Напоминание

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА


Автор: Симонова Светлана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №44 "Золушка"
Населённый пункт: г. Старый Оскол
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад





ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДОШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

ГРУППЫ №12 «ТЕРЕМОК»
Психолог Б.Ф.Ломов утверждает, что «каждый человек обладает в той или иной мере «творческим потенциалом», поскольку без творчества, хотя бы элементарного, человек не может решить жизненные задачи, то есть попросту прожить...». Общепризнанно, что творчество скорее процесс, поиск, нежели результат. Не всегда этот поиск заканчивается созданием высококачественного продукта деятельности. Скорее это некое умение задаваться вопросом, ставить перед собой проблему и попытка ее решения. В соответствии с этим первый признак наличия творческих способностей – сильная познавательная потребность, проявляющаяся в высокой познавательной активности. Высокая познавательная активность проявляется в самом раннем возрасте, и, внимательно наблюдая за ребёнком, легко можно оценить её развитие. Если у малыша ярко проявляется положительная эмоциональная реакция на новую игрушку, ситуацию, большой интерес к окружающим предметам, людям, активное освоение новых способов познания, стремление к подражанию, а потом и попытки самостоятельного экспериментирования (с предметом, звуком, словом), - всё это говорит о раскрывающемся творческом потенциале. Итак, вопросы пытливых малышей шире по тематике и глубже по содержанию, чем у сверстников. К пяти годам они пытаются искать ответы самостоятельно, наблюдая, пробуя экспериментировать. С пяти – шести лет возросший уровень познавательной активности позволяет ребёнку самому формулировать вопрос, проблему, обращая их уже не к другим, а к себе; поиск решений осуществляется планомерно и последовательно. К концу дошкольного возраста возможно появление стремления представить свои «открытия» другим – взрослым, детям. В дошкольной педагогике и психологии существует множество критериев оценки творческих работ детей. Но некоторые исследователи2 отмечают большую эффективность подхода к анализу детского творчества
американского специалиста П.Торренса. Он выделяет творческое мышление как обязательный компонент любого творческого поиска и использует основные показатели творческого мышления (продуктивность, гибкость, оригинальность, разработанность творческих идей и решений) для анализа результатов творческой деятельности. Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка, его творческие способности Е.С.Белова рекомендует понаблюдать за ребёнком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты: - предпочитаемые виды занятий, игр; - самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась); - отношение ребёнка к процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлечённость); - инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств); - реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность); - использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу). Творчески одарённые дошкольники могут проявлять большой интерес к различным видам занятий и игр, но преимущественно к тем, в которых они могут себя творчески проявить – открыть, создать что-то новое. Как правило, такие дети с радостью и большой увлечённость занимаются творчеством, проявляя при этом активность и инициативу; они достаточно самостоятельны в творческом поиске, но вместе с тем могут обращаться к старшим за необходимой информацией и за сведениями, как эту информацию получить. Такие дети целеустремлённы и настойчивы в осуществлении задуманного, их полностью поглощает сам процесс творчества. На основе анализа характеристик одарённых детей психолог Дж. Рензулли предложил оценивать творческий потенциал ребёнка по следующим параметрам: 1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы. 2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;
3. Свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво, энергично отстаивает его; 4. Склонен к рискованным действиям; 5. Обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем; 6. Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые другим не кажутся смешными; 7. Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеристики вещей, предметов; 8. Нонконформист, не боится отличаться от других; 9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения. К вышеперечисленному можно добавить большое стремление к творческому самовыражению, к творческому использованию предметов. Ориентируясь на эти характеристики, можно оценить проявление творческого потенциала ребёнка. Если при этом расширить границы оценки, то есть не только фиксировать выраженность характеристики в рамках альтернативных ответов «да – нет», но и пытаться различить степень выраженности (очень слабая, слабая, средняя, сильная, очень сильная), можно составить общее представление о раскрытии творческого потенциала ребёнка. Комплексность, многогранность понятия творчества предполагает и комплексный подход к его диагностике. Выделение одной какой-либо характеристики или качества, а также использование одного какого-то4 диагностического метода недостаточно для объективной и точной оценки способностей ребёнка. Диагностика творческих способностей имеет свои особенности, которые нам необходимо выделить, чтобы увидеть их отличительную черту от других видов диагностики. Особенности диагностики: Для получения более точных результатов необходимо исключить учебную мотивацию, проводить в свободное от работы время. Экспертная оценка не столько результата, сколько процесса. Иные методы: не через тесты, а через включённое наблюдение в естественных условиях
(эксперт играет вместе); через самоопросники, биографический метод, в котором снимаются только факты (т.к. творчество возникает эпизодически) и анализируются условия, в которых происходил факт. Игра, тренинги являются основными методами. Для снятия напряжённости обязателен подготовительный период. Снят лимит времени. Основные показатели при диагностировании: -Беглость. -Гибкость (количество идей, умение переключаться с проблемы на проблему). -Оригинальность (стандартный ответ или нет). -Устойчивость интереса. -Целостность (способность придавать продукту завершённый вид). При проведении диагностики с детьми младшего школьного возраста необходимо создать обстановку для индивидуального обследования, без контакта с другими детьми, т.к. у детей этого возраста есть склонность к подражанию. Методы диагностики должны исключить словесное пояснение детей со стороны, т.к. их речь неадекватна чувствам. Дети чувствуют больше и понимают на интуитивном уровне, чем могут сказать. Предпочтение отдаётся интуитивной догадке. Художественно- эстетическое развитие проверяется через восприятие выразительности формы, а не через овладение языком искусства, тестируется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток

