менять. Для этого важно научиться управлять ею,
напрягая или расслабляя голосовые связки.
Упражнение 4.
Вспомните, с какой интонацией и каким голосом произносили в сказке Л. Толстого «Три
медведя» одну и ту же фразу Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка: «Кто
ложился в мою постель и смял ее!». Произнесите ее от имени каждого из героев.
Упражнение 5.
Вспомните ваши любимые песенные мелодии. Пропойте их на звуке М Старайтесь, чтобы
звук «выходил вперед и расходился по помещению». Усиливайте громкость постепенно, по
мере
того,
как
почувствуете,
что
звук
«сам
напрашивается».
К
более
высоким
нотам
подходите плавно, без рывков, к нижним - без резкого снижения. Добивайтесь ровного,
плавного звучания за счет опоры на дыхание.
Упражнения по работе над дикцией
При выразительном чтении художественного текста важна хорошая дикция, т.е. ясное, четкое
произношение каждого звука. Так достигается наилучшая слышимость речи, понимание ее.
Это особенно важно при работе с дошкольниками. Плохая дикция мешает слушать, понимать
речь, адекватно на нее реагировать. Проверьте свое произношение. Для этого запишите свою
речь на магнитофонную пленку и несколько раз прослушайте. И тогда вы сами решите, какие
упражнения
необходимы,
чтобы
исправить
недостатки
вашей
речи:
«бормотание»,
неотчетливое
произношение
какого-то
звука,
«проглатывание»
окончаний
слов
и
др.
Согласные
надо
произносить
чисто,
легко,
без
излишнего
нажима,
гласные
-свободно,
вокально,
достаточно
громко.
Правильное
выделение
гласных
звуков
в
речи
делает
ее
благозвучной, приятной для слушания. Для совершенствования дикции большое значение
имеет
ориентация
на
слушателей-дошкольников:
желание
быть
понятыми
ими,
заин -
тересовать их содержанием литературного произведения.
Упражнение 1.
Произнесите пословицы, отчетливо выделяя каждую часть. Затем задание, усложняется:
первую часть пословицы произносите громко, вторую - тихо, потом наоборот.
Как аукнется - так и откликнется.
Чужим умом жить - добра не нажить.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Упражнение 2.
Все на свете сны,
сны!».
А котенок: «Хны!
Хны!». «Гав! Гав!» - на
заре.
«Гав! Гав!» - на дворе.
И сказал гусак вот так:
«Как же так!
Вы нас обижаете!
Страшно раздражаете:
Вы так страшшшно
лаете,
Ч т о
п р о с т о
в с е м
меппппппаете!».
А щенок все «Гав!» да
«Гав!».
У него веселый нрав -
Расхохочется щеночек,
А получится: «Гав! Гав!».
Машковская
Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:
- Что такое ХОРОШО и что такое плохо? У
меня секретов нет, -слушайте, детишки, папы
этого ОТВЕТ
ПЛОХО
Дождь покапал и прошел,
Солнце в целом свете,
ЭТО - ОЧЕНЬ ХОРОШО И БОЛЬШИМ И
ДЕТЯМ...
помещаю в книжке
-Если ветер крыши рвет,
если град загрохал, -
каждый знает .
это вот для ПРОГУЛОК
(В. Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо)
Упражнение 3.
Прочитайте его громко, подчеркивая ритм; затем прочитайте данный текст несколько раз
подряд, все время убыстряя темп.
Упражнения на развитие речевого слуха
Прослушивание образцов эталонного произношения в записи (чтение мастеров художест-
венного слова) дает представление о правильной дикции и способствует развитию речевого
слуха.
Развивать слуховое внимание, учить дошкольников слухом контролировать свою речевую
практику - значит, предупредить многие ошибки в произношении и интонировании.
Упражнение 1.
Прослушайте текст стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды» (в записи), затем романс С.
Рахманинова. Попробуйте дирижировать: отмечайте сильную, т.е. удлиненную и более
звучную, ноту движением руки сверху вниз, а более короткие и менее полные ноты -плавным
движением ладони слева направо.
Запоминайте, как движение рук отражает соотношение длинных и коротких звуков в мелодии
романса. Дирижировать ритм знакомого стихотворения можно и не привлекая средств
музыки. Попробуйте продирижировать следующие строки.
Спать пора! Уснул бычок,
Только слон не хочет спать.
Лег в кроватку на бочок,
Головой качает слон,
Сонный мишка лег в кровать,
Он слонихе шлет поклон.
( А. Барто. Слон)
Упражнение 2.
Сопоставьте звучание стихотворного и прозаического текстов.
Полюбуйся: весна наступает.
Журавли караваном летят,
В ярком золоте лес утопает, И ручьи по оврагам шумят. (И.
Никитин)
Упражнение 3.
Прочитайте отрывок. Проверьте постановку логических ударений: возможны ли варианты?
У меня зазвонил телефон.
- Что вам надо?
- Кто говорит?
- Шоколада.
- Слон.
- Для кого?
- Откуда?
- Для сына моего.
- От верблюда.
- А много ли прислать?
- Да пудов этак пять
Или шесть:
Он у меня еще маленький!
Больше ему не съесть,
(К. Чуковский. Телефон)
Как произносится вопрос: где голос понижается, а где повышается?
Упражнения для развития интонационного чтения
При выразительнее чтении необходимо помнить о зависимости интонации от знаков
препинания. Точка: голос понижается на последнем слове перед точкой. Запятая: на по-
следнем слове перед запятой небольшое повышение голоса. Тире: пояснительная интонация,
на последнем слове перед тире небольшое повышение голоса. Двоеточие: перечислительная
интонация, на последнем слове перед двоеточием повышение голоса. Многоточие:
интонация недосказанности, на последнем слове перед многоточием сильное повышение
голоса.
Упражнение 1.
Обращая внимание на знаки препинания, подготовьте выразительное чтение отрывка.
...Но, как черная железная нога,
Тараторит, тараторит, дребезжит...
Побежала, поскакала кочерга.
Утюги бегут, покрякивают,
И помчалися по улице ножи:
Через лужи, через лужи перескакивают.
«Эй, держи, держи, держи. Держи,
А за ними блюдца, блюдца -
держи!».
Дзынъ-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И кастрюля на бегу
Вдоль по улице несутся -
Закричала утюгу:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
«Я бегу, бегу, бегу,
На стаканы - дзынь! - натыкаются.
Удержаться не могу!».
И стаканы - дзынь! - разбиваются...
Вот и чайник за кофейником бежит,
(К Чуковский. Федорино горе)
Упражнение 2.
При вопросе важно интонационно подчеркнуть слово, «направляющее» ответ. Это в первую
очередь вопросительные местоимения и наречия, но могут быть и другие части речи.
- Заяц белый, куда бегал?
- Под кусток!
- В лес дубовый!
- Кто украл?
- Что там делал?
- Родион! -Лыко
драл!
- Выйди вон!
Куда клал? (Считалочка)
Упражнение 3
Произнесите поговорку «Проворонила ворона вороненка»,
интонацией передавая разное отношение к случившемуся (констатация факта, сожаление,
радость, злость, удивление).
Владение языком выразительного чтения и умением применять его способствует развитию
речевой грамотности детей, учит наслаждаться правильной художественной речью.
Составила учитель-логопед Пилюгина О.В.