Познавательное развитие проект совместной деятельности "Птицы родного края"
Автор: Комягина Оксана Павловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №10 "Зоренька" Населённый пункт: город Котлас, Архангельская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Познавательное развитие проект совместной деятельности "Птицы родного края" Раздел: дошкольное образование
Проект познавательно - творческой деятельности
воспитателя Комягиной О.П.
«Птицы родного края»
во второй младшей группе № 5 «Колокольчики»
МДОУ «Детский сад №10 «Зоренька»
1.Тема: «Птицы родного края»
Актуальность:
Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает
особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства
происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень
важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к
ней, научить беречь окружающий мир.
Экологическое воспитание
дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края выбрано не
случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется
психологический контакт с птицами, существами активными,
привлекательными, подвижными.
Взрослые должны воспитывать у детей бережное отношение к птицам,
нашим верным друзьям, и привлекать их к созданию хороших условий жизни
для пернатых.
Изучению данной темы способствуют:
-возможность наблюдать птиц в любое время года, устанавливать
взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в
природе;
- большой выбор и доступность детской литературы о птицах;
- широко представленное в иллюстрациях разнообразие видов птиц, что
позволяет на богатом наглядном материале формировать у детей
познавательную деятельность и речь;
- возможность воспитания у детей бережного отношения к природе
через проявление заботы о птицах: кормление птиц зимой, изготовление
совместно с родителями кормушек, скворечников.
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно
важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится
значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный
корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут
пережить зиму и погибают.
Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в
нашей
местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах,
помогать им в холодное зимнее время.
2. Цель проекта: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
3. Возраст детей: 3,5 - 4 года
4. Задачи проекта:
1
Расширять знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни
зимующих птиц.
Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей
воспитанников
Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных
зимних условиях.
5. Формы организации совместной деятельности:
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
(предварительная работа с детьми):
- чтение взрослым рассказа и ответы детей на вопросы по содержанию
текста рассказа «Воробьишко»;
- рассматривание иллюстраций к рассказу «Воробьишко».
- театрализованная деятельность потешка «Сорока Белобока».
- подвижные игры и дидактические игры в самостоятельной деятельности
детей.
- утренняя гимнастика «Ворона и воронята».
6. Методы и приемы:
Словесные:
- беседа по содержанию рассказа «Воробьишко»; вопросы взрослого во
время наблюдения за птицами.
Наглядные:
- рассматривание плакатов, фото и иллюстраций с изображением птиц,
наблюдения за птицами в природе.
Игровые:
- дидактические игры «Птичья столовая», «Назови птиц», «Собери
картинку».
- подвижные игры «Воробушки и кот», «Голуби и синички».
- утренняя гимнастика «Ворона и воронята».
- театрализация потешки «Сорока Белобока».
7. Материально технические ресурсы :
карточки с изображением птиц, модели строения птиц, персонажи и атрибуты
для театрализации потешки «Сорока – ворона, кашу варила»;.
8. Участники: дети группы, воспитатель, родители
9.Тип проекта: познавательно-творческий
Продолжительность: 1 неделя
10. Предполагаемый результат:
1. Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
2. Обогащение предметно-развивающей среды.
3. Активное участие детей и родителей в выставке «Птичий базар», в акции
«Птичья столовая».
11. Риски реализации проекта:
- возрастные и личностные особенности детей
- отказ родителей в совместной игровой и продуктивной деятельности.
2
12. Продукт проектной деятельности:
Драматизация потешки «Сорока – ворона, кашу варила».
Подвижные игры; совместная игровая деятельность; поделки птиц и
кормушек.
Основные этапы реализации проекта:
I
подготовительный :
- обсуждение проекта
- выяснение возможностей, средств необходимых для реализации
проекта
- подбор методической и художественной литературы, иллюстраций
- подбор дидактических игр по теме проекта
- составление плана работы
II. основной :
Обра
зоват
ельна
я
облас
ть
Тема и
цель деятельности
Форма
деятельнос
ти
Ответ
ствен
ный
Самостоятельная деятельность детей
Позн
авате
льное
разви
тие
1.
«Птичья столовая» Цель: познакомить детей с
видами корма для зимующих птиц.
2.
«Назови птиц» Цель: развивать речь, правильность
произношения слов при описании характерных признаков
птицы изображенной на карточке.
3.
«Собери птицу» Цель: развивать логическое
мышление и память.
Дидактиче
ские игры
воспи
тател
ь
Физи
ческо
е
разви
тие
1 . «Воробушки и кот» Цель: закреплять умение
передвигаться по сигналу прыжками на 2 ногах.
2. «Голуби и синички» Цель: учить ориентироваться на
площади групповой комнаты, по сигналу убегая, не
наталкиваться друг на друга.
Закреплять знания об особенностях передвижения и
способе самосохранения птиц.
3. «Ворона и воронята» Цель: прививать желание
выполнять ОРУ, прививать ЗОЖ, формировать
экологические знания.
Подвижны
е игры
Утренняя
гимнастика
воспи
тател
ь
Совместная деятельность детей и педагога в режимных моментах
Речев
ое
разви
тие
Чтение взрослым рассказа «Воробьишко»
Цель: познакомить с новым литературным
произведением; закреплять знания детей о птицах,
прилетающих на участок; воспитывать у детей бережное
Беседа по
содержани
ю текста
рассказа;от
воспи
тател
ь
3
отношение к птицам.
веты на
воросы
взрослого
Соц.-
ком.
