Организация занятий по развитию речи с использованием ИКТ
Автор: Зубкова Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Гимназия №2200 Дошкольное отделение Населённый пункт: г.Москва Наименование материала: статья Тема: Организация занятий по развитию речи с использованием ИКТ Раздел: дошкольное образование
Организация занятий по развитию речи с использованием ИКТ
Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий уже много
лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и
обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-
педагогических подходов к этому процессу.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества
затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как
начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка. Развитие
дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может
осуществляться без разработки инновационных технологий. И, естественно,
возникает вопрос, как можно добиться высоких результатов, учитывая
физиологические особенности детского организма и придерживаясь главного
принципа " не навредить." Так, в Законе РФ "Об образовании" говориться, что
экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы
образования с учетом основных направлений социально-
экономическогоразвития РФ, реализации приоритетных направлений
государственной политики.
Благодаря новым инновационным технологиям мы не вправе требовать от детей
достижения неких высоких результатов в образовательном процессе. Однако
новые технологии дают новые возможности по формированию личностного
потенциала и обеспечению успешности выпускника. Не случайно
государственные образовательные стандарты нового поколения - и в этом
принципиальное отличие от предшествующих разработок - во главу угла ставит
личностный результат образования. Возможность реализации, казалось бы,
традиционной советской концепции развивающего обучения,одна из
характерных особенностейкоиторой - индивидуализация образования, стала
возможна именно благодаря появлению новых информационных технологий.
Несмотря на то, что в современных условиях процесс внедрения компюторных
технологий в процесс обучения детей в ДОО идет довольно медленными
темпами, это не означает, что работа по теоретическому обеспечениюи
экспериментальная работав системе "педагог - компьютер - ребенок" не должна
вестись Сейчас уже разработаны санитарно-гигиенические требования,
предъявляемые к организации обучения детей с использованием компьютера,
идет работа по методическому обеспечению этого процесса, проектируются
стандартизированные программно-обучающие комплексы.
В своей работе, при проведении занятий по развитию речи, я использовала
методику, которая разработана на основе общепринятых требований к
проведению занятий с использованием компьютерной техники, что связано со
спецификой данного оборудования.
Занятия по развитию речи, как правило, проводятся четыре раза в месяц, что
соответствует периодичности занятий по развитию речи, установленной
Программой воспитания и обучения в детском саду. Продолжительность
непосредственного визуального контакта детей со средствами отображения
информации составляла 10-15 минут, после занятий с детьми проводится
гимнастика для глаз. Необходимо отметить, что для снижения утомительности
детей на занятиях с использованием компьютерной техники дожна быть
обеспечена гигиенически рациональная организация рабочего места:
соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности и т.д.
При проведении занятий используется следующее аппаратное обеспечение:
персональный компьютер, проектор, акустическая система и интерактивная
доска.
В качестве программного обеспечения используется компьютерная обучающая и
развивающая игра"Веселые игры для развития речи и слуха". Она
предназначена для детея от 5-6 лет и содержит в своей структуре большое
количество скороговорок, поучительных пословиц и поговорок, упражнений для
работы над "тркдными" звуками. Благодаря удачной программной
конфигурации, она способствует устранению дефектов речи, учит правильно
выговаривать проблемные звуки, кроме того, помимо отработки нужного звука,
помогает развитию дикции и памяти. К ее особенностям можно отнести то, что
она содержит большое количество озвученных упражнений, красочных
иллюстраций к ним, методические рекомендации для родителей, а также
выполнена в простом и удобном интерфейсе. Кроме того, в качестве дополнения
к данной программе используются соответствующие теме презентации,
выполненные с использованием программы Power Point. Общая
продолжительность занятия составляет 25 минут и включает подготовительную,
основную и заключительную часть.
