Напоминание

"Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через ДПИ"


Автор: Островерх Ирина Анатольевна
Должность: педагог дошкольного образования
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 356
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через ДПИ"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Развитие мелкой моторики у детей

старшего дошкольного возраста через ДПИ»
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» Василий Сухомлинский Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь декоративно- прикладное искусство-составная часть этого опыта, а народное творчество- источник чистый и вечный, оно идет от души. Душа народная добра и красива, именно поэтому необходимым условием развития личности является использование народного искусства в работе с детьми. Декоративно- прикладное творчество с использованием нетрадиционных техник даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников, способствует развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия и глазомера. Важность темы заключается в том, что именно развитие мелкой моторики у детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе. Поэтому необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. Побуждать пальчики работать - одна из важнейших задач, которая приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творче ских спо собно стей недо статочно стандартного н а б о р а изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Поэтому необходимо использовать также нестандартное оборудование.
Оригами
Это складывание фигурок из бумаги. Выполнение поделок в стиле оригами воспитывает у детей трудолюбие, развивает произвольную регуляцию деятельности, развивает конструктивные и творческие способности с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развивает умение анализировать, планировать, создавать конструкцию по образцу, заданным условиям, знакомит детей со способами преобразования геометрических фигур, развивает пространственную ориентировку.
Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.
Обрывная аппликация
Это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации детали не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Здесь не нужно чётких контуров и ровных линий - настоящий простор для творчества.
Аппликация из салфеток
Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Коллективные работы, выполненные салфеточной аппликацией, отличаются красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией, получая удовлетворение в виде готовой работы, выполненной своими руками. На первых занятиях дети сминают кусочки салфеток размером 5 на 5 см., затем постепенно квадратики салфеток становятся все меньше. Пальчики детей становятся все более ловкими, комочки – более плотными. Продуктивная деятельность всегда интересна детям, но когда они видят готовую коллективную работу, украшающею группу, нет предела детской радости, восхищения, гордости за свой труд.
Аппликация из крупы
Для развития мелкой моторики полезно перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения. Но детям также хочется видеть результат сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
Рисование солью
Нарисованный краской рисунок посыпается солью, соль пропитывается краской, и после высыхания получается необычная структура, эффект зернистости придает объемность изображению.
Поделки из ниток.
Такой материал для изготовления поделок, как нитки, очень распространен и доступен каждому. Этот своеобразный вид рукоделия давно завоевал сердца многих педагогов и детей. Изделия получаются необычные и красивые, а главное сделаны с душой. Из ниток можно делать аппликацию (мелко нарезать нити разных цветов), сделать объемные игрушки (птиц, гусеничку на основе помпонов, куклу-оберег и т.д.). Нитки также можно сочетать с бусинками, пуговицами, тканью, картоном. Это далеко не весь перечень нетрадиционного художественного творчества. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий
процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений. Художественная техника создания аппликаций и объёмных игрушек интересна и доступна детям разных возрастов, и очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческих способностей. К тому же конструируя из бумаги различные фигурки, ребёнок всегда найдёт им применение в своих играх, будет использовать в повседневной жизни. Ребята могут оставить их себе на память, подарить, использовать для украшения помещений детского сада, оформления выставок в уголке детского творчества. В завершении хочется ещё раз подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Занятия с использованием нетрадиционных техник на основе ДПИ позволяют развивать воображение, память и фантазию, повышают интерес к учебным мероприятиям. Необходимо помнить, что на занятиях по художественному творчеству, дети должны получать не только знания и навыки, а также радость, удовольствие, быть счастливыми от своих маленьких успехов.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники