Формирование мотивации на уроках математики в условиях реализации ФГОС
Автор: Русакова Татьяна Николаевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "СШ №34" города Смоленска Населённый пункт: Смоленск Наименование материала: методическая разработка Тема: Формирование мотивации на уроках математики в условиях реализации ФГОС Раздел: среднее образование
Проблема повышения мотивации
обучения в условиях нового ФГОС
требует от учителя современного
подхода к ее решению, в
частности, более совершенных
организационных форм и
методических приемов обучения.
Ведь в процессе обучения важны
не только знания, но и
впечатления с которыми ребенок
уходит с урока.
Вид мотива
Цель мотива
Пути мотивации обучающихся
Познавательный
Вызвать
интерес к
узнаванию
нового (по
какому либо
вопросу)
Последовательное раскрытие
множества разных
практических применений
какого-либо явления или
закономерности. Постановка
опыта, дающего неожиданный
эффект. Сообщение
занимательного факта, игровое
моделирование, интересные
проблемные вопросы и
творческие задания
Вид мотива
Цель мотива
Пути мотивации обучающихся
Саморазвития
Развить ум,
смекалку
обучающихся,
пополнить их
культурный
уровень
Информация педагога о значении
материала, который необходимо
изучить. Вовлечение
обучающегося в практическую
деятельность. Исследовательская
деятельность обучающихся,
рефлексия, самостоятельное
принятие решений
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ
СЛЕДУЮЩИЕ МОТИВЫ:
Вид мотива
Цель мотива
Пути мотивации
обучающихся
Достижения
Получить хорошие
результаты в
учебе, завоевать
победу в
интеллектуальных
соревнованиях
или конкурсах
Называть «высоты», которые
предстоит штурмовать,
отмечать взятие каждой
учебной «высоты», чтобы
обучающиеся осознавали
уровень собственной
образованности
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ
СЛЕДУЮЩИЕ МОТИВЫ:
Вид мотива
Цель мотива
Пути мотивации
обучающихся
Профессионально -
жизненное
самоопределение
Нацелить
обучающегося
на будущую
профессию,
которой он
решил себя
посвятить
Показать, что
получаемые знания
очень нужны людям
разных специальностей
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ
СЛЕДУЮЩИЕ МОТИВЫ:
Вид мотива
Цель мотива
Пути мотивации обучающихся
Коммуника-
тивный
Организовать
общение,
сотрудничество,
взаимодействие
обучающихся
Проводить групповые
исследования с обсуждением
полученных результатов,
групповую разработку проектов,
включать в урок «ролевые
игры». Метапредметная связь
на уроке, диалоговое общение,
дискуссия, дебаты
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ
СЛЕДУЮЩИЕ МОТИВЫ:
Вид мотива
Цель мотива
Пути мотивации обучающихся
Эмоциональ-
ный
Побуждать
положительные
эмоции: чувства
радости,
удивления,
азарта, восторга
Создание на уроке делового
настроя, обстановки
увлеченности и
доброжелательности.
Организация ситуации
сотрудничества и успеха для
обучающихся в работе,
игровые технологии
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ МОТИВЫ:
образовательная система учреждения, где осуществляется
учебная деятельность;
организация учебно-воспитательного процесса;
субъективные особенности обучающегося (возраст, пол, уровень
интеллекта, уровень притязаний, самооценка и др);
субъективные особенности педагога;
специфика учебного предмета.
«Великая книга природы написана
математическими символами» – Г.
Галилей;
«Математика - самая надежная форма
пророчества» – В. Швебель;
«В каждой естественной науке заключено
столько истины, сколько в ней есть
математики» – И. Кант
Притча
Однажды странники устраивались на ночлег на усыпанном галькой
морском берегу. Вдруг с небес ударил столб света. Странники
смекнули, что услышат божественное откровение, и приготовились
ждать. Через некоторое время с небес раздался голос. Голос сказал:
"Наберите гальки и положите в сумки. Наутро отправляйтесь в путь.
Идите весь день. Вечером вы будете радоваться и грустить
одновременно". После этого и свет, и голос исчезли. Странники
были разочарованы. Они ждали важного откровения, вселенской
правды, которая сделала бы их богатыми и знаменитыми, а вместо
этого получили задание, смысла которого не понимали. Однако,
вспоминая о небесном сиянии, они на всякий случай с ворчанием
побросали в сумки несколько мелких камешков. Странники провели
в пути весь следующий день. Вечером, укладываясь спать, они
заглянули в свои сумки. Вместо гальки в них лежали алмазы.
Сначала странников охватила радость: они обладатели алмазов!
А через мгновение - грусть: алмазов было так мало!
Мораль: приобретенные в школе знания, истинную ценность которых
обучающийся оценить не может, в дальнейшем обратятся в
«алмазы».
Продолжение незаконченной фразы
Учитель предлагает обучающимся фразу, в
которой пропущена часть слов.
Задание – вставить недостающие слова или
словосочетания, предложив тем самым
свой вариант ее прочтения.
«В задачах тех ищи удачу, где…»
«Математику уже затем учить надо, что…»
Обмен личными мнениями,
взглядами, впечатлениями
Учитель предлагает обучающимся
высказать свое мнение относительно того
или иного объекта, факта, процесса.
Вхождение в образ
Данный способ предусматривает
предъявление задания, которое
начинается со слов:
«Представьте, что вы…»
Я знаю
Создание ситуации успеха позволяет
замотивировать обучающихся на
активную работу во время урока.
«Я знаю, что …»
Данный прием способствует росту
уверенности обучающихся в своих
силах.
Цитата
«Уравнение представляет собой наиболее серьезную и важную
вещь в математике» – О. Лодж ;
«Мне приходится делить свое время между политикой и
уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее,
потому что политика существует только для
данного момента, а уравнения будут существовать вечно» – А.
Энштейн.
Автор
На уроке учителем задаются следующие вопросы:
Если бы вы были автором учебника, то как бы вы объяснили
эту тему обучающимся?
Если бы вы были автором учебника, то как бы вы доказали
значение этой темы?
Если бы вы были художником-иллюстратором, то как бы
вы проиллюстрировали эту тему?
Ролевая игра
Игры важны тем, что активизируют
учебный процесс, развивают
теоретическое и практическое мышление.
На уроках можно применять отдельные
элементы различных ролевых игр.
Парадокс
Учитель моделирует ситуацию, содержащую парадокс.
«Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге -
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить».
Пример из жизни
Пример № 1
В таблице приведены нормативы по бегу на 30 метров для обучающихся 7-х классов.
Какую отметку получит девочка, пробежавшая эту дистанцию за 5,36 секунды?
Пример № 2
Стоимость проезда в пригородном электропоезде составляет 198 рублей.
Школьникам предоставляется скидка 50%. Сколько рублей стоит проезд группы из
4 взрослых и 12 школьников?
Мальчики
время,сек
Девочки
время, сек
Отметка
4,6
5,0
5
4,9
5,5
4
5,3
5,9
3
Мотивация требует цели
Целеполагание – это определение и установка
целей, в какой- либо деятельности
По новым стандартам обучающиеся сами формулируют
цель урока
Обучающийся всегда должен сравнивать себя с самим собой, а не
с другими и стремиться стать лучше, чем был вчера, а не лучше,
чем сосед
Подарите обучающемуся радость
деятельности, творчества и фантазии.
Наделите его правом авторского голоса.
Учите анализировать обучающегося
каждый этап урока.
Оценивайте, стимулируйте обучающихся.
Будьте всегда не «над», а «рядом».