В ходе подготовительной части происходит погружение ребенка в сюжет
занятия, он подготавливается к работе с интерактивными образами посредством
беседы, проведения конкурсов, должна быть создана предметно -
ориентированная среда соответствующая компьютерной программе, которая
будет использоваться в мультимедийной системе. Это побуждает детей к
активной деятельности, воздуждает у них интерес и помогает им понять задания
и выполнить их. Подготовительная часть необязательно должна проводиться в
компьютерном зале, она может проходить в группе или в физкультурном зале.
Основная часть включает обучение детей способам выполнения заданий при
работе с интерактивными образцами, поддержание сюжетной линии
определяемой соответствующим программным обеспечением, контроль
правильности выполнения заданий детьми и определение степени усвоения ими
пройденного материала. Очень важно учитывать, чтобы игровая среда занятия
не вызывала у детей утомления и чрезмерного возбуждения. Содержание
занятия должно быть простым, интересным и эмоционально привлекательным
для детей.
В заключительной части педагог подводит итог, оценивает степень
выполнения и усвоения ребенком выполненых действий, понятий и смысловых
структур и правил работы с компьютером, проводится гимнастика для глаз и
физминутка для снятия зрительного и мышечного напряжения.
План проведения занятия по развитию речи с использованием выбранного
программного обеспечения на тему "Рассказывание по скороговорке".
Задачи:
1. Связная речь:
- учить детей самостоятельно составлять короткий рассказ на темы
скороговорок;
2. Звуковая культура речи:
- учить различать на слух звуки "з" и "ж";
- подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи;
- произносит изолированные звуки "з" и "ж", протяжно, четко, с различной
силой голоса:
3. Грамматика:
- упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа
существительных.
Материал :
программа "Веселые игры для развития речи и слуха", презентация с
картинками по теме занятия.
Ход занятия:
Воспитатель протяжно произносит звуки "з" и "ж". Дети воспроизводят образец.
Устраивается соревнование: кто произнесет "з" и "ж" протяжнее. Затем дети
играют в эхо. Один ребенок произносит звук "ж" громко, а другой тихо, как эхо.
На интерактивной доске появляются картинки, воспитатель дает задание:
"Посмотрите и назовите животных, в названии которых есть звук "з". Теперь
назовите животных, в названии которыз есть звук "ж". Далее проводится игра
"Кого не стало?". Воспитатель следит за внятным и четким называнием
животного. Производятся три перестановки.
Воспитательпредлагает внимательно послушать стихотворения, которые он
прочтет, и сказать какой звук чаще всего в нем слышится - "з" или "ж".
Зайка
На замок закрыли зайку,
Он сидит и ждет хозяйку.
Жук
Жук в коробочке лежит
И от холода дрожит.
Воспитатель: Кто составит короткий рассказ о зайке? жуке?
В каких словах этого стихотворения вы слышите звук "з"("ж")?
Отвечая ребенок должен указать, где слышится звук"з"("ж") - в середине или в
начале слова.Если дети затрудняются, воспитателю надо произносить слова
медленно, интонационно выделяя нужный звук.
Воспитатель: А сейчас наш компьютер прочитает нам шутку-чистоговорку( в
используемой программе включается функция для прочтения чистоговорок на
звук "з"). Повторите чистоговорку тихо, потом громко. Первый ряд произносит
шепотом, второй ряд - погромче.
А теперь другая шутка- чистоговорка( в используемой программе включается
функция для прочтения чистоговорок на звук "ж"). Повторите чистоговорку
медленно, а потом быстро.
Теперь послушаем, какую скороговорку хочет рассказать нам наш компьютер(
включается функция для прочтения скороговорок на звук "з"). Повторим
медленно. Теперь чуть быстрее. Совсем быстро. (То же повторяется на звук
"ж").
Физкультминутка
Воспитатель предлагает показать как зайчики гуляют на лужайке, прыгают,
веселятся. К ним подкрадывается волк ( изображает ребенок). Затем проводится
гимнастика для глаз и занятие завершается. По такой же схеме проводятся
занятия со звуками ш-ж, с-з.