"Развитие познавательной активности на уроках математики посредством ИКТ у детей с ОВЗ"
Автор: Курлина Нонна Владимировна Должность: учитель математики Учебное заведение: ГБПОУ АО АГТ Населённый пункт: Астрахань Наименование материала: статья Тема: "Развитие познавательной активности на уроках математики посредством ИКТ у детей с ОВЗ" Раздел: среднее профессиональное
посредством ИКТ у детей с ОВЗ
ГБПОУ АО АГТ с/п №2
учитель математики: Курлина Н.В
2015г.
Развитие познавательной активности на уроках математики посредством ИКТ
Проблема развития познавательной активности и самостоятельности обучающихся на
сегодняшний
день
является
одной
из
наиболее
актуальных
для
ученых-психологов,
методистов, педагогов.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы и педагогического опыта
работы учителей математики показали, что одним из способов развития познавательной
активности
является
применение
ИКТ
в
обучении
и
воспитании.
Потребностью
сегодняшнего
дня
является
переход
с
усвоения
готовых
знаний
на
уроке
к
самостоятельной познавательной деятельности ученика.
Актуальность
проблемы
очевидна,
так
как
роль
информационно-коммуникационных
технологий в общеобразовательном процессе определена в документах Правительства РФ,
Министерства
образования
РФ,
относящихся
к
стратегии
модернизации
образования.
Согласно концепции модернизации математического образования, одним из приоритетных
направлений
является
внедрение
информационно-коммуникационных
технологий
в
учебно-воспитательный процесс. Успех процесса обучения определяется уровнем учебной
мотивации
обучающихся.
Задача
учителя
состоит
в
том,
чтобы
опираясь
на
диагностические исследования, интересы учащихся, особенности возрастного развития,
применить
такие
педагогические
технологии,
методы
и
приёмы,
которые
позволяют
повысить учебную мотивацию.
В настоящее время, когда владение необходимой информацией становится важнейшим
инструментом в любой сфере человеческой деятельности, важнейшая задача – научить
подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать
необходимые знания.
Включение
новейшей
техники
в
традиционные
формы
и
методы
обучения
позволяет повысить производительность труда обучающихся и учителей.
Применение ИКТ помогает учителю перейти от традиционного урока к современному
уроку, а также дает широкие возможности для развития самостоятельной деятельности
обучающихся.
Использование
мультимедийной
продукции
позволяет
повысить
уровень
мотивации
у
ребят;
способствует
более
продуктивному
проведению
индивидуальных
занятий, оптимальному управлению учебным процессом.
В образовательном процессе познавательная деятельность обучающихся играет
ведущую роль, так как посредством неё осуществляется усвоение содержания обучения.
Формирование
познавательной
активности
возможно
при
условии,
что
деятельность,
которой
занимается
ученик,
ему
интересна.
Следовательно,
высокая
познавательная
активность возможна только на интересном для ученика уроке. И наоборот, воспитать у
детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает
пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои
силы.
Применение ИКТ возможно на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового
материала, закреплении, повторении, контроле. Для ученика он выполняет различные
функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения и поиска дополнительного
материала по многим темам программы.
1.
Объяснение нового материала.
На этапе изучения нового материала воздействие учебного материала на обучающихся во
многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная
насыщенность
учебного
материала
делает
его
ярким,
убедительным,
способствует
лучшему его усвоению и запоминанию. При изучении новой темы можно провести урок-
лекцию с применением компьютерных презентаций. Так на уроках математики в 9 классе
при
изучении
тем:
«Проценты»,
«Единицы
измерения
площади»,
«Меры
земельных
площадей» использовались презентации, которые доступно и последовательно объясняли
тему урока. В 10 классе при изучении тем: «Нахождение процентов от числа», «Решение
задач
практического
содержания»
также
на
этапе
объяснения
нового
материала
использовались мультимедийные презентации.
Использование презентаций позволяет облегчить обучающимся восприятие материала,
повысить
плотность
урока,
эффективность
контроля
знаний
и
умений
учащихся
и
познавательную активность школьников. Задания, предложенные на уроке, подбираются с
учетом
возрастных
особенностей
учащихся
и
способствуют
развитию
логического
мышления, умения анализировать, применять знания в новых условиях.
Урок-презентация реализует принципы доступности, наглядности, обеспечивает
получение большего объема информации и заданий за короткий период, эффективны
своей эстетической привлекательностью. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду
(обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на
слайд).
Это
позволяет
акцентировать
внимание
обучающихся
на
значимых
моментах
излагаемой информации.
2.
Применение знаний.
На
данном
этапе
реализуется
обучающий
тип
деятельности.
Отрабатываются
различные задания, целью которых является применение усвоенных знаний на практике.
Так в 11 классе активно решаем задачи практического содержания при закреплении тем:
«Проценты» (умение определить выгодность покупки, целесообразность кредита, расчет и
экономия при ведении домашнего хозяйства), «Решение составных задач на расчет оплаты
коммунальных услуг», «Решение задач на расчет оплаты больничного листа» и др.
Эффективны модули-тренажеры, математические игры и головоломки, которые служат для
отработки основных вычислительных навыков.
При закреплении темы «Диаграммы» (9 кл.) удобно использовать компьютерную
программу, работающей с электронными таблицами, это очень быстро сделать, а главное
интересно для восприятия и усвоения.
3. Контроль знаний.
При
контроле
применяются
тесты.
Возможны
две
формы
организации
тестов,
которые условно можно назвать «выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «напиши
правильный
ответ».
Тестирование
на
компьютере,
что
позволяет
быстро
определить
коэффициент усвоенных знаний. В нашем учебном заведении тестирование проводится и
в системе промежуточной аттестации обучающихся 11 классов по различным предметам, в
том числе по математике и информатике.
Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение обучающихся к
учению,
предполагают
ненавязчивый
способ
оказания
помощи,
возможность
выбрать
индивидуальный темп обучении. Важным элементом педагогического процесса является
проектная
деятельность
учащихся.
Результаты
выполненных
проектов
должны
быть
«осязаемыми»,
если
это
теоретическая
проблема,
если
практическая
-
конкретный
результат, готовый к использованию.
Использование
ИКТ
в
проектно-исследовательской
деятельности
позволяет
повысить
мотивацию
учебной
деятельности,
привлечь
обучающихся
к
процессу
активного получения и применения знаний, использовать широкую базу информационных
источников,
сделать
проекты
более
полными,
всесторонними,
наглядными
и
яркими,
научить планированию собственной деятельности и оценке её результатов.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках позволяет
развить коммуникативные умения обучающихся, повысить интенсивность учебного труда,
развить
познавательную
активность,
и,
следовательно,
желание
изучать
предмет.
Применение ИКТ формирует навыки самостоятельной работы с материалом, позволяет
вовлечь в учебную деятельность пассивных учеников, привить обучающимся навыки
сотрудничества, организовать моментальную обратную связь с обучающимися, обеспечить
учебный
процесс
новыми,
ранее
недоступными
материалами,
которые
помогают
обучающимся проявлять их творческие способности.