разви
тие
Обыгрывание потешки «Сорока - Белобока»
Цель: учить отображать характер героев потешки;
правильно произносить текст, двигать героев
Театрализа
ция (дети)
–
настольны
й театр
воспи
тател
ь
Совместная деятельность детей и родителей
1.
Изготовление кормушек
Цель: вовлечь родителей в совместную продуктивную
деятельность, помочь в поиске интересных идей, подборе
материалов, способах изготовления кормушек.
2.
Изготовление поделок в различных техниках.
Цель: стимулировать педагогическую компетентность
родителей через совместную продуктивную деятельность
с ребенком.
Творческая
мастерская,
консультац
ия,
фотоальбо
м в
закрытой
группе
«ВКОНТА
КТЕ»
воспи
тател
ь
III.
заключительный
Продукт (результат проекта)
- проект «Птицы родного края» реализовал поставленную цель и задачи.
Дети приобрели знания о птицах родного края;
Сформировали знания об особенностях внешнего вида, способах
передвижения и особенностях питания.
- данный проект может быть реализован на других возрастных группах,
однако необходимо учесть возрастные особенности детей.
- фотоотчет для родителей в закрытой группе «Колокольчики» в
соц.сети «ВКОНТАКТЕ».
4
Горький Максим
Воробьишко
У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи
пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь -
живет своим умом.
Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком
бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других
мягких материалов. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и всё
выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать - что такое божий мир и
годится ли он для него?
- Что, что? - спрашивала его воробьиха-мама.
Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:
- Чересчур черна, чересчур!
Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:
- Чив ли я? Мама-воробьиха одобряла его:
- Чив, чив!
А Пудик глотал букашек и думал: "Чем чванятся - червяка с ножками дали
чудо!"
И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.
- Чадо, чадо, - беспокоилась мать, - смотри - чебурахнешься!
- Чем, чем? - спрашивал Пудик.
- Да не чем, а упадешь на землю, кошка - чик! и слопает! - объяснял отец,
улетая на охоту.
Так всё и шло, а крылья расти не торопились.
Подул однажды ветер - Пудик спрашивает:
- Что, что?
- Ветер дунет на тебя - чирик! и сбросит на землю - кошке! - объяснила
мать.
Это не понравилось Пудику, он и сказал:
- А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет...
Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил - он
любил объяснять всё по-своему.
Идет мимо бани мужик, машет руками.
- Чисто крылья ему оборвала кошка, - сказал Пудик,- одни косточки
остались!
5
- Это человек, они все бескрылые! - сказала воробьиха.
- Почему?
- У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают,
чу?
- Зачем?
- Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек...
- Чушь! - сказал Пудик. - Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать,
на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все
летали.
Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо
кончится.
Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи
собственного сочинения:
Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.
Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка - рыжая,
зеленые глаза - тут как тут.
Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и
чирикает:
- Честь имею, имею честь...
А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали
страшная, храбрая, клюв раскрыла - в глаз кошке целит.
- Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети...
Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями
- раз, раз и - на окне!
Тут и мама подлетела - без хвоста, но в большой радости, села рядом с
ним, клюнула его в затылок и говорит:
- Что, что?
- Ну что ж! - сказал Пудик. - Всему сразу не научишься!
А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на
них рыжая, зеленые глаза-и сожалительно мяукает:
- Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка... мя-увы...
И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без
хвоста...
6
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА
в 2-й младшей группе
Тема: "Ворона и воронята"
Программное содержание: Учить детей правильно и красиво двигаться,
использовать стихотворный текст для активации детей и повышения
интереса. Закреплять навыки детей в ходьбе и беге по кругу за воспитателем,
развивать физические способности.
Оборудование: шапочка с изображением Вороны.
I
часть.
Воспитатель: Дети, вы любите играть? Я буду вашей мамой-"Воронушкой",
а вы -мои маленькие воронятки.
(воспитатель одевает шапочку Вороны).
- Я во двор вас поведу,
дети идут колонной
Побываем мы в саду
за воспитателем
Становитесь все за мной
спина прямая, ноги стоят ровно,
смотрим вперед, ходьба обычная
Мы отправимся гурьбой
Рано-рано по утру
Птицы ходят по двору
Важно шагают,
Ноги поднимают.
Крылышками помахали
ходьба, помахивая руками
И бегом все побежали.
бег по кругу
Воронята пробежали и немножечко
устали
переход на ходьбу
Важно все шагают
Ноги поднимают
ходьба по кругу
За руки возьмемся
взяться за руки
И друг другу улыбнемся
сделать большой круг
Дружно вытянули шеи
В стороны все посмотрели
И.п. ноги слегка расставлены
повороты головы вправо - влево
Головами повертели
И на хвостик посмотрели
И.п. ноги на ширине плеч
руки на поясе, поворот вправо -
влево, вернуться в и.п.
А теперь легли все дружно
Делать так птенцам всем нужно
И.п. лежа на спине.
произвольные движения рук и ног
Долго нам лежать нельзя,
Из положения лежа сесть, затем стать
7
Надо нам вставать друзья!
в и.п. ноги на ширине плеч, руки
вдоль туловища.
Весело попрыгали
Лапками подрыгали.
И.п. ноги слегка расставлены,
руки внизу, прыжки на двух ногах
Важно шагаем,
Ноги поднимаем.
прыжки чередовать с ходьбой
III
часть.
Подвижная игра Ворона и воронята"
Дети изображают "воронят" (ходьба всей группой врассыпную по группе). По
сигналу мамы-"Воронушки": "Воронята по домам, бегите ко мне!",
дети "летят" к воспитателю.
Играют 2 раза.
Ходьба стайкой за воспитателем по залу.
8