Организация практической работы по развитию творческих работы по

развитию творческих способностей детей дошкольного возраста
На формирующем этапе экспериментирования мы провели конспект НОД по художественно - эстетическому развитию во 2 младшей группе Разноцветный ковёр из листьев
Цели:
расширить представления детей о природном явлении листопаде, Учить классифицировать листья по цветам: жёлтый, зелёный, красный цвета, рисовать листья способом примакивания, равномерно располагая рисунок по всей поверхности листа бумаги; развивать умение работать кистью; воспитывать умение работать в коллективе, соблюдая элементарные правила при игре, ориентироваться в пространстве.
Материал

и

оборудование:
букет из опавших листьев разных деревьев, краски зелёного, жёлтого, красного цветов, кисти, пейзаж осени.
Непосредственно образовательная деятельность детей
В о с п и т а т е л ь . Ч и т а е т с т и х о б о с е н и . (И. Винокуров) Ходит осень В нашем парке, Дарит осень Всем подарки: Бусы красные – Рябине, Фартук розовый – Осине, Зонтик желтый – Тополям, Фрукты осень Дарит нам.
Давайте ребята подойдём к окошку и посмотрим что нам осень подарила. Какая красота, какая берёзка в своем золотом и багряном одеянии! Посмотрите, как разноцветные листья, тихо кружась, падают на землю. Их так много на земле, как всё покрыто красивым ,ярким ковром. Посмотрите на пейзаж. Вы когда-нибудь были в лесу, в парке?(дети отвечают были, ходили по листикам) Вспомните, когда бегали в солнечную погоду по парку, что – нибудь заметили, конечно же правильно листики шелестели под ногами, «шебуршали»,в сухую погоду так происходит шелест листьев слышали, а когда много листьев на падало на землю мы называем «Листопадом». Мы сейчас с вами поиграем
.
Дидактическая игра « Разноцветные листочки».Послушайте задание, вы возьмите каждый по одному листику кленовый -красный , берёзовый -жёлтый , дубовый –зелёный листики, Внимательно следите что я буду говорить и показывать какого цвета и формы листик и вы бежите – «летите» ко мне. Я посмотрю какие вы внимательные, как вы умеете меня слушать и слышать. Летят, летят берёзовые, жёлтые листочки. Летят, летят красивые, кленовые листочки. Летят, летят овальные ,зелёные листочки. -Осенние листья так красивы, пройдёт время и на деревьях не останется ни одного листочка. А так жаль, что после осени золотой наступит зима. Снег укроет землю белым чистым снегом, и деревья будут стоять голыми. А так хотелось бы продлить немного осень золотую. Как же нам сохранить листочки? Да мы можем их нарисовать . Для этого мы можем их нарисовать, но нам понадобятся краски. Кто же мне поможет выбрать зелёную, красную и жёлтую краски? (Дети выбирают) . Физкультминутка Мы листики осенние. На веточках сидели, Дунул ветер- полетели.
Полетели, полетели и на землю сели. Ветер снова набежал и листочки все поднял, Повертел их, покрутил и на землю опустил. Дети выполняют действия в соответствии с текстом. Рисование « Разноцветный ковёр из листьев» Воспитатель. Сегодня мы с вами нарисуем много красивых листочков, создавая из них такой же ковёр, что лежит на земле. Для рисования нам потребуется кисточка, которую мы должны сначала намочить в стакане с водой. Потом на ворс кисти нужно набрать немного краски, снять её излишки о край баночки. Вот теперь я нарисую первый листочек (рисую листок способом примакивания). Чтобы нарисовать листочек другого цвета, мне нужно хорошо промыть кисточку в стакане с водой и только затем набрать краску нужного цвета. Мне нужна помощь. Листочков нужно нарисовать очень много, чтобы у нас получился ковёр. Поможете мне? Воспитатель предлагает каждому ребёнку выбрать цвет листочка и нарисовать его на листе бумаги. Наиболее подготовленные дети могут работать по2-3человека самостоятельно. Воспитатель индивидуально работает с остальными детьми. В процессе рисования воспитатель обращает внимание детей на то, что листочки должны располагаться по всей поверхности бумаги. По окончании работы педагог напоминает, что кисточка прослужит долго, если после рисования она будет тщательно промыта и высушена. Воспитатель. Посмотрите, какой замечательный рисунок получился у нас! Разноцветные листочки полностью закрыли белый лист бумаги. Вот так мы все вместе создали красивый ковёр, который будет украшать нашу группу. За окошком лист осенний пожелтел, Оторвался, закружился, полетел. Жёлтый листик подружился с ветерком, Все кружатся и играют под окном. А когда весёлый ветер улетел,
Жёлтый листик на асфальте заскучал. Я пошла во двор и листик подняла, Принесла домой и маме отдала. Воспитатель. Хвалит детей за их старания. Ребята послушайте ещё одно стихотворение об осени: Осенний клад (И.Пивоварова) Падают с ветки жёлтые монетки… Под ногами целый клад! Это осень золотая Дарит листья не считая, Золотые дарит листья Вам, и нам, И всем подряд. Воспитатель. -Какие стихи вы прослушали? О чём они? -Что мы рисовали? -Какие листики мы рисовали? -В какую игру мы играли? Дети радуются своему труду, своим стараниям. Все вместе идём мыть ручки Вывод: Таким образом у детей воспитанно любовь к творчеству через приобщение к рисованию, сформировались представления о природном явлении о листопаде, знают листья по цветам: жёлтый, зелёный, красный цвет, умеют правильно проводить кистью, держать кисть в правой руке; сформирован навык примакивания, развито умение работать кистью; воспитано умение работать в коллективе, соблюдают элементарные правила при игре, ориентируются в пространстве.

2.3. Итог работы по развитию творческих способностей дошкольников
Во второй группе раннего возраста №12 «Теремок» прошёл итог работы по развитию творческих способностей дошкольников Таблица «Выявление компонентов творческих способностей второй группы младшего возраста» Ф.И. ребёнка Беглость Гибкость Оригинальност ь Целостност ь Общие количество балов Миша А. 4 3 5 5 17 Злата Б. 4 5 5 5 19 Арина Л. 3 4 4 4 15 София Б. 5 5 5 5 20 Мира К. 3 4 3 4 14 Соня Г. 5 4 5 5 19 Женя К. 2 3 4 3 12 Миша П. 3 4 4 4 15 Кирилл У. 2 3 3 3 11 Даниил Х. 3 4 4 4 15 Вова Х. 3 3 4 4 14 Саша А. 4 4 4 5 17 Витя Д. 3 4 4 4 15 Денис Л. 5 5 5 5 20 Вера В. 4 4 5 4 17 Полина 5 5 5 5 20 Артём С. 3 4 4 5 16 Роман С. 2 3 4 4 13 Подводя итоги формирующего эксперимента можно сделать вывод, что на данных занятиях дети учились самостоятельно и с помощью воспитателя придумывать образы, сюжеты и воплощать свой замысел до образа, доводить начатое дело до конца, до желаемого результата. Это говорит о повышении уровня творчества детей младшего дошкольного возраста.
Анализируя работу детей, можно сказать о том, что дети справились с заданиями, проявили большую заинтересованность, стремились создать оригинальные рисунки и сочинить сказки. У детей повысилось стремление довести свой замысел до конца, показать свои работы другим детям. Работы детей были очень интересны и разнообразны . Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются: 1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характе- ризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность. 2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления. Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. Рекомендации. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются: 1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей. 2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка. 3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возмож- ностей.
4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д. 5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. 6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству. Для исправления существующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников: 1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей. 2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания творческого характера. 3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей. 4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.


В раздел образования